logo search
Инвестиционный анализ, Аюпова С

7.1. Фондовые биржи России

Российские фондовые биржи прошли в своем развитии несколько периодов: дореволюционный, советский и современный, который начался с приватизации собственности государства. Каждый из этих исторических этапов имеет свои особенности, обусловленные спецификой экономических преобразований.

Впервые потребность в бирже как месте организованной торговли ценными бумагами возникла у российского государства в 1769 г. Именно тогда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. Затем последовало размещение государственных займов на рынках западноевропейских стран.

Спустя всего сорок лет государственные долговые бумаги были впервые на законных основаниях размещены среди населения России.

Начало деятельности отечественной фондовой биржи как самостоятельного института, пользующегося поддержкой государства, было положено законом от 27 июля 1900 г., которым министру финансов предписывалось образовать особый фондовый отдел при Санкт-Петербургской бирже для торговли валютой и ценными бумагами. Этот закон передавал формируемый фондовый отдел в ведение особой канцелярии по кредитной части Министерства финансов. В 1901 г. министром финансов С. Ю. Витте были утверждены «Правила для фондового отдела С.-Петербургской биржи», в которых в полной мере нашли отражение основные принципы государственного контроля и регулирования торговли фондовыми ценностями.

В дальнейшем биржевая реформа получила развитие еще в ряде документов, утвержденных министром финансов. Среди них в первую очередь следует отметить «Правила о допущении бумаг к котировке на фондовом отделе С.-Петербургской биржи» (1902 г.), которые расширяли и конкретизировали положения 1886 и 1895 гг. и правила 1901 г.

Основной смысл правил 1902 г. заключен в их первой статье:

«Государственные и правительством гарантированные процентные бумаги включаются в бюллетень фондового отдела по распоряжению министра финансов; закладные листы частных земельных банков, облигации городов и облигации городских кредитных обществ допускаются к котировке по постановлениям совета отдела, на основании ходатайств подлежащих правлений земельных банков, городских управлений и правлений городских кредитных обществ. К сим ходатайствам прилагаются сведения о выпускаемых бумагах, как-то: о целях выпуска, о законодательных или иных основаниях выпуска, о присвоенных бумаге обеспечениях, а равно и другие сведения по усмотрению совета. Сии сведения публикуются в "Вестнике Финансов, Промышленности и Торговли" по допущении советом бумаги к котировке.

Остальные бумаги допускаются к котировке с соблюдением постановлений ст. 2-12 сих правил» [3, с. 132].

В категорию «остальные бумаги» попадали акции и другие бумаги, выпускаемые промышленными компаниями.

Публикация объявлений и проспекта осуществлялась за счет компании.

Правила 1902 г. дополнялись постановлением об ответственности лиц, вводящих в обращение ценные бумаги на Санкт-Петербургской бирже. Это постановление предусматривало возможность подачи иска на возмещение убытков, обусловленных «неверностью» представленных при выпуске бумаги данных. Причем признавались недействительными всякие предварительные соглашения, направленные на устранение и уменьшение ответственности. В преамбуле к постановлению указывалось, что под «неверностью» «следует разуметь не только неверное показание данных о финансовом положении и условиях деятельности установления или предприятия, выпустившего данную бумагу, предлагаемую к биржевому обращению, но также и отсутствие таких данных, которые необходимы для надлежащей оценки вводимой на биржу бумаги» [3, с. 132].

В1907 г. были приняты «Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на С.-Петербургской бирже». В этом акте подробно регламентирован порядок заключения и исполнения сделок, рассматриваются последствия их неисполнения, оговариваются условия выплаты процентов и дивидендов по бумагам в зависимости от сроков относительно даты продажи, а также ряд преимущественно технических вопросов.

Наиболее существенным здесь представляется подтверждение допустимости только сделок за наличную валюту, наличные бумаги или со сдачей в условленный срок. Соответственно все сложные типы срочных сделок остались под запретом, как служащие целям спекуляции.

Такие условия несомненно тормозили накопление капитала, развитие предпринимательства и свободной конкуренции. Тем не менее, на волне экономического подъема, начавшегося в 1909 г., обозначились слабые тенденции оживления рынка ценных бумаг. Если за период с 1901 по 1908 гг. ежегодно на Санкт-Петербургской бирже допускались к котировке менее 10 выпусков акций промышленных предприятий, включая новые выпуски старых предприятий, то в 1909 г. их было уже 13, в 1910 г. 25, в 1911 г. 22, в 1913 г. — 47. При этом соотношение между именными бумагами и предъявительскими изменялось. Так, в 1910 г. это соотношение составляло 1:2, а в 1913 г. — уже 1:3.

Несмотря на определенные трудности, в 1911 г. в России насчитывалось 1617 акционерных компаний, однако на Санкт-Петербургской бирже котировались акции лишь 275 компаний. Основная часть сделок осуществлялась с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.

