Глава 3. Классификации и виды ценных бумаг
Количество финансовых инструментов, которые признаются ценными бумагами в соответствии с действующим российским гражданским законодательством, весьма значительно.
В связи с этим встает, как с практической, так и с догматической (научной) точки зрения, вопрос группировки разных видов ценных бумаг по типам (классам) на основании сходства существенных признаков. Решению таких задач служат классификации, которые выступают своего рода моделью изучения предмета в его целостности; методологическим инструментом для исследования обширного "мира" ценных бумаг. Любая классификация основывается на принципе логической целостности (стремление исчерпывающим образом охватить все изучаемые явления) и строгости (недопустимость отнесения одного и того же явления к разным типам). Классификации обычно создаются в целях описания и первичного анализа изучаемого предмета. В этом аспекте они основываются на признаках анализируемых явлений. Помимо этого на основе логически сформулированных в процессе анализа критериев классификации они служат основой для создания объяснительных теорий.
В изложенном подходе нет чего-либо нового; собственно, исходя из таких описательных задач и задач построения новых теорий обычно подходят к классификации ценных бумаг в экономической литературе. Анализ экономических источников обнаруживает выделение, как правило, одних и тех же классов ценных бумаг, равно как и отсутствие жестких классификационных критериев. Что объяснимо: для экономистов важно описать явления экономической действительности, при этом чаще всего перед ними не стоит вопрос о том, имеет ли подобного рода классификация какое-то дополнительное (регулятивное) значение <1>. Грешат описательным подходом и многие правовые исследования. Однако подобного рода классификации если и могут помочь в правовом исследовании такого явления, как ценные бумаги, то исключительно с точки зрения понимания сущности позитивных социальных связей, которые находятся в основе отношений, связывающих стороны отношений, возникших из ценных бумаг (фактов, с которыми законодательство о рынке ценных бумаг связывает их возникновение).
--------------------------------
<1> К примеру, Т.А. Батяева и И.И. Столяров отмечают, что все многообразие ценных бумаг делится на два больших класса: основные ценные бумаги и производные. Первые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные ценные бумаги. Также они выделяют срочные и бессрочные бумаги, отзывные и безотзывные, документарные и бездокументарные, именные, ордерные и предъявительские, инвестиционные и неинвестиционные, эмиссионные и неэмиссионные, государственные и негосударственные, рыночные и нерыночные, рисковые и безрисковые, доходные и бездоходные, регистрируемые и нерегистрируемые, долевые и долговые (Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 30 - 37). А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, В.А. Павленко классифицируют бумаги исходя из таких классификационных признаков, как срок существования, происхождение, формы существования, национальная принадлежность, тип использования, порядок владения, форма выпуска, форма собственности, характер обращаемости, уровень риска, наличие дохода, форма вложения средств, экономическая сущность (вид права) (Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования: Учебное пособие. М.: КНОРУСС, 2005. С. 28 - 29). Практически аналогичное описание содержится в работе В.А. Боровковой (Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. СПб.: Питер, 2005. С. 66 - 73). С.А. Макарова полагает, что ценные бумаги классифицируются по следующим группам: долевые, долговые и производные, в зависимости от реализации прав владельца на именные и предъявительские, в зависимости от срока действия - на краткосрочные и долгосрочные, в зависимости от правового статуса эмитента на государственные, муниципальные, ценные бумаги государственных учреждений и ценные бумаги прочих эмитентов (Макарова С.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Ч. 1: Рынок ценных бумаг: Конспект лекций. СПб.: СпецЛит, 2000. С. 7 - 9).
С нашей точки зрения, классификация ценных бумаг, основанная на правовых (легальных) классификационных критериях, должна иметь еще и регулятивное значение. Отнесение ценной бумаги к какому-либо классу (типу) бумаг должно предполагать не что иное, как распространение на них определенного правового режима.
