logo search
Региональная экономика / Кн

Институционализация экономических отношений интернет-формата

В целом виртуальный мир, развиваясь как новая форма жизнедеятельности человечества, институционализируется, заимствуя институты реального мира, которые в иной среде работают и развиваются по несколько иным траекториям. Игровые правила не имеют статус официальных законодательных актов и поэтому не могут быть легитимными нормами в данной сфере экономических отношений. Но упрочение экономических отношений между игроками порождает потребность в их формализации. В США предпринимаются попытки сделать бизнес в сфере онлайновых игр легальным: «Старший экономист Объединенного финансового комитета Конгресса Соединенных Штатов Дэн Миллер в недавнем интервью CNET News сообщил, что в ближайшую пятницу члены комитета должны представить отчет, в котором могут содержаться рекомендации по введению налога на продажу виртуальных товаров.

Если подобный законопроект будет разработан и одобрен (а Миллер убежден, что рано или поздно это должно произойти), продажа виртуальных ценностей несколько осложнится»135.

Компьютерные игры являются доминирующей формой развлечения в Интернете, но их распространение – результат развития Интернет-технологий и Интернет-услуг. Основной спектр отношений между экономическими субъектами в Интернет-формате формируется по поводу информационных услуг, таких как услуги хранения данных, рекламные и коммуникационные услуги. Типичной формой Интернет-услуг является предлагаемая компанией «Яндекс» услуга размещения геомаркера. Геомаркер – знак, идентифицирующий местоположение земного объекта (здания, машины и проч.) в спутниковой системе координат, который находится на спутниковой карте GPS/ГЛОНАСС, являющийся элементом рекламной политики в Интернете и сети GPS-навигации (рис. 4).

Рис. 4 Изображение геомаркера при поисковом словосочетании «магазин обуви на Тверской».

В статье «Новая монетизация Яндекса» генеральный директор компании «Яндекс» отмечает: «Речь идет о миллионах возможных точек на карте, и часть из них, возможно, захотят как-то себя выделить. Мы предоставили им для этого специальный формат – это коммерческое выделение себя на картах и в географических запросах "Яндекса". И, собственно, это новая услуга для клиентов. Для пользователей сервисов было запущено за 6 лет много разных, а это первый раз мы запускаем услугу для клиентов»136.

В данной цитате для нас важно, что геомаркер выступает как товар, т.е. обладает двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью (= ценностью). Для того, чтобы получить доход от реализации геомаркера, компания должна иметь права собственности на данный товар, т.е. товарно-денежным отношениям должны предшествовать отношения собственности. Аналогично эволюционируют отношения по поводу доменного имени и ключевых слов.

Рассмотрим деятельность некоторых компаний, предоставляющих интернет-услуги: Google Incorporations, Facebook, Amazon.com Incorporations, Priceline.com, Akamai Technologies Incorporations, Incredi Mail Limited, Blizzard Entertainment. Одной из самых популярных услуг в Интернете является услуга поиска web-страниц по запросам Интернет-пользователей. Компанией Google Incorporations была создана поисковая система web-страниц. Эта поисковая система приобрела высокую популярность, что позволяет компании получать прибыль от размещения рекламы при выдаче результатов поиска. Данный вид рекламы в Интернете называется контекстной рекламой137. На современном этапе в сфере поиска в Интернете присутствует множество компаний, конкурирующих с Google, например, сервисы Bing, Yahoo, а также национальные поисковые системы Baidu (Китай), Яндекс (Россия). Отметим, что формирование экономических отношений в сфере Интернет-поиска, в свою очередь, создает благоприятную среду для превращения ключевых слов в товар. Пример контекстной рекламы изображен на рисунке 5.

Рис. 5 Изображение примера контекстной рекламы.

Помимо услуг поиска, в инновационной сфере Интернет-формата востребованы услуги коммуникационного характера, позволяющие обмениваться информацией различного рода. Сайты, обеспечивающие пользователей данной услугой, называются социальными сетями138. Примером социальной сети может служить компания Facebook Incorporations, владеющая порталом Facebook. Прибыль данных компаний формирует реклама, размещенная на web-страницах портала. На данном сегменте действует множество компаний, конкурирующих с Facebook, например, сервисы Twitter, MySpace, Одноклассники и ВКонтакте.

