Предположительная численность постоянного населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. Человек)
Годы
| Возрастные группы, лет | |||||
0-2 | 3-5 | 6-7 | 8-13 | 16-17 | 16-29 | |
2001 | 91 | 96 | 67 | 325 | 132 | 910 |
2002 | 90 | 93 | 68 | 292 | 132 | 907 |
2003 | 92 | 92 | 65 | 264 | 133 | 909 |
2004 | 93 | 91 | 63 | 238 | 133 | 912 |
2005 | 94 | 91 | 62 | 226 | 128 | 913 |
2006 | 95 | 92 | 61 | 202 | 123 | 912 |
2007 | 95 | 93 | 60 | 196 | ИЗ | 902 |
2008 | 96 | 95 | 62 | 189 | 84 | 857 |
2009 | 96 | 96 | 63 | 186 | 71 | 823 |
2010 | 95 | 96 | 63 | 186 | 68 | 786 |
2011 | 95 | 96 | 63 | 186 | 68 | 786 |
2012 | 94 | 96 | 64 | 186 | 69 | 761 |
2013 | 92 | 96 | 64 | 186 | 66 | 730 |
2014 | 90 | 96 | 64 | 189 | 64 | 695 |
2015 | 88 | 94 | 64 | 190 | 63 | 661 |
Как видно из данных таблицы 15.1, резкое сокращение численности населения будет наблюдаться с 2007-2008 г. по возрастным группам: 8-13; 16-17; 16-29 лет.
Прогнозированию развития объектов социально-культурной сферы (учреждения образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, предоставляющие общедоступные и бесплатные услуги населению) предшествует следующие процессы:
анализ демографической ситуации;
определение необходимого числа объектов, исходя из вместительности, посещаемости, числа обслуживаемого населения, т. е на основе социальных нормативов и норм;
оценка эксплуатационной надежности существующих основных фондов;
определение потребности в объектах;
оценка покупательной способности населения.
Если же рассматривают возможности предоставления общеобразовательных, медицинских и других услуг на платной основе, то при оценке спроса анализируют данные демографического прогноза с учетом возрастных и социальных групп населения и их покупательной способности, а также информацию о предприятиях коммерческого и некоммерческого типа, работающих на данном рынке.
При анализе покупательной способности населения выясняют:
уровень доходов населения;
уровень образования и профессиональный состав;
сумму сбережений населения;
прожиточный уровень.
После того как определены значения спроса и предложения на конкретном рынке, необходимо провести сравнительный анализ конкурентов для обоснования стратегии проекта. Действующих и потенциальных конкурентов выявляют двумя способами.
Первый способ связан с оценкой спроса, удовлетворяемого на рынке основными конкурирующими фирмами по видам продукции. При этом выделяют следующие группы конкурентов:
а) фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции или услуг на тех же рынках, включая:
ориентирующихся на удовлетворение всего комплекса требований, предъявляемых к потребителям данной продукции;
специализирующихся только на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
готовящихся к выходу на рынок с аналогичной продукцией;
б) фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, выход которой в ближайшее время наиболее вероятен;
в) фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данную продукцию с рынка.
В результате указанного подхода выделяют группы определенной продукции, удовлетворяющей те или иные потребности рынка.
Второй способ ориентирован на оценку конкурентов по типу выбранных ими стратегий производственно-сбытовой деятельности. Как правило учитываются фирмы, взявшие на вооружение стратегии в следующих областях:
экспансии на рынке;
ценовой политики и политики качества;
технологии.
Основными составляющими качества товара являются:
функциональное соответствие, т. е. способность товара правильно выполнять его базовую функцию;
дополнительные функции — это диапазон возможностей товара помимо базовых функций;
соответствие нормам и стандартам, указанным в сертификате или паспорте;
надежность, т. е. способность товара без поломок или нарушений в эксплуатации выполнять в течение гарантированного срока приданные ему функции;
долговечность, т. е. полезный срок службы товара до выхода его из строя;
сервис — это совокупность мероприятий, обеспечивающих эффективное использование товара с момента приобретения до окончания гарантийного срока его эксплуатации;
эстетичность — качество товара, включающего субъективные составляющие, такие как дизайн, эргонометрические свойства, вкус, цвет и т. п.;
воспринимаемое качество, основанное на репутации фирмы-производителя, имидже или марке товара.
Качество услуги намного сложнее оценить из-за ее неосязаемости. Поэтому чаще всего потребители услуг ориентируются не столько на ожидаемую услугу, сколько на фирму, которая ее предоставляет или предлагает предоставить с новыми качественными характеристиками. Например, одна из крупнейших в Европе авиакомпаний «Люфтганза» приняла за норму: «Пассажир не должен ждать свыше тридцати минут». Исходя из этого требования были установлены нормы на проведение регистрации пассажиров и выдачу им багажа, составлено расписание полетов и т. п.
