logo search
Региональная экономика / Кн

Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики

Экономические интересы субъектов мировой экономики, которыми могут быть как государства, так и отдельные независимые хозяйствующие субъекты, являются движущей силой, источником их экономического развития. Эти интересы находятся во взаимодействии и постоянно сталкиваются, выявляя противоречия. Одной из форм реализации экономических интересов различных национальных экономик и их субъектов являются внешнеэкономические связи, которые образуют систему международных экономических отношений. Эта система формируются на основе двусторонних или многосторонних соглашений и обусловлена принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и самой системы.

Важное место в системе экономических интересов мирового хозяйства занимают национальные экономические интересы. Система национальных экономических интересов, которая является подсистемой мировых экономических интересов - это совокупность экономических отношений по поводу формирования и движения национальных условий общественного производства и реализации его целей. Внешнеэкономическая и внутренняя политика любого государства определяется ее национальными интересами, являющимися выражением преобладающей на данный момент частью экономических интересов внутри государства.

Если рассматривать экономику России как элемент в системе мировых экономических интересов, то можно констатировать, что при наличии большого запаса природных, трудовых ресурсов и огромных территорий, и учитывая ещё пока сохранившийся с прошлых времен уровень научно-технического потенциала, ее экономика является серьезным потенциальным конкурентом развитым странам. В основе государственной политики этих государств заложены принципы эгоцентризма, в соответствии с которыми они стремятся поддерживать и увеличивать высокий социальный уровень своего населения, стараются закрепить стандарты высоких норм жизнеобеспечения за счет дешевой рабочей силы, материальных и сырьевых ресурсов всей остальной части международного сообщества. Благодаря этому естественным, как и в любой конкурентной борьбе, является проведение ими внешнеэкономической политики, способствующей недопущению возрождения производственного потенциала России. Вследствие чего отсутствие конкуренции со стороны реального сектора России позволяет получать им монопольно высокие прибыли. Россия же день за днём, год за годом лишается своей жизненной основы – производства и высококвалифицированного труда.

По мере отсутствия развития собственного производства в нашей стране, технологическое отставание от западных стран будет становиться все значительнее. Отсюда и острейшая необходимость в срочном развитии национального производящего сектора, опирающегося на собственные ресурсы и производительные силы. Стране необходимы коренные институциональные и структурные изменения. Если не будут приняты конкретные меры со стороны государства, то отставание в экономическом развитии станет просто катастрофическим. Налицо технологическая, технико-экономическая, структурная деградация национальной экономики, деградация потенциала российской промышленности, в частности машиностроения, консервация технологической отсталости. Это как раз то, что и нужно нашим конкурентам сегодня – наша технико-экономическая неконкурентоспособность. Таким образом проведение модернизации, перевод России на траекторию научно-технического развития, освоение передовых технологий, должны быть в первую очередь политическим решением руководства страны, при этом должны учитываться национальные интересы и специфика России, ее культурные и нравственные традиции.

В условиях глобализации мировой экономики, получившей свое интенсивное развитие после распада СССР и советского блока, в связи с безграничным господством в мире постулатов рыночной экономики в её неолиберальном варианте, основными субъектами хозяйственных отношений становятся теперь уже не страны, а олигополистические структуры (ТНК) - многонациональные компании и их альянсы. Возникли новые интересы  и новые противоречия, среди которых, например, противоречия между ТНК и национальными экономиками, между глобальным характером финансов и частным характером принятия решений. Возникло доминирование ТНК и трансформация роли национальных государств, получение преимуществ и выгод от глобализации наиболее сильными участниками. Все это обусловило становление неоднозначных оценок роли  данного процесса. Отчетливо просматривается расхождение интересов глобальных игроков, стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Современный глобализм не учитывает интересы наций, государств. Развитые страны, обладая несомненными преимуществами в конкурентном потенциале, стремятся к дальнейшей либерализации рынка капиталов, расширению сферы своей  экономической деятельности путем проникновения на развивающиеся рынки, эти цели часто реализуются через влиятельные международные организации.

