15.1. Оценка жизненного цикла товара
Прежде чем приступить к обсуждению жизненного цикла товара, необходимо остановиться на маркетинге, получившим в последнюю четверть века широкое распространение.
Маркетинг — это одновременно и философия бизнеса, и активный процесс, направленный на решение задач, необходимых для функционирования рыночной экономики. Существует множество трактовок понятия маркетинга в условиях развития отечественной экономики; одно из них можно выразить следующим образом: маркетинг — это комплексная система организации производства и сбыта товаров на фирменном уровне, ориентированная на возможно более полное удовлетворение спроса конкретных потребителей и получение на этой основе прибыли или социального эффекта.
Такое определение маркетинга не лишено недостатков, поскольку его можно использовать в большей степени применительно к рынку массового потребителя и в гораздо меньшей степени — к наукоемким технологиям, финансовым и особенно социально-культурным услугам. С одной стороны подобное видение роли маркетинга основывается на убеждении, что маркетинг всесилен и можно с его помощью сломить сопротивление рынка. С другой стороны механизмы рыночной экономики ориентированы на принцип приоритета потребителя с его индивидуальными предпочтениями, зависящими от вкуса, культуры, ценностей и т. д. Поэтому предпочтения массового или индивидуального потребителя определяют настройку системы организации производства и сбыта конкретных товаров или услуг.
Под влиянием научно-технического прогресса совершенствуются техника, технология и организация производства, что способствует разработке новых, более совершенных товаров и услуг. И поскольку наука и техника развиваются неравномерно, то и смена поколений товаров и услуг в производственных отраслях происходит во времени неодинаково. Например, в электронике смена поколений техники и технологии происходит через 2 года в то время как в строительстве — через 6-8 лет.
Чтобы определить экономическую возможность пребывания товара на рынке, чаще всего прибегают к модели жизненного цикла товара (ЖЦТ), аналогичного развитию живого организма: зачатие — рождение — зрелость — старение — смерть. Различают следующие этапы типичного жизненного цикла товара (рис. 15.1):
разработка товара;
выведение товара на рынок;
рост реализации товара;
насыщение рынка;
зрелость;
упадок.
Говоря о типичности жизненного цикла товара, необходимо сделать следующее замечание. Каждый тип товара может иметь определенный жизненный цикл и соответственно описание. Практически ни одна из отраслей промышленности не защищена от технологических и других изменений, которые могут повлиять на сокращение жизненного цикла товара и динамику спроса на отдельных этапах. Сокращение жизненного цикла под влиянием научно-технического прогресса и конкуренции влечет за собой проблему возврата капиталовложений и их окупаемости. При этом в каждой фазе жизненного цикла возникают свои проблемы. Например, на этапе введения товара у фирмы могут возникнуть проблемы с изготовлением продукции, поскольку технология производства недостаточно освоена. Покупатели могут с осторожностью относиться к приобретению нового для них товара, а отсутствие на рынке конкурентов может способствовать появлению товаров-заменителей.
Для этапа разработки товара характерна высокая степень неопределенности из-за несовершенства технологии, отсутствия информации о реакции покупателей, о поведении конкурентов. Причем чем революционнее информация, тем выше неопределенность.
В момент выпуска товара расходы на маркетинговые исследования велики, издержки производства при малом объеме продукции также большие. Поэтому чем короче по продолжительности эта фаза, тем лучше для фирмы. Ее длительность будет существенно уменьшена, если в маркетинговой программе, носящей преимущественно информационный характер, будут поставлены следующие задачи:
информировать покупателя о преимуществах нового товара;
побудить покупателя испытать товар, показав при этом совместимость с навыками потребления аналогичных товаров;
добиться известности товара;
ввести товар в эксклюзивную систему сбыта.
Если товар выдерживает это испытание, он переходит в фазу роста, для которой характерно уменьшение производственных издержек, связанных с ростом объема выпуска товаров и появлением опыта их изготовления. Цены на товары имеют тенденцию к снижению, что способствует распространению на рынке. Соответственно расходы на маркетинговые исследования распределяются на больший объем товаров. Денежные потоки становятся положительными.
