logo
Инвестиционный анализ, Аюпова С

25.1. Функции участников торгов

Одним из основных методов размещения заказов на исполнение проекта являются подрядные торги, при которых выбор исполнителя (подрядчика, поставщика, управляющего проектом) производится на конкурсной основе. При этом в качестве предмета торгов могут выступать подряды на поставку и услуги, в том числе:

По способу проведения и отбора претендентов различают торги: подрядные с предварительной классификацией участников и без таковой, с участием иностранных оферентов и без участия таковых, гласные и негласные (открытые и закрытые).

В случае проведения открытых торгов объявление о них публикуется в официальных периодических изданиях за 2-6 месяцев до срока представления оферт — формальных предложений заключить сделку с указанием всех необходимых условий. Объявление обычно содержит следующую информацию:

При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета в адрес потенциальных претендентов. Чаще всего такие предложения передаются одному-двум подрядчикам.

Основными участниками торгов являются:

При проведении торгов в функции заказчика входит следующее:

Заказчик должен обладать потребными инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.

Функции организатора торгов включают:

Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы его прав и обязанностей устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.

В условиях недостаточного развития рыночных отношений торги проводят, как правило, государственные и муниципальные органы управления.

Тендерный комитет исполняет следующие функции:

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.

Претендент имеет право:

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.

Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:

С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента, который может прислать встречное предложение (альтернативный вариант), повышающий эффективность.

Различают твердую и свободную оферту.

Твердая оферта адресуется только одному покупателю и содержит указание срока действия предложения, в течение которого продавец не может изменять условия и делать предложения другим лицом. Неполучение ответа от покупателя в течение установленного срока равносильно его отказу и освобождает продавца от сделанного предложения.

Свободные, или инициативные, оферты делаются продавцом без всяких обязательств и могут быть направлены сразу в несколько адресов. Они не содержат указаний о сроке действия и никоим образом не связывают оферента. К ним могут прилагаться рекламно-информационные материалы (проспекты, каталоги и др.). Согласие покупателя с условиями оферты не означает заключения контракта.

В сделках с традиционными партнерами используются, как правило, твердые оферты.

Оферта, как правило, состоит из трех разделов: «Сведения об организации», «Коммерческая часть», «Техническая часть».

Раздел «Сведения об организации» включает: полное наименование организации, ее реквизиты (адрес, номер телефона, телефакса, счета в банке и др.); профилирующее направление деятельности; заверенные копии регистрационных и уставных документов, лицензии на определенные виды деятельности; данные о структуре организации (фирмы), наличии филиалов и дочерних организаций; информацию о составе и квалификации работников; характеристику финансового положения и сведений о платежеспособности; отзывы заказчиков, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить представленные на торгах работы.

«Коммерческую часть» оферты составляют: цены, предлагаемые оферентом за предметы торгов; условия их пересмотра; порядок, виды и способы внесения платежей; предполагаемая форма оплаты; условия финансирования и кредитования.

«Техническая часть» оферты содержит: схемы и графики производства работ; условия поставки строительной техники и технологического оборудования; календарные планы выполнения работ; состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов; режим рабочего времени, обеспечение кадрами и др.

Решение о назначении и времени проведения подрядных торгов обнародуется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т. д. В этом документе заказчик определяет подразделение своей организации, которому поручается выполнение функций организатора торгов, и назначает лицо, ответственное за эту работу.

В качестве организатора торгов также может выступать любая специализированная фирма, имеющая лицензию на данный вид деятельности. В подобном случае заказчик заключает с ней договор, в котором определяются права и обязанности договаривающихся сторон и условия выполнения ими предмета договора.

В целях подготовки и проведения торгов заказчик (или организатор торгов) формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы, руководствуясь нормативно-правовыми документами РФ, подготавливает и публикует объявления о торгах.