logo
БУБ учебник 2

14.4. Хранение и инвентаризация товарно-материальных ценностей

В целях обеспечения сохранности и правильности постановки учета товарно-материальных ценностей необходимо обеспечить надлежащую организацию складского учета. Хранение ТМЦ должно производиться в специально приспособленных помещениях (складах), т.е. оснащенных стеллажами, весовыми и измерительными приборами, холодильными установками, специально приспособленными площадками (для материа­лов открытого хранения). Товарно-материальные ценности необходимо размещать таким образом, чтобы обеспечить их быстрые приемку и от­пуск, а также проведение инвентаризации. В местах хранения следует прикреплять ярлык с указанием данных о конкретном материале.

Ответственность за хранение материалов на складе возлагается на от­ветственных лиц, назначенных приказом руководителя обособленного подразделения.

Ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, по состоянию на 1-е число ответственным лицом составляется ведомость остатков на основании данных карточек складского учета материальных ценностей, которая передается в бухгалтерскую службу для сверки с дан­ными бухгалтерского учета. Результат сверки удостоверяется подписями ответственного лица, работника бухгалтерской службы и главного бухгал­тера или лица, им уполномоченного.

Для проверки и документального подтверждения фактического нали­чия ТМЦ, выявления отклонений от учетных данных и принятия решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета в сроки, установ­ленные руководителем обособленного подразделения, проводится их ин- нентаризация. Инвентаризационная комиссия проверяет фактическое на­личие материалов в местах эксплуатации или хранения. Результаты инвентаризации записываются в «Инвентаризационную опись товарно- материальных ценностей».

Фактическое наличие ТМЦ сверяется с данными бухгалтерского учета, и при их расхождении выводятся отклонения. По выявленным расхожде­ниям (излишкам или недостачам) составляются «Сличительные ведомо­сти». К ним прилагаются объяснения ответственных лиц.

Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и вносит предложения по урегулированию выявленных расхождений фактического наличия ТМЦ с данными бухгалтерского учета (излишков, недостач, по­терь). Руководитель обособленного подразделения в соответствии с дей­ствующим законодательством принимает меры по урегулированию выяв­ленных расхождений.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета регу­лируются в следующем порядке:

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчет­ности того месяца, в котором 'была закончена инвентаризация, а по годо­вой инвентаризации - не позднее декабря текущего года.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по отражению результатов инвентаризации ТМЦ представлена в табл. 14.3.

Таблица14.3. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

1.Отражена выявленная при инвентаризации недостача ТМЦ

6570 «Расчеты с прочими

5600 «Материалы»

1

2

3

2. Отражена разница между взыскиваемой и недостающей суммой при установлении ви­новных лиц

6570 «Расчеты с прочими дебиторами»

8359 «Доходы от выбытия прочего имущества»

3. Поступление от виновного лица суммы наличных денеж­ных средств, подлежащей взы­сканию в результате недостачи ТМЦ

10ХХ «Денежные сред­ства в кассе»

6570 «Расчеты с прочими дебиторами»

4. Списана выявленная в ходе ин­вентаризации недостача ТМЦ в случаях, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с виновных лиц

9510 «Долги, списанные с баланса»

6570 «Расчеты с прочими дебиторами»

5. Оприходованы выявленные в процессе инвентаризации из­лишки ТМЦ

5600 «Материалы»

8399 «Прочие операцион­ные доходы»