logo
A_Gabov-_Tsennye_bumagi

7.6. Защита нарушенных и оспариваемых гражданских

прав в административном порядке

В силу значимости отношений, возникающих на рынке ценных бумаг, государство активно применяет административный порядок защиты прав участников рынка. Полномочия регуляторов в этой области закреплены значительным количеством нормативных актов: Федеральными законами "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Государственные регулирующие органы имеют широкий набор возможных мер воздействия на участников рынка ценных бумаг с целью защиты нарушенных и оспариваемых прав и приведения участников рынка, чье поведение выходит за разрешенные рамки, в правовое поле. В последнем случае мы имеем дело с применяемыми государством мерами административной ответственности.

Регулятор имеет полномочия:

1) осуществлять различные превентивные действия, к числу которых можно отнести:

- проведение публичных слушаний;

- выдачу предписаний участникам рынка ценных бумаг;

- запрещение осуществлять отдельные сделки, действия и операции;

- приостановление действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и иных субъектов рынка ценных бумаг, деятельность которых лицензируется;

- приостановление эмиссии ценных бумаг;

- назначение временной администрации;

2) принимать решение об аннулировании лицензий;

3) признавать выпуск ценных бумаг несостоявшимся в соответствии с правилами ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";

4) аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в соответствии со ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";

5) налагать штрафы за совершение административных правонарушений.

Превентивные действия. Перечень превентивных действий достаточно широк. Этот момент, с нашей точки зрения, является весьма позитивным, поскольку такие полномочия государственного органа позволяют реагировать не на происшедшее нарушение прав, а предпринять все действия, направленные на его своевременное обнаружение и пресечение.

К числу первой превентивной меры можно отнести так называемые публичные слушания, которые проводятся органами государственной власти в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В случае выявления в ходе указанных публичных слушаний фактов правонарушений на рынке ценных бумаг соответствующие предложения направляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для решения вопросов о привлечении к ответственности, предусмотренной законодательством.

Эффективной мерой является выдача предписаний. Возможность (полномочие) выдавать предписания установлена различными нормативными актами: ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. ст. 43 и 45 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах", ст. 7 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ст. 34 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 35 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания выносятся по вопросам компетенции регулятора в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг. Правовой режим предписаний имеет свои особенности в зависимости от области рынка ценных бумаг (см., к примеру, ст. 35 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и ст. 7 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"). В настоящее время такие особенности в основном касаются порядка взаимодействия различных регуляторов по данному вопросу <1>.

--------------------------------

<1> К примеру, в соответствии со ст. 35 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" установлено право "уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию, и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения" выдавать предписания субъектам отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о формировании, об инвестировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения. Помимо этого установлено, что в случае, если выдача указанных предписаний входит в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, указанный в данной статье орган вправе обращаться в компетентный орган с требованием о выдаче предписаний. Такой орган в свою очередь "обязан безотлагательно направить соответствующее предписание субъекту отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения". Аналогичные правила установлены и ст. 7 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в части полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Круг лиц, которым такой орган выдает предписания, установлен п. 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317. Предусмотрена выдача предписаний: эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

Предписания являются обязательными для исполнения. В свою очередь, неисполнение предписания может служить основанием для применения более жестких мер воздействия. Так, ст. 61.2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в числе оснований для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании акционерного и паевого инвестиционных фондов, специализированного депозитария акционерного и паевого фондов устанавливает и такое "неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении деятельности на основании лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций".