Чтобы сохранить свои позиции на рынке, приоритетными целями маркетинга должны стать:
дальнейшее расширение спроса путем добавления новых свойств товару;
расширение сетей сбыта;
уменьшение цены товара и тем самым привлечение новых групп покупателей.
В период насыщения темп первичного спроса замедляется, возникает проблема полного использования производственных мощностей путем максимизации своей доли на рынке или поиска для себя новых целей.
Период насыщения может быть очень коротким, но в то же время бурным, поскольку конкурентный климат становится более напряженным, влекущим за собой возможное реструктурирование, иногда существенное. Ключевым фактором успеха является увеличение доли рынка.
Для достижения поставленных целей маркетинговая программа должна содержать ряд мероприятий, направленных на дифференциацию товаров, расширение сбытовых сетей и выделение приоритетных целевых сегментов.
Фаза зрелости отличается замедлением роста первичного спроса. В промышленности развитых стран является наиболее продолжительной.
Рынок на этой стадии сильно сегментирован. Спрос не расширяется и медленными темпами уменьшается. Как правило, на рынке доминируют несколько мощных конкурентов. Чтобы сохранить и, если возможно, расширить свою долю рынка, добиться конкурентного преимущества, фирма должна решить следующие задачи:
дифференцировать товары по качеству, предлагая рынку новые или улучшенные наборы свойств;
стимулировать спрос путем различных маркетинговых приемов;
создавать новые рыночные ниши или сегменты.
Для фазы упадка характерно сокращение рынка. Возникает излишек мощностей, прибыли снижаются. Некоторые фирмы сливаются, другие, напротив, пытаются работать на остаточном рынке, если он, естественно, представляет интерес. Поскольку в этот период предпочтения, вкусы, навыки потребления модифицируются и товары выходят из моды, фирмы изымают инвестиции и покидают рынок.
Следует отметить, что указанные фазы жизненного цикла товара с точки зрения продолжительности и отдачи вложенного капитала могут быть улучшены фирмой, если она предпримет соответствующие действия в целях:
сокращения времени на введение товара на рынок;
ускорения процесса роста;
продления как можно дольше фазы зрелости;
замедления фазы упадка.
Финансовые цели фирмы на отдельных этапах жизненного цикла товара будут неодинаковы. Так, на этапе разработки основной целью является безубыточность, на этапе введения — получение прибыли за счет реализации товара; на этапе роста — получение максимальной прибыли, на этапе зрелости — получение прибыли за счет сокращения издержек производства, на этапе насыщения и упадка — сокращение затрат при уменьшении объемов реализации.
Понятно, что не все поставленные фирмой цели могут быть реализованы в намеченные сроки — наличие конкурентов на рынке товара, а также достижения науки и техники могут изменить намеченные планы фирмы. Именно эти силы, называемые процессами эволюции, необходимо анализировать, определяя тем самым возможное состояние рынка, и товар как специфический набор свойств, адресованный группе покупателей.
- Введение
- Часть 1. Ценные бумаги и фондовый рынок раздел 1. Ценные бумаги Глава 1. Назначение ценных бумаг
- 1.1. Понятие и классификация ценных бумаг
- Классификация ценных бумаг
- 1.2. Эмиссия ценных бумаг
- 1.3. Эмиссия ценных бумаг, выпускаемых коммерческими банками
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Основные виды ценных бумаг
- 2.1. Акции
- 2.2. Облигации
- 2.3. Государственные ценные бумаги
- Распределение облигаций внутреннего займа среди владельцев валютных счетов в вэб ссср
- 2.4. Муниципальные ценные бумаги (мцб)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Другие ценные бумаги
- 3.1. Вексель
- 3.2. Закладные
- 3.3. Чеки
- 3.4. Коносамент
- 3.5. Депозитные и сберегательные сертификаты
- 3.6. Депозитные расписки (депозитарные свидетельства)
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 4. Стоимость и рыночная цена ценных бумаг
- 4.1. Общие положения
- 4.2. Текущая и будущая стоимость ценных бумаг
- 4.3. Доходность акций
- 4.4. Доходность облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Виды фондовых рынков
- 5.1. Функция и структура рынка ценных бумаг
- 5.2. Особенности рынка ценных бумаг в России
- Обороты по сделкам с акциями (млрд дол.)
