3.11 Страхование контейнерных перевозок
Международная практика последних десятилетий показала, что перевозка в контейнерах является наиболее эффективным способом транспортировки грузов, особенно в международной торговле. Вопросам контейнеризации в России также придается большое значение.
Морские контейнерные перевозки внешнеторговых грузов в нашей стране стали интенсивно развиваться, начиная с 70-х годов. Именно в это время в практику международных морских перевозок были внедрены крупнотоннажные 10-, 20-, 30- и 40-футовые контейнеры, стандартизированные типоразмеры которых были одобрены большинством стран мира.
Организация в России контейнерной транспортной системы потребовала создания специализированного подвижного состава: судов контейнеровозов, удлиненных железнодорожных четырехосных платформ для перевозки одновременно трех 20-футовых контейнеров, автомобильных полуприцепов и тягачей. Сооружены специализированные контейнерные станции и причалы (терминалы), оборудованные высокопроизводительными перегрузочными средствами большей грузоподъемности и автоконтейнеровозами, На контейнерных линиях практикуется последовательная перевозка морским, железнодорожным и автомобильным транспортом. По международной Транссибирской контейнерной линии осуществляется транзит крупнотоннажных контейнеров через территорию России.
Перевозка в контейнерах была введена с целью, во-первых, сократить время и расходы на перегрузочные операции и, во-вторых, обеспечить большую сохранность грузов.
В результате разработки соответствующих стандартов для международных перевозок контейнер стал рассматриваться уже не просто как многоразовая тара.
Разнообразие грузов, поддающихся контейнеризации, привело к необходимости создания специализированных контейнеров, которые вписывались бы в стандарты, разработанные международной организацией по стандартизации (ИСО) для универсальных контейнеров. Сейчас такие контейнеры широко используются на международных линиях.
В настоящее время на международных грузовых линиях используются следующие виды специализированных контейнеров:
- сухогрузные контейнеры с нестандартным размещением дополнительными дверями, боковые двери, двери неполной длины и т. д.;
- открытые контейнеры, используемые под крупногабаритные грузы, в которых для удобства погрузочно-разгрузочных работ нет верхней и/или боковых панелей. Открытые панели таких контейнеров закрывают брезентом, Для перевозки особо громоздких тяжеловесных грузов используются контейнерные платформы стандартных размеров без боковых стенок;
- складные контейнеры. Это обычно сухогрузные контейнеры, которые при перевозке порожними могут складываться. В сложенном виде четыре таких контейнера занимают столько же места, сколько один обычный, позволяя снизить расходы при перевозке порожняка;
- изотермические контейнеры. Используются в основном для перевозки в них пищевых грузов. Термоизоляция, которой покрыты стенки этих контейнеров, ограничивает теплообмен с окружающей средой. Большинство изотермических контейнеров оснащено автономной холодильной системой или оборудовано устройством для подключения к общей холодильной установке на контейнеровозе;
- рефрижераторные контейнеры, которые относятся к изотермическим, но оснащены более мощной автономной холодильной установкой. Это достаточно дорогие агрегаты, так как помимо охлаждения груза они могут поддерживать в контейнере определенный микроклимат;
- контейнеры-цистерны, получившие в последние годы широкое распространение. Они предназначены для транспортировки жидких, газообразных и сыпучих грузов, и поэтому их габариты соответствуют стандартам ИСО для сухогрузных контейнеров.
Эффективность использования контейнеров на международных грузовых линиях повысилась после принятия в 1972 г. Таможенной конвенции, существенно облегчившей их транзитное движение через государственные границы. Конвенцией обеспечивается беспрепятственный провоз контейнеров через территорию государства при условии надлежащей конструкции контейнера и сохранности таможенных пломб.
В своём большинстве предприниматели и коммерческие фирмы используют арендованные контейнеры и приобретаемые по лизинговым сделкам.
Арендатор обязан также застраховать контейнеры на период аренды от огневых рисков, пропажи и общей аварии.
Заключение договора страхования производится на основании письменного заявления страхователя, которое должно содержать основные данные об объекте: тип контейнера, объемные показатели, стоимость, наименование судна – перевозчика, дату выхода судна в рейс, пункт отправления, пункты назначения и перегрузок и т.п.
В страховом полисе должно быть оговорено, что в случае утраты контейнера арендатор должен возвратить лизинговой компании соответствующую сумму, составляющую определенный процент от суммы первоначальной стоимости контейнера и расходов по его приобретению. Аналогично решается вопрос, если арендатор просто решает оставить контейнер в своей собственности.
Срок аренды начинается с непосредственного поступления контейнера в распоряжение арендатора и заканчивается при возврате его в исправном состоянии в терминал лизинговой компании. Если к моменту возврата контейнер оказывается в неисправном состоянии, срок продлевается до окончания ремонта, в случае утраты - до получения компанией соответствующей суммы.
В отличие от морского страхования, страхование контейнерного комплекса - относительно новая сфера деятельности, которая ставит много проблем, и страховым компаниям приходится уделять значительное внимание развитию и оптимизации страховой политики в этой сфере.
