logo search
БУБ учебник 2

Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках республики беларусь

Организация операционного дня

Организация внутреннего контроля

Ведение регистров бухгалтерского учета

Организация работы по ведению лицевых счетов

Формирование и хранение документов

Составление отчетности

Формирование учебной политики

Рис. 1.1. Структурные элементы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь

Руководство бухгалтерским учетом в банке осуществляет главный бухгалтер, который подчиняется руководителю банка. Основными участниками учетно-операционной работы банка являются ответственные ис­полнители, непосредственно занимающиеся приемом, оформлением, контролем расчетно-кассовых документов, обслуживанием юридиче­ских и физических лиц по совершаемым ими в банке расчетно-кассовым операциям, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.

Закрепление счетов за структурными подразделениями банка и отдель­ными ответственными исполнителями, а также последующее их перерас­пределение производится главным бухгалтером и оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов меж­ду ответственными исполнителями банка.

Организация рабочего дня ответственных исполнителей должна обе­спечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внеба­лансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке строится на общих подходах, основными из которых являются следующие:

Операционный день банка состоит из банковского дня и времени за­вершения обработки информации с обязательным формированием еже­дневного баланса не позднее начала следующего операционного дня. Вре­мя начала и завершения операционного дня определяется приказом (распоряжением) руководителя банка.

Право на подписание первичных учетных документов, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, предо­ставляется ответственным исполнителям. При оформлении банковских операций используются формы первичных учетных документов, преду­смотренные нормативными правовыми актами Национального банка по их проведению.

Первичные учетные документы, утвержденные Национальным банком, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, подразделяются:

Расчетными документами производится оформление безналичных опе­раций банка и его клиентов в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.

Кассовые документы используются при оформлении операций, преду­смотренных нормативными правовыми актами Национального банка по кассовой работе.

Мемориальные ордера применяются для совершения и отражения в бухгалтерском учете внутрибанковских операций и операций банка и кли­ентов по безналичному перечислению средств.

Внебалансовыми ордерами (приходными или расходными) оформля­ются операции по внебалансовым счетам, т.е. операции банка с основны­ми средствами, нематериальными активами, товарно-материальными цен­ностями, расходами и доходами и другие операции, осуществляемые банком без поручений клиентов и не связанные с перечислением денеж­ных средств в адрес других лиц.

Все операции по расчетным или кассовым документам клиентов, по­ступившим в течение банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день. Расчетные или кассовые документы, посту­пившие в банк по истечении банковского дня, отражаются в бухгалтер­ском учете не позднее следующего операционного дня.

Оплата всех расчетных или кассовых документов с текущих счетов произ­водится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (за ис­ключением овердрафтного кредитования) с соблюдением очередности плате­жей, установленной законодательством. Порядок использования денежных средств, поступивших на текущие счета в течение операционного дня, опре­деляется банком и клиентом в договоре текущего банковского счета.

Организация работы в течение операционного дня требует установле­ния в банке порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого учетной политикой банка должен быть предусмотрен график документооборота.

Информация, содержащая в первичных учетных документах, системати­зируется в регистрах бухгалтерского учета, которые подразделяются на ре­гистры аналитического учета и регистры синтетического учета (рис. 1.2).

Основным регистром аналитического учета по балансовым и внеба­лансовым счетам является лицевой счет. Форма лицевого счета разрабаты­вается и утверждается банком самостоятельно в локальных нормативных правовых актах. Записи в лицевом счете осуществляются на основании первичных учетных документов, оформленных в соответствии с требова­ниями законодательства.

В подтверждение выполненных за день операций клиенту выдается или направляется выписка из лицевого счета. Приложениями к выписке из лицевого счета служат документы, на основании которых совершены за­писи в лицевом счете клиента, и другие документы.