13.2. Обоснование идеи проекта
Перед разработкой любого проекта выдвигается идея проекта, которая может возникнуть спонтанно или явиться результатом «мозгового штурма», проводимых фундаментальных или прикладных исследований, опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новой продукции, технологии.
Идея проекта может исходить из потребностей страны, отдельного региона, группы или одного инвестора в наполнении рынка определенными товарами или услугами. При этом она может опережать уровень сложившихся знаний, выступающих в качестве мерила результата труда, характеризующихся соответствующим уровнем интеллектуально-творческого потенциала и необходимым инструментарием. В связи с этим следует отметить, что сфера науки всегда и везде носила чисто утилитарный характер. Поддерживались только те идеи и направления науки, реализация которых в определенный промежуток времени могла принести обществу или отдельным ее членам выгоду. Таким образом выделялись реальные и нереальные идеи. Например, на стадии обоснования идеи исследователи как правило задаются вопросом, следует ли осуществлять новое строительство объектов, относящихся к инвестиционному проекту, если существует множество предприятий, переориентация которых под цели проекта может принести выгоду инвесторам и обществу.
Можно также рассматривать идеи с позиций возможностей научно-технического потенциала общества и их реализации в определенном периоде времени.
При поиске идей проекта огромное значение имеют творческие способности привлекаемого для ее выдвижения коллектива ученых и специалистов. Поэтому целесообразно как на этапе выдвижения идеи, так и на стадии ее реализации использовать следующие методы:
«мозговой атаки» и его вариации;
отражения идей на бумаге;
творческого ориентирования;
творческой конфронтации;
системного структурирования;
системного выделения проблем.
Каждый из указанных методов может быть дополнен другим. При этом следует при формировании идей, а точнее — при их анализе, придерживаться определенных критериев и ограничений. К примеру, при определенных объемах инвестиций в заданном отрезке времени освоить производство новой продукции и получить при этом ожидаемую (максимальную) прибыль и т.п.
Идея может быть результатом маркетинговых исследований.
Несмотря на многообразие возможных источников идей, каждая фирма, сообразуясь со своими финансовыми возможностями, конкуренцией, отдачей вложенного капитала или с прибылью, риском и другими факторами, определяет цели инвестиционного проекта.
Оценивать реальность идеи можно по следующим показателям:
конкурентоспособности продукции;
приросту прибыли;
изменению объема выпуска или предоставления услуг;
снижению издержек;
возможности выхода на другие рынки;
рациональному использованию капитала;
повышению имиджа фирмы.
Иначе говоря, рассматриваются лишь факторы, которые непосредственно влияют на эффективность деятельности фирмы.
Важным фактором поиска идеи является конкуренция на анализируемом рынке товаров и услуг. Различают три типа конкурентного поведения: креативное, приспособленческое и гарантирующее.
Креативное поведение характеризуется действиями, которые создают превосходство над соперниками (производство новой или принципиально новой продукции, использование новых методов распределения и сбыта, новой рекламы и т. д.). Существенным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов изменить существующую структуру спроса и предложения.
Действительно, большей части продукции, ежедневно используемой нами в настоящее время, еще недавно не было. Многочисленные исследования показывают, что в наиболее процветающих компаниях 40-60% оборота обеспечиваются товарами, не существовавшими пять лет назад.
Для приспособленческого поведения свойственны попытки упредить действия соперников, связанные с модернизацией производства. Это проявляется особенно в случае, когда руководство фирмы, будучи не до конца уверено в своих инновационных возможностях, стремится в возможно короткие сроки скопировать достижения своих конкурентов.
Гарантирующее поведение диктуется стремлением фирм сохранить на длительную перспективу уже достигнутые на рынке позиции за счет улучшения качества продукции, видоизменения ассортиментного набора, оказания различных услуг. К такому приему прибегают обычно фирмы, у которых нет возможности существенно менять производственную программу.
Каждый из указанных видов конкуренции, который может быть использован при выборе той или иной концепции маркетинга, обладает своими недостатками. Поэтому только при условии хорошего знания рынка можно сделать окончательный выбор в части конкурентной борьбы за потребителя продукции.
В основе принятия решения о разработке новой продукции как правило лежат процедуры отбора идей и предложений. Например в 1968 г., как показал опыт, для того чтобы продукт имел коммерческий успех, необходимо было изучить в среднем не менее 58 идей нового продукта. Вероятность того, что новая идея даст действительно коммерческий эффект, составляла при этом менее 1 %. В результате ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности деятельности научных коллективов в 1981 г. до коммерческой реализации доходила одна идея из семи.
