Структурное и институциональное состояние российской экономики
Состояние дел в российской экономике и анализ ее десятилетнего развития показывают, что “регенерационный подъем” после спада был обусловлен занятием российской продукцией тех “ниш сбыта”, которые образовались в результате дохода от роста экспортных цен на нефть и временного роста внутреннего спроса. На сегодняшний день ингибиторы этого процесса себя исчерпали, и он движется по инерции. В современной ситуации глобального спада мировой конъюнктуры страна будет обречена на сокращение темпов роста экономики, если не найдет внутренних источников развития, компенсирующих внешний спад.
Единственным выходом из сложившейся ситуации для обеспечения нормального и стабильного роста является качественная и органическая модернизация российской промышленности.
В отсутствие сколько-нибудь выраженной институциональной и инвестиционной политики государства структурные сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации структуры отраслей высокого технологического передела. При этом наиболее серьезный регресс охватил современные предприятия по разработке и изготовлению средств производства и, на фоне продолжающегося в мире НТП, выразился в отставании России на 15-20 лет по уровню развития ключевых технологий современного ТУ.
Большинство производств ядра современного технологического уклада практически свернуто. Сокращение производства намного превышает спад производства других видов продукции; произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами. При этом существенно ухудшилась структура производства: в отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство товаров с высокой добавленной стоимостью, в России увеличение ВВП обеспечивалось главным образом экспортом энергоносителей и ростом торговли.
В структуре промышленного производства резко выросла доля топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов при сокращении доли машиностроения. Произошедшая структурная деформация российской экономики привела ее в ловушку сырьевой специализации. Об этом ясно говорит гипертрофированное повышение веса сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт, и деградация производства товаров конечного спроса, ориентированных на внутренний рынок. Если за последние полстолетия доля ТЭК сектора в мировой экономике снизилась с 15% до 9,3%, то в России она за последние 15 лет подскочила до 19 %.
Хаотическая ломка структуры российской экономики в ходе радикальных реформ привела к ее дезинтеграции и распаду некогда целостных технологических цепочек на автономные элементы, частично встроившиеся во внешние воспроизводственные контуры. Имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности неспособны решить эту задачу. Государство фактически прекратило поддерживать инвестиционные процессы, а новые рыночные институты обеспечения расширенного воспроизводства, прежде всего, банковская система и фондовый рынок, не достигли достаточного для этого уровня. Специфической особенностью современной российской банковской системы является ее дисфункциональность. Большинство российских коммерческих банков не выполняют главную функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции. Вместе с тем, финансовые возможности предприятий реального сектора экономики, несущих основную нагрузку поддержания инвестиционной активности в экономике, весьма ограничены. Объем амортизационных отчислений, являющихся главным источником финансирования инвестиций, составляет 2,2% к объему основных фондов (в 1990 г. -14%) при необходимости их обновления наполовину.
В настоящее время ежегодный износ фондов в промышленности составляет 5-7%, а их восстановление – 1-1,5%. При этом, соотношение амортизационных отчислений и первичной стоимости основных фондов снизилось с 21% до 3,2%. Соответственно, доля амортизации в общем объеме инвестиций снизилась с 50% до 26,2%. Фактически имеется постоянный дисбаланс в пропорции примерно 3:1, и при сохранении в дальнейшем такой тенденции неизбежна полная изношенность всех основных фондов.
Невелики и возможности финансирования инвестиций за счет прибыли. За исключением экспортно-ориентированных отраслей топливно-энергетического и металлургического комплексов, в которых объем прибыли остается весьма высоким благодаря сложившейся внешнеэкономической конъюнктуре, рентабельность во внутренне - ориентированных отраслях промышленности в среднем составляет около 6%, не позволяя финансировать расширенное воспроизводство основного капитала. В результате закрепляется сырьевая структура российской экономики: основная часть капитальных вложений в промышленность концентрируется в топливно-энергетическом и химико-металлургическом комплексах.
Норма накопления (отношение объема инвестиций к ВВП), упав более чем вдвое в начале реформ, остается на крайне низком уровне 18 - 20%. Мировой опыт трансформации экономик свидетельствует о том, что страны, осуществляющие модернизацию и структурную перестройку своей экономики в течение долгих периодов, демонстрировали очень высокий уровень инвестиций. В послевоенной Европе норма накопления вплоть до 70-х годов составляла 25%. В Японии в тот же период она достигала 30%, а в Южной Корее была еще выше. В период индустриализации в СССР, а также в проводящем модернизацию экономики современном Китае, норма накопления превышала 1/3, достигая 40% ВВП.
