14.3. Порядок приобретения, приемки и оприходования товарно-материальных ценностей
Поступление ТМЦ осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с законодательством, а также в результате:
-
внесения в счет вклада в уставный фонд банка;
-
получения банком безвозмездно (включая договор дарения);
-
изготовления ТМЦ сотрудниками банка;
-
оприходования неучтенных ТМЦ, выявленных в процессе инвентаризации;
-
ликвидации основных средств, объектов незавершенного строительства и ТМЦ;
-
демонтажных работ во время проведения всех видов ремонта и реконструкции зданий и сооружений.
Для получения у поставщиков (грузоотправителей) товарно-матери- альных ценностей бухгалтерской службой лицу, состоящему в штате обособленного подразделения, выдаются доверенности установленной формы.
Перечень лиц, которые могут получать по доверенности материалы от поставщиков (грузоотправителей), определяется приказом руководителя обособленного подразделения. Журнал учета выданных доверенностей должен храниться у лица, ответственного за регистрацию доверенностей.
Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, ими уполномоченными, и заверяется печатью. Право подписи доверенности лицами, уполномоченными на то руководителем и главным бухгалтером, оформляется приказом руководителя обособленного подразделения.
Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза ТМЦ, но, как правило, не более чем на 15 дней.
Не позднее следующего дня после получения материалов или истечения срока действия доверенности лицо, получившее доверенность, представляет в бухгалтерскую службу документы о выполнении поручения либо возвращает неиспользованную доверенность.
Лицо, ответственное за регистрацию доверенностей, осуществляет контроль за своевременным представлением в бухгалтерскую службу соответствующих первичных учетных документов в пределах срока действия доверенности или возвратом доверенности при ее неиспользовании. Главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, осуществляет конт роль за соблюдением правил оформления, регистрации и выдачи доверенностей, информирует лиц, получающих доверенности, о порядке представления в бухгалтерскую службу документов о выполнении поручения по доверенности.
Работники, на которых возлагается получение ТМЦ по доверенности, несут полную материальную ответственность за полученные ценности.
На товарно-материальные ценности, поступающие по договорам купли- продажи, поставки и другим аналогичным договорам, ответственное лицо при приемке материалов получает от поставщика (грузоотправителя) сопроводительные документы (ТТН-1 или ТН-2, спецификации, сертификаты и др.) и удостоверяет своей подписью получение (прием) ТМЦ. При этом в обособленном подразделении необходимо осуществить следующее:
-
зарегистрировать сопроводительные документы в журнале учета поступающих грузов;
-
проверить соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству
ТМЦ, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;
-
принять и оприходовать поступающие ТМЦ на склад;
-
представить документы в бухгалтерскую службу в установленные сроки.
Приемка и оприходование поступающих ТМЦ оформляется путем составления приходных ордеров при отсутствии расхождения между данными поставщика (грузоотправителя) и фактическими данными (по количеству и качеству).
При установлении несоответствия поступивших ТМЦ ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика (грузоотправителя), а также в случаях, когда их качество не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов. Оформление акта о приемке материалов происходит с обязательным участием представителя поставщика (грузоотправителя).
Акт о приемке материалов утверждается руководителем обособленного подразделения и является первичным учетным документом для оприходования ТМЦ на склад. Один экземпляр акта о приемке материалов передается в бухгалтерскую службу для отражения материалов в бухгалтерском учете, второй - передается в заинтересованное структурное подразделение и служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.
В случае составления акта о приемке материалов приходный ордер не составляется.
Приходные ордера и акты о приемке материалов составляются в день поступления соответствующих товарно-материальных ценностей на склад. Они должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.
Учет товарно-материальных ценностей, находящихся на складе, ведется на карточках складского учета материальных ценностей по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам (сортовой учет). Карточка складского учета материальных ценностей открывается на каждый номенклатурный номер товарно- материальных ценностей.
На основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных учетных документов (приходных ордеров, требований, ТТН-1, ТН-2, других приходных и расходных документов) ответственное лицо делает записи в карточках складского учета материальных ценностей.
Записи в карточках складского учета материальных ценностей делаются в день совершения операций и ежедневно выводятся остатки товарно-материальных ценностей (при наличии операций).
Цветы, ритуальные принадлежности могут поступать непосредственно подотчетному лицу на счет 5600 «Материалы» (лицевой счет «У подотчетных лиц, в ремонте и переработке»), минуя склад.
Строительные материалы (конструкции и детали), подлежащие передаче подрядчику, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя склад, и отражаются в учете как поступившие на склад и переданные подрядчику для производства работ.