Особый интерес к фондовому рынку проявили местные органы власти, которые для уменьшения дефицита бюджета стали выпускать долговые обязательства. Хотя доходность этих бумаг была выше, чем у государственных долговых обязательств, конкурировать с последними местные долговые обязательства не могли в силу ряда причин. Во-первых, они в основном имели хождение в отдельных регионах как на биржевом, так и уличном рынках. Во-вторых, срок погашения составлял 39 и 49 лет, а иногда и больше.

К началу 1913 г. облигационные займы выпускались 65 городами. Причем более 80% «муниципальных» долговых обязательств было размещено в 8 крупных городах России, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

Согласно принятым в 1883 г. правилам, Министерство финансов назначало фондовых маклеров, утверждало состав совета фондовых отделов бирж и могло его изменить по своему усмотрению.

Биржевая публика фондового отдела в соответствии с правилами включала:

Состав действительных членов формировался из числа представителей банков, банкирских контор и лиц, имеющих промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Действительные члены имели право совершать сделки через уполномоченных и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров.

Постоянные посетители, кроме права присутствия на биржевом собрании, пользовались возможностью действовать через фондовых маклеров, которым запрещалось быть дилерами. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии.

Гости допускались на биржу по рекомендации действительных членов и не имели права заключать сделки.

Все желающие участвовать в биржевой торговле могли совершать сделки путем открытия специального (онкольного) счета в банке, на который клиент вносил средства для покупки ценных бумаг (не менее 100 руб.). При этом зачастую банк выступал в роли фондового спекулянта, зарабатывая деньги не только на посреднических операциях, по и как кредитор. Ставка кредитования клиентов в то время доходила до 8%.

Совет фондового отдела биржи определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, допуская ценные бумаги к котировке.

К участию в биржевых торгах бумаги допускались лишь при соблюдении ряда условий:

Во-первых, общая сумма предлагаемого к котировке капитала по нарицательной стоимости должна была составлять не менее 500 тыс.руб., а не оплаченные полностью бумаги допускались к котировке лишь в виде исключения.

Во-вторых, к ходатайству о допущении бумаги на биржу требовалось приложить:

Отсутствие собственного опыта и пример функционирования зарубежных бирж, где порой совершались весьма сомнительные сделки, разорявшие многих ради обогащения кучки спекулянтов, заставляли Министерство финансов постоянно контролировать деятельность фондовых отделов бирж. Поэтому не случайно в предисловии ко второму тому «Банковской энциклопедии» отмечалось: «И поныне царит взгляд, что биржа есть институт исключительно опасный и злостный, который нужно держать в ежовых рукавицах, с одной стороны — охраняя государственный кредит от злонамеренных посягательств на курсы фондов, с другой — тщательно оберегая обывательских карасей от биржевых щук и акул, заботливо преграждая им, не доросшим до понимания собственных интересов, доступ в запретное капище золотого тельца. Обычная психология среды, в которой сильна традиция власти, привыкшей опекать недозрелых граждан; среды, где сильно влияние старых помещичьих классов, в корне чуждых и враждебных "спекулятивному духу", — духу всей современной капиталистической эпохи, где обыватели действительно до крайности малокультурны... В свете чего бытует представление, что спекуляция — просто азартная игра, могущая дать легкую поживу. А на самом деле это процесс, приводящий к определенному выводу лишь в результате сложных расчетов и сложной осведомленности» [3, с. 136].

Первые российские биржи, вопреки жестким требованиям к их деятельности и общественному мнению, процветали до 1914 г.

После революции 1917г. фондовый рынок прекратил свое существование. Декретом первого советского правительства были запрещены все операции с ценными бумагами и аннулированы государственные займы.

В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 гг. Организация фондовых бирж в СССР осуществлялась в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.

В фондовых отделах бирж совершались сделки купли-продажи иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, а также золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных предприятий, иностранных ценных бумаг, допущенных к обращению в СССР.

Существовал и внебиржевой рынок, на котором активно проводились спекулятивные операции с отечественной валютой.

В отдельные периоды государство прибегало к размещению облигаций среди предприятий и населения в целях финансирования бюджетных расходов. Всего с 1922 до 1957 гг. было размещено 45 государственных займов. Причем принудительное приобретение облигаций не сулило населению больших выгод, поскольку приносимые ими доходы были малы.

Возрождение фондовых бирж в СССР началось в конце 1990 г., еще до того как в обращение поступили ценные бумаги, которыми они предполагали торговать.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что фондовый рынок современной России сложился.

В начале 1996 г. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку провела социологический опрос среди 174 фонд-менеджеров четырех стран: США, Великобритании, Германии и Франции. И хотя 40% респондентов применительно к инвестиционной привлекательности российского рынка ценных бумаг использовали оценку «ниже средней», каждый четвертый все же считал, что она «выше средней» (главным образом, респонденты из США и Франции).