23.4. Организационные структуры управления проектом
Успех реализации инвестиционного проекта во многом определяется организационной структурой управления, которая призвана вырабатывать комплекс воздействий, направленных на своевременное и качественное выполнение всех входящих в проект работ. Поскольку, как правило, инвестиционные проекты различаются структурой вложений и содержанием отдельных фаз, то не существует структуры управления, которую можно было бы использовать во всех случаях жизни.
Организационную структуру строят с учетом состава и содержания, а также трудоемкости функций управления (общих и специальных). В зависимости от трудоемкости ту или иную функцию могут выполнять одно или несколько подразделений (исполнителей).
Иерархия аппарата управления определяется характером взаимодействия и взаимоотношений между всеми участниками инвестиционного процесса, причем не только сложностью и характером выполняемых операций (работ), но и субъективными возможностями руководителя (менеджера), его способностью сотрудничать с коллективом и желанием делегировать подчиненным полномочия для выполнения определенных задач управления проектом.
Если управленческий аппарат «раздут», теряется личный контакт между руководителем и подчиненными нижнего звена, выше вероятность возникновения групп, возглавляемых неформальными лидерами, обособляется контроль за исполнением поручений, вспыхивают конфликты. Рост числа звеньев в цепочке управления сопровождается увеличением расходов на содержание аппарата и времени, требуемого для принятия решений.
Из теории и практики управления известно множество разнообразных форм управления проектами. При выборе наиболее приемлемой с точки зрения условий реализации проекта формы необходимо учитывать следующие факторы:
сложность проекта;
технологичность проекта, т. е. возможность выполнения работ с минимальными издержками трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
сроки завершения отдельных стадий;
требования заказчика (инвестора);
финансовые возможности заказчика (инвестора).
Наиболее часто используются три схемы управления проектом: «основная» схема; схема «расширенного управления»; схема «под ключ».
« Основной» называют схему, при которой руководитель проекта (менеджер), представляющий интересы заказчика, не несет финансовой ответственности за принимаемые решения. В роли руководителя может выступать любая фирма — участник проекта. Она отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, не вступая в контрактные отношения ни с кем, кроме заказчика. Преимуществом такого взаимодействия является объективность менеджера, недостатком — то, что риск невыполнения всех требований проекта лежит на заказчике.
Схема «расширенного управления» предполагает, что руководитель (менеджер) несет ответственность за проект в пределах фиксированной сметной стоимости. В качестве менеджера нередко выступает консалтинговая (иногда инжиниринговая) или подрядная фирма, которая координирует материально-техническое обеспечение и инжиниринг. При этом риск возлагается на подрядчика.
Схема «под ключ» Заключается в том, что руководитель (менеджер) — проектно-строительная фирма — заказчик заключают контракт на условиях сдачи объекта «под ключ» в соответствии с заданными стоимостью и сроками.
Каждая из указанных схем реализуется временной (созданной на период реализации проекта) рабочей группой, включающей в себя в зависимости от назначения проекта, его сложности и отраслевой принадлежности специалистов различного профиля. Временная группа или становится самостоятельным участником проекта, или входит в состав одной из организаций — участниц проекта.
Существует два основных подхода к формированию рабочих групп.
В соответствии с первым подходом заказчик и подрядчик формируют свои группы, которые возглавляют руководители проекта, назначенные сторонами. Эти руководители среднего звена подчиняются генеральному руководителю. В зависимости от организационной формы реализации проекта руководитель со стороны заказчика или подрядчика может стать руководителем всего проекта. Руководители проекта с помощью аппарата своих сотрудников координируют деятельность всех участников проекта.
Второй подход предполагает создание единой рабочей группы во главе с руководителем проекта. В группу входят полномочные представители всех участников проекта.
Теория и практика управления выработала несколько типов организационных структур, каждая из которых имеет определенные преимущества и недостатки.
Так, линейная структура (рис. 23.1) усматривает прямое воздействие на исполнителей со стороны линейного руководителя, сосредоточившего в одних руках все функции руководства. Распределение должностных обязанностей осуществляется таким образом, чтобы каждый исполнитель (или отдельное подразделение) был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.