Категория правового режима, которая неоднократно используется в этой работе, является многогранной. Она, как справедливо было отмечено в литературе, аккумулируя в себе разнообразные явления правовой действительности в упорядоченном, систематизированном виде, выступает одной из центральных общетеоретических категорий <1>. Как отмечает В.И. Сенчищев, "описать правовой режим того или иного явления объективной действительности - значит во всех подробностях раскрыть особенности возникновения, осуществления и прекращения гражданских прав, как вещных, так и обязательственных, применительно к исследуемому явлению" <2>. Наиболее общее определение категории правового режима принадлежит С.С. Алексееву: "...порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования" <3>. По его мнению, эта категория применима и к объекту, и к виду деятельности, и к системе права. Помимо порядка регулирования под правовым режимом в специальной литературе понимают также и систему правил <4>, систему регулятивного воздействия, регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений, систему компонентов, определяющих правовое положение, и т.д. <5>.
--------------------------------
<1> См.: Брыксина Г.С. Проблемы теории правового режима органа государственной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 8.
<2> Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения. Общее понятие // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского; Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. М.: Статут, 1998. С. 110.
<3> Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 185. О порядке регулирования при определении правового режима говорят и А.В. Малько и О.С. Родионов (Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. N 9. С. 19).
<4> К примеру, как отмечал В.А. Рясенцев относительно правового режима вещи, "соответствующие правила, определяющие поведение людей в отношении отдельных категорий вещей, называются правовым режимом вещи" (Советское гражданское право. М.: Юрид. лит., 1977. С. 109).
<5> См.: Брыксина Г.С. Указ. соч. С. 11; Елькин С.К. Правовой режим имущества акционерного общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 8 - 9.
Все эти категории применимы к правовому режиму объекта. Такой режим представляет собой систему правил, устанавливающих порядок возникновения объекта, определяющих совокупность возможных юридически значимых действий в отношении его со стороны участников различных правоотношений, границы правомерного поведения участников правоотношений, специфику их прав и обязанностей, а также порядок защиты прав, который определяется спецификой объекта и целями регулирования <1>. Объект - это системообразующий фактор для оформления определенных правовых общностей. Проиллюстрировать это можно на примере реализации интереса субъектов в отношении приобретения ценных бумаг. Если лицо приобретает акцию российского эмитента, то это влечет сразу несколько последствий правового характера: лицо приобретает документ, имеющий правовой режим ценной бумаги. Этот общий для любого владельца любого вида российских ценных бумаг правовой режим предполагает определенный перечень прав и обязанностей лица, возможный круг действий в отношении такого объекта (к примеру, владелец бумаги не может сдать ее в аренду, поскольку это не вписывается в содержание правового режима ценной бумаги), определенный порядок осуществления прав, закрепленных таким документом. Далее, в рамках общего правового режима ценной бумаги субъект приобретет документ, имеющий свой специфический правовой режим, который характеризует такую бумагу как внутреннюю, эмиссионную, именную, бездокументарную ценную бумагу, закрепляющую совокупность корпоративных и обязательственных прав (каждое слово, использованное здесь, подчеркивает особенности правового режима). Лицо становится участником корпоративных отношений, в рамках которых реализуются права корпоративного содержания, лицо приобретает статус инвестора и, соответственно, те возможности, которые дает ему законодательство в части удовлетворения своих интересов и их защиты. Правовой режим акции как объекта сразу предопределит круг действий субъекта с ней, к примеру, те сделки и юридические действия, которые он может совершить. Правовой режим акции очертит порядок осуществления прав лица, который предполагает акционерное законодательство и который заложен в правовом статусе акционера. К примеру, понятно, что бездокументарный характер акции не предполагает какой-либо презентации этой бумаги должнику - права будут осуществлены на основании составленного списка и т.п. А вот если объектом интереса лица выступает внешняя ценная бумага, к примеру акция какой-нибудь крупной европейской компании, то мы говорим об усложнении правового режима. Здесь потребуется еще и соблюдение требований валютного законодательства. И таких примеров можно приводить много.
--------------------------------
<1> Как справедливо указали А.В. Малько и О.С. Родионов, правовой режим "соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями" (Малько А.В., Родионов О.С. Указ. соч. С. 20).
С нашей точки зрения, при классификации бумаг важно не просто увлекаться описанием бумаг, рассматривая те или иные их черты, но выделять именно легальные классификации, которые могут быть использованы как в регулятивных, так и в охранительных целях. В применении таких классификаций видится большая системность в построении правового регулирования рынка ценных бумаг. В принципе здесь можно провести аналогию со схемой построения кодексов: сначала мы описываем общую часть (общие положения), а затем фиксируем лишь отдельные особенности. Это существенным образом сократило бы объем правового регулирования, а также придало бы ему большую системность. Целесообразно разработать соответствующие классификационные критерии и закрепить их на уровне общих положений ГК.
