logo search
Инвестиционный анализ, Аюпова С

Финансовые результаты работы фондов

Как видно из данных табл. 6.2, за анализируемый год СЧА (стоимость чистых активов) и стоимость паев практически всех фондов значительно выросли. Исключение составляют лишь фонды «Кредит Свисс АКСП» и «Монблан», стоимость чистых активов которых снизилась за счет выкупа паев, причем в случае с «Монбланом» довольно значительного - 80%.

Максимальный прирост СЧА показал фонд «Пионер Первый ФЛА» 420,98%. Прирост был достигнут как за счет рыночного фактора, так и за счет размещения паев, количество которых выросло более чем в четыре раза (300,8%). По продаже паев «Пионер Первый ФЛА» также является безусловным лидером, ближе всех к нему приблизился интервальный фонд «Алемар», количество размещенных паев которого выросло на 161,47%.

Максимальную доходность по итогам 12 месяцев показал интервальный фонд «Промышленный», прирост стоимости пая которого составил 235,57%, а минимальную - фонд «АВО Дубна» (0,44%).Из данных табл. 6.2 также видно, что стоимости пая сохранили только те фонды, которые инвестировали свои активы полностью или частично в государственные ценные бумаги. По состоянию на конец 2000 г. активами паевых инвестиционных фондов управляли 18 компаний; всего имеют лицензию ФКЦБ России на доверительное управление имуществом ПИФов 28 компаний. При этом половина новых фондов — это открытые фонды, что в свою очередь означает, что поддержание ликвидности фондов такого типа больше не является проблемой для управляющих.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) были созданы в соответствии с указом Президента РФ № 1077 от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах», положившим начало новой отрасли — негосударственному пенсионному обеспечению.

Инспекция НПФ при Министерстве труда РФ осуществляет регистрацию уставов НПФ и их лицензирование, на основании анализа специальной отчетности НПФ и документальных проверок осуществляет контроль за деятельностью НПФ, а также издает нормативные и методические документы, обязательные для негосударственных пенсионных фондов.

За этот период негосударственные пенсионные фонды зарекомендовали себя как надежный и устойчивый финансовый институт, сложилась система законодательного и нормативного регулирования, сформировались механизмы перекрестного контроля за их деятельностью.

В конце 2000 г. работало 286 НПФ, их суммарные активы составили около 20 млрд. руб. Общее число участников НПФ превысило 2,5 млн человек, в том числе 258 тыс. человек получали дополнительную негосударственную пенсию.

После принятия в 1998 г. закона «О негосударственных пенсионных фондах» сложилась четкая система регулирования и контроля над деятельностью НПФ.

В 1999-2000 гг. закончилось формирование нормативной базы, регламентирующей процесс размещения пенсионных резервов на финансовом рынке. Она включает в себя:

В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды вправе размещать свои пенсионные резервы самостоятельно в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости, а также через управляющие компании — в активы, указанные выше, и в корпоративные ценные бумаги.

Взаимоотношения НПФ и управляющей компании строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров в зависимости от схемы работы пенсионного фонда на финансовом рынке. В свою очередь управляющие компании обязаны иметь лицензию на те виды деятельности, по которым она осуществляет операции со средствами пенсионных фондов например лицензию профессионального участника при операциях с ценными корпоративными бумагами.

Негосударственные пенсионные фонды обязаны утвердить и представить в Инспекцию НПФ план размещения пенсионных резервов, являющийся, по сути, инвестиционной декларацией, который должен включать: оценку общих тенденций на рынке объектов размещения пенсионных резервов, оценку состояния эмитентов ценных бумаг, в которые предполагается размещать пенсионные резервы, а также рисков, связанных с их размещением в объекты, предусмотренные планом размещения.

При этом общая стоимость пенсионных резервов не должна превышать:

По виду доходности направления инвестирования разделяются на следующие варианты:

Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50% стоимости пенсионных резервов.

По степени риска объекты размещия пенсионных резервов разделяются:

Отнесение объектов инвестирования пенсионных резервов к группам риска производится фондом самостоятельно. При размещении их должны соблюдаться следующие ограничения по степени риска:

В ряде случаев Инспекция НПФ допускает возможность отступления от установленных пропорций и соотношений по объектам и направлениям размещения пенсионных резервов. Особый порядок размещения вводится, когда соблюдение пенсионным фондом установленных нормативов не обеспечивает полноту и своевременность выполнения обязательств но пенсионным договорам или когда для соблюдения интересов участников необходимы дополнительные (иные) условия. Особый порядок размещения пенсионных резервов подлежит обязательному согласованию в Инспекции НПФ и утверждается советом фонда.

Негосударственные пенсионные фонды выступают на рынке как портфельные инвесторы (табл. 6.3). К основным направлениям инвестирования пенсионных резервов следует отнести государственные и муниципальные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги (акции, облигации, векселя), банковские депозиты.

Даже в условиях недостаточной законодательной и нормативной базы НПФ на протяжении последних лет ежегодно удваивают свои активы (20 крупнейших НПФ по размеру пенсионных резервов представлены в табл. 6.4). Несмотря на все сложности, связанные с дефолтом и последовавшим кризисом ликвидности, 1999 г. является наиболее удачным периодом развития пенсионной индустрии, поскольку именно в это время окончательно стабилизировалось налогообложение НПФ: предприятия получили возможность относить пенсионные расходы на себестоимость продукции, доходы НПФ от размещения пенсионных резервов перестали облагаться налогом на прибыль.

В ближайшее время правительство должно окончательно определить роль и место НПФ в проводимой пенсионной реформе.

Одним из основных сценариев пенсионной реформы является введение обязательного накопительного пенсионного обеспечения (чилийская модель развития), когда каждый гражданин в течение трудового периода жизни будет отчислять примерно 2—10% от доходов в один из негосударственных пенсионных фондов. Денежные средства (при обязательном государственном регулировании и контроле) будут размещаться на финансовом рынке, а размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода. Например, реализация модели обязательной накопительной системы на базе частных пенсионных фондов в Чили позволила обеспечить граждан пенсией в размере около 80% от их заработка и обеспечить устойчивый экономический рост чилийской экономики на протяжении последнего десятилетия.

В рамках реформирования системы льготного пенсионного обеспечения предполагается ввести обязательные профессиональные пенсионные системы на базе негосударственных пенсионных фондов. Финансирование льготных (досрочных) пенсий по условиям труда планируется осуществлять не за счет перераспределения (субсидирования) средств Пенсионного фонда России, а за счет использования накопительно-страховых пенсионных схем и дополнительных (к основному тарифу) взносов работодателя в негосударственные пенсионные фонды. Перенос финансовой нагрузки на работодателя позволит повысить его ответственность за состояние условий труда на предприятии и серьезно снизит нагрузку на систему государственного пенсионного обеспечения.

Реализация любого из сценариев пенсионной реформы приведет к многократному увеличению темпов роста активов негосударственных пенсионных фондов, а следовательно, их роль на финансовом рынке будет неуклонно возрастать. В свою очередь появление полноценных институциональных инвесторов будет способствовать формированию внутреннего рынка капитала и создаст предпосылки для устойчивого экономического роста.

Таблица 6.3