Эмпирические исследования, проведенные во Франции, позволили выявить десять показателей, которые определяют восприятие качества услуг, предлагаемых фирмой:
компетентность — фирма обладает требуемыми знаниями и навыками, необходимыми для оказания услуги;
надежность — фирма работает стабильно, требуемый уровень предоставления услуг обеспечивается всегда и всюду, принятые обязательства выполняются;
отзывчивость — фирма быстро, всегда и везде отвечает на запросы клиента, система «не выходит из строя» при непривычных запросах;
доступность — контакты с фирмой как физические, так и психологические легкие и приятные;
понимание — фирма учитывает специфические потребности клиентов и приспосабливается к ним;
коммуникация — фирма информирует клиентов о предполагаемых услугах на понятном им языке, адаптированном к особенностям целевой группы;
доверие — определяется репутацией фирмы, ее честностью, гарантиями серьезного отношения к клиентам;
безопасность — клиенты защищены от физического, финансового и морального рисков;
обходительность — фирма вежлива, уважительна, внимательна и дружелюбна к своему персоналу;
осязаемость — это свойство в ряде случаев можно оценить косвенно, т. е. путем анализа расходов на выполнение услуг (затраты на содержание помещения, персонала и т. д.).
Таким образом, при анализе стратегий конкурентов весьма важна оценка политики качества товаров и услуг.
Наиболее опасными являются конкуренты мобильной стратегической ориентации. К ним чаще всего относятся:
фирмы, склонные к рыночной экспансии и действующие на географически смежных рынках;
фирмы, избравшие стратегию диверсификации производства и работающие в данной отрасли или смежных с ней;
крупные фирмы — покупатели данной компании;
крупные поставщики сырья, материалов, оборудования для данной компании;
мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.
Способность покупателей торговаться, выделенная М. Портером в качестве одного из факторов конкуренции, по сути, означает лишь одну из характеристик потребителей товара. С другой стороны способность продавцов не завышать цены позволяет им реализовывать конкурентные преимущества товаров или услуг.
Вместе с тем в рыночной экономике окончательное решение, какие товары будут покупаться на определенном рынке, принадлежит покупателю. Поэтому фирма, наряду с другими соображениями по поводу конкурентного поведения, должна особое внимание уделить вопросам ценовой политики.
- Введение
- Часть 1. Ценные бумаги и фондовый рынок раздел 1. Ценные бумаги Глава 1. Назначение ценных бумаг
- 1.1. Понятие и классификация ценных бумаг
- Классификация ценных бумаг
- 1.2. Эмиссия ценных бумаг
- 1.3. Эмиссия ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Основные виды ценных бумаг
- 2.1. Акции
- 2.2. Облигации
- 2.3. Государственные ценные бумаги
- Распределение облигаций внутреннего займа среди владельцев валютных счетов в вэб ссср
- 2.4. Муниципальные ценные бумаги (мцб)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Другие ценные бумаги
- 3.1. Вексель
- 3.2. Закладные
- 3.3. Чеки
- 3.4. Коносамент
- 3.5. Депозитные и сберегательные сертификаты
- 3.6. Депозитные расписки (депозитарные свидетельства)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Стоимость и рыночная цена ценных бумаг
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Текущая и будущая стоимость ценных бумаг
- 4.3. Доходность акций
- 4.4. Доходность облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Виды фондовых рынков
- 5.1. Функция и структура рынка ценных бумаг
- 5.2. Особенности рынка ценных бумаг в России
- Обороты по сделкам с акциями (млрд дол.)
- 5.3. Регулирование рынка ценных бумаг
- 5.4. Показатели торговли ценными бумагами
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Участники рынка ценных бумаг
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Инвесторы
- Права, предоставляемые инвестору, владеющему определенным количеством акций, в зависимости от его вклада в оплаченный уставной капитал
- 6.3. Фондовые брокеры и дилеры
- 6.4. Инвестиционные фонды
- Финансовые результаты работы фондов
- Структура портфеля нпф
- Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды
- 6.5. Расчетно-клиринговые организации
- 6.6. Депозитарии
- 6.7. Саморегулируемые организации
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Фондовый рынок Глава 7. Фондовая биржа и внебиржевая торговля
- 7.1. Фондовые биржи России
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности биржи
- 7.3. Внебиржевая торговля ценными бумагами
- 7.4. Важнейшие фондовые биржи мира
- Крупнейшие фондовые рынки мира
- Показатели Нью-Йорской фондовой биржи за 1970-1992 гг.
- Показатели Токийской фондовой биржи за 1985 и 1988 гг.