Установленный правовой режим предписаний нуждается в более детальном регулировании, причем в самом Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" (в настоящее время в нем содержится только указание на возможность выдачи предписаний, но не детальное регулирование оснований их выдачи, процедуры, содержания и последствий). Совершенно необходимо детальное описание общих правил его выдачи с указанием возможных особенностей в зависимости от регулируемой области (сферы). Требуют уточнения с учетом сложившейся практики и отдельные элементы такого правового режима. Так, в частности, более продуманного подхода требует вопрос об основаниях выдачи предписаний. В настоящее время в одних нормативных актах таким основанием является только правонарушение (ст. 45 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"), в других - предписания служат для возобновления правомерных действий после устранения нарушений (ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Серьезной мерой превентивного воздействия является запрет (установление запрета). Действующее законодательство дает несколько примеров такого рода меры. Общее правило (ст. 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг") состоит в том, что запрет или ограничение на проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев может быть установлен предписанием федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов.

Имеются и частные примеры установления запретов. Так, можно привести здесь положения ст. 61.1 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", которой предусмотрено право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг своим предписанием запретить проведение следующих операций:

- размещение акций акционерного инвестиционного фонда;

- передача активов акционерного инвестиционного фонда в доверительное управление управляющей компании или передача управляющей компании полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда;

- выплата дивидендов по акциям акционерного инвестиционного фонда;

- выкуп акций акционерного инвестиционного фонда;

- выдача или одновременно выдача, обмен и погашение инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда;

- прием заявок на приобретение или одновременно заявок на приобретение, заявок на обмен и заявок на погашение инвестиционных паев;

- заключение управляющей компанией иных договоров доверительного управления, которое может осуществляться на основании лицензии управляющей компании;

- включение имущества в состав паевого инвестиционного фонда, в том числе при выдаче и обмене инвестиционных паев;

- передача управляющей компанией активов акционерного инвестиционного фонда, находящихся у нее в доверительном управлении, акционерному инвестиционному фонду - учредителю доверительного управления;

- распоряжение активами акционерного инвестиционного фонда, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, а также денежными средствами, находящимися на транзитном счете, или иным имуществом, доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией на основании лицензии управляющей компании, в том числе выплата вознаграждений, и (или) исполнение обязательств по сделкам за счет указанного имущества;

- выплата дохода от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иным имуществом, доверительное управление которым осуществляется управляющей компанией на основании лицензии управляющей компании;

- внесение записей в реестр владельцев инвестиционных паев, за исключением записей, связанных с переходом прав в результате универсального правопреемства и при распределении имущества ликвидируемого юридического лица;

- предоставление выписок, уведомлений и информации из реестра владельцев инвестиционных паев;

- осуществление специализированным депозитарием контроля по одному или нескольким договорам, заключенным при осуществлении им деятельности на основании лицензии специализированного депозитария.

Запрет на указанные действия может быть введен в случаях:

- неисполнения или ненадлежащего исполнения предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об устранении нарушения или о представлении информации, объяснений, документов, которые необходимы для осуществления функций указанного органа;

- приостановления действия лицензии на осуществление депозитарной деятельности специализированного депозитария или лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг или аннулирования указанных лицензий;

- получения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг уведомления специализированного депозитария о выявленных им нарушениях управляющей компании, являющихся основанием для аннулирования лицензии управляющей компании;

- воспрепятствования проведению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг проверки деятельности акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, специализированного депозитария или агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев;

- нарушения порядка и сроков определения стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда и (или) паевого инвестиционного фонда и определения расчетной стоимости одного инвестиционного пая и (или) стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда в расчете на одну акцию;

- нарушения управляющей компанией требований о приостановлении выдачи или одновременно выдачи, обмена и погашения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда;

- отсутствия договора управляющей компании со специализированным депозитарием и (или) с лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев инвестиционных паев;

- выдачи управляющей компанией дополнительных инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда в количестве, превышающем количество инвестиционных паев, которое может быть выдано в соответствии с правилами доверительного управления этим фондом.

Дает пример запрета ст. 46 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах". В соответствии с этой статьей в случае неисполнения в установленный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг срок предписания об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу законным интересам владельцев ипотечных сертификатов участия, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе приостановить выдачу ипотечных сертификатов участия на срок до шести месяцев.

