15.4. Выбор стратегии маркетинга
Каждая фирма, реализующая идею проекта, строит стратегию своего развития на перспективу. Как правило, она исходит из двух фундаментальных посылок:
жизненного цикла товара и возможности его продления за счет совершенствования качественных характеристик товара или создания новых товаров;
спроса на товар.
Если инвестиционный проект предполагает внедрить многопрофильная фирма, то задача маркетинговых исследований несколько усложняется, поскольку с одной стороны — появляется портфель рынков товара, а с другой — необходимость в эффективном распределении ограниченных ресурсов фирмы между различными рынками товара, на которых она представлена, с учетом долгосрочных интересов.
В самом общем виде задача фирмы заключается в том, чтобы в текущем периоде времени разработать возможные сценарии своего будущего развития и сформировать перечень мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Соответственно выбранному сценарию развития фирмы анализируется разрыв между достигнутыми и желаемыми показателями. Если полученный разрыв нельзя ликвидировать, то этот сценарий может исключаться из рассмотрения.
Для этого разработаны различные методы портфельного анализа с применением матриц и использованием индикаторов привлекательности и конкурентоспособности. Поскольку в задачу данной работы не входит рассмотрение всех этих методов, мы ограничимся кратким освещением наиболее популярного из них — метода Бостонской консалтинговой группы (БКГ), называемого матрицей рост — доля рынка. Одним из основных достоинств этого метода является нахождение связи между стратегическим позиционированием и финансовыми показателями. Причем выбранные рабочие гипотезы развития фирмы выступают в качестве ограничения, что в свою очередь при их реальности позволяет сформулировать точный диагноз и разработать рекомендации, дающие возможность руководству многопрофильной фирмы сконцентрировать свое внимание на главных стратегических проблемах развития.
В методе «матрица рост — доля рынка» используются два критерия: темп роста целевого рынка и доля рынка относительно самого опасного конкурента.
Указанный на рис. 15.2 квадрат разбит линиями на четыре квадранта, имеющих два темпа роста рынка: высокий и низкий.
Линия, разделяющая рынки с высоким и низкими темпами роста, соответствует темпу роста валового национального продукта (ВНП) в натуральных показателях или средневзвешенному значению темпов роста различных сегментов, в которых действует фирма.
Понятие относительная доля рынка основывается на гипотезе о наличии положительной корреляции между долей рынка и опытом, а следовательно, и рентабельностью. Например, владение 20 % рынка, когда ближайший конкурент владеет 40 % или 10 %, может привести к совершенно разным конкурентным ситуациям и последствиям.
Любой вид деятельности характеризуется уровнем прибыльности и сложившимися или ожидаемыми темпами роста. При этом имеются виды деятельности с низкой, а возможно с нулевой или отрицательной прибыльностью и темпами ее роста. Условно их можно назвать «собаками на сене»: сами не едят и другим не дают. Наряду с ними существуют виды деятельности с низкой рентабельностью, но с высокими темпами роста. Они как дикие кошки, которые несутся, не зная куда. Другие виды деятельности подобны дойным коровам: у них высокая прибыльность, но низкие темпы роста. Они обеспечивают процветание и успех фирме. Иногда, правда, на небосклоне фирмы может зажечься «суперзвезда» (это такой вид деятельности, который обеспечивает одновременно высокую прибыль и высокие темпы роста). Общие закономерности матрицы БКГ состоят в следующем:
«суперзвезда», как правило, «рождается» из «дикой кошки»;
рано или поздно «суперзвезда» «превращается» в «дойную корову»;
рано или поздно «дойная корова» «превращается» в «собаку на сене»;
большая часть «диких кошек» превращается «в собак на сене».
БКГ рекомендует: создавайте и культивируете «диких кошек», избавляйтесь от «собак на сене», не надейтесь, что «дойные коровы» будут существовать вечно.
При анализе деятельности предприятия и принятии решения об инвестировании надо ответить на следующие вопросы:
Не следует ли избавиться от «собак на сене»?
Как скоро «дойные коровы» превратятся в «собак на сене»?