- Показатели Лондонской фондовой биржи за 1985 и 1994 гг.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Коммерческие банки
- 8.1. Банк — коммерческое предприятие
- 8.2. Виды операций коммерческого банка с ценными бумагами
- 8.3. Трастовые операции коммерческих банков
- 8.4. Банковские системы зарубежных стран
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Покупка и продажа ценных бумаг
- 9.1. Размещение ценных бумаг
- 9.2. Сделки на фондовой бирже
- 9.3. Типы заявок
- 9.4. Котировка ценных бумаг
- Сравнительные индикаторы стоимости ликвидных акций в октябре 2001 г.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Рынок опционов
- 10.1. Торговля опционами
- Показатели биржевой и внебиржевой торговли опционами
- 10.2. Опционы «колл» и «пут»
- 10.3. Оценка стоимости опционов
- 11.4. Опционные стратегии
- Результаты осуществления базисных опционных стратегий
- Результаты сделок базисных опционных стратегий
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэнгл»
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэп»
- Прибыль покупателя по комбинации «стрип»
- Прибыль по позиции спрэд «быка»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «быка»
- Прибыль по позиции спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции спрэд «бабочка»
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Форвардные и фьючерсные контракты
- 11.1. Форвардные сделки
- 11.2. Фьючерсный контракт
- 11.3. Финансовые фьючерсы
- 11.3.1. Краткосрочный процентный фьючерс
- 11.3.2. Долгосрочный процентный фьючерс
- 11.4. Валютные фьючерсы
- 11.5. Хеджирование контрактов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Портфели фондовых инструментов
- 12.1. Основы портфельного инвестирования
- 12.2. Доходность инвестиционного портфеля
- 12.3. Выбор состава оптимального портфеля ценных бумаг
- 12.4. Формирование первичного портфеля облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- 13.2. Обоснование идеи проекта
- Динамика сокращения жизненного цикла вычислительной техники
- Пример сетки предварительных оценок
- 13.3. Стадии (фазы) осуществления инвестиционного проекта
- 13.4. Регулирование инвестиционной деятельности в рф
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 14. Порядок обоснования и финансирования проектов
- 14.1. Сущность и содержание обоснования проектов
- 14.2. Источники и организационные формы финансирования проектов
- Структура источников финансирования инвестиционных проектов
- 14.3. Проектное финансирование
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 15. Маркетинговые исследования
- 15.1. Оценка жизненного цикла товара
- 15.2. Анализ привлекательности рынка
- Предположительная численность постоянного населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. Человек)
- 15.3. Ценообразование
- 15.4. Выбор стратегии маркетинга
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 16. Инженерное проектирование
- 16.1. Производственная программа и производственная мощность
- Форма 16.1 Инвестиционные издержки в объекты производственного назначения
- 16.2. Выбор технологии и организации промышленного производства
- 16.3. Основные положения по проектированию предприятий, зданий и сооружений
- 16.4. Определение размера затрат
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 17. Месторасположение объектов промышленности и социально-культурной сферы
- 17.1. Анализ месторасположения промышленного предприятия
- 17.2. Размещение объектов социально-культурной сферы
- Типология общественных центров города
- 17.4. Анализ проектных решений
- Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
- Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых и общественных зданий
- 17.3. Экспертиза проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 4. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов и мероприятий Глава 18. Эффективность реальных инвестиций
- 18.1. Существующие подходы к оценке эффективности
- 18.2. Учет затрат
- 18.3. Традиционные (простые) методы оценки инвестиций
- 18.4. Финансовая оценка проекта
- Форма 18.1 Отчет о прибылях и убытках
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Динамические методы оценки экономической эффективности проектов
- 19.1. Дисконтирование
- Эффективность некоторых видов инвестиций
- 19.2. Оценка ренты
- Коэффициенты настоящей и будущей стоимости рент пренумерандо
- 19.3. Показатели сравнительной оценки эффективности инвестиционных проектов
- 19.4. Наиболее типичные варианты принятия инвестиционных решений
- 19.5. Коммерческая эффективность
- Инвестиционная деятельность по проекту
- Операционная деятельность по проекту
- Финансовая деятельность по проекту
- Расчет чистой ликвидационной стоимости объектов
- Показатели эффективности проекта
- 19.6. Бюджетная эффективность
- 19.7. Общественная эффективность
- 19.8. Особенности оценки различных проектов
- 19.9. Анализ эффективности проектов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Инвестиционная привлекательность проектов, предприятий и регионов
- 20.1. Методы оценки привлекательности инвестиционных проектов
- 20.2.Факторы инвестиционной привлекательности предприятий
- Структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал,%
- Распределение кредитного портфеля российских банков,%
- 20.3. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона
- Примерный состав основных показателей оценки интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов рф
- Комплексные (интегральные) уровни текущей инвестиционной привлекательности России
- 20.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов
- Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России
- Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России
- Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Бизнес-план
- 21.1. Общие положения
- 21.2. Структура бизнес-плана
- 21.3. Краткое содержание
- 21.4. Анализ положения дел в отрасли
- 21.5. Существо предлагаемого проекта
- 21.6. Анализ рынка
- 21.7. План маркетинга
- 21.8. Производственный план
- 21.9. Организационный план и управление персоналом
- 21.10. Анализ рисков
- 21.11. Финансовый план
- 21.12. Исходная информация для составления бизнес-плана
- 21.13. Рекомендации по формированию бизнес-планов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 22. Учет и снижение инвестиционных рисков
- 22.1. Учет фактора риска
- 22.1.1. Методы качественной оценки риска вложений
- 22.1.2. Методы количественной оценки риска вложений
- Варианты вложения капитала с учетом риска
- 22.2. Снижение инвестиционных рисков
- 22.2.1. Распределение риска
- 22.2.2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 22.2.3. Снижение рисков финансирования
- 22.2.4. Страхование риска
- 22.3. Программные продукты для оценки эффективности инвестиционных проектов
- 22.3.1. Пакет comfar 2.1
- 22.3.2. Пакет propspin
- 22.3.3. Пакет «Альт-Инвест»
- 22.3.4. Пакет «Project Expert 5»
- 22.3.5. Пакет «Инвестор 4.1»
- 22.3.6. Пакет «тэо-Инвест»
- 22.3.7. Пакет «Инвест-Проект»
- 22.3.8. Пакет foccal
- Характеристики пакетов программ для оценки инвестиционных проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление проектами Глава 23. Основы управления проектами
- 23.1. Управление при помощи проектов
- 23.2. Актуальность использования управления проектами в России
- 23.3. Методы управления проектами
- Методы достижения поставленных целей
- 23.4. Организационные структуры управления проектом
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 24. Методы планирования и управления проектами
- 24.1. Основные этапы разработки управленческих решений
- 24.2. Составление календарных планов
- 24.3. Управление ресурсами
- 24.4. Контроль и регулирование проекта
- Рекомендуемая литература
- Глава 25. Контрактная стадия управления проектом
- 25.1. Функции участников торгов
- 25.2. Разработка тендерной документации и проведение торгов
- 25.2.1. Требования к тендерной документации
- 25.2.2. Предварительная квалификация
- 25.2.3. Оформление оферты
- 25.2.4. Правила торгов
- 25.3. Порядок подготовки и заключения договоров подряда (контрактов)
- 25.3.1. Подготовка договора
- 25.3.2. Заключение договора
- 25.3.3. Исполнение договора
- 25.3.4. Расторжение договора
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложение 1. Примеры и задачи
- 1. Дисконтирование
- 1.1. Дисконтирование денежных поступлений одного года
- 1.2. Дисконтирование денежных поступлений разных лет
- 1.3. Расчет текущей стоимости с многоразовых поступлений от инвестиций
- 1.4. Определение текущей стоимости «вечных» проектов
- 2. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 3. Простейшие методы оценки целесообразности инвестиций
- Приложение 2. Словарь
- Приложение 3. Коэффициенты наращивания
- 1.2. Клубы или учреждения клубного типа
- 1.3. Музеи
- 1.4. Детские школы искусств, школы эстетического образования
- 4. Физическая культура и спорт
- 5. Социальная защита населения
- Приложение 5. Бизнес-план создания реабилитационного центра
- 1. Резюме
- 2. Целесообразность реализации проекта
- 2.1. Текущее состояние объекта
- 2.2. Цели проекта
- 3. Оценка возможностей рынка
- 3.1. Описание предоставляемых услуг
- 3.2. Анализ конкурентов
- 3.3. Клиенто-ориентированная политика бизнеса
- 4. Стратегический рыночный план
- 4.1. Ценообразование
- 4.2. Продвижение услуг
- 5. Технический план реализации проекта
- 6. Организационный план
- 6.1. Инициатор проекта
- 6.2. Институт консультантов
- 6.3. Организационно-правовая форма реализации проекта
- 6.4. Структура управления
- 7. Финансовый план. График погашения кредита
- Динамика и структура капиталовложений в проект, тыс. Дол. Сша
- Источники финансирования, тыс. Дол. Сша
- Структура себестоимости, тыс. Дол. Сша
- Структура поступлений, тыс. Дол. Сша
- Формирование и распределение прибыли, тыс. Дол. Сша
- Динамика финансовых потоков, тыс. Дол. Сша
- Результаты реализации проекта, тыс. Дол. Сша
- 7.1. Необходимые капиталовложения, их динамика и структура
- 7.2. Анализ эффективности вложений
- 8. Структура рисков и меры по их предотвращению
- 8.1. Основные факторы риска
- 8.2. Структура и анализ рисков. Меры их минимизации
- 9. Финансовая оценка альтернативных сценариев
- Приложение 6. Примерная форма предоставления информации