13.5. Инвентаризация основных средств
Для проверки и документального подтверждения фактического наличия основных средств, выявления отклонений от учетных данных и принятия решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета в сроки, установленные руководителем банка, филиала, отделения, проводится их инвентаризация.
Проведение инвентаризации обязательно:
-
при смене собственника организации;
-
при реорганизации или ликвидации (упразднении) банка;
-
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
-
при смене руководителя банка, филиала, отделения;
-
при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
-
в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
-
в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и Порядком приема-передачи при смене руководителя, главного бухгалтера и других материально ответственных лиц в банке.
Порядок проведения инвентаризаций (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень основных средств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем банка, филиала, отделения. Для проведения инвентаризации основных средств в центральном аппарате, филиале, отделении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель банка. В их состав включаются заместитель руководителя, работники бухгалтерской службы, другие представители заинтересованных структурных подразделений (инженеры, экономисты, аудиторы, техники и т.д.).
До начала инвентаризации проверяется:
-
наличие и состояние инвентарных карточек учета основных средств и других регистров аналитического учета;
-
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
-
наличие документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости;
-
наличие документов на основные средства, сданные или принятые в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При инвентаризации основных средств комиссия проверяет фактическое их наличие в местах эксплуатации или хранения. Результаты проверки записываются в «Инвентаризационную опись основных средств» (ф. инв-1).
Описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описей материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии каких-либо претензий к членам комиссии и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.
Фактическое наличие основных средств сверяется с данными бухгалтерского учета, и при их расхождении выводятся отклонения. По выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются сличительные ведомости (ф. инв-12). К ним прилагаются объяснения материально ответственных лиц.
Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и вносит предложения по урегулированию выявленных расхождений фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета (излишков, недостач, потерь). Руководитель банка в соответствии с действующим законодательством принимает меры по урегулированию выявленных расхождений.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
-
излишек основных средств в соответствии с решением руководителя банка приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится на финансовые результаты;
-
недостача основных средств в соответствии с решением руководителя банка покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи основных средств и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя банка списываются на внереализационные расходы.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - не позднее декабря текущего года. Основная корреспонденция счетов бухгалтерского учета результатов инвентаризации основных средств представлена в табл. 13.6.
Таблица 13.6. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета результатов инвентаризации основных средств (на примере прочих основных средств)
Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
1 | 2 | 3 |
1. Отражены выявленные при инвентаризации неучтенные прочие основные средства по рыночной стоимости | 552Х «Прочие основные средства» | 8399 «Прочие операционные доходы» |
2. Списана недостача, выявленная при инвентаризации 2.1. Списана начисленная амортизация | 5592 «Амортизация собственных основных средств» | 552Х «Прочие основные средства» |
1 | 2 | 3 |
| 6570 «Расчеты с прочими дебиторами» 6570 «Расчеты с прочими дебиторами» 6570 «Расчеты с прочими дебиторами» 1010 «Денежные средства в кассе» 6610 «Расчеты с персоналом по оплате труда», счет плательщика | 552Х «Прочие основные средства» 8399 «Прочие операционные доходы» 6601 «Расчеты по платежам в республиканский бюджет», лицевой счет «Налог на добавленную стоимость» 6570 «Расчеты с прочими дебиторами» |