- 5.3. Регулирование рынка ценных бумаг
- 5.4. Показатели торговли ценными бумагами
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Участники рынка ценных бумаг
- 6.1. Общие положения
- 6.2. Инвесторы
- Права, предоставляемые инвестору, владеющему определенным количеством акций, в зависимости от его вклада в оплаченный уставной капитал
- 6.3. Фондовые брокеры и дилеры
- 6.4. Инвестиционные фонды
- Финансовые результаты работы фондов
- Структура портфеля нпф
- Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды
- 6.5. Расчетно-клиринговые организации
- 6.6. Депозитарии
- 6.7. Саморегулируемые организации
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Раздел 2. Фондовый рынок Глава 7. Фондовая биржа и внебиржевая торговля
- 7.1. Фондовые биржи России
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности биржи
- 7.3. Внебиржевая торговля ценными бумагами
- 7.4. Важнейшие фондовые биржи мира
- Крупнейшие фондовые рынки мира
- Показатели Нью-Йорской фондовой биржи за 1970-1992 гг.
- Показатели Токийской фондовой биржи за 1985 и 1988 гг.
- Показатели Лондонской фондовой биржи за 1985 и 1994 гг.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Коммерческие банки
- 8.1. Банк — коммерческое предприятие
- 8.2. Виды операций коммерческого банка с ценными бумагами
- 8.3. Трастовые операции коммерческих банков
- 8.4. Банковские системы зарубежных стран
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 9. Покупка и продажа ценных бумаг
- 9.1. Размещение ценных бумаг
- 9.2. Сделки на фондовой бирже
- 9.3. Типы заявок
- 9.4. Котировка ценных бумаг
- Сравнительные индикаторы стоимости ликвидных акций в октябре 2001 г.
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Рынок опционов
- 10.1. Торговля опционами
- Показатели биржевой и внебиржевой торговли опционами
- 10.2. Опционы «колл» и «пут»
- 10.3. Оценка стоимости опционов
- 11.4. Опционные стратегии
- Результаты осуществления базисных опционных стратегий
- Результаты сделок базисных опционных стратегий
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэнгл»
- Прибыль покупателя от комбинации «стрэп»
- Прибыль покупателя по комбинации «стрип»
- Прибыль по позиции спрэд «быка»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «быка»
- Прибыль по позиции спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции обратный спрэд «медведя»
- Прибыль по позиции спрэд «бабочка»
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Форвардные и фьючерсные контракты
- 11.1. Форвардные сделки
- 11.2. Фьючерсный контракт
- 11.3. Финансовые фьючерсы
- 11.3.1. Краткосрочный процентный фьючерс
- 11.3.2. Долгосрочный процентный фьючерс
- 11.4. Валютные фьючерсы
- 11.5. Хеджирование контрактов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 12. Портфели фондовых инструментов
- 12.1. Основы портфельного инвестирования
- 12.2. Доходность инвестиционного портфеля
- 12.3. Выбор состава оптимального портфеля ценных бумаг
- 12.4. Формирование первичного портфеля облигаций
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- 13.2. Обоснование идеи проекта
- Динамика сокращения жизненного цикла вычислительной техники
- Пример сетки предварительных оценок
- 13.3. Стадии (фазы) осуществления инвестиционного проекта
- 13.4. Регулирование инвестиционной деятельности в рф
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 14. Порядок обоснования и финансирования проектов
- 14.1. Сущность и содержание обоснования проектов
- 14.2. Источники и организационные формы финансирования проектов
- Структура источников финансирования инвестиционных проектов
- 14.3. Проектное финансирование
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 15. Маркетинговые исследования
- 15.1. Оценка жизненного цикла товара
- 15.2. Анализ привлекательности рынка