Не слишком ли мало в деятельности предприятия «диких кошек»?
Таким образом, использование матрицы БКГ позволяет фирме выбрать направления инвестирования.
Определенный интерес представляет закон опыта, стратегическая важность которого обусловлена предсказательной способностью определения эволюции издержек не только собственных товаров, но и для товаров конкурентов. Вводя понятие закона опыта, следует отметить, что в конце 1960-х гг. БКГ подтвердила существование эффекта опыта применительно к большой группе различных товаров. Она вывела закон, утверждающий, что «издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции».
Этот закон не относится к законам природы, это лишь, издержки производства товаров, которые не уменьшаются сами по себе, или, скорее, наблюдение, статистически подтверждающее, что для определенного числа ситуаций их никто не снижает. Причем речь идет об издержках, связанных с получением добавленной стоимости. Напомним, что добавленная стоимость равна разности между ценой продажи и материальными издержками.
Эффект опыта, выражающийся, как правило, в повышении эффективности ручного труда, уровня специализации, во внедрении новых технологий и эффективном использовании оборудования и материальных ресурсов, — всегда наибольший в фазах жизненного цикла нового товара (введение, рост).
Возникает резонный вопрос: в какой мере эффект опыта отличается от эффекта масштаба? Если отвечать коротко, эффект масштаба определяется размером операции, т. е. объемом партии товаров, подлежащих изготовлению. Деление постоянных затрат на большее число единиц товара позволяет снизить размеры издержек. Поэтому эффект масштаба можно лишь рассматривать как проявление эффекта опыта, который создает предпосылки и условия для снижения издержек.
Другим, не менее важным аспектом метода анализа портфеля, предложенного БКГ, является утверждение, что финансовые потребности товаров, предлагаемых на растущем рынке, намного выше, чем у товаров, присутствующих на стагнирующих рынках.
Если гипотеза опыта и жизненного цикла товара выполняется, то, как показано на рис. 15.2, можно выделить четыре рынка, каждому из которых характерны стратегические цели и финансовые потребности для выпуска товаров:
«собака на сене» (медленный рост и высокая доля рынка). К ним относятся товары, способные в принципе принести больше денег, чем требуется для поддержания доли рынка;
«дойная корова» или «мертвый груз» (медленный рост и малая доля рынка) — у них самая неприятная позиция на рынке. Как правило, у «собаки на сене» в силу определенных условий высокие издержки производства и мало шансов на увеличение доли рынка, поскольку рыночная борьба в основном завершена; сохранение производства таких товаров влечет за собой ухудшение финансового состояния фирмы; вложение дополнительных средств может только положительно сказаться на скромном существовании;
«суперзвезда» или «проблемные дети» (быстрый рост и малая доля рынка). Для поддержания роста объемом товаров этой группы необходимы значительные средства; они имеют шансы на успех, поскольку рынок не стабилизировался; отказ этой группе товаров в финансовой поддержке может привести к положению «дойных коров», поэтому здесь существует альтернатива: увеличить долю рынка или сократить объемы инвестирования;
«дикие кошки» (быстрый рост и высокая доля рынка) — это, как правило, товары-лидеры на быстро растущем рынке, благодаря своей высокой конкурентоспособности приносят значительные прибыли, по мере созревания рынка сменяют «суперзвезду», однако для поддержания роста «звезд» требуются значительные средства.
В методе БКГ важным аспектом исследований является определение базового рынка, на котором конкурирует товар. При этом руководство фирмы стремится к тому, чтобы рынок с одной стороны — не был слишком узким, поскольку фирма может стать монополистом, а с другой — слишком широким, когда фирма может занять слабые позиции.
По результатам исследований можно составить различные стратегии и определить необходимые мероприятия, направленные на сокращение разрыва между текущими и будущими показателями деятельности фирмы. Например, положение товаров в матрице, указанной на рис. 15.2, позволяет сделать выводы о положительных тенденциях стратегического поведения фирмы. При этом:
«дикие кошки» должны сохранить лидерство;
«дойные коровы» могут покинуть рынок или особенно не проявлять себя;
«суперзвезды» должны быть инвестированы, несмотря на свою малую конкурентоспособность, но в целях сохранения своих позиций на большом и привлекательном рынке;
«собаки на сене» продолжают сохранять свои позиции в целях получения максимальной прибыли.