- 0,1. Организация бухгалтерского учета в банках республики беларусь
- 1.1. Организация бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь
- Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках республики беларусь
- Регистры бухгалтерского учета в банках республики беларусь
- 1.2. Особенности организации бухгалтерского учета операций банка в иностранной валюте
- 1.3. Порядок открытия банковского счета
- 1.4. Переоформление и закрытие банковских счетов
- 1.5. Порядок оформления карточки с образцами подписей
- 1.6. Порядок приема, оформления и хранения документов по открытию и закрытию банковских счетов
- 1.7. Открытие, переоформление, особенности функционирования и закрытия банковских счетов физических лиц
- 2. Бухгалтерский учет межбанковских расчетов
- 2.1. Организация межбанковских расчетов на территории Республики Беларусь
- 2.2 Порядок допуска к участию и исключения из участия и системе biss и механизм ее функционирования
- 2.3. Бухгалтерский учет межбанковских расчетов в системе biss
- 2.4. Бухгалтерский учет межбанковских расчетов по результатам клиринга, осуществляемого в смежных системах
- 3. Бухгалтерский учет безналичных расчетов
- 3.1. Экономическая сущность, цель, задачи, бухгалтерского учета безналичных расчетов. Классификация банковских переводов
- 3.2. Бухгалтерский учет расчетов посредством кредитового перевода (платежными поручениями, требованиями-поручениями)
- 3.3. Бухгалтерский учет расчетов посредством дебетового перевода
- 3.3.1. Бухгалтерский учет расчетов платежными требованиями
- 3.3.3. Бухгалтерский учет расчетов банковскими пластиковыми карточками
- 3.4. Порядок проведения операций
- 3.5. Бухгалтерский учет международных расчетов
- 3.5.1. Экономическая сущность, цель, задачи бухгалтерского учета международных расчетов. Формы международных расчетов
- 3.5.2. Бухгалтерский учет международных расчетов посредством банковского перевода
- 3.5.3 Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами
- 4. Бухгалтерский учет кредитных операций с клиентами
- 4.1. Экономическая сущность и классификация кредитных операций банка, цель и задачи их бухгалтерского учета
- 4.2. Бухгалтерский учет предоставления кредитов клиентам
- 4.3. Бухгалтерский учет погашения задолженности по кредитным договорам
- 4.4. Бухгалтерский учет причитающихся банку доходов по кредитным договорам с клиентами
- 4.5. Бухгалтерский учет факторинговых операций
- 4.6. Бухгалтерский учет специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску
- Подверженным кредитному риску
- 5. Бухгалтерский учет кассовых операций
- 5.1. Экономическая сущность кассовых операций, цель и задачи бухгалтерского учета. Организация кассовой работы в банке
- 5.2. Бухгалтерский учет поступления денежных средств
- 5.3. Бухгалтерский учет выдачи денежных средств из кассы банка
- 5.4. Бухгалтерский учет операций банка в вечерней кассе
- 5.5. Бухгалтерский учет подкрепления операционной кассы банка
- 5.6. Отчетность по кассовым операциям (ф. 0520)
- 6. Бухгалтерский учет операций банка с драгоценными металлами и драгоценными камнями
- 6.1. Экономическая сущность операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, цель и задачи бухгалтерского учета
- 6.2. Порядок открытия и ведения счетов в драгоценных металлах
- 6.3. Бухгалтерский учет банковских операций с драгоценными металлами
- 6.4. Бухгалтерский учет банковских операций с драгоценными камнями
- 7. Бухгалтерский учет операций банка с ценными бумагами
- 7Л. Операции банка с ценными бумагами: экономическая сущность, классификация, задачи бухгалтерского учета
- 7.2. Организация бухгалтерского учета операций с ценными бумагами
- 7.3. Основные принципы отражения в учете операций по приобретению и выбытию ценных бумаг
- 7.4. Бухгалтерский учет активных операций банка с ценными бумагами
- 7.5. Бухгалтерский учет сделок репо
- 7.6. Бухгалтерский учет формирования и использования
- 7.7. Бухгалтерский учет операций банка с ценными бумагами, совершенных в течение торгового дня на бирже
- 7.8. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами, выпущенными банком
- 8. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций банка
- 8.1. Экономическая сущность и задачи бухгалтерского учета валютно-обменных операций
- 8.2. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций на биржевом рынке
- 8.3. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций на внебиржевом рынке
