logo
A_Gabov-_Tsennye_bumagi

4.1.2.9. Процедура легализации

документов (прав) как ценных бумаг

Процедура возникновения ценных бумаг, которую мы именуем здесь "легализация", весьма специфична. Для того чтобы понять, откуда и почему она возникла, надо вспомнить такое понятие, как "финансовая пирамида".

Строительство таких пирамид началось достаточно давно. Наиболее известна "схема Понци", название которой стало нарицательным для иных подобных схем <1>. В начале 90-х годов прошлого века такие "схемы" были опробованы и на территории России. Смысл их заключался в том, что юридические лица привлекали денежные средства граждан под различные договоры, которые часто облекались в квазиценнобумажную форму, т.е. были типичными суррогатами. В результате таких действий ("МММ", "Русский Дом "Селенга", "Властилина" и т.п.) пострадали тысячи граждан <2>. Причем несовершенство законодательства как в области рынка ценных бумаг и финансовых услуг, так и в области рекламы позволило выпускать такие суррогаты в массовом порядке.

--------------------------------

<1> В декабре 1919 г. некто Чарльз Понци открыл свое дело в Бостоне, имея капитал 150 долл., занятый под вексель. Он привлекал средства вкладчиков, объясняя им, что за счет этих средств имеет возможность играть на валютных рынках и получать значительную прибыль. За восемь месяцев им было собрано 9 млн. долл. и выдано векселей на 14 млн. долл. Причем все это время он был несостоятельным, не осуществлял никаких инвестиций и растрачивал деньги инвесторов.

<2> Подробную информацию о противоправных схемах того времени содержит следующая работа: Мысловский Е.Н. Внимание: "Кидал-Инвест": Информационно-методическое пособие для работников правоохранительных органов. М.: Спас, 1996. Также см.: Валласк Е.В. Мошенничество с использованием ценных бумаг: ретроспективный анализ, криминалистическая характеристика и программы расследования. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2007. С. 36 - 37.

Это и послужило поводом для введения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" особого правила, которое на первый взгляд звучит весьма странно: "Любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в этом Законе".

На самом деле таким образом для регулятора вкупе с правилом о его праве квалифицировать ценные бумаги было создано легальное основание для распространения на такие инструменты правового режима ценных бумаг и обеспечения соответствующей защиты пострадавших граждан.

Технология "легализации" установлена в настоящее время описанным в предыдущем разделе Порядком квалификации ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 декабря 2003 г. N 03-48/пс.

Процедура выглядит следующим образом:

- установление факта обращения на рынке прав, не имеющих легального правового режима <1>;

--------------------------------

<1> Документ предусматривает в принципе неограниченный объем источников, из которых регулятор может установить, что на рынке обращаются права, требующие квалификации, вплоть до проведения проверок (результаты анализа данных отчетности и информации организаций, жалобы, заявления и обращения юридических и физических лиц, сообщения в средствах массовой информации, обращения государственных и муниципальных или судебных органов, а также Банка России).

- квалификация ценных бумаг;

- направление регулятором их "эмитенту", а также лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением (жалобой, обращением), уведомления о принятом решении, а при необходимости также предписание (в том числе предписание об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах), обязательное для исполнения <1>.

--------------------------------

<1> После принятия решения о квалификации ценных бумаг государственный орган направляет эмитенту (иному лицу, обязавшемуся по ценной бумаге, должнику по правам, в отношении которых принято решение о квалификации), лицу, осуществляющему учет прав, в отношении которых принято решение о квалификации, а также лицу, обратившемуся с соответствующим заявлением (жалобой, обращением), уведомление о принятом решении, а при необходимости также предписание (в том числе предписание об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах), обязательное для исполнения.

Вопрос о том, когда возникает легализованная ценная бумага, является непростым, ведь все, что делает регулятор, состоит только в распространении на определенную совокупность прав правового режима ценных бумаг, между тем как обязательства лица возникают уже до решения регулирующего органа.

Здесь нам придется опять обратиться к такому приему, как фикция, поскольку иначе коллизию объяснить невозможно. Получается, что определенная совокупность прав изначально существует вне правового режима ценных бумаг, а затем уже как ценная бумага, т.е. регулятор говорит участникам рынка: права, у вас возникшие, признаю и распространяю на них режим ценных бумаг.

Все-таки есть большие основания полагать, что права здесь возникают с момента квалификации регулятором права в качестве ценных бумаг. Однако думается, что сам институт "легализованных" ценных бумаг пока не до конца продуман и требует более детального регулирования.

Остается нерешенным (неясным) и вот какой вопрос: совершает ли эмитент таких прав до их квалификации правонарушение? И как тогда рассматривать действия по квалификации? Ведь получается, что перед нами своего рода "индульгенция" для бумаг, однако распространяется ли ее действие на субъекты, которые предлагали такие права к размещению? Этот вопрос остается открытым.