Таким образом, портфельный анализ стратегии развития фирмы позволяет лучшим образом распределить имеющиеся материальные и финансовые ресурсы по определенным рынкам и сегментам с учетом их привлекательности и конкурентоспособности товара.
Рекомендации, полученные на основе метода портфельного анализа, как показал опыт его внедрения в США и других странах, должны быть конкретизированы в стратегических целях фирмы. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что избыток стареющих товаров может привести к сложному для фирмы финансовому состоянию (даже притом, что текущие результаты не дают для этого основания). С другой стороны, избыток новых товаров, а следовательно, и новых инвестиционных проектов может отрицательно сказаться на финансовом состоянии фирмы. Поэтому руководство фирмы должно в каждом конкретном случае учесть жизненный цикл товара, состояние рынков с точки зрения конкурентности, число проектов и возможности инвестирования.
Поскольку рекомендации по стратегии, в основе которых лежит портфельный анализ, носят общий характер, фирмы проводят анализ сильных и слабых сторон товаров, изготовленных ею и конкурентами. В последующем на основе полученной информации можно дать: оценку конкурентному преимуществу товара, предложенного соперниками на рынке; определить возможности фирмы в достижении такого преимущества при выпуске товаров; сформировать требуемые мероприятия для нейтрализации конкурентных преимуществ своих соперников.
В результате базовые стратегии развития фирмы будут различаться в зависимости от того, на какие они преимущества опираются. Как правило, различают четыре стратегии маркетинга: стратегию проникновения на рынок, стратегию расширения рынка, стратегию развития товара, стратегию диверсификации.
Стратегия проникновения на рынок может основываться на информации, характеризующей миссию фирмы, основные свойства товара и пользу, которую он приносит покупателям, технологию производства, обеспечивающую высокое качество и надежность товара при выполнении свойственных ему функций.
Стратегические цели проникновения на рынок могут быть достигнуты как за счет развития первичного спроса, что свойственно фирмам-лидерам, которые больше всего выигрывают от расширения рынка, так и за счет увеличения своей доли рынка путем привлечения бывших клиентов, защиты своего положения на рынке и других мероприятий, обеспечивающих улучшение качества и снижение цен на товары или оказываемые услуги.
Стратегия расширения рынка формируется в целях увеличения объема продаж за счет внедрения имеющихся товаров на новые рынки или их сегменты. При этом особое внимание уделяется поиску новых каналов сбыта, франшизе, внедрению в другие регионы страны или в другие страны.
Стратегия развития товара предполагает увеличение объема продаж за счет новых свойств товара и развития товарной гаммы, включая новые поколения и экологически чистые модификации товаров.
Основным направлением реализации указанной стратегии являются эффективная товарная политика и анализ сегментации рынков с учетом конкуренции.
Стратегия диверсификации чаще всего связана с выходом фирмы на новые рынки с новыми товарами. Эту стратегию применяют фирмы, чьи производственные возможности незначительны и рынок товаров которых находится на стадии спада. Поэтому поиск способов расширения производственных возможностей приводит порой к решению выпускать другую продукцию. Например, крупное объединение «Кировский завод», производящее мощные тракторы «Кировец» и мобильные средства специальной военной техники, в результате конверсии с 1994 г. стало выпускать уборочную сельскохозяйственную технику.
Несомненно, стратегии диверсификации наиболее рискованны и сложны, поскольку фирмам приходится полностью обновлять профиль производства и кадровый состав, внедряясь в новые для них рынки.
Стратегия диверсификации может служить также защитным средством в случае спада спроса на традиционные товары. Перевод производства на выпуск новых товаров — это один из возможных путей избежания банкротства.
Иногда фирма, чтобы избежать обвинений в монополизме, сокращает свою долю рынка путем повышения цены товара и предлагаемых услуг, снижая при этом затраты на рекламу и стимулирование спроса. Такую стратегию принято называть стратегией демаркетинга.
