logo
Инвестиционный анализ, Аюпова С

19.7. Общественная эффективность

Общественная эффективность определяется на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия и учитывает затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиционных проектов, показатели которых выходят за пределы прямых финансовых интересов их участников.

Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производят по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного эффекта, который вычисляют по формулам п. 19.3.

Показатели общественной эффективности включают в себя:

Учитывают также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта и связанными с ним изменениями доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимостью земельных участков, зданий и иного имущества и др.

Социальные, экологические, политические и иные результаты и затраты, не всегда поддающиеся стоимостной оценке, рассматривают как дополнительные показатели соответствующего уровня эффективности и учитывают в процессе принятия решения о реализации проекта и (или) о его государственной поддержке.

Социальные результаты отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете - повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:

Отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта. К таковым, согласно Методическим рекомендациям, следует относить:

Однако следует признать, что оценка социальной эффективности весьма сложна, поэтому для нее чаще всего используют экспертный метод.

Экологические результаты инвестиционного проекта могут состоять из оценок:

В затраты включают текущие и единовременные расходы без повторного счета, т.е затраты предприятий-потребителей некоторой продукции, приобретаемой ими у изготовителей — других участников проекта; амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым другими; все виды платежей предприятий-участников в доход государственного бюджета (налоговые платежи, экспортные и импортные пошлины); проценты по кредитам банков, включенных в число участников реализации проекта. Штрафы и другие санкции за невыполнение, например экологических санитарных норм и правил, учитывают, только если они не выделены особо в составе природоохранных и других затрат или не включены в состав результатов.

При организации совместных предприятий (проектов) с участием иностранных инвесторов затраты на все виды продукции, товаров и услуг рекомендуется определять по мировым ценам.

В состав результатов включают (в денежном выражении) конечные производственные результаты (выручку от реализации). Определяют также социальные и экологические результаты, рассчитанные с учетом совместного воздействия всех участников производства: на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку. Не менее важны косвенные финансовые результаты, обусловленные изменением доходов в связи с реализацией проекта и затратами на консервацию производственных мощностей или их ликвидацию и др.

При расчетах эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включают: региональные (отраслевые) производственные результаты — выручку от реализации продукции, произведенной участниками проекта — предприятиями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта; социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (на предприятиях отрасли); косвенные финансовые результаты.

Показатели и расчет общественной эффективности практически не отличаются от принципов оценки коммерческой эффективности (п. 19.5)

Примерная форма представления расчета денежных потоков и показателей общественной эффективности проекта приведена в приложении 6 (табл. П 6.9).