Еще один пример запрета нам дает ст. 34.1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". Данной статьей предусмотрено право уполномоченного федерального органа при выявлении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов своим предписанием запретить негосударственному пенсионному фонду проведение всех или части операций. Помимо нарушений общего характера Закон указывает такие случаи (основания) для введения запрета:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушения;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение требований уполномоченного федерального органа о представлении информации, необходимой для осуществления функций (полномочий) указанного органа;

- воспрепятствование проведению уполномоченным федеральным органом проверки деятельности негосударственного пенсионного фонда;

- заключение негосударственным пенсионным фондом пенсионного договора или договора об обязательном пенсионном страховании при отсутствии договора со специализированным депозитарием.

В частности, может быть введен запрет на проведение следующих операций негосударственного пенсионного фонда:

- заключение новых пенсионных договоров, и (или) договоров об обязательном пенсионном страховании, и (или) договоров о создании профессиональных пенсионных систем;

- совершение сделок по самостоятельному размещению средств пенсионных резервов и (или) исполнение обязательств по таким сделкам;

- передача средств пенсионных резервов и (или) средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям;

- списание денежных средств со счета, на котором находятся средства пенсионных резервов или средства пенсионных накоплений, за исключением списания денежных средств для выплаты негосударственной пенсии, накопительной части трудовой пенсии, профессиональной пенсии и выплат правопреемникам - физическим лицам.

Отметим, что данные меры в отношении пенсионных фондов регулятор стал принимать совсем недавно. Так, в апреле 2009 г. ФСФР России впервые приняла подобную меру в отношении 28 негосударственных пенсионных фондов. В частности, выявив, что величина имущества для обеспечения уставной деятельности всех этих фондов ниже нормативной, ФСФР запретила нарушителям заключать новые договоры, размещать средства пенсионных резервов и исполнять обязательства по таким сделкам; передавать пенсионные резервы и средства пенсионных накоплений в доверительное управление, а также списывать деньги со счетов, где находятся пенсионные средства, за исключением выплат пенсий <1>.

--------------------------------

<1> Рожков А. Не пускать к пенсиям // Ведомости. 2009. N 78 (2348); http:// www.vedomosti.ru/ newspaper/ article.shtml?2009/ 04/ 30/ 193798.

Другим примером превентивной меры является приостановление эмиссии ценных бумаг (ст. ст. 26, 51, 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 31 декабря 1997 г. N 45, и иные нормативные акты).

Правовой режим данной меры очень несовершенен, на что давно указано в литературе <1>. Несмотря на то что она давно и широко применяется регулятором, как ее основания, так и сам порядок применения оставляют желать лучшего. Так, по логике ст. 51 Закона получается, что такую меру можно применять тогда, когда бумаги прошли государственную регистрацию выпуска (или размещены). Однако ст. 26 Закона использует иную логику: эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена на любом этапе процедуры эмиссии до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений: нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства о ценных бумагах; обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации.

--------------------------------

<1> См.: Липей К.О. Правовое регулирование размещения акций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 8 - 9 и другие работы.

Еще одной превентивной мерой является приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Такая мера применяется регулятором на основании прямого указания Закона (ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг") и в соответствии с принятым на его основе ведомственным актом (в настоящее время - Приказ ФСФР России от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг"). В настоящее время приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае неоднократного нарушения в течение года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства и на срок до 6 месяцев. Применение этой меры влечет запрет на осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг до принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии.

Организация, действие лицензии которой на осуществление определенного вида деятельности на рынке ценных бумаг приостановлено, обязана прекратить осуществление таковой, уведомить своих клиентов и по их требованию немедленно осуществить возврат (или перевод в соответствии с указанием) принадлежащих им денежных средств и ценных бумаг.