Большинство рассмотренных выше стратегий предусматривают хорошее знание рынка и его участников.
- Введение
- Часть 1. Ценные бумаги и фондовый рынок раздел 1. Ценные бумаги Глава 1. Назначение ценных бумаг
- 1.1. Понятие и классификация ценных бумаг
- Классификация ценных бумаг
- 1.2. Эмиссия ценных бумаг
- 1.3. Эмиссия ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Основные виды ценных бумаг
- 2.1. Акции
- 2.2. Облигации
- 2.3. Государственные ценные бумаги
- Распределение облигаций внутреннего займа среди владельцев валютных счетов в вэб ссср
- 2.4. Муниципальные ценные бумаги (мцб)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Другие ценные бумаги
- 3.1. Вексель
- 3.2. Закладные
- 3.3. Чеки
- 3.4. Коносамент
- 3.5. Депозитные и сберегательные сертификаты
- 3.6. Депозитные расписки (депозитарные свидетельства)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Стоимость и рыночная цена ценных бумаг
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Текущая и будущая стоимость ценных бумаг
- 4.3. Доходность акций
- 4.4. Доходность облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Виды фондовых рынков
- 5.1. Функция и структура рынка ценных бумаг
- 5.2. Особенности рынка ценных бумаг в России
- Обороты по сделкам с акциями (млрд дол.)
- 5.3. Регулирование рынка ценных бумаг
- 5.4. Показатели торговли ценными бумагами
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Участники рынка ценных бумаг
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Инвесторы
- Права, предоставляемые инвестору, владеющему определенным количеством акций, в зависимости от его вклада в оплаченный уставной капитал
- 6.3. Фондовые брокеры и дилеры
- 6.4. Инвестиционные фонды
- Финансовые результаты работы фондов
- Структура портфеля нпф
- Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды
- 6.5. Расчетно-клиринговые организации
- 6.6. Депозитарии
- 6.7. Саморегулируемые организации
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Фондовый рынок Глава 7. Фондовая биржа и внебиржевая торговля
- 7.1. Фондовые биржи России
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности биржи
- 7.3. Внебиржевая торговля ценными бумагами
- 7.4. Важнейшие фондовые биржи мира
- Крупнейшие фондовые рынки мира
- Показатели Нью-Йорской фондовой биржи за 1970-1992 гг.
- Показатели Токийской фондовой биржи за 1985 и 1988 гг.
- Показатели Лондонской фондовой биржи за 1985 и 1994 гг.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Коммерческие банки
- 8.1. Банк — коммерческое предприятие
- 8.2. Виды операций коммерческого банка с ценными бумагами
- 8.3. Трастовые операции коммерческих банков
- 8.4. Банковские системы зарубежных стран
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Покупка и продажа ценных бумаг
- 9.1. Размещение ценных бумаг
- 9.2. Сделки на фондовой бирже
- 9.3. Типы заявок
- 9.4. Котировка ценных бумаг
- Сравнительные индикаторы стоимости ликвидных акций в октябре 2001 г.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Рынок опционов
- 10.1. Торговля опционами
- Показатели биржевой и внебиржевой торговли опционами
- 10.2. Опционы «колл» и «пут»
- 10.3. Оценка стоимости опционов
- 11.4. Опционные стратегии
- Результаты осуществления базисных опционных стратегий
- Результаты сделок базисных опционных стратегий
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэнгл»
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэп»
- Прибыль покупателя по комбинации «стрип»
- Прибыль по позиции спрэд «быка»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «быка»
- Прибыль по позиции спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции спрэд «бабочка»
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Форвардные и фьючерсные контракты
- 11.1. Форвардные сделки
- 11.2. Фьючерсный контракт
- 11.3. Финансовые фьючерсы
- 11.3.1. Краткосрочный процентный фьючерс
- 11.3.2. Долгосрочный процентный фьючерс
- 11.4. Валютные фьючерсы
- 11.5. Хеджирование контрактов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Портфели фондовых инструментов
- 12.1. Основы портфельного инвестирования
- 12.2. Доходность инвестиционного портфеля
- 12.3. Выбор состава оптимального портфеля ценных бумаг