Каждая новая или принципиально новая (не имеющая аналогов в мире) идея проходит на стадии апробации своеобразный фильтр, включающий ряд последовательных этапов, в течение которых происходит отсев. К ним относятся:
анализ на соответствие целям и возможностям предприятия;
анализ коммерческой эффективности;
разработка продукта;
испытание (тестирование) продукта на рынке;
полная производственная и коммерческая деятельность.
Цели и возможности предприятия определяются стратегией его развития с учетом фактора неопределенности, где важным моментом остается сохранение конкурентоспособности продукции путем ускорения ее сменяемости. В связи с этим каждый вид продукции, реализующей конкретную потребительскую функцию, развивается циклически, посредством смены поколения. Предприятия, руководствуясь стратегическими задачами, формируют бюджет инвестирования, где наряду с собственными источниками финансирования особое место принадлежит заемным средствам.
Коммерческая эффективность идеи зависит от ее новизны и возможности реализации в определенный, достаточно короткий срок. Здесь особенно важным фактором, влияющим на достижимость поставленных целей в идее, является информация о подобных уже реализуемых идеях, расходах и доходах и т.п.
Потребительские свойства (конкурентоспособность) продукции, лежащие в основе анализируемой идеи, определяют выбор технологии, организации и управления производством. При этом предварительно требуется провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по выпуску опытного образца, доводку всего комплекса работ по результатам пробной апробации на рынке. Сроки реализации идеи в промышленном производстве и затраты являются основными факторами принятия решения о ее рассмотрении. Так, под воздействием технического процесса сокращается жизненный цикл продукции и, как следствие, время, необходимое на проведение НИОКР. В табл. 13.1 иллюстрируется этот вывод для рынка вычислительной техники.
Таблица 13.1
- Введение
- Часть 1. Ценные бумаги и фондовый рынок раздел 1. Ценные бумаги Глава 1. Назначение ценных бумаг
- 1.1. Понятие и классификация ценных бумаг
- Классификация ценных бумаг
- 1.2. Эмиссия ценных бумаг
- 1.3. Эмиссия ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Основные виды ценных бумаг
- 2.1. Акции
- 2.2. Облигации
- 2.3. Государственные ценные бумаги
- Распределение облигаций внутреннего займа среди владельцев валютных счетов в вэб ссср
- 2.4. Муниципальные ценные бумаги (мцб)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Другие ценные бумаги
- 3.1. Вексель
- 3.2. Закладные
- 3.3. Чеки
- 3.4. Коносамент
- 3.5. Депозитные и сберегательные сертификаты
- 3.6. Депозитные расписки (депозитарные свидетельства)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Стоимость и рыночная цена ценных бумаг
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Текущая и будущая стоимость ценных бумаг
- 4.3. Доходность акций
- 4.4. Доходность облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Виды фондовых рынков
- 5.1. Функция и структура рынка ценных бумаг
- 5.2. Особенности рынка ценных бумаг в России
- Обороты по сделкам с акциями (млрд дол.)
- 5.3. Регулирование рынка ценных бумаг
- 5.4. Показатели торговли ценными бумагами
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Участники рынка ценных бумаг
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Инвесторы
- Права, предоставляемые инвестору, владеющему определенным количеством акций, в зависимости от его вклада в оплаченный уставной капитал
- 6.3. Фондовые брокеры и дилеры
- 6.4. Инвестиционные фонды
- Финансовые результаты работы фондов
- Структура портфеля нпф
- Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды
- 6.5. Расчетно-клиринговые организации
- 6.6. Депозитарии
- 6.7. Саморегулируемые организации
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Фондовый рынок Глава 7. Фондовая биржа и внебиржевая торговля
- 7.1. Фондовые биржи России
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности биржи
- 7.3. Внебиржевая торговля ценными бумагами
- 7.4. Важнейшие фондовые биржи мира
- Крупнейшие фондовые рынки мира
- Показатели Нью-Йорской фондовой биржи за 1970-1992 гг.
- Показатели Токийской фондовой биржи за 1985 и 1988 гг.