Все полномочия — прямые (линейные) — идут от верхнего звена управления к низшему. Четкая регламентация ответственности — обязательств, возможность оперативного принятия решения — вот достоинства линейной структуры управления.
Руководитель, однако, может привлечь к управлению не более четырех-пяти подчиненных, а потому чаще всего перегружен, распыляется на решение мелких вопросов, которые не оставляют времени для других, более важных функций. Линейная структура не эффективна в том плане, что большой объем информации, передаваемой от одного уровня к другому, а также высокие квалификационные требования к специалистам в сочетании с подавлением инициативы работников нижних уровней способны привести к стрессу и плохому управлению.
Ввиду сказанного линейная структура применима лишь при небольших объемах работ, когда задачи управления проектом относительно просты.
Определенный интерес представляет функциональная структура управления, основанная на дифференциации управленческого труда по отдельным функциям, каждая из которых выполняется одним специалистом, группой или отделом (рис.23.2). Руководители функциональных подразделений специализируются в определенных областях деятельности, отвечая за отдельные участки работ, входящих в их компетенцию.
Функциональная специализация аппарата управления позволяет привлечь к руководству квалифицированных специалистов, повысить качество и оперативность управления, разгрузить линейных руководителей, по в то же время снижает ответственность за результаты работы и нарушает единство распорядительства. При этом возникает проблема межфункциональной координации, разрешение которой поручается одному или нескольким координаторам. Эти последние могут подчиняться непосредственно управляющим разных уровней в интересах согласованности выполнения отдельных видов работ, относящихся к одному или нескольким проектам. Поскольку координаторы непосредственно не участвуют в решении повседневных задач, возникающих при выполнении проекта, усилия их не всегда достигают поставленных целей.
Функциональная структура используется в организациях, для которых характерны стабильный режим работы, относительная независимость от внешней среды, неизменная специализация. При нарушении любого из трех перечисленных условий (объема работ, специализации, радиуса обслуживания и т. п.) эта структура становится малоэффективной.
В ряде случаев представляет огромный научный и практический интерес программно-целевая структура, базирующаяся на комплексном управлении всей системой работ, в том числе на технико-экономическом обосновании проекта, формирование проектно-сметной документации, строительстве, установке технологического оборудования, выпуске продукции. Основу этой прогрессивной формы организации управления составляет специальный орган управления, в задачи которого входит формирование и координация деятельности всех функциональных подразделений. Разновидностями программно-целевой структуры являются проектная, матричная и некоторые другие. Под проектным управлением понимают совокупное управление всеми трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, требуемыми для проектирования и строительства объекта в указанные сроки и в пределах утвержденной сметной стоимости.
Структура проектного управления (рис. 23.3) формируется под конкретные задачи крупных строек и проектов, для реализации которых требуется привлечение квалифицированных специалистов. После завершения работы на объекте члены временных групп возвращаются в свои специализированные подразделения. Постоянная смена точки приложения сил способствует повышению творческой активности специалистов.
От всех рассмотренных выше структура проектного управления отличается тем, что в этой весьма прогрессивной форме организации в наибольшей степени реализуются требования системного подхода к достижению поставленной цели. Она определяет состав квалифицированных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями. Созданные на базе рассматриваемого подхода органы управления представляют собой мобильный механизм для одновременного выполнения нескольких проектов на принципах приоритета глобальных целей организации, доминирующих над частными (локальными) целями функционального характера. Способность быстро адаптироваться к складывающейся ситуации обеспечивает гибкое и оперативное реагирование на изменения внешних и внутренних условий.
Структура проектного управления зависит от типов проектов, под которые она формируется и специализируется. Несмотря на разнообразие решений, можно выделить достаточно много общих принципов, таких как:
необходимость подчинения каждого члена проектной группы лишь одному руководителю более высокого звена управления;
соблюдение норм управляемости, т. е. нормативного числа подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель (рациональная норма управляемости для систем проектного управления составляет 6-8 чел.);
рациональное распределение ответственности между уровнями иерархии управления, а также между руководителями и исполнителями на каждом уровне иерархии.