Рассмотрим деятельность компании инновационного сектора Amazon.com Incorporations, оказывающей различные информационные услуги. Компании принадлежит сайт Amazon.com, основная деятельность которого заключается в посредничестве между производителями и потребителями. Подобные сайты называются Интернет-магазинами или электронными магазинами. С помощью Интернет-технологий компания Amazon.com Incorporations продает товары, произведенные в различных отраслях реальной экономики, например, бытовую электронику, одежду, компьютерные технологии, предметы развлечений и т.д. Прибыль компании формируется от реализации товаров и от размещения рекламы на сайте компании. Amazon.com Incorporations принадлежит ряд популярных порталов, например, Internet Movie Database, который представляет собой базу данных о кинематографе. База данных заполняется добровольцами и любителями кинопродукции. Подобные ресурсы также могут быть площадкой для размещения рекламы, но сайт Internet Movie Database работает на общественных началах и дополняется самими пользователями сайта. Помимо вышеперечисленного, Amazon.com Incorporations предлагает услугу Amazon Cloud Drive139, заключающуюся в том, что пользователи могут слушать музыку, загруженную в их личное виртуальное пространство на определенное время, за которое они платят деньги, но музыка прослушивается в потоковом режиме через различные браузеры и устройства посредством системы «облачных соединений»140.

Получение прибыли от размещения рекламы на сайте является основным, но не единственным способом формирования прибыли инновационных компаний, предоставляющих Интернет-услуги. Другим способом служит поставка различного рода информации потребителям услуг (пользователям Интернета). Например, компания Priceline.com. через своё подразделение Booking.com B.V. (ведущее мировое агентство в области онлайн-бронирования отелей) обеспечивает своих клиентов информацией для эффективного бронирования билетов.141 Компания Akamai Technologies Incorporations использует большое количество территориально распределённых серверов для быстрой доставки информации посетителям сайтов, является провайдером платформ доставки контента и приложений различным пользователям. Потребителями ее услуг являются Amazon.com, Hilton, Hitachi, Yahoo, AMD и др.142

Для функционирования Интернета необходимо и программное обеспечение, например, для отправки и получения электронной почты, а также другие онлайновые программы для различных компаний и индивидуальных пользователей. Хотелось бы отметить, что почтовые программы и программы для коммуникации пользователей являются наиболее востребованными сферами функционирования Интернета.

Интернет-технологии для формирования собственного имиджа, т.е. своей рекламной кампании, используют уже не только предприниматели, но и многие публичные деятели. Общедоступность в Интернет-пространстве, а следовательно, высокое количество посетителей обеспечивает онлайновый дневник (блог). Например, писатель Паоло Коэльо открыл блог под названием «Пират Коэльо». В блоге находятся ссылки, активировав которые, можно скачать нелегальные копии книг Коэльо, но после этой акции в книжных магазинах спрос на книги писателя вырос 143.

Со сферой предоставления Интернет-услуг смыкается деятельность компаний, предоставляющих услуги в сфере развлечений, в частности, в сфере компьютерных игр. На этом сегменте работает компания Blizzard Entertainment, занимающаяся разработкой онлайновых компьютерных игр. Прибыль компании формируется от реализации компьютерных игр, кодов подписки к играм и продажи различных виртуальных товаров. В этом сегменте информационных услуг присутствует множество компаний, конкурирующих с Blizzard Entertainment, например Ubisoft, Electronic Arts, проект Xdox 360 от корпорации Microsoft, проект Sony PlayStation 3 от корпорации Sony и др.

Специфика деятельности вышеперечисленных компаний подводит нас к необходимости описать такой феномен как инновационный феномен Интернет-компания. Под Интернет-компанией мы понимаем коммерческую организацию, осуществляющую экономическую (производственную, торговую, посредническую, финансовую и т.п.) деятельность посредством Интернет.

Интернет-компаниям присущи следующие черты:

Доходы от продажи продукции и услуг компаний инновационного сектора растут, что приводит к увеличению удельного веса нематериального богатства в структуре всего общественного богатства, а частная собственность на нематериальные объекты собственности – к перераспределению общественного богатства и формированию новых социальных групп.

Мы указали, что одной из главных черт инновационных Интернет-компаний является собственность на доменное имя. Но так как любая web-страница содержит контент, а контент, в свою очередь, является либо текстом, либо видеоматериалом, можно утверждать, что web-страница является потенциальным объектом интеллектуальной собственности и товарно-денежных отношений. Данное положение основано на том, что на многих сайтах стоит знак копирайта (©).