- 12.4. Формирование первичного портфеля облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- 13.2. Обоснование идеи проекта
- Динамика сокращения жизненного цикла вычислительной техники
- Пример сетки предварительных оценок
- 13.3. Стадии (фазы) осуществления инвестиционного проекта
- 13.4. Регулирование инвестиционной деятельности в рф
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 14. Порядок обоснования и финансирования проектов
- 14.1. Сущность и содержание обоснования проектов
- 14.2. Источники и организационные формы финансирования проектов
- Структура источников финансирования инвестиционных проектов
- 14.3. Проектное финансирование
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 15. Маркетинговые исследования
- 15.1. Оценка жизненного цикла товара
- 15.2. Анализ привлекательности рынка
- Предположительная численность постоянного населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. Человек)
- 15.3. Ценообразование
- 15.4. Выбор стратегии маркетинга
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 16. Инженерное проектирование
- 16.1. Производственная программа и производственная мощность
- Форма 16.1 Инвестиционные издержки в объекты производственного назначения
- 16.2. Выбор технологии и организации промышленного производства
- 16.3. Основные положения по проектированию предприятий, зданий и сооружений
- 16.4. Определение размера затрат
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 17. Месторасположение объектов промышленности и социально-культурной сферы
- 17.1. Анализ месторасположения промышленного предприятия
- 17.2. Размещение объектов социально-культурной сферы
- Типология общественных центров города
- 17.4. Анализ проектных решений
- Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
- Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых и общественных зданий
- 17.3. Экспертиза проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 4. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов и мероприятий Глава 18. Эффективность реальных инвестиций
- 18.1. Существующие подходы к оценке эффективности
- 18.2. Учет затрат
- 18.3. Традиционные (простые) методы оценки инвестиций
- 18.4. Финансовая оценка проекта
- Форма 18.1 Отчет о прибылях и убытках
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Динамические методы оценки экономической эффективности проектов
- 19.1. Дисконтирование
- Эффективность некоторых видов инвестиций
- 19.2. Оценка ренты
- Коэффициенты настоящей и будущей стоимости рент пренумерандо
- 19.3. Показатели сравнительной оценки эффективности инвестиционных проектов
- 19.4. Наиболее типичные варианты принятия инвестиционных решений
- 19.5. Коммерческая эффективность
- Инвестиционная деятельность по проекту
- Операционная деятельность по проекту
- Финансовая деятельность по проекту
- Расчет чистой ликвидационной стоимости объектов
- Показатели эффективности проекта
- 19.6. Бюджетная эффективность
- 19.7. Общественная эффективность
- 19.8. Особенности оценки различных проектов
- 19.9. Анализ эффективности проектов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Инвестиционная привлекательность проектов, предприятий и регионов
- 20.1. Методы оценки привлекательности инвестиционных проектов
- 20.2.Факторы инвестиционной привлекательности предприятий
- Структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал,%
- Распределение кредитного портфеля российских банков,%
- 20.3. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона
- Примерный состав основных показателей оценки интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов рф
- Комплексные (интегральные) уровни текущей инвестиционной привлекательности России
- 20.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов
- Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России
- Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России
- Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Бизнес-план
- 21.1. Общие положения
- 21.2. Структура бизнес-плана
- 21.3. Краткое содержание
- 21.4. Анализ положения дел в отрасли
- 21.5. Существо предлагаемого проекта
- 21.6. Анализ рынка
- 21.7. План маркетинга
- 21.8. Производственный план