Искусственно сдерживая денежное предложение и удерживая ставку рефинансирования на уровне, существенно превышающем рентабельность внутренне ориентированных секторов экономики, Центробанк блокирует развитие всей банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями и сверхприбыльными добывающими отраслями. Своей кредитно-денежной политикой Центральный банк подталкивает конкурентоспособные предприятия к кредитованию за границей, подрывая тем самым возможности роста отечественной банковской системы и финансового рынка.
Сегодняшнему правительству РФ правила игры диктует психология «экспортно-сырьевой модели» развития экономики, доминирующая у нас в стране. Когда доходы от экспорта сырья позволяют формировать бездефицитный бюджет, главной задачей становится задача финансовая - эти доходы принять, сохранить и правильно распределить. Функция развития оказывается вторичной, у власти нет ни инструментов, ни организационного ресурса, ни интереса развивать другие источники доходов.
Сегодня необходимо вырабатывать новые инструменты экономической политики и от «управления расходами» государству переходить к политике стимулирования развития «альтернативных» источников доходов, а значит - к поддержке реального сектора - малых, средних и крупных перерабатывающих предприятий, созданию условий для развития отечественного производства, реализации эффективной программы развития тех отраслей и секторов экономики, которые вызовут новый промышленный спрос и станут локомотивами выхода страны из кризиса, своеобразными «точками роста».
Проблемы российской экономики станут очевидными, если проанализировать основные черты сырьевой модели:
основной источник богатства в сырьевой экономике - не производительный труд, а природная рента, реализуемая через экспорт сырьевых товаров;
экономика зависит от внешнего спроса на сырьё (от циклов конъюнктуры мировых товарных рынков). Это приводит к соответствующей политике государственного финансового и инвестиционного планирования (по принципу: «накопить стабилизационный фонд, им гасить кризисные проявления и ожидать следующего подъёма сырьевых цен»).
Главная экономическая функция правительства - не генерирование (через стимулы) развития источников доходов страны, а казначейское распоряжение ими: принять доходы, сохранить и правильно их распределить.
Основными субъектами сырьевой экономики являются государство и сверхкрупные сырьевые компании: они - главные работодатели и гаранты социальной сферы, они - главные источники дохода государства, именно их интересы доминируют в распределении потоков инвестиций, валютном регулировании, фискальной политике и т.д.
Доходы, получаемые от сырьевого экспорта, перераспределяются внутри экономики, тем самым создавая внутренний спрос на импортные товары (как потребительские и промышленные). Из отечественных товаров потребляется продукция «неторгуемых» отраслей (не имеющих конкуренции с импортом) - банковской сферы, строительства, транспорта.
Фискальная политика основывается на налогообложении не корпоративной прибыли или индивидуальных доходов, а оборота предприятий (даже если формально облагается «добавленная стоимость»). Такая политика в долгосрочной перспективе ведет к снижению привлекательности страны для капиталоёмких и наукоёмких обрабатывающих производств по сравнению с экспортно-сырьевым и торговым секторами.
Поступающие в страну денежные потоки оказывают инфляционное давление на экономику («голландская болезнь»). Для сдерживания инфляции правительства этих стран вынуждены принимать фискальные и бюджетные меры, крайне негативно влияющие на инвестиционный климат. В дополнение к этому фактору в России инфляция связана с высоким уровнем монополизации отраслей, коррупцией, низким уровнем защиты собственности и отсутствием налоговых стимулов к инвестициям и сбережению.
Поскольку развитие обрабатывающего бизнеса не является приоритетом, характерной чертой сырьевой экономики становится крайне неблагоприятные условия для его ведения (рентабельность производства зачастую ниже стоимости предлагаемых ресурсов). В частности, по комфортности ведения бизнеса Россия занимает только 120 место из 181 (рядом с Непалом), согласно исследованию Всемирного банка «Doing business».
Неблагоприятные условия ведения бизнеса ведут к низкой инвестиционной активности и стремлению к накоплению капитала не только в обрабатывающем, но и даже сырьевом секторе.
В обществе происходит социальное расслоение: уровень доходов в сырьевом секторе в разы превышает доходы, получаемые в неразвитых секторах экономики. Поскольку сырьевой сектор обеспечивает очень незначительный процент занятых (в России - лишь 1,5%), количество «лишних» людей достаточно велико. Необходимостью занять людей частично объясняется высокая бюрократизация и коррупция: для поддержания социальной стабильности государство создаёт большое количество дешёвых рабочих мест (например, в России 38% населения получают зарплату от государства).
