logo search
Региональная экономика / Кн

Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды

Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны руководствоваться конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы институционализируются, только если воплощаются в жизнь конкретными коллективами и ролями.161 Проведенное исследование эволюции и институционализации экономических отношений в инновационной среде Интернет-формата показало, что основой взаимодействия субъектов хозяйствования по поводу новейших объектов товарно-денежных отношений по-прежнему выступает собственность, т.е. отношения собственности остаются системообразующими. Они характеризуют процесс производства с социальной стороны, т.к. реализуются не только собственниками факторов производства, но и всеми участниками общественного производства. Но если в технологических и организационных отношениях участники производства являются субъектами производства, обмена, распределения и потребления произведенных благ, то в отношениях собственности – представителями определенных социальных групп. Поэтому в отношения собственности вовлечены все члены общества, в том числе те, которые находятся вне производства, но благодаря институту собственности принадлежат к определённой социальной группе. Вот почему во всемирной истории замена одних субъектов собственности другими означала и смену общественно-экономических систем, существенно меняла соотношение экономических укладов и политических структур. Одним словом, в любом обществе основные детерминанты развития сфокусированы именно в отношениях собственности, так как, прежде всего, они определяют мотивационную сферу субъектов деятельности, реализуясь через интересы.162

Инновационные информационные технологии, охватившие через Интернет-формат практически все сферы жизнедеятельности, распространяют свою терминологию (админ, блогер, глюк, лузер, смайлик, спам, хакер, юзер …), и даже старые привычные слова приобретают новые значения (аська163, алтын164, Баба Яга165, банщик166, Клава167, мыло168, пост169 …). Этимологический подход к исследованию общественной динамики всегда показывает, что изменение языка отражает изменения в образе мышления, в восприятии даже казавшихся незыблемыми ценностных понятий. Изменяющиеся представления о реальности изменяют представления о ценностных основах хозяйственной жизни. «Появятся не просто новые социальные нормы, само представление о норме станет иным».170

Инновации в производительных силах открывают новое пространство для реализации старых идей и возможностей, для смены научных и социальных парадигм. Это происходило на каждом качественном скачке развития производительных сил. Так, промышленная революция середины ХIХ века сделала капитал доминирующим фактором производства, и интересы владеющего им нового общественного класса – буржуазии – стали преобладать над интересами прежнего доминирующего класса – земельных собственников. Сменились ценностные параметры земли (феодальных поместий, вотчин171), выражавшиеся в форме или поместного или вотчинного прав, не бывших предметом купли-продажи, ценимых не только за размеры и качество природных ресурсов, но и как родовые наследуемые символы, атрибуты и титулы. Приступивший к развитию российской промышленности Петр I в 1714 г. законом о единонаследии слил вотчины и поместья под одним общим именем недвижимых имуществ, положив начало превращению земли в товар. Правительство П.А. Столыпина завершило эти преобразования, впервые в истории России введя частную собственность на землю в полном объеме: с правом владения, пользования, распоряжения землей и всем необходимым для обработки земли имуществом. Земля стала оцениваться по принципам открытого рынка, недолго просуществовавшего в России, но эволюционировавшего в Европе. Земельная аристократия продавала фамильные ценности, земли, титулы и гербы и все более теряла доминирующее место в обществе, уступая его промышленникам, купцам и банкирам, которые стали устанавливать свои «правила игры».

Та же реструктуризация социальных групп происходит и сегодня. Научно-технический прогресс стал главным фактором становления таких социальных групп как ученые, работники интеллектуального труда, творческая интеллигенция. Представители этих групп становятся первыми участниками отношений в сфере нематериального богатства, а инновационные компании в различных сферах деятельности (например, Hewlett-Packard, Intel, IBM и др.) становятся доминирующими субъектами экономики. Ученые и представители творческих профессий начинают проникать в элиту общества, становиться героями произведений культуры и т.п. С упрочением информационных и коммуникационных технологий формируется новая социальная группа – нетократия (netократия), обеспечивающая свое материальное существование за счет нематериального производства, основанного на названных технологиях. Сейчас это владельцы акций компаний высокотехнологического сектора (в котором зародились Интернет-компании), большую часть стоимости активов которых составляют объекты интеллектуальной собственности. Развитие экономических отношений в Интернет-формате изменяет социальную сферу, реструктурирует властные полномочия и поведенческие отношения, складывающиеся между людьми по поводу использования ими различных виртуальных объектов. Описывая развитие производительных сил, Э. Тоффлер отмечал: «Эти изменения … оказывают мощное воздействие на реальное мировое богатство – на то, кто и как его получает. Эти перемены заставляют юристов, бухгалтеров и законодателей переписывать существующие правила налогообложения, финансового учета, охраны частной жизни и интеллектуальной собственности»172. Тоффлер акцентирует внимание на том, «кто и как получает богатство», т.е. на социальной стороне экономических отношений, складывающихся на почве виртуальных игр: возникает группа людей, обеспечивающих свое материальное существование за счет нематериального производства.