Характер взаимодействия руководителя проекта с членами проектной группы во многом зависит от масштабов проекта. При выполнении, к примеру, малых проектов создается проектная группа в составе 6-8 чел., руководитель которой непосредственно взаимодействует с каждым подчиненным, обходясь без издания инструкций и распоряжений. Выполнение средних и крупных проектов требует формирования групп по функциональному, предметному или территориальному признаку. Здесь взаимодействие руководителя проекта с подчиненными может осуществляться через документы — распорядительные (приказы), инструкции, поручения и отчетные (служебные записки, рапорты, докладные).
Структура проектного управления обычно включает два уровня. Первый, организационный, уровень представлен подразделениями, ответственными за стратегию развития, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансы и ресурсы; второй, собственно проектный — службами, непосредственно разрабатывающими и реализующими инвестиционные проекты.
При всех прочих положительных сторонах проектного управления, введенного в практику в период второй мировой войны при выполнении важных, сложных и зачастую секретных проектов, между указанными уровнями нередко возникают конфликты на почве разделения функций и полномочий. На проектном уровне осуществляются выбор и подготовка проектных решений, требующих определенных знаний в области техники, экономики, социологии и других дисциплин. Подготовленная агрегированная информация передается на организационный уровень, где разрабатывается проектная документация и технико-экономическое обоснование проекта.
Эффективность проектного управления зависит от деятельности функциональных исполнителейуподчиненных по меньшей мере двум руководителям — функциональному руководителю и руководителю проекта. Если функциональному руководителю исполнитель подчинен постоянно, то руководителю проекта — временно, т. е. на период выполнения работ по данному проекту. Поскольку чаще всего исполнитель одновременно принимает участие в нескольких проектах, то он оказывается в подчинении у нескольких руководителей, каждый из которых рассматривает и оценивает деятельность исполнителя с позиций вклада в свой проект.
Система проектного управления, как показывает зарубежный и отечественный опыт, несмотря на определенные проблемы взаимодействия структурных подразделений, способствует не только сокращению сроков осуществления проекта за счет оперативного решения возникающих в ходе реализации задач, но и экономии ресурсов.
В практике управления проектами широкое распространение получила матричная структура, создаваемая на базе двойного подчинения специалистов функциональных служб. При этом специалисты числятся в функциональном подразделении и подчиняются его начальнику, а участвуют в выполнении конкретных заданий для реализации инвестиционного проекта, возглавляемого его руководителем. Связи между временно созданными под проект коллективами работников и функциональными подразделениями, из которых эти группы специалистов пришли, создают достаточно гибкую матрицу взаимодействия. При этом руководитель проекта отвечает за конечные результаты его осуществления, включая издержки производства, затраченное время и качество, а функциональный руководитель определяет состав исполнителей для выполнения конкретных работ по проекту.
Руководитель проекта контролирует деятельность специалистов функциональных подразделений, своевременно выявляет трудности, препятствующие выполнению работ, ошибки и принимает меры по устранению возникающих проблем, при необходимости обращаясь к руководителям более высокого уровня.
Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов к работе над проектом позволяет достичь его высокого качества при минимальных затратах времени и стоимости на осуществление проекта в целом.
Недостатки матричной структуры управления заключаются в частых перегрузках функциональных подразделений, что влечет за собой внутрифирменные конфликты, устраняемые в основном с помощью более качественного планирования загрузки специалистов.
Матричная организационная структура управления не может эффективно использоваться без стратегического плана, учитывающего перспективы выполнения работ и потребность в ресурсах. Составление матричного бюджета требует большого объема достоверной информации, которую не всегда представляется возможным получить, поэтому формирование и уточнение стратегического и годовых планов ведется постоянно.
Процесс определения загрузки функциональных подразделений завершается составлением плана, в котором отражаются следующие элементы:
структура распределения заданий;
трудоемкость выполнения работ;
календарный график выполнения работ;
график движения специалистов по проектам.
Успешная реализация матричной структуры управления проектом во многом зависит от организации контроля за ходом работ, поэтому, как правило, постоянно ведется мониторинг, составляются отчеты, а в критических ситуациях своевременно принимаются меры по устранению отклонений от запланированных сроков выполнения отдельных работ и проекта в целом.
Каждая из рассмотренных организационных структур управления обладает специфическими преимуществами и недостатками. Выбор в пользу той или иной структуры делают с учетом таких факторов, как:
масштаб проекта;
сложность проекта;
продолжительность проектного цикла.