Тот уровень благосостояния, который сейчас наблюдается в некоторых крупных городах и центрах РФ, происходит исключительно за счет сырьевой ренты. Посему не стоит строить иллюзий по поводу существующего экономического роста. Подавляющее большинство различных потребительских товаров – импортные и закупаются на нефтедоллары. В любом государстве, в котором ограничено количество источников полезных ископаемых, валюта зарабатывается за счет усердного физического и умственного труда, а также за счет повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке. В таких государствах действительно происходит экономическое развитие, а не просто «бумажный» экономический рост. И на приобретенную таким образом валюту закупаются те средства производства и потребительские товары, которое данное государство может производить с очень низкой эффективностью, либо не имеет необходимых технологий и ресурсов. В Российской Федерации валюта поступает в основном за счет сырьевой ренты. Если внезапно теоретически цена нефти упадет до минимальных 10-20 долларов США, а такая цена была всего чуть более десяти лет назад, или вдруг сырьевые источники начнут иссякать, – экономика страны практически в «мгновение ока» придёт к коллапсу. При отсутствии явственной опоры на реальный сектор фондовая биржа в России фактически не выполняет функцию перераспределения свободных финансовых ресурсов с целью развития реального сектора. Она является просто площадкой для спекуляций, причем действуют на ней спекулянты со всего мира. Экономические интересы собственников этого горячего спекулятивного капитала там, где достигается максимальная норма или масса прибыли.

Вследствие чего для определения эффективных стратегий развития национальной экономики необходим новый, политэкономический подход. Этот подход должен определить модель эндогенного, т.е. предполагающего опоры на собственные силы, инновационного роста, при одновременном взаимодействии национальной экономики с внешней средой (экзогенными факторами), при условии ее положительного влияния на внутреннюю хозяйственную систему. Модернизация должна иметь системный и систематический характер, не выступающий в виде точечных воздействий. Полученные нефтедоллары должны быть полностью направлены на инновационное обновление и расширение основного капитала. Что в итоге приведёт к отказу от рентно-сырьевой модели и переходу к модели, ориентированной на производство товаров с высокой добавленной стоимостью, готовой продукции.

Рентно-сырьевая модель экономики современной России отличается невосприимчивостью к наукоемким производствам и высоким технологиям, а открытость экономики приносит повышенные риски. Хотелось бы не повторять ошибок недавнего прошлого, когда проводилась политика стерилизации нефтедолларов, оправдывавшаяся наличием инфляционной угрозы. Эти деньги были необходимы для финансирования структурной перестройки экономики. В итоге, остатки стабилизационного фонда и по сей день расходуются на посткризисное восстановление экономики, а не на её модернизацию.

Среди экономической элиты не чувствуется особой заинтересованности в модернизации. Это легко объяснимо. Многие годы получения сверхдоходов от финансовой и «прочей» деятельности, не связанной с производством, вызвали привыкание. На снижение нормы или массы прибыли сам бизнес не согласится. Слышны только одни заявления и рапорты о проделанной работе, но на самом деле движения вперед по этому направлению не наблюдается. Причиной заключается в том, что в современной России, во-первых, финансовый капитал является господствующей экономической силой, во вторых, возымело место преобладание частных экономических интересов над общественными интересами.

Почему же так остро стоит вопрос модернизации и с какой целью её нужно проводить в ускоренном и опережающем режиме. Ответ тривиален - утрачиваются технические и технологические навыки работников технического, инженерного, научно- технического и научно-технологического звена. На подготовку таких специалистов уходят годы на приобретение необходимых глубоких, систематических знаний, а также умений и навыков. Модернизация возможна, если она опирается на эти, уже подготовленные ранее кадры, вынужденно занимающиеся сейчас другими видами профессиональной деятельности для обеспечения своего благосостояния и необходимого уровня жизни. Именно в этом скрыт огромный потенциал технологического, технического и инновационного развития Российской Федерации. В свою очередь государственные программы развития обязаны включать проекты, обеспечивающие реализацию этих потенциалов. Государству необходимо лишь обеспечивать обучение и повышение профессионального уровня уже существующего человеческого капитала на основе передовых западных технологий и методик. Только в этом случае будет достигнута высокая эффективность реализации проектов и станут реалистичными перспективы будущих прорывов в инновационном развитии.