Собственность, как известно, бывает двух полярных форм – общественная и частная. Нематериальные объекты могут находиться в частной и в общественной форме интеллектуальной собственности, которая может формироваться двумя способами: либо по истечении срока действия исключительного права собственности (патента, авторского права …), либо если инноватор добровольно отрекается от своих прав на результат интеллектуального труда. Второй способ называется гражданским типом соглашения и реализуется по-разному, например, объявление в свободное распространение или другие формы публичного обнародования результата интеллектуального труда. Мы трактуем общественную интеллектуальную собственность как отношения между людьми по поводу использования объектов интеллектуальной собственности, при которых не возникают издержки передачи прав владения, пользования и распоряжения данными объектами.

Для исследования проблем становления инновационной экономики интересен второй способ образования общественной формы интеллектуальной собственности из-за того, что при высоком уровне развития современных производительных сил срок действия исключительного права на объект интеллектуальной собственности (20, 50 или 70 лет) может привести к тому, что инновации могут потерять свою ценность. На постиндустриальной стадии увеличивается потребность в продуктах – результатах интеллектуального труда и в качестве их спецификации, для чего необходима специальная институциональная среда, нормы которой предназначены устранять неопределенность, возникающую по поводу использования объектов интеллектуальной собственности. Наличие неопределенности приводит к эволюционному формированию институциональных норм различными общественными группами. В Интернет-формате они представлены такими организациями, как Creative Commons, Open Source и др.

Creative Commons цель своей деятельности видит в реализации потенциала Интернета и обеспечении универсального доступа к исследованиям, образованию и участию в культуре. Существует она за счет пожертвований пользователей Интернета и тех, кто верит в потенциал Интернета.144 Creative Commons разработала ряд лицензий (норм), которые регулируют отношения по поводу свободного распространения (общественной формы собственности) таких результатов интеллектуальной деятельности, как текст, звуки, видео и изображения. Сравнительный анализ лицензий приведен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ отношений интеллектуальной собственности, предусмотренных лицензиями Creative Commons145.

Наименование лицензии

Права пользователя

Обязанности пользователя

Attribution (Атрибуция) 3.0 Непортированная (CC BY 3.0)

  1. Делиться — копировать, распространять и передавать другим лицам данное произведение.

  2. Изменять (создавать производные произведения) для использования в своих целях.

  3. Использовать произведение в коммерческих целях.

1. Указывать автора и источник.

Attribution-ShareAlike (Атрибуция — С сохранением условий) 3.0 Непортированная (CC BY-SA 3.0)

  1. Делиться — копировать, распространять и передавать другим лицам данное произведение.

  2. Изменять (создавать производные произведения) для использования в своих целях.

  3. Использовать произведение в коммерческих целях.

1. Указывать автора и источник.

2. Сохранять условия пользования (если пользователь изменяет, преобразует или берёт за основу это произведение, он должен распространять результат только по такой же или подобной лицензии, что и у данного произведения).

Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений) 3.0 Непортированная (CC BY-ND 3.0)

  1. Делиться — копировать, распространять и передавать другим лицам данное произведение.

  2. Использовать произведение в коммерческих целях.

1. Указывать автора и источник.

2. Нельзя изменять, преобразовывать или брать за основу это произведение.

Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) 3.0 Непортированная (CC BY-NC 3.0)

  1. Делиться - копировать, распространять и передавать другим лицам данное произведение.

  2. Изменять (создавать производные произведения) для использования в своих целях.

1. Указывать автора и источник.

2. Не использовать в коммерческих целях.

Attribution-NonCommercial-ShareAlike (Атрибуция — Некоммерческое использование — С сохранением условий) 3.0 Непортированная (CC BY-NC-SA 3.0)

  1. Делиться — копировать, распространять и передавать другим лицам данное произведение.

  2. Изменять (создавать производные произведения) для использования в своих целях.

1. Указывать автора и источник.

2. Не использовать в коммерческих целях.

3. Сохранять условия пользования (если пользователь изменяет, преобразует или берёт за основу это произведение, он должен распространять результат только по такой же или подобной лицензии, что и у данного произведения).

Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная (CC BY-NC-ND 3.0)

  1. Делиться — копировать, распространять и передавать другим лицам данное произведение.

1. Указывать автора и источник.

2. Не использовать в коммерческих целях.

3. Не изменять, преобразовывать или брать за основу это произведение.