Действующий ГК дает только один пример подобного рода построения: классификацию ценных бумаг на именные, ордерные и предъявительские. Кодекс содержит о них общие положения, наложение которых на описания конкретных документов позволяет устанавливать определенный правовой режим бумаги. Законодательство таких примеров знает гораздо больше. Так, существенно меняет правовой режим бумаги распространение на нее (или запрет) режима бездокументарной бумаги. Анализ законодательства о валютном регулировании и валютном контроле показывает, что квалификация бумаги как внутренней или внешней также имеет существенное значение для ее режима. Интересные примеры здесь можно привести и из разного рода проектов концепций изменения законодательства. К примеру, в проекте концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках, рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (Протокол N 69 от 30 марта 2009 г.) <1>, отмечается следующее: "Учитывая, что в случаях обращения ценных бумаг, содержащих денежное обязательство, права собственника могут быть эффективным образом защищены посредством возмещения убытков в денежной форме, нет необходимости предоставлять собственнику усиленную защиту даже в случаях выбытия у него такого имущества помимо его воли. В отношении ценных бумаг, предоставляющих права участия, правила о восстановлении прав на бумаги в случае выбытия их от собственника помимо его воли (в результате противоправных действий третьих лиц либо лица, ведущего учет прав) должны быть дифференцированы в зависимости от того, обращаются ли данные бумаги на организованном рынке. В частности, в случае возможности приобретения аналогичных бумаг на бирже истребование похищенных бумаг у добросовестного приобретателя нецелесообразно, поскольку возможно эффективное восстановление прав первоначального владельца с использованием иных средств защиты". Как видим, исходя из того, какие права документ закрепляет, предлагается изменить законодательство в части применяемых способов защиты права.
--------------------------------
<1> http:// www.privlaw.ru/ vs_info5.html
К числу легальных классификаций, которые могут быть использованы в регулятивных и охранительных целях, можно отнести деление всех ценных бумаг:
- на именные, ордерные и предъявительские;
- на эмиссионные и ценные бумаги, не являющиеся эмиссионными (неэмиссионные);
- на документарные и бездокументарные;
- в зависимости от вида предоставляемых прав;
- в зависимости от типа обязанного лица;
- на внешние и внутренние (иностранные ценные бумаги и российские ценные бумаги);
- на производные и базовые;
- в зависимости от сроков действия;
- на ликвидные и неликвидные.
В этом разделе нет смысла описывать классификационный критерий для каждой. Дело в том, что для большинства названных классификаций критерии до настоящего момента являются предметом серьезных споров, поэтому мы поговорим о них применительно к рассмотрению каждой из них. Отметим только, что названные классификации осуществлены не только по принципу использования правом соответствующих категорий, но и в силу специфики правового режима, различные элементы которого и создают необходимость в выделении соответствующих групп бумаг. Часть указанных классификаций давно известна (классификация ценных бумаг на именные, ордерные и предъявительские, к примеру), и имеется большое число источников различного рода, посвященных их анализу. Другие, напротив, не имеют большой истории и появились в законодательстве не так давно. К таким классификациям принадлежит, к примеру, деление ценных бумаг на внешние и внутренние, а также на ликвидные и неликвидные. В этом смысле следует отметить, что часть названных классификаций не являются до конца устоявшимися, должно еще пройти определенное время, прежде чем можно будет сказать, что их наличие имеет существенное регулирующее значение, которое позволяет окончательно институционализировать их. Установление данного перечня вовсе не означает, что не могут быть выделены иные классификации, однако, с нашей точки зрения, большинство таких классификаций будут носить очень узко-специальный или все тот же описательный характер <1>. Так, в специальной литературе часто указывают на существование конститутивных и декларативных бумаг. Например, В.А. Лапач полагает, что бумаги конститутивные - это такие бумаги, права по которым возникают непосредственно из факта их (бумаг) изготовления и выдачи (например, чеки, векселя), такая бумага сама по себе "творит" и удостоверяет право, в связи с чем право до бумаги и без бумаги не возникает. Декларативные бумаги, по его мнению, представляют собой бумаги, которые выражают вовне, декларируют наличие прав, предшествующих самой ценной бумаге. Декларативная бумага, по его мнению, решает следующую задачу: она должна закрепить уже возникшее право указанным (или одним из указанных в Законе) способом и удостоверить закрепленное право <2>. Такая классификация весьма интересна для понимания ценных бумаг, ее упоминали некоторые исследователи вопроса <3>; сама идея выделения таких бумаг исходит из немецкого права, исследователи которого упоминают о них и в настоящее время <4>. Но что может дать нам эта классификация в плане регулирующего воздействия? Установление специальных правовых режимов конститутивных и декларативных ценных бумаг по большому счету будет всего лишь повторением положений, составляющих иные правовые режимы.
--------------------------------
<1> К примеру, см.: Белов В.А. Ценные бумаги: вопросы правовой регламентации. М.: Гуманитарное знание, 1993. С. 13 - 18.
<2> Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 436 - 437.
<3> К примеру А.Г. Гусаков указывал, что ценные бумаги классифицируются различно. Наиболее подходящей, по его мнению, являлась классификация, в основе которой было положение, "занимаемое ценными бумагами в отношении права, которое ими удостоверяется". Соответственно, он различал: 1) бумаги декларативные; 2) бумаги конститутивные; 3) бумаги ценные в собственном смысле. С его точки зрения, "первая категория бумаг стоит вне сделки, вне юридического отношения и имеет своим назначением служить для доказательства, играя роль легитимационных карт. Вторая категория бумаг отнюдь не стоит вне сделки, но, наоборот, входит в нее в качестве необходимого составного элемента. Сделка не только не может быть доказана без бум[аги], но не может даже возникнуть без нее". Впрочем, анализ его работы показывает, что так называемые декларативные бумаги он часто выводил за рамки собственно ценных бумаг (Конспект лекций по торговому праву проф. А.Г. Гусакова / Сост. студ. А. Брейтерман. СПб.: Литография Трофимова, б.г. С. 5 - 6, 8 (год издания этой работы установить затруднительно, по крайней мере он не указан в ее тексте). В сходном ключе писал и М.М. Агарков (Агарков М.М. Ценные бумаги на предъявителя. М.: Фин. Изд-во НКФ СССР, 1926. С. 18).
<4> Gursky K.-H. Wertpapierrecht. 2., neubearb. Aufl. Heidelberg: MUller, 1997. S. 13. Этот автор указывает: "Manche Wertpapiere Uber Rechte ausgestellt, die bereits durch einen anderen BegrUndungsakt entstanden sind (deklaratorische oder konfirmatorische Wertpapiere). Bei anderen Wertpapieren entsteht das Recht erst durch das Papier (konstitutive Wertpapiere)".
- Рецензенты:
- Глава 1. Предмет, структура и источники правового 15
- Глава 2. Сущность ценной бумаги 77
- Глава 3. Классификации и виды ценных бумаг 383
- Глава 4. Правовое регулирование возникновения ценных бумаг 967
- Глава 5. Правовое регулирование инвестиционной 1188
- Глава 6. Правовое регулирование профессиональной 1332
- Глава 7. Особенности защиты прав и законных 1610
- Глава 8. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 1820
- Предисловие
- Вступительное слово
- Глава 1. Предмет, структура и источники правового регулирования рынка ценных бумаг
- 1.1. Предмет правового регулирования
- 1.2. Структура правового регулирования рынка ценных бумаг
- 1.3. Законодательство, регулирующее отношения
- 1.4. Подзаконные акты
- 1.5. Судебная практика,
- Глава 2. Сущность ценной бумаги
- 2.1. Правовой режим ценной бумаги
- 2.2. Признаки ценной бумаги
- 2.2.1. Содержательные признаки ценной бумаги
- 2.2.2. Формальные признаки
- Глава 3. Классификации и виды ценных бумаг
- 3.1. Именные, ордерные и предъявительские ценные бумаги
- 3.2. Эмиссионные ценные бумаги и ценные бумаги,
- 3.3. Документарные и бездокументарные ценные бумаги
- 3.4. Классификация ценных бумаг в зависимости
- 3.5. Классификация ценных бумаг в
- 3.6. Внешние и внутренние ценные бумаги
- 3.7. Производные и базовые ценные бумаги
- 3.8. Классификация ценных бумаг в зависимости от сроков
- 3.9. "Ликвидные" и "неликвидные" ценные бумаги
- 3.10. Виды ценных бумаг, признаваемые российским