В России существует еще одна проблема – «властвование» бюрократического авторитаризма. При этом падает эффективность государственного управления и растет коррупция. Представителями чиновничества, рассматривающими функции государственной власти и управления как свои частные и персонифицированно доходные, присваивается бюрократическая рента (доля дохода сверх минимальной суммы, которая необходима для того, чтобы работник согласился выполнять определенную работу), в которой и заключается их основной экономический интерес. В то же самое время экономическая система общества не может существовать и не должна стремиться к устранению бюрократии как института. Важно подчинить частные интересы бюрократии государственным интересам, а государственный аппарат – интересам нации58. Заниматься этими проблемами необходимо системно и их решение должны организовываться только самыми верхними уровнями власти. Нерешённость этой проблемы будет тормозить осуществление модернизации, а также повышать уровень издержек её выполнения.

В качестве примера эффективности действий государства по влиянию на экономическое развитие страны хотелось бы, не без оснований, привести Китай. В свое время Китай выбрал не радикальный путь рыночных реформ, как в России, а градуалистский, то есть путь постепенного перехода к рыночным отношениям под жёстким контролем государства. В результате он не утратил в процессе реформ своего производственного и научного потенциала. Китай реализует планово-рыночную доктрину, и конкретные результаты весьма внушительны. Китайская модель хозяйствования никак не помешала достигнуть наивысших плодов своей экономической деятельности в развитии, он уже обогнал по уровню ВВП Японию и стоит на втором месте после США59. Причина - Китай последовательно и неотступно реализует свои национальные экономические интересы.

В качестве основной задачи дальнейшего развития и модернизации экономики Китай ставит перед собой рост конкурентоспособности национальной экономики и повышение благосостояния своих граждан. Именно этой целью определяется содержание проводимых экономических реформ. Здесь главным заинтересованным субъектом реформ является государство как политический представитель экономических интересов большинства китайского народа. Если рассматривать китайскую экономику в целом, то она в основном реализует принцип роста народного благосостояния. Прибыль в данном случае вторична. Она является средством накопления и инвестирования опять же в целях развития реального сектора и создания материальной базы для процветания всей нации.

Я. Бергер отмечает три особенности китайской экономической модели развития: «первая - отказ от шоковых терапий; вторая - Китай не раскрывается до тех пор, пока не проведены внутренние реформы, четко соблюдается органиче­ская взаимосвязь внешней открытости и внутренних реформ; наконец, третье - китайская модель глобализации пытается оптимизировать плюсы и минимизировать минусы политики реформ и открытости, охраняя таким образом свою суве­ренность»60.

В то же время в России не было и нет недостатка в примерах систематического воздействия государства на экономическое развитие нашей страны, тогда еще СССР. Вот некоторые существенные результаты: «в 11 раз вырос произведенный национальный доход в СССР с 1922 г. по 1940 г.; продукция промышленности — в 24 раза (в том числе производство средств производства — в 45 раз и производство предметов потребления — в 14 раз); продукция сельского хозяйства — в 2,1 раза, грузооборот железнодорожного транспорта — в 23 раза, ввод в действие основных фондов — в 24 раза, капитальные вложения — в 26 раз»61. По сути, была заново создана мощная, техноло­гически современная индустрия, при этом индустриализация действительно была осуществлена, прежде всего, за счет новой техники и благодаря последовательной реализации и защите национальных экономических интересов.

Итак, как показывает исторический опыт, экономика страны, имеющая производственный (трудовой) характер, не превращается в руках плутократической бюрократии и олигархии в механизм выжимания всех жизненных соков из беднеющего населения. При этом никакой мальтузианский закон народонаселения, объясняющий низкий жизненный уровень народов развивающихся стран якобы имеющим место абсолютным «избытком» населения, не может носить «вечный» характер.