Линейная или функциональная структуры лучше всего подходят для малых проектов, в то время как для средних более приемлема матричная. Особенностям крупных и сложных проектов отвечает проектная структура.
Не менее важное значение имеет правильный выбор руководителя проекта, который должен не только умело представлять интересы заказчика, но и обладать хорошей инженерной подготовкой, высокими деловыми качествами, экономическим мышлением и опытом работы, а также способностью к взаимодействию в целях принятия надежных и эффективных решений.
- Введение
- Часть 1. Ценные бумаги и фондовый рынок раздел 1. Ценные бумаги Глава 1. Назначение ценных бумаг
- 1.1. Понятие и классификация ценных бумаг
- Классификация ценных бумаг
- 1.2. Эмиссия ценных бумаг
- 1.3. Эмиссия ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Основные виды ценных бумаг
- 2.1. Акции
- 2.2. Облигации
- 2.3. Государственные ценные бумаги
- Распределение облигаций внутреннего займа среди владельцев валютных счетов в вэб ссср
- 2.4. Муниципальные ценные бумаги (мцб)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Другие ценные бумаги
- 3.1. Вексель
- 3.2. Закладные
- 3.3. Чеки
- 3.4. Коносамент
- 3.5. Депозитные и сберегательные сертификаты
- 3.6. Депозитные расписки (депозитарные свидетельства)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Стоимость и рыночная цена ценных бумаг
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Текущая и будущая стоимость ценных бумаг
- 4.3. Доходность акций
- 4.4. Доходность облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Виды фондовых рынков
- 5.1. Функция и структура рынка ценных бумаг
- 5.2. Особенности рынка ценных бумаг в России
- Обороты по сделкам с акциями (млрд дол.)
- 5.3. Регулирование рынка ценных бумаг
- 5.4. Показатели торговли ценными бумагами
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Участники рынка ценных бумаг
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Инвесторы
- Права, предоставляемые инвестору, владеющему определенным количеством акций, в зависимости от его вклада в оплаченный уставной капитал
- 6.3. Фондовые брокеры и дилеры
- 6.4. Инвестиционные фонды
- Финансовые результаты работы фондов
- Структура портфеля нпф
- Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды
- 6.5. Расчетно-клиринговые организации
- 6.6. Депозитарии
- 6.7. Саморегулируемые организации
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Фондовый рынок Глава 7. Фондовая биржа и внебиржевая торговля
- 7.1. Фондовые биржи России
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности биржи
- 7.3. Внебиржевая торговля ценными бумагами
- 7.4. Важнейшие фондовые биржи мира
- Крупнейшие фондовые рынки мира
- Показатели Нью-Йорской фондовой биржи за 1970-1992 гг.
- Показатели Токийской фондовой биржи за 1985 и 1988 гг.
- Показатели Лондонской фондовой биржи за 1985 и 1994 гг.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Коммерческие банки
- 8.1. Банк — коммерческое предприятие
- 8.2. Виды операций коммерческого банка с ценными бумагами
- 8.3. Трастовые операции коммерческих банков
- 8.4. Банковские системы зарубежных стран
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Покупка и продажа ценных бумаг
- 9.1. Размещение ценных бумаг
- 9.2. Сделки на фондовой бирже
- 9.3. Типы заявок
- 9.4. Котировка ценных бумаг
- Сравнительные индикаторы стоимости ликвидных акций в октябре 2001 г.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Рынок опционов
- 10.1. Торговля опционами
- Показатели биржевой и внебиржевой торговли опционами
- 10.2. Опционы «колл» и «пут»
- 10.3. Оценка стоимости опционов
- 11.4. Опционные стратегии
- Результаты осуществления базисных опционных стратегий
- Результаты сделок базисных опционных стратегий
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэнгл»
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэп»
- Прибыль покупателя по комбинации «стрип»
- Прибыль по позиции спрэд «быка»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «быка»
- Прибыль по позиции спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции спрэд «бабочка»
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Форвардные и фьючерсные контракты
- 11.1. Форвардные сделки
- 11.2. Фьючерсный контракт
- 11.3. Финансовые фьючерсы
- 11.3.1. Краткосрочный процентный фьючерс
- 11.3.2. Долгосрочный процентный фьючерс