Одной из наиболее жестких превентивных мер является введение временной администрации. Сама эта мера "пришла" в сферу рынка ценных бумаг из законодательства о банках и банковской деятельности, где впервые она была закреплена. В сфере рынка ценных бумаг изначально такую превентивную меру закрепляли два Закона: Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (ст. 34.1) и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (ст. 61.4). В настоящее время указание на возможность введения временной администрации есть и в ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

Основаниями для введения временной администрации в негосударственный пенсионный фонд выступают нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Несколько отличны основания для введения временной администрации в управляющей компании и специализированном депозитарии инвестиционного фонда. Статья 61.4 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" указывает, что временная администрация вводится при аннулировании лицензии управляющей компании или лицензии специализированного депозитария в случаях, если: 1) одновременно аннулируются лицензия управляющей компании и лицензия специализированного депозитария, с которым этой управляющей компанией заключен договор; 2) в управляющей компании или специализированном депозитарии на момент аннулирования лицензии прекратилось руководство их текущей деятельностью; 3) организация, у которой аннулирована лицензия, не исполняет обязанности, предусмотренные законом.

В обоих случаях решение о назначении временной администрации и об утверждении ее состава принимается уполномоченным федеральным органом. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда, исполнительных органов управляющей компании или специализированного депозитария могут быть ограничены или приостановлены решением уполномоченного федерального органа о назначении временной администрации.

В состав временной администрации входят руководитель временной администрации, его заместитель (при необходимости) и члены временной администрации. Руководителем (заместителем руководителя) временной администрации назначается должностное лицо уполномоченного федерального органа.

Подводя итог рассмотрению превентивных мер, применяемых в настоящее время регулятором для защиты прав участников рынка ценных бумаг, надо отметить следующее:

- за время развития рынка ценных бумаг государство опытным, что называется, путем определило возможный спектр превентивных мер. В целом набор этих мер достаточен: государство располагает неплохим "арсеналом", который при надлежащей детализации его правового регулирования позволит эффективно и своевременно пресекать нарушения прав на рынке ценных бумаг;

- основной проблемой видится отсутствие системы в регулировании и применении указанных мер;

- еще одной существенной проблемой является фрагментарность и неполнота правового режима каждой из перечисленных превентивных мер. Этот момент должен быть учтен при последующей законотворческой деятельности.

Принятие решения об аннулировании лицензий. Правовой режим такой меры, как аннулирование лицензии, установлен Федеральными законами "О рынке ценных бумаг" (ст. ст. 44, 51), "Об инвестиционных фондах", а также ведомственными нормативными актами регулятора <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время - Приказ ФСФР России от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".

Общим основанием для применения этой меры обычно выступает неоднократное нарушение действующего законодательства. Однако в силу особенностей политики государства на определенном этапе могут появляться и специальные основания. К примеру, в настоящее время одним из оснований для применения этой меры нормативные акты называют такое основание, как неоднократное нарушение в течение года профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований, предусмотренных некоторыми статьями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Специальное законодательство может указывать и на иные основания для аннулирования лицензии. Здесь можно привести в качестве примера ст. 61.2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", которой установлены основания для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании акционерного и паевого инвестиционных фондов, специализированного депозитария акционерного и паевого фондов. Перечень этих оснований существенно отличается от общих оснований, что объяснимо спецификой деятельности, регулируемой данным Законом.

Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся. Правовой режим данной меры установлен ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а также ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Следует отметить, что применение этой меры в обоих названных случаях имеет свои особенности.

Основания для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся установлены ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Следует обратить внимание на то, что в действующей редакции Закона (первоначальная имела совершенно иной перечень оснований) признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся может иметь место не только как реакция государства на правонарушение, но и в случае, если правомерное поведение эмитента (размещение ценных бумаг) не привело к достижению желаемого результата <1>.

--------------------------------

<1> Действующий Закон называет в качестве оснований для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся следующие факты: а) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; б) обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение и повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг эмитента информации; в) непредставление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный настоящим Федеральным законом срок после истечения срока их размещения; г) отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; д) неразмещение предусмотренной решением о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг доли, влекущее за собой признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся; е) неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; ж) неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации.