Передача строительных материалов обособленными подразделениями (заказчиком) подрядчику оформляется следующим образом:
-
если материал заказчика до передачи подрядчику находится (находился) на объекте строительства (строительной площадке) или доставляется (доставлялся) на объект непосредственно от поставщика, то передача оформляется товарной накладной формы ТН-2;
-
если материал заказчика до передачи подрядчику находится (находился) на складе заказчика, местонахождение которого не совпадает с ме- с гонахождением объекта строительства, то передача оформляется товарно- транспортной накладной формы ТТН-1. В строке ТТН-1 (ТН-2) «Цель приобретения продукции (товара)» указывается: «материал заказчика для производства работ на объекте (приводится наименование объекта) согласно договору (указывается номер договора)».
Стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производства работ, на основании первичных учетных документов, подтверждающих обьём и стоимость работ в отчетном месяце и оформленных в установленном законодательстве порядке, включается в стоимость строительных работ (работ по монтажу оборудования).
Товарно-материальные ценности, закупленные за наличный расчет, подлежат сдаче на склад. Их оприходование производится в общеустановленном порядке на основании документов, подтверждающих покупку, ко- юрые прикладываются к авансовому отчету об израсходованных суммах.
В тех случаях, когда в товарно-материальных ценностях содержатся драгоценные металлы и драгоценные камни, в карточке складского учета материальных ценностей указываются данные по драгоценным металлам - наименование, содержание (масса в граммах), по драгоценным камням - наименование, содержание (масса в каратах).
Данные о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней заносятся на основании сведений об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации, этикетках и других документах). При отсутствии сведений о содержании драгоценных металлов, драгоценных камней в технической документации данные об их содержании определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
С 'дача товарно-материальных ценностей на склад оформ.1тяется накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда осуществляется их возврат или сдача ТМЦ, полученных в результате ликвидации основных средств и прочего имущества.
Вторичное сырье, не пригодное для повторного использования, полученное в ходе выполнения работ, связанных с поддержанием основных средств и ТМЦ в рабочем состоянии, демонтажных работ во время проведения всех видов ремонта и реконструкции зданий и сооружений, в результате разборки списанных основных средств, передается ответственному лицу и учитывается внесистемно.
Не реже одного раз в год вторичное сырье, не пригодное для повторного использования, должно быть сдано специализированным организациям, в функции которых входит сбор такого сырья. Ответственным лицом осуществляется контроль за поступлением средств от сдачи вторичного сырья специализированным организациям.
На непригодное вторичное сырье, не подлежащее сдаче заготовительным и специализированным организациям, комиссией составляется акт об уничтожении непригодного имущества.
Основная корреспонденция счетов по операциям банка, связанным с поступлением товарно-материальных ценностей, приведена в табл. 14.2 .
Таблица 14.2. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета поступления товарно- материальных ценностей
Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
1 | 2 | 3 |
1. Приобретены товарно-материальные ценности на условиях предварительной оплаты
2.Приобретены ТМЦ на условиях последующей оплаты 2.1.Оприходованы поступившие товарно-материальные ценности для собственного приобретения (с учётом НДС в соответствии с учётной политикой банка)
2.2.Перечислены денежные средства за приобретаемые ТМЦ | 6530 «Расчеты с поставщиками (подрядчиками)» 5600 «Материалы» 6501 «Расчеты по платежам в республиканский бюджет», лицевой счет «Налог на добавленную стоимость» 6601 «Расчеты по платежам в республиканский бюджет», лицевой счет «Налог на добавленную стоимость»
5600 «Материалы»
6630 «Расчёты с поставщиками» | Счет получателя денежных средств 6530 «Расчеты с поставщиками (подрядчиками)» 6530 «Расчеты с поставщиками (подрядчиками)» 6501 «Расчеты по платежам в республиканский бюджет», лицевой счет «Налог на добавленную стоимость» 6630 «Расчёты с поставщиками» Счёт получателя денежных средств |
3.Приобретены ТМЦ за наличный расчёт 3.1.Выданы наличные денежные средства под отчёт
3.2.Оприходованы поступившие ТМЦ на сумму фактических затрат, связанных с их приобретением, на основании отчёта об израсходованных суммах с приложенными документами
3.3. Возвращена сумма превышения выданных под отчёт денежных средств над стоимостью приобретённых ТМЦ
3.4.Оприходованы ТМЦ, если стоимость их приобретения превышает выданную под отчёт на сумму фактических затрат
