logo search
Региональная экономика / Кн

Проблемы выработки концепции реальной модернизации

Однако основной вопрос роста российской экономики – разработка концепции её модернизации. Это тем более важно, что пространство «советской экономики» практически никуда не исчезло, оно оста­лось, но только под другим названием, – если в прошедшую советскую эпоху оно маскировалось, притворяясь «социалистической экономикой», то сегодня оно притворяется уже «рыночной экономикой», хотя осталось всё то же самое:

- невыносимый монополизм,

- отсутствие конкуренции,

- удушающая коррупция,

- огромный теневой рынок,

- всесильность бюрократии

- и вечная ненависть к предпринимательству.

Вот почему в этой рыночной (а на самом деле - антирыночной) экономике вновь нет ничего рыночного, ни одной рыночной зависимо­сти и закономерности. Это особенно чётко показал сегодняшний экономический кризис, в котором динамика финансово-производственных показателей имеет противоположную направленность по сравнению с динамикой аналогичных показателей других стран, - начиная с возросшей процентной ставки и кончая установлением государственного протекционизма над самыми неэффективными предприятиями.

Это подчеркивает актуальность таких приоритетов, как:

- первенство экономической организации производства над технологиче­ской,

- превращение федеральной антимонопольной службы в главное министерство российской экономики,

- незамедлительность построении институтов гражданского общества,

- формирование экономических предпосылок для инновационного обнов­ления производства.

В специальной экономической литературе мы найдём немало «рецептов» модернизации российской экономики. Однако при ближайшем рассмотрении этих рецептов оказывается, что речь идёт о какой угодно модернизации, только не об экономической.

Действительно, нам привычнее и безопаснее говорить о технологической, энергетической, продовольственной, аграрной и других модернизациях, но только не об экономической! Это значит, что здоровые технологии предполагается прививать на изначально отторгающую их экономическую среду. Абсолютно бессмысленное занятие!

Уж кто-кто, но экономисты прекрасно знают – экономическая модернизация должна предшествовать любой другой, так как без неё не состоится никакая модернизация!

Возьмём, например, высшую школу, - не меняя её экономиче­скую организацию, внедряют бакалавриат, магистратуру, асинхронное обуче­ние и т.д., полагая, что это реализует её «болонизацию». Но высшей школе нужны не бесчисленные административные переделки, ей необходима экономическая реорганизация – освобождение от всех налогов в федеральный и местный бюджет, полная административная самостоятельность, демократизация внутривузовской системы.

А мы что видим? Копирование «вертикали власти» внутри вуза – всесилие внутривузовской администрации, перераспределение средств пользу управленцев вуза, сужение прав профессорско-преподавательского коллектива. Только одно сделано – разрешили создавать малые предприятия при вузе. Неужели не ясно, что сегодня они сразу станут инструментом «отмывания» неправедных доходов внутривузовского начальства, как это происходит, например, повсеместно с раздачей грантов?

Можно, сказать прямо? - Без западной экономической организации вузов западную систему обучения не построить.

По моему глубокому убеждению, именно императивы экономической глобализации одновременно являются и императивами модернизации российской экономики!

Поэтому сначала важно обозначить эти императивы, а затем поду­мать – есть ли в этой стране те социальные группы, которые бы желали реализовать эти глобализационные императивы применительно к рос­сийской национально-государственной экономике? А кто будет препятствовать им?