Доминирование производства и экспорта сырья в качестве компонента роста ВВП среди источников пополнения бюджета и формирования ЗВР стало в последние годы характерной чертой российской экономической модели и главной причиной снижения показателей промышленного производства, капиталовложений, реальных доходов населения и в конечном итоге - ВВП.
Поставка на экспорт сырья и использование полученных доходов для закупки товаров преимущественно с высокой добавленной стоимостью, а также для финансирования «нерыночных» отраслей, приводит к тому, что между сырьевым сектором и большинством отраслей обрабатывающей промышленности, не связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, сохраняются огромные различия в рентабельности производства, достигающие 12-ти раз между группой «добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических» и «текстильного и швейного производства» (рис. 1).
Рис. 1 Показатели рентабельности производств предприятий отдельных отраслей. Источник: Росстат.
Следствием развития в рамках действующей модели является сохраняющийся с 1990-х гг. низкий уровень и низкие темпы роста производительности труда (выработка на одного занятого в натуральном и денежном выражении). Все исследования, проводившиеся в мире в последние 20 лет, показывают, что главное средство ее наращивания - рост эффективности бизнес-процессов и оптимизация персонала. Важную роль играют конкурентная среда и общий уровень развития экономики. Технические средства производства занимают третью строчку.
Опыт показывает, что отрасли специализации России (добывающая промышленность, сельское хозяйство и др.) традиционно обеспечивают наименьший вклад в рост производительности (рис. 2). Двигателями роста ведущих мировых экономик в 1990-е гг. являлись те сектора, которые никогда не получали реальной поддержки в постсоветской России, занимающие незначительную долю в структуре экономики.
Практика показывает, что существуют бесспорные недостатки рыночного регулирования (выделены академиком А.И.Татаркиным), а именно: наличие высококонцентрированных отраслей в экономике, экстерналии, связанные с квазиинновациями, ориентация на двусторонние взаимодействия; неприспособленность к согласованию многосторонних взаимосвязанных решений, которые могут быть преодолены проведением государственной промышленной политики.
Аргументы за проведение промышленной политики в отечественной экономике могут быть представлены в следующем виде:
преодоление дефектов рыночного регулирования и определение общегосударственных приоритетов;
господдержка инновационной деятельности;
поддержка государством высокотехнологических отраслей, приносящих внешние эффекты другим отраслям;
регулирование процессов прямых иностранных инвестиций с целью недопущения негативного их влияния на экономическое развитие;
преодоление изъянов рыночной координации отраслей посредством госгарантий по инвестициям в сопряженные отрасли;
формирование кредитной политики государства как катализатора концентрации капитала бизнесом на приоритетных направлениях развития.
Предназначение промышленной политики видится в повышении открытости экономики, с одной стороны, и необходимости сохранения ее целостности за счет синхронизации темпов развития основных экономических процессов – с другой.
Рис. 2. Вклад отраслей в рост производительности Европы и США. Источник: Росстат.
Современная промышленная политика России охарактеризуется рядом принципиальных особенностей:
объектом промышленной политики становится новый комплекс процессов, составляющими которого являются промышленное производство, а также опосредующие его экономические процессы;
субъектом промышленной политики является государство современного типа, идентифицируемое как абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан.
Наиболее слабыми местами отечественной промышленности являются:
общее технологическое отставание от мирового уровня;
несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных стран;
отсутствие соответствующей инфраструктуры, ее обслуживания и навыков сбыта продукции;
низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами;
слабая инвестиционная активность и бюджетный дефицит.
Состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику, как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.
Промышленная политика – это экономическая политика с позиций товарного производства, составной элемент государственного строительства, направленный на трансформацию отечественной экономики в одного из мировых лидеров по параметрам технологичности, производительности и качества.
"Промышленная политика" ("industrial policy") означает не только "секторальную политику", но и политику государства по содействию выхода промышленности из структурного кризиса за счет:
преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества;
завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологической, отраслевой и институциональной перестройки как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности.
При формировании промышленной политики может быть использована типология экономических систем, разработанная Институтом экономики РАН.