К примеру, решением о размещении ценных бумаг путем подписки может быть установлена доля ценных бумаг выпуска, при неразмещении которой выпуск ценных бумаг считается несостоявшимся. Такая доля не может быть меньше чем 75% от общего количества размещаемых ценных бумаг выпуска. Соответственно, если эмитент установил такую долю в размере 75%, а разместил 70% - нарушения никакого нет, однако есть основания для признания выпуска несостоявшимся. Выпуск может быть признан несостоявшимся до момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска. Последствием признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся является аннулирование государственной регистрации выпуска, затем аннулирование самих ценных бумаг и возврат средств, полученных эмитентом от размещения выпуска бывшим владельцам ценных бумаг.

Правовой режим признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" имеет определенные особенности: решение о признании Банком России выпуска акций несостоявшимся здесь приравнено к принятию решения об отмене решения об увеличении размера уставного капитала (решения о размещении). Имеются особенности и в части сроков возврата инвестированного имущества <1>.

--------------------------------

<1> Приведем для анализа соответствующую выдержку из ст. 7 данного Закона: "9. Если на момент принятия решения об уменьшении размера уставного капитала банка до одного рубля банк в форме акционерного общества находится на каком-либо из этапов эмиссии акций. Банк России принимает решение: 1) в отношении банка в форме акционерного общества - о признании выпуска акций несостоявшимся и об аннулировании его государственной регистрации... 10. В случае если на момент признания Банком России выпуска акций несостоявшимся (принятия решения об отмене решения об увеличении размера уставного капитала) в адрес банка поступили денежные средства в оплату акций (долей), такие денежные средства по распоряжению временной администрации должны быть возвращены в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании выпуска (дополнительного выпуска) акций (принятия решения об отмене решения об увеличении размера уставного капитала)".

Аннулирование квалификационных аттестатов физических лиц. Возможность применения данной меры установлена ст. 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 34 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" и ст. 55 Федерального закона "Об инвестиционных фондах". Данная мера применяется в случае неоднократного или грубого нарушения обладателя аттестатов законодательства о ценных бумагах.

Наложение штрафов за совершение административных правонарушений. Меры административной ответственности в виде наложения штрафов установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. Перечень действий, которые являются административными правонарушениями, достаточно широк, он включает в себя: недобросовестную эмиссию ценных бумаг (ст. 15.17), незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами (ст. 15.18), нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19), воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами (ст. 15.20), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 15.22), нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ст. 15.23.1), незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24.1).

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг может возбудить административное производство как по собственной инициативе при обнаружении признаков правонарушения, так и на основании поступившей информации.

Распространенным источником информации являются жалобы и заявления участников рынка ценных бумаг. Отдельные законы (ст. 55 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст. 34 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах", ст. 43 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах") прямо указывают, что такой орган рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями требований законодательства, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Отметим, что правовое регулирование данной административной процедуры требует своего совершенствования. Каких-то общих правил здесь законодательство не содержит. Само это полномочие регулируется различными федеральными законами по-разному. К примеру, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления. А вот в отношении сроков рассмотрения жалоб и заявлений иных участников рынка ценных бумаг какого-либо специального срока не установлено. Законом предусмотрено право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг обращаться к саморегулируемой организации с требованием о рассмотрении соответствующих жалоб и заявлений <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" по итогам рассмотрения жалобы и заявления саморегулируемая организация вправе принять следующее решение: применить к нарушителю санкции, установленные правилами и стандартами деятельности этой организации; рекомендовать своему участнику (члену) возместить инвестору причиненный ущерб во внесудебном порядке; исключить профессионального участника из числа своих участников (членов) и обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением о принятии мер по аннулированию или приостановлению действия лицензии указанного профессионального участника на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; направить материалы по жалобе и заявлению в правоохранительные и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для рассмотрения.