- Предположительная численность постоянного населения по отдельным возрастным группам (на начало года, тыс. Человек)
- 15.3. Ценообразование
- 15.4. Выбор стратегии маркетинга
- Краткие выводы
- Литература
- Глава 16. Инженерное проектирование
- 16.1. Производственная программа и производственная мощность
- Форма 16.1 Инвестиционные издержки в объекты производственного назначения
- 16.2. Выбор технологии и организации промышленного производства
- 16.3. Основные положения по проектированию предприятий, зданий и сооружений
- 16.4. Определение размера затрат
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Глава 17. Месторасположение объектов промышленности и социально-культурной сферы
- 17.1. Анализ месторасположения промышленного предприятия
- 17.2. Размещение объектов социально-культурной сферы
- Типология общественных центров города
- 17.4. Анализ проектных решений
- Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения
- Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых и общественных зданий
- 17.3. Экспертиза проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 4. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов и мероприятий Глава 18. Эффективность реальных инвестиций
- 18.1. Существующие подходы к оценке эффективности
- 18.2. Учет затрат
- 18.3. Традиционные (простые) методы оценки инвестиций
- 18.4. Финансовая оценка проекта
- Форма 18.1 Отчет о прибылях и убытках
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Динамические методы оценки экономической эффективности проектов
- 19.1. Дисконтирование
- Эффективность некоторых видов инвестиций
- 19.2. Оценка ренты
- Коэффициенты настоящей и будущей стоимости рент пренумерандо
- 19.3. Показатели сравнительной оценки эффективности инвестиционных проектов
- 19.4. Наиболее типичные варианты принятия инвестиционных решений
- 19.5. Коммерческая эффективность
- Инвестиционная деятельность по проекту
- Операционная деятельность по проекту
- Финансовая деятельность по проекту
- Расчет чистой ликвидационной стоимости объектов
- Показатели эффективности проекта
- 19.6. Бюджетная эффективность
- 19.7. Общественная эффективность
- 19.8. Особенности оценки различных проектов
- 19.9. Анализ эффективности проектов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Инвестиционная привлекательность проектов, предприятий и регионов
- 20.1. Методы оценки привлекательности инвестиционных проектов
- 20.2.Факторы инвестиционной привлекательности предприятий
- Структура средств по источникам финансирования, привлеченных предприятиями в основной капитал,%
- Распределение кредитного портфеля российских банков,%
- 20.3. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона
- Примерный состав основных показателей оценки интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов рф
- Комплексные (интегральные) уровни текущей инвестиционной привлекательности России
- 20.4. Привлечение иностранных инвестиций
- Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов
- Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России
- Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России
- Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Бизнес-план
- 21.1. Общие положения
- 21.2. Структура бизнес-плана
- 21.3. Краткое содержание
- 21.4. Анализ положения дел в отрасли
- 21.5. Существо предлагаемого проекта
- 21.6. Анализ рынка
- 21.7. План маркетинга
- 21.8. Производственный план
- 21.9. Организационный план и управление персоналом
- 21.10. Анализ рисков
- 21.11. Финансовый план
- 21.12. Исходная информация для составления бизнес-плана
- 21.13. Рекомендации по формированию бизнес-планов
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 22. Учет и снижение инвестиционных рисков
- 22.1. Учет фактора риска
- 22.1.1. Методы качественной оценки риска вложений
- 22.1.2. Методы количественной оценки риска вложений