Сравнительный анализ предлагаемых лицензиями норм показывает, что совокупность предусмотренных ими отношений интеллектуальной собственности находится на границе определения того, чтó из результатов интеллектуального труда в сфере культуры является общественным, а чтó – частным. Данные нормы формируют эластичную систему прав, которая может способствовать снижению неопределенности, а снижение неопределенности может сформировать более детерминированную среду поведения производителей и потребителей потенциальных объектов интеллектуальной собственности. Важно, что лицензии Creative Commons предоставляют инноватору выбор, в отличие, например, от создававшихся в СССР условий, вынуждающих автора отказываться от исключительных прав на результат своего интеллектуального труда.

В большинстве стран использование лицензий Creative Commons не противоречит местному законодательству. На современном этапе в России подготавливается институциональная инновация в этой сфере: проект о внесении изменений в гражданское законодательство Российской Федерации, направленных на закрепление прав авторов предоставлять свои произведения на условиях свободных лицензий неограниченному кругу лиц (аналогичных Creative Commons, GNU FDL)146.

Аналогичной институциональной деятельностью, только в сфере программного обеспечения (ПО), занимается организация Open Source147 и ряд других общественных движений, например, проект GNU, финансируемый некоммерческой организацией «Фонд свободного программного обеспечения» (Free Software Foundation, далее FSF). Деятельность FSF осуществляется в сфере защиты прав пользователей бесплатного и свободного ПО, развития свободного и бесплатного ПО, борьбы с ограничениями патентов в сфере ПО и финансовой поддержке проекта GNU148. Сравнительный анализ лицензий в сфере ПО приведен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ отношений интеллектуальной собственности по поводу программного обеспечения, предусмотренных лицензиями GPL, BSD, MIT, Mozilla public license и Apache software license149.

Лицензия

GPL

BSD

MIT

Mozilla public license

Apache software license

Требуется указывать имя автора

Да

Да

Да

Да

Да

Измененные файлы должны быть помечены

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Наименование производного ПО должно отличаться от наименования продукта создателей лицензии

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Производные произведения должны распространяться на условиях первоначальной лицензии

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Указана территория, на которую предоставляется лицензия

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Отсутствие гарантий на ПО

Да

Да

Да

Да

Да

Предоставляется право применить другую лицензию

Нет

Не указано

Не ука-зано

Да

Не указано

Интерес для нашего исследования представляет деятельность некоммерческой организации Electronic Frontier Foundation (Фонд Электронных Рубежей, далее EFF).150 Деятельность EFF отличается от деятельности других рассмотренных ранее организаций тем, что EFF (в основном) осуществляет свою деятельность посредством участия в судебных разбирательствах. В нашем исследовании мы ограничимся примером одного из тех исков, в которых участвовал EFF.

На корпорацию Microsoft подала иск компания I4I, утверждавшая, что Microsoft использует патенты I4I в своих программах. Но Microsoft утверждал, что данные технологии патентованию не подлежат. После нескольких проигранных судов Microsoft совместно с EFF доказали, что патенты недействительны. EFF мотивировала своё участие в процессе тем, что победа Microsoft принесла пользу не только Microsoft, но и сообществу, которое разрабатывает свободное и общедоступное программное обеспечение, а также независимым инкорпорированным создателям программного обеспечения вообще151.

Отметим, что компания I4I является примером компаний, которые называются «патентными троллями».152 Это относительно небольшие фирмы, осуществляющие свою хозяйственную деятельность за счёт патентных исков к крупным компаниям в сфере высоких технологий и разработки программного обеспечения.153 Патентные тролли представлены мелкими компаниями и частными лицами, которые тем или иным способом получают в собственность (обычно скупают по более низкой цене) множество патентов, но вместо разработки товаров и услуг стараются продать их заинтересованным корпорациям по более высокой цене, не выходя за рамки закона.154 Количество подобных фирм начало возрастать и в других сферах, например, авторского права. В последние годы на рынке популярной музыки обозначилась тенденция к использованию фрагментов из когда-то хитовых песен, и участились случаи выкупа авторских прав на старые композиции с целью получения лицензионных отчислений. Экономических субъектов, ведущих подобную деятельность, называют «сэмпловыми троллями» (sample trolls).

Неопределенность и запутанность правил в отношениях интеллектуальной собственности создает благоприятную среду для деятельности подобных организации. Патентные тролли осуществляют свою спекулятивную деятельность, не имея собственных инновационных программ и исследовательских лабораторий. Подобный паразитический вид деятельности вряд ли может нести пользу развитию инноваций в обществе и способствовать общественному прогрессу.