В качестве типовых систем, определяющих развитие промышленного сектора, предлагается рассмотрение следующих их видов:
системы субъектов как совокупность государственных и муниципальных органов, хозяйствующих, научных и общественных организаций, способных влиять на развитие промышленного комплекса;
системы субъективных действий (решений, законов), принимаемых субъектами по развитию промышленного комплекса;
системы объектов - совокупность организаций, предприятий, фирм, юридических и физических лиц, реализующих воспроизводственные функции в сфере промышленности;
системы конечных объективных результатов, представленных совокупностью показателей, всесторонне и полно отражающих происходящие в объекте количественные и качественные изменения функционирования промышленного комплекса.
Системный подход к пониманию промышленной политики означает также, что государство должно не только поддерживать хозяйствующих субъектов, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала и структурных преобразований, учитывать особенности экономического развития территорий, инициировать развитие благоприятной институциональной среды.
При разработке промышленной политики на базе системного подхода особое внимание необходимо обратить на согласованность и взаимный учет требований, предъявляемых к другим видам государственной политики, а также их запросов к формированию целей, принципов, форм и методов реализации промышленной политики.
Каждая экономическая система осуществляет функции, во-первых, по созданию, поддержанию существования, развитию и взаимодействию других систем; во-вторых, по ограничению или прекращению функционирования или взаимодействия других систем и, в-третьих, по поддержанию собственного существования и развития.
Все системы проходят определенные стадии жизненного цикла. В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и развития отрасли реализует специфические цели с позиции формирования ее структуры.
Центральное звено промышленной политики - создание современного высокотехнологичного, конкурентоспособного индустриального комплекса, а ее следствие - изменение структуры производства.
В современной промышленной политике должны быть учтены принципиальные особенности, которые отличают ее от традиционного понимания сущности этого понятия:
объектом такой деятельности являются не только отдельные отрасли, производства, корпорации, но и производители товаров и услуг - частные предприниматели;
субъект промышленной политики - государство современного типа, трактуемое как абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами;
государственная промышленная политика сегодня формируется как национальная, когда равноправными участниками ее разработки и реализации выступают не только государство и бизнес, но и научные и общественные организации, институты гражданского общества;
размывание отраслевых границ за счет диверсификации в новые виды товаров, активизации деятельности по инсорсингу и аутсорсингу, а также кооперации с компаниями из других отраслей привело к формированию экономики отраслей, тесно связанных между собой. Это снизило роль и значение отраслевой политики, предопределило переход к конкурентной политике, политике структурного "перепроектирования" промышленности с целью создания конкурентоспособной промышленности (от industrial policy к industrial competitiveness policy);
в процессе такого "перепроектирования" происходит конвергенция технологий, связанная с реализацией принципиально новых возможностей информационных, нанотехнологий, возрастающего влияния ускоренного технологического развития на сферу потребления. В этих условиях центральной составляющей промышленной политики становится инновационная политика, позволяющая сформировать новое технологическое ядро. Это направление экономической деятельности становится важнейшим, ибо существующий сегодня отечественный фонд накопления не может выполнять функцию расширения воспроизводства на инновационной основе.
Сегодня промышленная политика России носит ярко выраженный импортозамещающий характер: огромные субсидии в сельское хозяйство и отрасли обрабатывающей промышленности идут за счёт эксплуатации доходного экспортоориентированного сырьевого сектора; механизм денежного перераспределения опирается на сдерживание внутренних цен на сырьевые товары, топливо и энергию, на прямые поставки сельскому хозяйству и льготные кредиты промышленности, на внушительную кредиторскую задолженность предприятиям ТЭК, на дешёвый импорт, присутствующий на российском рынке из-за отсутствия протекционистских мер, неразвитости правовых актов, общей деградации отечественного производства.
При всех импортозамещающих тенденциях в российской экономике, отечественные товаропроизводители не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, отдавая солидную его часть на откуп импортируемым товарам. Поэтому проблема России видится не в импортозамещающей политики, а, скорее, в отсутствии чёткой стратегии экономического развития, в том числе и импортозамещающей.
Необходимо использовать положительные качества импортозамещающей промышленной политики (стабильная занятость, удовлетворение внутреннего спроса и т.п.) в синтезе с позитивными качествами экспортоориентированной модели (международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, участие в международном разделении труда). Такой синтез описанных выше моделей на основе инновационного развития даст экономике необходимый толчок к промышленному росту.
Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций.
С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т. п.
Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.
Инновационная модель способствует развитию машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.
Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; неизбежно высокую роль государства в экономики страны, применяющего во многом не рыночные методы стимулирования инновационного развития производства.
Учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям (предприятиям), что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей (предприятий) и закреплению их конкурентных преимуществ на рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями (предприятиями) в рамках разделения труда.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография