logo
A_Gabov-_Tsennye_bumagi

6.3.2. Деятельность финансового консультанта

и иные виды консультирования

Консультационной деятельности на рынке ценных бумаг (вернее, инвестиционному консультированию) не повезло попасть в число профессиональных видов деятельности в 1996 г., когда вступил в силу Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".

Между тем до этого года Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, регулировало таковую как деятельность "инвестиционного консультанта", одного из видов инвестиционных институтов, признанных этим документом. Под такой деятельностью понималось "оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг". Нельзя сказать, что законодатель в 1991 г. как-то осознанно выделил инвестиционного консультанта в качестве инвестиционного института, - рынка ценных бумаг как такового не существовало. Скорее, можно говорить, что законодатель использовал опыт развитых рынков, где такая деятельность в обязательном порядке регулируется. Специализация такого рода посредников на рынке ценных бумаг понятна: оказание специальной финансовой услуги, связанной с подготовкой и осуществлением эмиссии ценных бумаг.

Законодатель вернулся к регулированию этого вида деятельности позднее, когда в Закон было введено понятие финансового консультанта. В 2002 г. в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" были внесены изменения, и среди определений появилось и такое: "Финансовый консультант на рынке ценных бумаг - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг". По сути, законодатель признал, что такого рода деятельность должна существовать, однако отказался регулировать ее как профессиональную, сделав финансовое консультирование частью тех функций, которые должен выполнять брокер или дилер. При этом в соответствии со ст. 39 Закона условием оказания брокером и (или) дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам (работникам).

Гораздо более жестко звучала редакция ст. 22.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг": "В случаях публичного размещения и/или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг проспект ценных бумаг должен быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и/или оценщиком". Данная норма предполагала обязательность наличия такого лица при осуществлении любой эмиссии, сопровождающейся регистрацией проспекта. Однако в последующем обязательность привлечения была заменена на возможность. Действующая редакция данной статьи звучит следующим образом: "Проспект ценных бумаг по усмотрению эмитента может быть подписан финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком".

При этом привлечение финансового консультанта влечет определенные юридические последствия, причем как для эмитента, так и для самого консультанта. В частности, с 2002 г. действует правило (ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), согласно которому одним из оснований для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг является "несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям". Кроме того, в соответствии со ст. 22.1 Закона финансовый консультант, подписывая проспект, попадает в число лиц, которые при наличии их вины несут "солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими".

Требования к финансовому консультанту, о которых говорит Закон, выдвигаются в основном нормативными актами регулятора. Сам Закон только указывает, что финансовый консультант не должен быть аффилированным лицом эмитента. Требования в настоящее время установлены Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными Приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н и Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".

К примеру, одним из лицензионных требований к лицу, которое собирается осуществлять деятельность финансового консультанта, является наличие самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг. Если финансовый консультант оказывает услуги по подготовке проспекта ценных бумаг, то для государственной регистрации выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган дополнительно представляется меморандум, содержащий определенный набор требований.

Интересно, что Стандарты эмиссии помимо деятельности по подготовке проспекта ценных бумаг еще указывают на то, что финансовый консультант может оказывать деятельность по размещению ценных бумаг.

Основной вопрос, который возникает после изучения правового режима деятельности финансового консультанта, прост: почему законодатель не выделяет такую деятельность как отдельную профессиональную? Ведь легко себе представить, что может существовать бизнес, который будет заключаться исключительно в оказании услуг по подготовке проспекта ценных бумаг. В противном случае возникает вопрос: а почему законодатель считает, что иные субъекты консультационного рынка не справятся с функцией по подготовке проспекта? Здесь либо умысел на монополизацию этого рынка консультационных услуг, либо просто очевидная непроработанность законодательных норм.

С нашей точки зрения, деятельность финансового консультанта - это полноценная профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. Она нуждается в установлении своего особого правового режима. Но тут надо идти и далее. Скорее всего, такую деятельность нельзя ограничивать только подготовкой проспекта ценных бумаг. Вполне вероятно, что и другие специфические консультационные услуги на рынке ценных бумаг могут составить предмет такой деятельности <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время государство окончательно признало необходимость институционализации консультационной деятельности. Так, в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, прямо отмечено: "Предстоит определить условия и правовые рамки для формирования института инвестиционных консультантов (инвестиционных советников), которые помогут инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию. Создание института инвестиционного консультанта является одним из лучших способов продвижения финансовых услуг населению, поскольку повышает качество инвестиционных услуг и дает реальную возможность для осуществления такой деятельности небольшими региональными компаниями, которые в большинстве случаев пользуются доверием населения, проживающего в этом регионе. Наличие широкой сети независимых инвестиционных консультантов может существенно снизить издержки на поддержание сети филиалов или сети агентов финансовых институтов и, как следствие, издержки конечных инвесторов - граждан, связанных с операциями на фондовом рынке".