3.5.Произведён зачёт на сумму выданного аванса
3.6. Выданы подотчётному лицу наличные денежные средства на сумму превышения фактических затрат над выданным авансом |
5620 «Расчёты с подотчётными лицами» 5600 «Материалы»
1010 «денежные средства в кассе»
5600 «материалы»
6620 «Расчёты с подотчётными лицами» 6620 «Расчёты с подотчётными лицами» |
1010 «денежные средства в кассе» 6520 «Расчёты с подотчётными лицами»
6520 «Расчёты с подотчётными лицами»
6620 «Расчёты с подотчётными лицами» 6520 «Расчёты с подотчётными лицами» 1010 «денежные средства в кассе»
|
1 | 2 | 3 |
4. Оприходованы безвозмездно полученные от сторонних организаций ТМЦ | 5600 «Материалы» | 8399 «Прочие операционные доходы» |
5. Оприходованы ТМЦ, полученные от ликвидации основных средств, объектов незавершенного строительства, ТМЦ, демонтажных работ во время проведения всех видов ремонта и реконструкции зданий и сооружений (в оценке возможного использования) | 5600 «Материалы» | 8399 «Прочие операционные доходы» |
- 0,1. Организация бухгалтерского учета в банках республики беларусь
- 1.1. Организация бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь
- Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках республики беларусь
- Регистры бухгалтерского учета в банках республики беларусь
- 1.2. Особенности организации бухгалтерского учета операций банка в иностранной валюте
- 1.3. Порядок открытия банковского счета
- 1.4. Переоформление и закрытие банковских счетов
- 1.5. Порядок оформления карточки с образцами подписей
- 1.6. Порядок приема, оформления и хранения документов по открытию и закрытию банковских счетов
- 1.7. Открытие, переоформление, особенности функционирования и закрытия банковских счетов физических лиц
- 2. Бухгалтерский учет межбанковских расчетов
- 2.1. Организация межбанковских расчетов на территории Республики Беларусь
- 2.2 Порядок допуска к участию и исключения из участия и системе biss и механизм ее функционирования
- 2.3. Бухгалтерский учет межбанковских расчетов в системе biss
- 2.4. Бухгалтерский учет межбанковских расчетов по результатам клиринга, осуществляемого в смежных системах
- 3. Бухгалтерский учет безналичных расчетов
- 3.1. Экономическая сущность, цель, задачи, бухгалтерского учета безналичных расчетов. Классификация банковских переводов
- 3.2. Бухгалтерский учет расчетов посредством кредитового перевода (платежными поручениями, требованиями-поручениями)
- 3.3. Бухгалтерский учет расчетов посредством дебетового перевода
- 3.3.1. Бухгалтерский учет расчетов платежными требованиями
- 3.3.3. Бухгалтерский учет расчетов банковскими пластиковыми карточками
- 3.4. Порядок проведения операций
- 3.5. Бухгалтерский учет международных расчетов
- 3.5.1. Экономическая сущность, цель, задачи бухгалтерского учета международных расчетов. Формы международных расчетов
- 3.5.2. Бухгалтерский учет международных расчетов посредством банковского перевода
- 3.5.3 Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами
- 4. Бухгалтерский учет кредитных операций с клиентами
- 4.1. Экономическая сущность и классификация кредитных операций банка, цель и задачи их бухгалтерского учета
- 4.2. Бухгалтерский учет предоставления кредитов клиентам
- 4.3. Бухгалтерский учет погашения задолженности по кредитным договорам
- 4.4. Бухгалтерский учет причитающихся банку доходов по кредитным договорам с клиентами
- 4.5. Бухгалтерский учет факторинговых операций
- 4.6. Бухгалтерский учет специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску
- Подверженным кредитному риску
- 5. Бухгалтерский учет кассовых операций
- 5.1. Экономическая сущность кассовых операций, цель и задачи бухгалтерского учета. Организация кассовой работы в банке
- 5.2. Бухгалтерский учет поступления денежных средств
- 5.3. Бухгалтерский учет выдачи денежных средств из кассы банка
- 5.4. Бухгалтерский учет операций банка в вечерней кассе
- 5.5. Бухгалтерский учет подкрепления операционной кассы банка
- 5.6. Отчетность по кассовым операциям (ф. 0520)
- 6. Бухгалтерский учет операций банка с драгоценными металлами и драгоценными камнями
- 6.1. Экономическая сущность операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, цель и задачи бухгалтерского учета
- 6.2. Порядок открытия и ведения счетов в драгоценных металлах
- 6.3. Бухгалтерский учет банковских операций с драгоценными металлами
- 6.4. Бухгалтерский учет банковских операций с драгоценными камнями
- 7. Бухгалтерский учет операций банка с ценными бумагами
- 7Л. Операции банка с ценными бумагами: экономическая сущность, классификация, задачи бухгалтерского учета
- 7.2. Организация бухгалтерского учета операций с ценными бумагами
- 7.3. Основные принципы отражения в учете операций по приобретению и выбытию ценных бумаг
- 7.4. Бухгалтерский учет активных операций банка с ценными бумагами
- 7.5. Бухгалтерский учет сделок репо
- 7.6. Бухгалтерский учет формирования и использования