- 11.4. Валютные фьючерсы
- 11.5. Хеджирование контрактов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Портфели фондовых инструментов
- 12.1. Основы портфельного инвестирования
- 12.2. Доходность инвестиционного портфеля
- 12.3. Выбор состава оптимального портфеля ценных бумаг
- 12.4. Формирование первичного портфеля облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- 13.2. Обоснование идеи проекта
- Динамика сокращения жизненного цикла вычислительной техники
- Пример сетки предварительных оценок
- 13.3. Стадии (фазы) осуществления инвестиционного проекта
- 13.4. Регулирование инвестиционной деятельности в рф
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 14. Порядок обоснования и финансирования проектов
- 14.1. Сущность и содержание обоснования проектов
- 14.2. Источники и организационные формы финансирования проектов
- Структура источников финансирования инвестиционных проектов
- 14.3. Проектное финансирование
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 15. Маркетинговые исследования
- 15.1. Оценка жизненного цикла товара
- 15.2. Анализ привлекательности рынка
- Предположительная численность постоянного населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. Человек)
- 15.3. Ценообразование
- 15.4. Выбор стратегии маркетинга
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 16. Инженерное проектирование
- 16.1. Производственная программа и производственная мощность
- Форма 16.1 Инвестиционные издержки в объекты производственного назначения
- 16.2. Выбор технологии и организации промышленного производства
- 16.3. Основные положения по проектированию предприятий, зданий и сооружений
- 16.4. Определение размера затрат
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 17. Месторасположение объектов промышленности и социально-культурной сферы
- 17.1. Анализ месторасположения промышленного предприятия
- 17.2. Размещение объектов социально-культурной сферы
- Типология общественных центров города
- 17.4. Анализ проектных решений
- Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
- Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых и общественных зданий
- 17.3. Экспертиза проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 4. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов и мероприятий Глава 18. Эффективность реальных инвестиций
- 18.1. Существующие подходы к оценке эффективности
- 18.2. Учет затрат
- 18.3. Традиционные (простые) методы оценки инвестиций
- 18.4. Финансовая оценка проекта
- Форма 18.1 Отчет о прибылях и убытках
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Динамические методы оценки экономической эффективности проектов
- 19.1. Дисконтирование
- Эффективность некоторых видов инвестиций
- 19.2. Оценка ренты
- Коэффициенты настоящей и будущей стоимости рент пренумерандо
- 19.3. Показатели сравнительной оценки эффективности инвестиционных проектов
- 19.4. Наиболее типичные варианты принятия инвестиционных решений
- 19.5. Коммерческая эффективность
- Инвестиционная деятельность по проекту
- Операционная деятельность по проекту
- Финансовая деятельность по проекту
- Расчет чистой ликвидационной стоимости объектов
- Показатели эффективности проекта
- 19.6. Бюджетная эффективность
- 19.7. Общественная эффективность
- 19.8. Особенности оценки различных проектов
- 19.9. Анализ эффективности проектов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Инвестиционная привлекательность проектов, предприятий и регионов
- 20.1. Методы оценки привлекательности инвестиционных проектов
- 20.2.Факторы инвестиционной привлекательности предприятий
- Структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал,%
- Распределение кредитного портфеля российских банков,%
- 20.3. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона
- Примерный состав основных показателей оценки интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов рф
- Комплексные (интегральные) уровни текущей инвестиционной привлекательности России
- 20.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов
- Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России
- Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России
- Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Бизнес-план
- 21.1. Общие положения
- 21.2. Структура бизнес-плана
- 21.3. Краткое содержание
- 21.4. Анализ положения дел в отрасли