- 21.9. Организационный план и управление персоналом
- 21.10. Анализ рисков
- 21.11. Финансовый план
- 21.12. Исходная информация для составления бизнес-плана
- 21.13. Рекомендации по формированию бизнес-планов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 22. Учет и снижение инвестиционных рисков
- 22.1. Учет фактора риска
- 22.1.1. Методы качественной оценки риска вложений
- 22.1.2. Методы количественной оценки риска вложений
- Варианты вложения капитала с учетом риска
- 22.2. Снижение инвестиционных рисков
- 22.2.1. Распределение риска
- 22.2.2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 22.2.3. Снижение рисков финансирования
- 22.2.4. Страхование риска
- 22.3. Программные продукты для оценки эффективности инвестиционных проектов
- 22.3.1. Пакет comfar 2.1
- 22.3.2. Пакет propspin
- 22.3.3. Пакет «Альт-Инвест»
- 22.3.4. Пакет «Project Expert 5»
- 22.3.5. Пакет «Инвестор 4.1»
- 22.3.6. Пакет «тэо-Инвест»
- 22.3.7. Пакет «Инвест-Проект»
- 22.3.8. Пакет foccal
- Характеристики пакетов программ для оценки инвестиционных проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление проектами Глава 23. Основы управления проектами
- 23.1. Управление при помощи проектов
- 23.2. Актуальность использования управления проектами в России
- 23.3. Методы управления проектами
- Методы достижения поставленных целей
- 23.4. Организационные структуры управления проектом
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 24. Методы планирования и управления проектами
- 24.1. Основные этапы разработки управленческих решений
- 24.2. Составление календарных планов
- 24.3. Управление ресурсами
- 24.4. Контроль и регулирование проекта
- Рекомендуемая литература
- Глава 25. Контрактная стадия управления проектом
- 25.1. Функции участников торгов
- 25.2. Разработка тендерной документации и проведение торгов
- 25.2.1. Требования к тендерной документации
- 25.2.2. Предварительная квалификация
- 25.2.3. Оформление оферты
- 25.2.4. Правила торгов
- 25.3. Порядок подготовки и заключения договоров подряда (контрактов)
- 25.3.1. Подготовка договора
- 25.3.2. Заключение договора
- 25.3.3. Исполнение договора
- 25.3.4. Расторжение договора
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложение 1. Примеры и задачи
- 1. Дисконтирование
- 1.1. Дисконтирование денежных поступлений одного года
- 1.2. Дисконтирование денежных поступлений разных лет
- 1.3. Расчет текущей стоимости с многоразовых поступлений от инвестиций
- 1.4. Определение текущей стоимости «вечных» проектов
- 2. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 3. Простейшие методы оценки целесообразности инвестиций
- Приложение 2. Словарь
- Приложение 3. Коэффициенты наращивания
- 1.2. Клубы или учреждения клубного типа
- 1.3. Музеи
- 1.4. Детские школы искусств, школы эстетического образования
- 4. Физическая культура и спорт
- 5. Социальная защита населения
- Приложение 5. Бизнес-план создания реабилитационного центра
- 1. Резюме
- 2. Целесообразность реализации проекта
- 2.1. Текущее состояние объекта
- 2.2. Цели проекта
- 3. Оценка возможностей рынка
- 3.1. Описание предоставляемых услуг
- 3.2. Анализ конкурентов
- 3.3. Клиенто-ориентированная политика бизнеса
- 4. Стратегический рыночный план
- 4.1. Ценообразование
- 4.2. Продвижение услуг
- 5. Технический план реализации проекта
- 6. Организационный план
- 6.1. Инициатор проекта
- 6.2. Институт консультантов
- 6.3. Организационно-правовая форма реализации проекта
- 6.4. Структура управления
- 7. Финансовый план. График погашения кредита
- Динамика и структура капиталовложений в проект, тыс. Дол. Сша
- Источники финансирования, тыс. Дол. Сша
- Структура себестоимости, тыс. Дол. Сша
- Структура поступлений, тыс. Дол. Сша
- Формирование и распределение прибыли, тыс. Дол. Сша
- Динамика финансовых потоков, тыс. Дол. Сша
- Результаты реализации проекта, тыс. Дол. Сша
- 7.1. Необходимые капиталовложения, их динамика и структура
- 7.2. Анализ эффективности вложений
- 8. Структура рисков и меры по их предотвращению
- 8.1. Основные факторы риска
- 8.2. Структура и анализ рисков. Меры их минимизации
- 9. Финансовая оценка альтернативных сценариев
- Приложение 6. Примерная форма предоставления информации