- 7.7. Бухгалтерский учет операций банка с ценными бумагами, совершенных в течение торгового дня на бирже
- 7.8. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами, выпущенными банком
- 8. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций банка
- 8.1. Экономическая сущность и задачи бухгалтерского учета валютно-обменных операций
- 8.2. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций на биржевом рынке
- 8.3. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций на внебиржевом рынке
- 8.4. Бухгалтерский учет валютно-обменных операций в обменном пункте
- 9. Бухгалтерский учет сделок с производными инструментами в банках республики беларусь
- 9.1. Экономическая сущность сделок банка с производными инструментами, цель и задачи их бухгалтерского учета
- 9.2. Бухгалтерский учет сделок с производными инструментами
- 9.3. Бухгалтерский учет фьючерсных сделок на оао «Белорусская валютно-фондовая биржа»
- 10. Бухгалтерский учет операций донкрительного управления имуществом в банках республики беларусь
- 10.1. Трастовые операции банка: сущность, классификация, цель и задачи бухгалтерского учета
- 10.2. Бухгалтерский учет операций банка но доверительному управлению имуществом
- 11. Бухгалтерский учет долгосрочных финансовых вложений
- 11.1. Экономическая сущность, цель и задачи бухгалтерского учета долгосрочных финансовых вложений
- 11.2. Бухгалтерский учет долгосрочных финансовых вложений
- 12. Бухгалтерский учет вкладных (депозитных) операций банка
- 12.1. Экономическая сущность, цель и задачи бухгалтерского учета вкладных (депозитных) операций
- 12.2. Документальное оформление вкладных (депозитных) операций банка
- 12.3. Порядок расчета и документальное оформление начисления процентов по вкладным (депозитным) операциям
- 12.4. Бухгалтерский учет вкладных (депозитных) операций
- 12.5. Бухгалтерский учет отчислений календарных взносов в резерв защиты средств физических лиц
- 13. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов
- 13.1. Экономическая сущность и классификация основных средств банка, цель и задачи их бухгалтерского учета
- 13.2. Бухгалтерский учет операций, связанных с поступлением основных средств
- 13.3. Порядок начисления амортизации основных средств
- 13.4. Бухгалтерский учет операций банка, связанных с выбытием и перемещением основных средств
- 13.5. Инвентаризация основных средств
- 13.6. Бухгалтерский учет строительства объектов основных средств
- 13.7. Бухгалтерский учет ремонта основных средств
- Средств
- 13.8. Бухгалтерский учет операций с основными средствами в условиях аренды
- Средств у арендодателя
- 13.9. Бухгалтерский учет лизинговых операций в банках
- 13.10. Бухгалтерский учет источников финансирования капитальных вложений
- 13.11. Порядок организации бухгалтерского учета операций банка с нематериальными активами
- 13.12. Оценка нематериальных активов
- 13.13. Бухгалтерский учет поступления нематериальных активов
- 13.14. Бухгалтерский учет начисления амортизации нематериальных активов
- 13.15. Бухгалтерский учет выбытия нематериальных активов
- 13.16. Инвентаризация нематериальных активов
- 14. Бухгалтерским учет материалов 14.1. Организация бухгалтерского учета материалов
- 14.2. Оценка стоимости товарно-материальных ценностей
- 14.3. Порядок приобретения, приемки и оприходования товарно-материальных ценностей
- 14.4. Хранение и инвентаризация товарно-материальных ценностей
- 14.5. Порядок отпуска товарно-материальных ценностей
- 14.6. Бухгалтерский учет выбытия товарно-материальных ценностей
- 14.7. Бухгалтерский учет топлива и смазочных материалов
- Топлива и смазочных материалов
- 14.8. Бухгалтерский учет автомобильных шин
- 14.9. Бухгалтерский учет запасных частей к машинам и оборудованию
- 2 Проведение ремонта запасных частей и агрегатов
- 14.10. Бухгалтерский учет мешков для перевозки и хранения ценностей
- 14.11. Бухгалтерский учет инкассаторских сумок для сбора выручки
- 14.12. Бухгалтерский учет средств индивидуальной защиты и форменной одежды, обуви, снаряжения
- 15. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами
- 15.1. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
- 15.2. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
- 15.3. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками (подрядчикам)
- 15.4. Бухгалтерский учет расчетов с учредителями
- 15.5. Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда
- 15.5.2. Учет численности работников и рабочего времени.
- 15.5.5. Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда
- По оплате труда
- 16. Бухгалтерский учет доходов, расходов и финансового результата
- 16.1. Экономическая сущность, классификация, цель, задачи и принципы бухгалтерского учета доходов и расходов банка. Условия признания доходов и расходов
- 16.2. Бухгалтерский учет доходов банка
- 16.3. Бухгалтерский учет расходов банка
- 16.4. Бухгалтерский учет финансовых результатов банка