logo
Инвестиционный анализ, Аюпова С

6.1. Общие положения

Выпуск, размещение и торговля ценными бумагами связаны с привлечением профессиональных участников, разновидность и число которых во многом зависят от развитости фондового рынка страны и отдельных ее регионов. Участники рынка - как правило, юридические и физические лица, обслуживающие его функционирование. Практически на каждом фондовом рынке независимо от государства, на территории которого он находится, его участники объединены в группы (рис. 6.1):

Между эмитентами, т.е. теми, кто испытывает дефицит в денежных средствах, и инвесторами, заинтересованными в эффективном вложении излишка денежных средств, существует большое количество всевозможных посредников, которые стремятся максимально заработать на сделках.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» считается, что эмитент — это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой.

Как правило, эмитенты — это юридические лица, испытывающие необходимость привлечения финансовых ресурсов на основе выпуска ценных бумаг.

Поскольку на рынке ценных бумаг сложилась непростая ситуация, а именно, среди большинства эмитентов весьма велика доля новых предприятий и они, как доказано небольшим отечественным опытом, «не выживают» или находится на стадии «умирания», то инвесторы отдают предпочтение эмитентам — органам государственной власти и органам местного самоуправления. Доходность от появления эмиссии государственных ценных бумаг была везде большой, что приводило к повышенному спросу на них. Российский фондовый рынок при этом опровергал теорию о том, что с увеличением риска повышается доходность ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг в замещение прямого банковского кредитования являлся основой погашения более ранних выпусков за счет средств, полученных от последующих эмиссий бумаг. По сути, стратегия эмиссии и выполнение обязательств государством строились по принципу финансовой пирамиды, последствия которой отрицательно сказывались на доходности корпоративных бумаг. Причем при нулевом риске повышенная доходность государственных ценных бумаг, как показали события августа 1998 г,, привела к серьезным экономическим последствиям. Очевидно, что понадобятся огромные усилия для того, чтобы эти ценные бумаги стали вновь привлекательными.

Эмитенты, представляющие органы местного самоуправления, выполняя практически те же задачи, что и органы государственной власти, до недавнего времени находились с последними в неравных условиях.

Во-первых, для сокращения дефицита бюджета с помощью эмиссии ценных бумаг они вынуждены либо предлагать конкретные инвестиционные проекты, отличающиеся, при всех прочих равных условиях, пониженной по сравнению с государственными бумагами доходностью, либо устанавливать при сделках по продаже бумаг арендные и другие льготы.

Во-вторых, статус муниципальных ценных бумаг был несколько ниже, поскольку участники фондового рынка не всегда доверяют органам местного самоуправления. Соответственно, чем ниже статус эмитента, тем меньше гарантий для инвесторов.

Инвестиционные институты являются финансовыми посредниками, которые на свой страх и риск выполняют строго определенные функции на рынке ценных бумаг как за счет собственных средств, так и за счет займа. К инвестиционным институтам или профессиональным участникам рынка ценных бумаг по российскому законодательству относятся: финансовые брокеры, дилеры, инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, инвестиционные фонды и их управляющие. Инвестиционные институты должны удовлетворять определенным требованиям. К ним следует отнести:

К организациям, обслуживающим рынок ценных бумаг, относятся:

Наряду с указанными, участниками рынка ценных бумаг могут быть:

Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является универсальной. Отдельные ее элементы и участники на конкретном рынке могут быть объединены в зависимости от его специфики. При этом каждый участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. Такое разделение участников рынка позволяет в полной мере использовать профессиональные знания и профессиональные интересы как при перераспределении денежных ресурсов на основе ценных бумаг, так и при организационно-техническом и информационном обслуживании операций с ценными бумагами. Каждая из указанных видов профессиональной деятельности должна быть признана государством и соответствовать определенным критериям.

Перераспределение финансовых ресурсов и посредничество осуществляется брокерами и дилерами, выступающими при совершении сделок купли-продажи ценных бумаг в соответствии с заключенными договорами и с целью обслуживания эмитентов и инвесторов.

Организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами осуществляется на основе депозитарной деятельности, деятельности по ведению и хранению реестра акционеров, расчетно-клиринговой деятельности. В ряде случаев депозитарная деятельность и деятельность по ведению реестра совмещены. Например, многие банки России предоставляют услуги по ведению реестра акционеров.

Каждый из указанных участников рынка ценных бумаг практически является юридическим лицом. Некоторое исключение составляют саморегулируемые организации, инвестиционные консультанты и управляющие инвестиционных фондов, которые могут быть физическими лицами.

Учредителями инвестиционных институтов и других участников рынка ценных бумаг могут быть российские и иностранные юридические и физические лица, имеющие определенные ограничения по количественному составу их в организации и обладающие достаточным капиталом, позволяющим уменьшить риск финансовой нестабильности.