Авторы термина «нетократия» так описывают рост ее влияния на современное общество: «Так же, как аристократия способствовала созданию самых важных легальных предпосылок для экспансии капитализма – государственной защиты частной собственности, так и все более маргинальная буржуазия будет использовать свой контроль над парламентской системой и полицию для легитимизации и защиты важнейших компонентов в конструкции нетократической власти: патентов и авторских прав»173.

Авторские права фиксируют принадлежность таких объектов интеллектуальной собственности, как литературные, музыкальные и художественные произведения определенному субъекту (группе лиц). Патент удостоверяет авторство и приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца. Патенты имеют рыночную цену и в компаниях высокотехнологического сектора составляют большую часть стоимости их активов. Пресс-служба корпорации IBM сообщает: «Корпорация IBM … в 2009 году получила 4914 патентов США и 17-й раз подряд возглавила ежегодный список самых инновационных компаний мира. IBM также объявила о том, что она впервые будет предлагать свои методы и программные продукты для управления изобретениями и патентами компаниям.»174 Тоффлер отмечает: «Истинная ценность таких компаний, как «Компак» или «Кодак», «Хитачи» или «Сименс», определяется, скорее, идеями, озарениями и информацией в головах сотрудников и банках данных, патентами, находящимися в распоряжении компании, чем грузовиками, сборочными линиями и другими физическими активами, которые у компании могут быть. Таким образом, сам капитал все сильнее основывается на нематериальных ценностях»175.

На данном этапе развития производительных сил материальные носители результатов творческого труда – книги, музыкальные диски, сменяются нематериальными – электронными книгами или музыкой без физического носителя. Виртуальные идеи становятся объектами интеллектуальной собственности: «Между прочим, есть примеры движения нематериального объекта из виртуального мира в реальный: австралийский программист и обитатель Second Life Натан Кер предложил своим виртуальным соседям поиграть в придуманную им «Тринго», некий гибрид тетриса и бинго. «Тринго» стала такой популярной, что американская компания вскоре купила у него лицензию на право размещения изобретения Кера на консолях Nintendo и мобильных телефонах»176.

Распространение новейших объектов интеллектуальной собственности, связанных с возрастающей ролью информационных и коммуникативных технологий в различных форматах общества, таких как экономика, образование, государственное управление и др., изменяет не только объектную структуру собственности, но и форму собственности на нематериальные ценности. Объекты интеллектуальной собственности, как мы уже отмечали, могут находиться в частной форме, удостоверяемой патентами и авторским правом, и в общественной форме собственности. Широко известным инновационным продуктом, авторы которого отреклись от своих прав, является программа Skype, позволяющая пользователям персональных компьютеров осуществлять коммуникации. Ее широкое распространение негативно отразилось на доходах операторов мобильной связи, и некоторые из них, например, американская компания Verizon, вводили запрет на использование Skype-технологий, но это привело к уходу потребителей к конкурентам, которые не блокировали данную опцию. Проблему собственности на результат интеллектуального труда описали А. Бар и Я. Зодерквист: «Одним обязательным условием этой борьбы является внутренний нетократический конфликт, имеющий ярко выраженную идеологическую подоплеку. Этот конфликт изначально заложен в самой системе и касается чрезвычайно болезненного вопроса об интеллектуальной собственности. Как в свое время аристократия покорилась судьбе и стала сотрудничать с буржуазией, шедшей к власти, так теперь буржуазия мостит дорогу нетократии, помогая легализовать право собственности на идеи»177.

Формы проявления нетократии мы ощущаем в изменениях, происходящих в правовой, экономической и социальной жизни общества, которые связаны с формированием нетократии как социальной группы (класса). Как известно, для формирования класса необходима определенная институциональная среда, которая может быть представлена специальными законами, правилами, договорами, лицензиями и организациями. Выше мы рассмотрели институционализацию экономических отношений по поводу объектов интеллектуальной собственности. Еще одной интересной формой проявления нетократии, по нашему мнению, является формирование частных блогов лицами, стремящимися к публичности и формированию собственного имиджа. Сначала это были люди творческих профессий – писатели, поэты, публицисты, просто тусовщики и проч. Но потом известным блогером стал Президент России Д. Медведев, на встрече с общественным комитетом своих сторонников заявивший: «Мы все за последнее время, следуя определенной моде – в этом смысле я не стыжусь сказать, что я был отчасти законодателем мод в этой сфере, - обзавелись блогами, твиттер-аккаунтами, стали участвовать в социальных сетях. Это само по себе не вредно точно, потому что видишь другую картину, по-другому все воспринимаешь».178 Вслед за Президентом пришлось стать блогерами чиновникам и партийным деятелям «Единой России». Пока единой Интернет-площадки у них нет, они рассредоточены по социальным сетям – Facebook, VKontakte, Twitter, но уже предпринимаются попытки создать единую федеральную систему. Перед выборами в ЦИК «Единой России» прошло закрытое селекторное совещание, на котором представители региональных отделений отчитывались о проделанной в Сети работе. Вывод: интернет-активность по продвижению партии в местных сетях низкая или вообще отсутствует, «френдов» мало, посты непривлекающие. Активность проявляют только в отношении блогера-политика А. Навального, и вот тут сочетаются два метода партийной работы в новой для партии среде: 1) инновационный – используются современные технологии – атака автоматических блогов, троллинг и 2) традиционный – слегка модифицированные всё те же идеологические слоганы – «Только тех, кто лгут и врут, навальнятами зовут…».