В EFF разработан отдельный проект под названием «Защита инновации и свободного творчества». Цель проекта заключается в том, чтобы препятствовать патентованию технологий, которые могут нанести вред инновационной деятельности некоммерческих организаций и малого бизнеса, а также ограничить свободное выражение в Интернете. В ходе реализации проекта EFF осуществляет следующие функции155:

Обобщение деятельности таких институтов, как Electronic Frontier Foundation, Creative Commons, Free Software Foundation, Open Source Initiative, позволило нам выявить их функции:

Исходя из вышеперечисленных функций, мы можем утверждать, что данная институциональная среда выполняет функции инфраструктуры в отношениях общественной интеллектуальной собственности.

Объекты интеллектуальной собственности являются благом коллективного пользования. Приведенный в данной статье материал в основном иллюстрирует ситуации, когда нормы свободного доступа к результату творческого труда реализовывались либо по желанию творца (автора) либо путем судебных разбирательств и претензий. Но существуют и другие способы снятия и ограничения доступа к результатам интеллектуальной деятельности, например, когда доступ формируется либо в обход законодательных норм либо через активное сопротивление законодательным нормам. Одним из самых известных примеров таких способов может служить ситуация, сложившаяся в Швеции.

После того, как шведские правоохранительные органы закрыли торрент-трекер156 под названием «Пиратская бухта», создатели торрент-сети учредили «Партию пиратов». В 2009 г. партия пиратов прошла выборы в европейский парламент и получила два из имеющихся там у Швеции мест. Своей целью партия признает борьбу со злоупотреблением властью и с законом об авторском праве. Помимо этого, партия стремится легализировать обмен файлами для персонального (некоммерческого) использования157.

В Интернет-формате России также осуществляется деятельность аналогичных сообществ, таких как «Движение за отмену интеллектуальной собственности «Антикопирайт» или «Пиратская партия России». Деятельность партий пиратов схожа во всех странах мира.158 В декларации «Пиратской партии России» утверждаются следующие цели159:

Отражает происходящую в Интернет-формате институционализацию отношений по поводу объектов интеллектуальной собственности случай, произошедший при конфликте правообладателей (группа А-Медиа) и социальной сети «ВКонтакте» после того, как правообладатели пригрозили руководству социальной сети подачей исков за нарушение их прав. Правообладатели были против того, что «ВКонтакте» происходил нелегальный обмен видео- и музыкальных композиций, и руководство социальной сети обратилось к президенту РФ с официальным обращением: «Существует реальная опасность того, что уже в сентябре в ВКонтакте, а затем и во всем рунете не будет обмена видео и аудио файлами.

К этому призывает группа медиамагнатов во главе с генеральным директором компании «Амедиа» Александром Акоповым, назвавшим пользователей ВКонтакте «тридцатью миллионами уголовников».

Медиамагнаты готовят судебные иски сначала к социальным сетям, а потом и к простым пользователям. И ЗАКОН НА ИХ СТОРОНЕ. Но этот закон устарел, как неизбежно устаревали многие законы в мировой истории, не поспевавшие за развитием цивилизации. И если закон отстал от жизни – нужен новый»160.

Хотелось бы отметить, что под письмом подписалось множество пользователей социальной сети «ВКонтакте», а сеть объединяет десятки миллионов людей.

В заключение отметим, что интеллектуальная собственность существует на протяжении длительного периода развития общества (пример из античности – Сервий Клодий обманом присвоил еще не изданную книгу своего тестя и, гонимый стыдом и общественным презрением, удалился из Рима). Но до определенного момента форма интеллектуальной собственности была в основном общественной (до появления первых законов об интеллектуальной собственности и авторском праве), позднее стали появляться формы общественного договора, которые регулировали доступ к объектам интеллектуальной собственности. В общественной форме остались те объекты интеллектуальной собственности, в которых не были заинтересованы частные лица, например, продукт был уже широко известен или публично обнародован, или не мог быть оформлен в частную форму интеллектуальной собственности, так как отсутствовали критерии такого оформления. На современном этапе в инновационном секторе экономики зарождается новая стадия общественной интеллектуальной собственности, о чем свидетельствуют попытки создания институциональных норм (например, лицензии Creative Commons, Open Source). Данные изменения отражают институционализацию не только отношений интеллектуальной собственности (и устойчивость ее общественной формы), но и экономических отношений в Интернет-формате в целом. Creative Commons, Open Source и подобные им общественные институты являются необходимой институциональной средой инновационной экономической системы, в структуре национального богатства которой доминирует доля нематериального богатства. Институциональные нормы, предлагаемые лицензиями Creative Commons, Open Source и др., позволяют снижать неопределенность в отношениях между людьми по поводу объектов интеллектуальной собственности.