- 3.10.1. Общий порядок распространения
- 3.10.2. Облигация
- 3.10.3. Государственная облигация
- 3.10.4. Акция
- 3.10.5. Вексель
- 3.10.7. Коносамент
- 3.10.8. Закладная
- 3.10.9. Депозитный (сберегательный) сертификат
- 3.10.10. Банковская сберегательная книжка на предъявителя
- 3.10.11. Опцион
- 3.10.12. Российская депозитарная расписка
- 3.10.13. Складское свидетельство (двойное складское
- 3.10.14. Инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда
- 3.10.15. Ипотечный сертификат участия
- 3.10.16. Жилищный сертификат
- 3.10.17. Приватизационные ценные бумаги
- Глава 4. Правовое регулирование возникновения ценных бумаг
- 4.1. Постановка проблемы: возникновение
- 4.1.1. Эмиссия
- 4.1.1.1. Общие правила эмиссии ценных бумаг
- 4.1.1.2. Регулирование особенностей процедуры эмиссии
- 4.1.1.3. Эмиссии, правовое регулирование
- 4.1.2. Иные юридические составы
- 4.1.2.1. Процедура выдачи инвестиционных
- 4.1.2.2. Процедура выдачи ипотечного сертификата участия
- 4.1.2.3. Процедура принятия обязательств
- 4.1.2.4. Процедура возникновения государственного
- 4.1.2.5. Процедура выдачи коносамента
- 4.1.2.6. Процедура выдачи сберегательного
- 4.1.2.7. Процедура принятия обязательств
- 4.1.2.8. Процедура возникновения складских свидетельств
- 4.1.2.9. Процедура легализации
- 4.1.2.10. Процедура легализации ранее не
- 4.1.2.11. Процедура допуска
- 4.2. Случайные составы и односторонние сделки
- Глава 5. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг
- 5.1. Инвестиции на рынке ценных бумаг: общее понятие
- 5.2. Виды инвесторов на рынке ценных бумаг
- 5.2.1. Индивидуальные инвесторы
- 5.2.2. Финансовые посредники - институциональные инвесторы
- 5.2.3. Инвесторы в силу закона
- 5.2.4. Квалифицированные инвесторы
- 5.2.5. Иностранные инвесторы
- Глава 6. Правовое регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- 6.1. Понятие профессиональной деятельности
- 6.2. Виды профессиональной деятельности на рынке
- 6.2.1. Брокерская деятельность
- 6.2.2. Дилерская деятельность
- 6.2.3. Деятельность по управлению ценными бумагами
- 6.2.4. Клиринговая деятельность
- 6.2.5. Деятельность по организации
- 6.2.6. Деятельность по ведению реестра
- 6.2.7. Депозитарная деятельность
- 6.3. Профессиональная деятельность
- 6.3.1. Деятельность специализированных депозитариев
- 6.3.2. Деятельность финансового консультанта
- 6.3.3. Деятельность трансфер-агента и попечителя
- 6.3.4. Деятельность эмитента по ведению реестра
- Глава 7. Особенности защиты прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг
- 7.1. Общие положения о защите прав и законных
- 7.2. Защита нарушенных и оспариваемых гражданских
- 7.3. Особенности судебной формы
- 7.4. Восстановление утраченных ценных бумаг
- 7.4.1. Вызывное производство (восстановление прав по
- 7.4.2. Восстановление именных ценных бумаг
- 7.4.3. Виндикация ценных бумаг
- 7.5. Компенсационные схемы (программы, фонды)
- 7.5.1. Государственная компенсационная программа
- 7.5.2. Компенсационные, гарантийные и иные фонды
- 7.6. Защита нарушенных и оспариваемых гражданских
- 7.7. Уголовно-правовая ответственность как
- Глава 8. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- 8.1. Понятие государственного регулирования
- 8.2. Субъекты государственного регулирования
- 8.3. Саморегулирование
- Список использованной литературы
- Электронные ресурсы