Вместе с бюджетными деньгами чиновники и партийные деятели приносят в Сеть свойственные им методы работы: проплачиваются посты и комменты. Так, на сайте госзакупок был размещен тендер от имени управделами Президента на создание и сопровождение саммита АТЭС-2012. Среди прочего техническое задание конкурса предполагало «оперативное реагирование» на негативные сообщения в блогосфере и оплаченные публикации в блогах ЖЖ. Не отстают и регионы: администрация Челябинской области разместила свою заявку: 360 тыс. руб. регионального бюджета предлагалось за появление положительных или нейтральных материалов по первым десяти ссылкам при запросе в «Yandex» или «Google» пятнадцати тем, таких как: «радиация в Челябинске» и «самый грязный город планеты». Список заказных блогов уже вывешен в «Живом журнале».

Можно сделать вывод, что зарождающийся доминантный класс, получающий доходы от новейших объектов интеллектуальной собственности – нетократия – традиционно аффилируется с властными структурами. Происходит адаптация коммуникационных технологий под нужды правящих групп. Сейчас институциональная среда российского государства не регулирует, например, агитацию в блогах, а в СМИ регулирует. Но большинство социальных сетей зарегистрировано на территориях других государств, следовательно, Интернет-формат не подпадает под наши институциональные нормы. Пока еще «Это Интернет, детка…», и власть государства тут ограничена.

В завершение анализа социальных преобразований в инновационной сфере рассмотрим социальную группу, контуры которой только намечаются – назовем ее пока пролетариат умственного труда. Интернет – это средство, благодаря которому практически любой человек после относительно небольших инвестиций в оборудование и при помощи нескольких простых действий может стать одновременно и потребителем и созидателем. Создание и прокачка виртуальных персонажей для продажи не требуют особых знаний и высокой квалификации, и формируется рабочий класс Интернет-пространства, получающий доходы от труда по созданию виртуальных товаров. Стремление данного класса к удовлетворению своих потребностей формирует высокий уровень его мотивации в развитии и формализации экономических отношений в сфере компьютерных игр и виртуальных товаров, используемых в играх. Стимулы и мотивация порождают различные тенденции в общественном производстве, например, углубление разделения труда или возникновение новых видов эксплуатации (способов получения прибавочной стоимости), связанных с виртуальным миром. Приводим еще один факт, произошедший в КНР: «Заключенные исправительной колонии Цзиси (северо-восток Китая, провинция Хэйлунцзян) днем трудились на каменоломне, а ночью охранники заставляли их играть в World of Warcraft. Всего в игру было вовлечено около 300 заключенных, которые зарабатывали до 6 тысяч юаней в день (около 900 долларов). Все эти деньги забирало себе руководство исправительной колонии. За невыполнение дневной квоты заработка виртуальной валюты следовало физическое наказание»179.

Используемый в нашей статье диалектический принцип историзма: понимание прошлого – ключ к познанию настоящего, а настоящее – ключ к пониманию будущего, помогает увидеть инварианты на всех этапах развития экономических отношений собственности. Мы видим, что ценность благ становится все менее материальной, но потребительские мотивы по-прежнему доминируют, и субъективные решения в своей основе имеют рациональный компонент. Субъективированные оценки нематериальных благ в Интернет-формате, полезные качества которых формируются и потребляются в процессе коллективного пользования, на высшем уровне агрегирования приобретают институциональную ценность, которая все более формализуется за счет потребления их другими индивидами. Наиболее значительные ценности и нормы образуют базовые институты общества, в котором имеются и альтернативные ценности и нормы.

Очевидно, что выявление специфических черт экономических отношений в Интернет-формате и особенностей их институционализации требует глубокого теоретического разрешения. Мы увидели, что по-прежнему основой развития всего общественного устройства является развитие производительных сил, эволюция отношений собственности и соответствующая этой эволюции динамика социально-экономического характера распределения и присвоения благ. Политэкономический подход объясняет эволюцию социума в целом, ставя его в генетическую и качественную зависимость от производственных отношений. Полученные новые знания позволяют с большой достоверностью оценивать все стороны происходящего общественного генезиса. Симулятивная экономика – тема наших дальнейших исследований, значение которых нам видится в том, что они позволят увидеть развитие общественных институтов со стороны, смоделировать и проследить их эволюцию в искусственном мире, выявить возможные последствия и влияние этого развития на экономику виртуального мира и экстраполировать полученные результаты на реальную экономику. Для экономической науки виртуальное пространство – это всего лишь очередная сфера приложения экономических интересов человека, а значит – новая terra incognita, на которой действуют экономические законы и развиваются экономические отношения.