- 8.4. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций в обменном пункте
- 9. Бухгалтерский учет сделок с производными инструментами в банках республики беларусь
- 9.1. Экономическая сущность сделок банка с производными инструментами, цель и задачи их бухгалтерского учета
- 9.2. Бухгалтерский учет сделок с производными инструментами
- 9.3. Бухгалтерский учет фьючерсных сделок на оао «Белорусская валютно-фондовая биржа»
- 10. Бухгалтерский учет операций донкрительного управления имуществом в банках республики беларусь
- 10.1. Трастовые операции банка: сущность, классификация, цель и задачи бухгалтерского учета
- 10.2. Бухгалтерский учет операций банка но доверительному управлению имуществом
- 11. Бухгалтерский учет долгосрочных финансовых вложений
- 11.1. Экономическая сущность, цель и задачи бухгалтерского учета долгосрочных финансовых вложений
- 11.2. Бухгалтерский учет долгосрочных финансовых вложений
- 12. Бухгалтерский учет вкладных (депозитных) операций банка
- 12.1. Экономическая сущность, цель и задачи бухгалтерского учета вкладных (депозитных) операций
- 12.2. Документальное оформление вкладных (депозитных) операций банка
- 12.3. Порядок расчета и документальное оформление начисления процентов по вкладным (депозитным) операциям
- 12.4. Бухгалтерский учет вкладных (депозитных) операций
- 12.5. Бухгалтерский учет отчислений календарных взносов в резерв защиты средств физических лиц
- 13. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов
- 13.1. Экономическая сущность и классификация основных средств банка, цель и задачи их бухгалтерского учета
- 13.2. Бухгалтерский учет операций, связанных с поступлением основных средств
- 13.3. Порядок начисления амортизации основных средств
- 13.4. Бухгалтерский учет операций банка, связанных с выбытием и перемещением основных средств
- 13.5. Инвентаризация основных средств
- 13.6. Бухгалтерский учет строительства объектов основных средств
- 13.7. Бухгалтерский учет ремонта основных средств
- Средств
- 13.8. Бухгалтерский учет операций с основными средствами в условиях аренды
- Средств у арендодателя
- 13.9. Бухгалтерский учет лизинговых операций в банках
- 13.10. Бухгалтерский учет источников финансирования капитальных вложений
- 13.11. Порядок организации бухгалтерского учета операций банка с нематериальными активами
- 13.12. Оценка нематериальных активов
- 13.13. Бухгалтерский учет поступления нематериальных активов
- 13.14. Бухгалтерский учет начисления амортизации нематериальных активов
- 13.15. Бухгалтерский учет выбытия нематериальных активов
- 13.16. Инвентаризация нематериальных активов
- 14. Бухгалтерским учет материалов 14.1. Организация бухгалтерского учета материалов
- 14.2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 14.3. Порядок приобретения, приемки и оприходования товарно-материальных ценностей
- 14.4. Хранение и инвентаризация товарно-материальных ценностей
- 14.5. Порядок отпуска товарно-материальных ценностей
- 14.6. Бухгалтерский учет выбытия товарно-материальных ценностей
- 14.7. Бухгалтерский учет топлива и смазочных материалов
- Топлива и смазочных материалов
- 14.8. Бухгалтерский учет автомобильных шин
- 14.9. Бухгалтерский учет запасных частей к машинам и оборудованию
- 2 Проведение ремонта запасных частей и агрегатов
- 14.10. Бухгалтерский учет мешков для перевозки и хранения ценностей
- 14.11. Бухгалтерский учет инкассаторских сумок для сбора выручки
- 14.12. Бухгалтерский учет средств индивидуальной защиты и форменной одежды, обуви, снаряжения
- 15. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- 15.1. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
- 15.2. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
- 15.3. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками (подрядчикам)
- 15.4. Бухгалтерский учет расчетов с учредителями
- 15.5. Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда
- 15.5.2. Учет численности работников и рабочего времени.
- 15.5.5. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда
- По оплате труда
- 16. Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансового результата
- 16.1. Экономическая сущность, классификация, цель, задачи и принципы бухгалтерского учета доходов и расходов банка. Условия признания доходов и расходов
- 16.2. Бухгалтерский учет доходов банка
- 16.3. Бухгалтерский учет расходов банка
- 16.4. Бухгалтерский учет финансовых результатов банка