logo
Инвестиционный анализ, Аюпова С

Предположительная численность постоянного населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. Человек)

Годы

Возрастные группы, лет

0-2

3-5

6-7

8-13

16-17

16-29

2001

91

96

67

325

132

910

2002

90

93

68

292

132

907

2003

92

92

65

264

133

909

2004

93

91

63

238

133

912

2005

94

91

62

226

128

913

2006

95

92

61

202

123

912

2007

95

93

60

196

ИЗ

902

2008

96

95

62

189

84

857

2009

96

96

63

186

71

823

2010

95

96

63

186

68

786

2011

95

96

63

186

68

786

2012

94

96

64

186

69

761

2013

92

96

64

186

66

730

2014

90

96

64

189

64

695

2015

88

94

64

190

63

661

Как видно из данных таблицы 15.1, резкое сокращение численности населения будет наблюдаться с 2007-2008 г. по возрастным группам: 8-13; 16-17; 16-29 лет.

Прогнозированию развития объектов социально-культурной сферы (учреждения образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, предоставляющие общедоступные и бесплатные услуги населению) предшествует следующие процессы:

Если же рассматривают возможности предоставления общеобразовательных, медицинских и других услуг на платной основе, то при оценке спроса анализируют данные демографического прогноза с учетом возрастных и социальных групп населения и их покупательной способности, а также информацию о предприятиях коммерческого и некоммерческого типа, работающих на данном рынке.

При анализе покупательной способности населения выясняют:

После того как определены значения спроса и предложения на конкретном рынке, необходимо провести сравнительный анализ конкурентов для обоснования стратегии проекта. Действующих и потенциальных конкурентов выявляют двумя способами.

Первый способ связан с оценкой спроса, удовлетворяемого на рынке основными конкурирующими фирмами по видам продукции. При этом выделяют следующие группы конкурентов:

а) фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции или услуг на тех же рынках, включая:

б) фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, выход которой в ближайшее время наиболее вероятен;

в) фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данную продукцию с рынка.

В результате указанного подхода выделяют группы определенной продукции, удовлетворяющей те или иные потребности рынка.

Второй способ ориентирован на оценку конкурентов по типу выбранных ими стратегий производственно-сбытовой деятельности. Как правило учитываются фирмы, взявшие на вооружение стратегии в следующих областях:

Основными составляющими качества товара являются:

Качество услуги намного сложнее оценить из-за ее неосязаемости. Поэтому чаще всего потребители услуг ориентируются не столько на ожидаемую услугу, сколько на фирму, которая ее предоставляет или предлагает предоставить с новыми качественными характеристиками. Например, одна из крупнейших в Европе авиакомпаний «Люфтганза» приняла за норму: «Пассажир не должен ждать свыше тридцати минут». Исходя из этого требования были установлены нормы на проведение регистрации пассажиров и выдачу им багажа, составлено расписание полетов и т. п.

Эмпирические исследования, проведенные во Франции, позволили выявить десять показателей, которые определяют восприятие качества услуг, предлагаемых фирмой:

Таким образом, при анализе стратегий конкурентов весьма важна оценка политики качества товаров и услуг.

Наиболее опасными являются конкуренты мобильной стратегической ориентации. К ним чаще всего относятся:

Способность покупателей торговаться, выделенная М. Портером в качестве одного из факторов конкуренции, по сути, означает лишь одну из характеристик потребителей товара. С другой стороны способность продавцов не завышать цены позволяет им реализовывать конкурентные преимущества товаров или услуг.

Вместе с тем в рыночной экономике окончательное решение, какие товары будут покупаться на определенном рынке, принадлежит покупателю. Поэтому фирма, наряду с другими соображениями по поводу конкурентного поведения, должна особое внимание уделить вопросам ценовой политики.