- 21.5. Существо предлагаемого проекта
- 21.6. Анализ рынка
- 21.7. План маркетинга
- 21.8. Производственный план
- 21.9. Организационный план и управление персоналом
- 21.10. Анализ рисков
- 21.11. Финансовый план
- 21.12. Исходная информация для составления бизнес-плана
- 21.13. Рекомендации по формированию бизнес-планов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 22. Учет и снижение инвестиционных рисков
- 22.1. Учет фактора риска
- 22.1.1. Методы качественной оценки риска вложений
- 22.1.2. Методы количественной оценки риска вложений
- Варианты вложения капитала с учетом риска
- 22.2. Снижение инвестиционных рисков
- 22.2.1. Распределение риска
- 22.2.2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 22.2.3. Снижение рисков финансирования
- 22.2.4. Страхование риска
- 22.3. Программные продукты для оценки эффективности инвестиционных проектов
- 22.3.1. Пакет comfar 2.1
- 22.3.2. Пакет propspin
- 22.3.3. Пакет «Альт-Инвест»
- 22.3.4. Пакет «Project Expert 5»
- 22.3.5. Пакет «Инвестор 4.1»
- 22.3.6. Пакет «тэо-Инвест»
- 22.3.7. Пакет «Инвест-Проект»
- 22.3.8. Пакет foccal
- Характеристики пакетов программ для оценки инвестиционных проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление проектами Глава 23. Основы управления проектами
- 23.1. Управление при помощи проектов
- 23.2. Актуальность использования управления проектами в России
- 23.3. Методы управления проектами
- Методы достижения поставленных целей
- 23.4. Организационные структуры управления проектом
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 24. Методы планирования и управления проектами
- 24.1. Основные этапы разработки управленческих решений
- 24.2. Составление календарных планов
- 24.3. Управление ресурсами
- 24.4. Контроль и регулирование проекта
- Рекомендуемая литература
- Глава 25. Контрактная стадия управления проектом
- 25.1. Функции участников торгов
- 25.2. Разработка тендерной документации и проведение торгов
- 25.2.1. Требования к тендерной документации
- 25.2.2. Предварительная квалификация
- 25.2.3. Оформление оферты
- 25.2.4. Правила торгов
- 25.3. Порядок подготовки и заключения договоров подряда (контрактов)
- 25.3.1. Подготовка договора
- 25.3.2. Заключение договора
- 25.3.3. Исполнение договора
- 25.3.4. Расторжение договора
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложение 1. Примеры и задачи
- 1. Дисконтирование
- 1.1. Дисконтирование денежных поступлений одного года
- 1.2. Дисконтирование денежных поступлений разных лет
- 1.3. Расчет текущей стоимости с многоразовых поступлений от инвестиций
- 1.4. Определение текущей стоимости «вечных» проектов
- 2. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 3. Простейшие методы оценки целесообразности инвестиций
- Приложение 2. Словарь
- Приложение 3. Коэффициенты наращивания
- 1.2. Клубы или учреждения клубного типа
- 1.3. Музеи
- 1.4. Детские школы искусств, школы эстетического образования
- 4. Физическая культура и спорт
- 5. Социальная защита населения
- Приложение 5. Бизнес-план создания реабилитационного центра
- 1. Резюме
- 2. Целесообразность реализации проекта
- 2.1. Текущее состояние объекта
- 2.2. Цели проекта
- 3. Оценка возможностей рынка
- 3.1. Описание предоставляемых услуг
- 3.2. Анализ конкурентов
- 3.3. Клиенто-ориентированная политика бизнеса
- 4. Стратегический рыночный план
- 4.1. Ценообразование
- 4.2. Продвижение услуг
- 5. Технический план реализации проекта
- 6. Организационный план
- 6.1. Инициатор проекта
- 6.2. Институт консультантов
- 6.3. Организационно-правовая форма реализации проекта
- 6.4. Структура управления
- 7. Финансовый план. График погашения кредита
- Динамика и структура капиталовложений в проект, тыс. Дол. Сша
- Источники финансирования, тыс. Дол. Сша
- Структура себестоимости, тыс. Дол. Сша
- Структура поступлений, тыс. Дол. Сша
- Формирование и распределение прибыли, тыс. Дол. Сша
- Динамика финансовых потоков, тыс. Дол. Сша
- Результаты реализации проекта, тыс. Дол. Сша
- 7.1. Необходимые капиталовложения, их динамика и структура
- 7.2. Анализ эффективности вложений
- 8. Структура рисков и меры по их предотвращению
- 8.1. Основные факторы риска
- 8.2. Структура и анализ рисков. Меры их минимизации
- 9. Финансовая оценка альтернативных сценариев
- Приложение 6. Примерная форма предоставления информации