logo
Инвестиционный анализ, Аюпова С

2.2. Облигации

В переводе с латинского «облигация» буквально означает «обязательство». Имеется в виду обязательство возмещения взятой суммы, т.е. долговое обязательство.

Действующее российское законодательство определяет облигацию как «эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента». По сути, облигация — это долговое обязательство, удостоверение займа, в котором указаны условия возврата взятого долга.

Существует принципиальная разница между акциями и облигациями. Так, приобретая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором на определенный срок, ограниченный условиями ее выпуска. При реализации имущественных прав их владельцев облигации имеют преимущества перед акциями: в первую очередь выплачивают проценты по облигациям и лишь затем дивиденды по акциям. Поскольку речь идет о заемных средствах, то каждому юридическому лицу, органу исполнительной власти или органу местного самоуправления может быть предоставлено право на эмиссию облигаций. Например, в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» при выпуске облигаций акционерным обществом должны быть соблюдены следующие условия:

Облигации выпускаются с различной номинальной (нарицательной) стоимостью. При этом котировка дается в процентах от их номинальной стоимости.

Долг по облигациям возвращают в определенный, указанный в условиях эмиссии, срок, который называют датой погашения.

В зависимости от сроков погашения, на которые выпускается облигационный займ, облигации условно можно разделить на два типа: облигации с указанной датой погашения и облигации без фиксированного срока погашения.

Облигации с указанной датой погашения в свою очередь делятся на следующие:

В каждой стране существуют различные временные ограничения, которые чаще всего связаны с возможностями эмитента выполнить свои обязательства по возврату кредита. Например, в США частные облигации обычно выпускаются на срок от 10 до 40 и более лет. Наиболее распространены облигации, выпускаемые на период от 20 до 30 лет. Облигации со сроками обращения до 5 лет считаются краткосрочными. Их, как правило, используют компании, связанные с производством и оказанием услуг; они могут быть обеспечены активами или застрахованы. Облигации на срок до 15 лет относятся к среднесрочным. Находящиеся в обращении более 70 лет — долгосрочные.

В российском законодательстве не указаны сроки обращения корпоративных облигаций, а государственные долговые обязательства ограничены сроком обращения 30 лет.

Облигации без фиксированного срока погашения включают в себя:

По способу погашения номинала различают:

В настоящее время существует множество разновидностей этих облигаций: облигации с фиксированной купонной ставкой, с плавающей купонной ставкой, с оплатой по выбору смешанного типа. Каждый из указанных типов облигаций представляет определенный интерес для эмитента и инвестора.

По обеспеченности залогом облигации делятся на обеспеченные залогом и необеспеченные залогом.

Обеспеченные залогом облигации, в свою очередь, подразделяются по разновидности залога, в качестве которого могут выступать: физические активы (имущество), ценные бумаги, недвижимость и др. Эмитент, находясь в экстремальных экономических условиях, принимает приемлемое для себя решение.

Необеспеченные залогом облигации ориентированы на «добросовестность» эмитента или гарантии холдинговой компании, а также будущие доходы эмитента.

Существуют также надежные облигации и макулатурные, носящие рисковый характер. Надежность облигации связана с надежностью эмитента, его репутацией и соответственно финансовой предысторией развития.

Облигации могут быть конвертируемыми и неконвертируемыми. Конвертация позволяет владельцам облигаций обменять их на акции того же эмитента с учетом конверсионного коэффициента, характеризующего отношение цен акции и облигации (цена конверсии).

В зависимости от порядка владения облигации могут быть именными и на предъявителя,

Различаются облигации и по эмитентам, в качестве которых могут выступать:

Как правило, все облигации имеют номинальную стоимость, которая с одной стороны — указывает на сумму займа и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа, а с другой — показывает возможности индивидуальных или институциальных инвесторов приобрести облигации.

Однако в настоящее время выпуск корпоративных облигаций наталкивается на искусственные препятствия, создаваемые действующим и готовящимся законодательством. Между тем суммарная стоимость размещенных в настоящее время корпоративных облигаций достигла по разным оценкам 45 млрд руб., что делает это рынок достаточно значимым.