- Варианты вложения капитала с учетом риска
- 22.2. Снижение инвестиционных рисков
- 22.2.1. Распределение риска
- 22.2.2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 22.2.3. Снижение рисков финансирования
- 22.2.4. Страхование риска
- 22.3. Программные продукты для оценки эффективности инвестиционных проектов
- 22.3.1. Пакет comfar 2.1
- 22.3.2. Пакет propspin
- 22.3.3. Пакет «Альт-Инвест»
- 22.3.4. Пакет «Project Expert 5»
- 22.3.5. Пакет «Инвестор 4.1»
- 22.3.6. Пакет «тэо-Инвест»
- 22.3.7. Пакет «Инвест-Проект»
- 22.3.8. Пакет foccal
- Характеристики пакетов программ для оценки инвестиционных проектов
- Краткие выводы
- Использованная и рекомендуемая литература
- Раздел 5. Управление проектами Глава 23. Основы управления проектами
- 23.1. Управление при помощи проектов
- 23.2. Актуальность использования управления проектами в России
- 23.3. Методы управления проектами
- Методы достижения поставленных целей
- 23.4. Организационные структуры управления проектом
- Краткие выводы
- Рекомендуемая литература
- Глава 24. Методы планирования и управления проектами
- 24.1. Основные этапы разработки управленческих решений
- 24.2. Составление календарных планов
- 24.3. Управление ресурсами
- 24.4. Контроль и регулирование проекта
- Рекомендуемая литература
- Глава 25. Контрактная стадия управления проектом
- 25.1. Функции участников торгов
- 25.2. Разработка тендерной документации и проведение торгов
- 25.2.1. Требования к тендерной документации
- 25.2.2. Предварительная квалификация
- 25.2.3. Оформление оферты
- 25.2.4. Правила торгов
- 25.3. Порядок подготовки и заключения договоров подряда (контрактов)
- 25.3.1. Подготовка договора
- 25.3.2. Заключение договора
- 25.3.3. Исполнение договора
- 25.3.4. Расторжение договора
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Приложение 1. Примеры и задачи
- 1. Дисконтирование
- 1.1. Дисконтирование денежных поступлений одного года
- 1.2. Дисконтирование денежных поступлений разных лет
- 1.3. Расчет текущей стоимости с многоразовых поступлений от инвестиций
- 1.4. Определение текущей стоимости «вечных» проектов
- 2. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 3. Простейшие методы оценки целесообразности инвестиций
- Приложение 2. Словарь
- Приложение 3. Коэффициенты наращивания
- 1.2. Клубы или учреждения клубного типа
- 1.3. Музеи
- 1.4. Детские школы искусств, школы эстетического образования
- 4. Физическая культура и спорт
- 5. Социальная защита населения
- Приложение 5. Бизнес-план создания реабилитационного центра
- 1. Резюме
- 2. Целесообразность реализации проекта
- 2.1. Текущее состояние объекта
- 2.2. Цели проекта
- 3. Оценка возможностей рынка
- 3.1. Описание предоставляемых услуг
- 3.2. Анализ конкурентов
- 3.3. Клиенто-ориентированная политика бизнеса
- 4. Стратегический рыночный план
- 4.1. Ценообразование
- 4.2. Продвижение услуг
- 5. Технический план реализации проекта
- 6. Организационный план
- 6.1. Инициатор проекта
- 6.2. Институт консультантов
- 6.3. Организационно-правовая форма реализации проекта
- 6.4. Структура управления
- 7. Финансовый план. График погашения кредита
- Динамика и структура капиталовложений в проект, тыс. Дол. Сша
- Источники финансирования, тыс. Дол. Сша
- Структура себестоимости, тыс. Дол. Сша
- Структура поступлений, тыс. Дол. Сша
- Формирование и распределение прибыли, тыс. Дол. Сша
- Динамика финансовых потоков, тыс. Дол. Сша
- Результаты реализации проекта, тыс. Дол. Сша
- 7.1. Необходимые капиталовложения, их динамика и структура
- 7.2. Анализ эффективности вложений
- 8. Структура рисков и меры по их предотвращению
- 8.1. Основные факторы риска
- 8.2. Структура и анализ рисков. Меры их минимизации
- 9. Финансовая оценка альтернативных сценариев
- Приложение 6. Примерная форма предоставления информации