- Показатели Лондонской фондовой биржи за 1985 и 1994 гг.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Коммерческие банки
- 8.1. Банк — коммерческое предприятие
- 8.2. Виды операций коммерческого банка с ценными бумагами
- 8.3. Трастовые операции коммерческих банков
- 8.4. Банковские системы зарубежных стран
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Покупка и продажа ценных бумаг
- 9.1. Размещение ценных бумаг
- 9.2. Сделки на фондовой бирже
- 9.3. Типы заявок
- 9.4. Котировка ценных бумаг
- Сравнительные индикаторы стоимости ликвидных акций в октябре 2001 г.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Рынок опционов
- 10.1. Торговля опционами
- Показатели биржевой и внебиржевой торговли опционами
- 10.2. Опционы «колл» и «пут»
- 10.3. Оценка стоимости опционов
- 11.4. Опционные стратегии
- Результаты осуществления базисных опционных стратегий
- Результаты сделок базисных опционных стратегий
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэнгл»
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэп»
- Прибыль покупателя по комбинации «стрип»
- Прибыль по позиции спрэд «быка»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «быка»
- Прибыль по позиции спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции спрэд «бабочка»
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Форвардные и фьючерсные контракты
- 11.1. Форвардные сделки
- 11.2. Фьючерсный контракт
- 11.3. Финансовые фьючерсы
- 11.3.1. Краткосрочный процентный фьючерс
- 11.3.2. Долгосрочный процентный фьючерс
- 11.4. Валютные фьючерсы
- 11.5. Хеджирование контрактов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Портфели фондовых инструментов
- 12.1. Основы портфельного инвестирования
- 12.2. Доходность инвестиционного портфеля
- 12.3. Выбор состава оптимального портфеля ценных бумаг
- 12.4. Формирование первичного портфеля облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- 13.2. Обоснование идеи проекта
- Динамика сокращения жизненного цикла вычислительной техники
- Пример сетки предварительных оценок
- 13.3. Стадии (фазы) осуществления инвестиционного проекта
- 13.4. Регулирование инвестиционной деятельности в рф
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 14. Порядок обоснования и финансирования проектов
- 14.1. Сущность и содержание обоснования проектов
- 14.2. Источники и организационные формы финансирования проектов
- Структура источников финансирования инвестиционных проектов
- 14.3. Проектное финансирование
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 15. Маркетинговые исследования
- 15.1. Оценка жизненного цикла товара
- 15.2. Анализ привлекательности рынка
- Предположительная численность постоянного населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. Человек)
- 15.3. Ценообразование
- 15.4. Выбор стратегии маркетинга
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 16. Инженерное проектирование
- 16.1. Производственная программа и производственная мощность
- Форма 16.1 Инвестиционные издержки в объекты производственного назначения
- 16.2. Выбор технологии и организации промышленного производства
- 16.3. Основные положения по проектированию предприятий, зданий и сооружений
- 16.4. Определение размера затрат
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 17. Месторасположение объектов промышленности и социально-культурной сферы
- 17.1. Анализ месторасположения промышленного предприятия
- 17.2. Размещение объектов социально-культурной сферы
- Типология общественных центров города
- 17.4. Анализ проектных решений
- Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
- Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых и общественных зданий
- 17.3. Экспертиза проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 4. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов и мероприятий Глава 18. Эффективность реальных инвестиций
- 18.1. Существующие подходы к оценке эффективности
- 18.2. Учет затрат
- 18.3. Традиционные (простые) методы оценки инвестиций
- 18.4. Финансовая оценка проекта
- Форма 18.1 Отчет о прибылях и убытках
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Динамические методы оценки экономической эффективности проектов
- 19.1. Дисконтирование
- Эффективность некоторых видов инвестиций
- 19.2. Оценка ренты
- Коэффициенты настоящей и будущей стоимости рент пренумерандо
- 19.3. Показатели сравнительной оценки эффективности инвестиционных проектов
- 19.4. Наиболее типичные варианты принятия инвестиционных решений
- 19.5. Коммерческая эффективность
- Инвестиционная деятельность по проекту
- Операционная деятельность по проекту
- Финансовая деятельность по проекту
- Расчет чистой ликвидационной стоимости объектов
- Показатели эффективности проекта
- 19.6. Бюджетная эффективность
- 19.7. Общественная эффективность
- 19.8. Особенности оценки различных проектов
- 19.9. Анализ эффективности проектов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Инвестиционная привлекательность проектов, предприятий и регионов
- 20.1. Методы оценки привлекательности инвестиционных проектов
- 20.2.Факторы инвестиционной привлекательности предприятий
- Структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал,%
- Распределение кредитного портфеля российских банков,%
- 20.3. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона
- Примерный состав основных показателей оценки интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов рф
- Комплексные (интегральные) уровни текущей инвестиционной привлекательности России
- 20.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов
- Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России
- Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России
- Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Бизнес-план
- 21.1. Общие положения
- 21.2. Структура бизнес-плана
- 21.3. Краткое содержание
- 21.4. Анализ положения дел в отрасли
- 21.5. Существо предлагаемого проекта
- 21.6. Анализ рынка
- 21.7. План маркетинга
- 21.8. Производственный план
- 21.9. Организационный план и управление персоналом
- 21.10. Анализ рисков
- 21.11. Финансовый план
- 21.12. Исходная информация для составления бизнес-плана
- 21.13. Рекомендации по формированию бизнес-планов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 22. Учет и снижение инвестиционных рисков
- 22.1. Учет фактора риска
- 22.1.1. Методы качественной оценки риска вложений
- 22.1.2. Методы количественной оценки риска вложений
- Варианты вложения капитала с учетом риска
- 22.2. Снижение инвестиционных рисков
- 22.2.1. Распределение риска
- 22.2.2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 22.2.3. Снижение рисков финансирования
- 22.2.4. Страхование риска
- 22.3. Программные продукты для оценки эффективности инвестиционных проектов
- 22.3.1. Пакет comfar 2.1
- 22.3.2. Пакет propspin
- 22.3.3. Пакет «Альт-Инвест»
- 22.3.4. Пакет «Project Expert 5»
- 22.3.5. Пакет «Инвестор 4.1»
- 22.3.6. Пакет «тэо-Инвест»
- 22.3.7. Пакет «Инвест-Проект»
- 22.3.8. Пакет foccal
- Характеристики пакетов программ для оценки инвестиционных проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление проектами Глава 23. Основы управления проектами
- 23.1. Управление при помощи проектов
- 23.2. Актуальность использования управления проектами в России
- 23.3. Методы управления проектами
- Методы достижения поставленных целей
- 23.4. Организационные структуры управления проектом
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 24. Методы планирования и управления проектами
- 24.1. Основные этапы разработки управленческих решений
- 24.2. Составление календарных планов
- 24.3. Управление ресурсами
- 24.4. Контроль и регулирование проекта
- Рекомендуемая литература
- Глава 25. Контрактная стадия управления проектом
- 25.1. Функции участников торгов
- 25.2. Разработка тендерной документации и проведение торгов
- 25.2.1. Требования к тендерной документации
- 25.2.2. Предварительная квалификация
- 25.2.3. Оформление оферты
- 25.2.4. Правила торгов
- 25.3. Порядок подготовки и заключения договоров подряда (контрактов)
- 25.3.1. Подготовка договора
- 25.3.2. Заключение договора
- 25.3.3. Исполнение договора
- 25.3.4. Расторжение договора
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложение 1. Примеры и задачи
- 1. Дисконтирование
- 1.1. Дисконтирование денежных поступлений одного года
- 1.2. Дисконтирование денежных поступлений разных лет
- 1.3. Расчет текущей стоимости с многоразовых поступлений от инвестиций
- 1.4. Определение текущей стоимости «вечных» проектов
- 2. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 3. Простейшие методы оценки целесообразности инвестиций
- Приложение 2. Словарь
- Приложение 3. Коэффициенты наращивания
- 1.2. Клубы или учреждения клубного типа
- 1.3. Музеи
- 1.4. Детские школы искусств, школы эстетического образования
- 4. Физическая культура и спорт
- 5. Социальная защита населения
- Приложение 5. Бизнес-план создания реабилитационного центра
- 1. Резюме
- 2. Целесообразность реализации проекта
- 2.1. Текущее состояние объекта
- 2.2. Цели проекта
- 3. Оценка возможностей рынка
- 3.1. Описание предоставляемых услуг
- 3.2. Анализ конкурентов
- 3.3. Клиенто-ориентированная политика бизнеса
- 4. Стратегический рыночный план
- 4.1. Ценообразование
- 4.2. Продвижение услуг
- 5. Технический план реализации проекта
- 6. Организационный план
- 6.1. Инициатор проекта
- 6.2. Институт консультантов
- 6.3. Организационно-правовая форма реализации проекта
- 6.4. Структура управления
- 7. Финансовый план. График погашения кредита
- Динамика и структура капиталовложений в проект, тыс. Дол. Сша
- Источники финансирования, тыс. Дол. Сша
- Структура себестоимости, тыс. Дол. Сша
- Структура поступлений, тыс. Дол. Сша
- Формирование и распределение прибыли, тыс. Дол. Сша
- Динамика финансовых потоков, тыс. Дол. Сша
- Результаты реализации проекта, тыс. Дол. Сша
- 7.1. Необходимые капиталовложения, их динамика и структура
- 7.2. Анализ эффективности вложений
- 8. Структура рисков и меры по их предотвращению
- 8.1. Основные факторы риска
- 8.2. Структура и анализ рисков. Меры их минимизации
- 9. Финансовая оценка альтернативных сценариев
- Приложение 6. Примерная форма предоставления информации