В страховании контейнеров основную массу убытков, не считая страховых случаев, затрагивающих целую партию контейнеров (обвал штабеля, гибель контейнеровоза и т.д.), составляют индивидуальные повреждения, которые в массе своей повторяются.
При рассмотрении отдельных претензий по возмещению убытков, связанных с ремонтом или гибелью контейнера, страховщик определяет размер покрываемой части убытка, исходя из оговорок, предусмотренных во всех правилах страхования. При этом решение о размере возмещения по претензии в каждом отдельном случае, как будет показано ниже, носит достаточно субъективный характер.
Для рассмотрения претензий требует от страхователя перечисленные ниже документы:
- акт осмотра независимым сюрвейером или его штамп по оценке ремонта (в случаях, оговоренных в договоре страхования);
- последнюю обменную расписку. Этот документ выдается при смене видов транспорта на пути следования контейнера и служит для установления конкретного виновника повреждений. На практике страховщики сталкиваются с большими трудностями при затребовании этого документа;
- квитанцию о продаже на лом (в случае полной конструктивной гибели контейнера) с указанием его стоимости;
- письмо-претензию.
Следует добавить, что согласно правилам должны быть представлены любые документы и сведения в отношении конкретного страхового случая, которыми располагает страхователь или его агенты, иначе претензия может быть отклонена.
Бремя доказательства, что гибель или повреждение застрахованного контейнера произошли в результате воздействия опасностей покрытых страхованием, лежит на страхователе. Если в договоре страхования не предусмотрено иного, убытки от повреждения контейнеров возмещаются в сумме, не превышающей стоимости восстановления поврежденных или погибших частей, за вычетом процента естественного износа этих частей на момент аварии.
Для разрешения возникших споров в договоре предусматривается место и порядок арбитражного разбирательства.
При страховании контейнеров на других условиях, которые принято сокращенно называть «от полной гибели», возмещаются только убытки гибели контейнеров, а также падающая на контейнеры доля по общей аварии, расходы по спасению контейнеров и предотвращению или уменьшению убытков, подлежащих оплате по условиям страхования. Затраты на ремонт контейнеров (кроме случаев общей аварии) по данному условию страхования возмещению не подлежат. В остальном оба вида условий совпадают.
При страховании контейнеров (приеме на ответственность и установлении ставки премии) следует иметь в виду, что стоимость с каждым годом неизменно возрастает.
Как и при всяких работах с тяжеловесными грузами, работы по обработке, транспортировке, перевалке и складированию контейнеров могут быть связаны с причинением материального или физического ущерба третьим лицам, который по закону должен быть возмещен виновной стороной.
Поэтому, помимо страхования контейнеров от гибели ли повреждения, страховщики принимают на страхование риск гражданской ответственности владельцев или арендаторов за вред, который может быть причинен личности или имуществу третьих лиц в связи с использованием контейнеров. Покрытие предоставляется на условиях страхования гражданской ответственности с учетом специфики объекта страхования.
Страховщики при этом обычно ограничивают свою ответственность установлением определенных лимитов при приеме риска. Лимиты устанавливаются раздельно: за увечье ли смерть одного лица; за уничтожение или повреждение имущества третьих лиц; за причинение увечья или смерти нескольким лицам и/или уничтожения или повреждение имущества нескольких лиц по одному страховому случаю.
- Оренбург 2009
- Содержание
- Введение
- 1 Место и роль страхования в системе мэо
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 1.6 Экономическое значение международной торговли
- 1.7 Страхование экспортных кредитов
- 1.8 Другие виды страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.9 Контрольные вопросы
- 1.10 Тесты
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.4.7 Клубы взаимного страхования
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.1 История авиационного страхования
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6 Страхование космических рисков
- 2.6.1 История создания космического страхования
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 2.8 Контрольные вопросы
- 2.9 Тесты
- 3 Страхование грузов
- 3.1 Место грузов в международном разделении труда
- 3.2 Классификация страхования грузов
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.8 Виды и условия международных торговых договоров
- 3.9 Договор страхования груза
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 3.11 Страхование контейнерных перевозок
- 3.12 Контрольные вопросы
- 3.13 Тесты
- 4 Страхование технических рисков
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 4.2.5 Страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах
- 4.3. Страхование электронного оборудования
- 4.4. Страхование рисков новой техники и технологии
- 4.5 Страхование строительных машин, механизмов и временных сооружений
- 4.6 Контрольные вопросы
- 4.7 Тесты
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.1 История страхования ответственности
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.7 Страхование ответственности операторов портов и терминалов, стивидорских компаний
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 5.11 Страхование ответственности за качество продукции
- 5.12 Страхование профессиональной ответственности
- 5.13 Страхование ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среде
- 5.14 Контрольные вопросы
- 5.15 Тесты
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков в системе страховых услуг
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.9 Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 6.13 Контрольные вопросы
- 6.14 Тесты
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.6 Законодательная база перестрахования
- 8.7 Организация перестрахования в страховых компаниях
- 8.8 Система передачи риска
- 8.9 Структура договора перестрахования
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 8.14 Страховой и перестраховочный пул
- 8.15 Роль перестрахования в повышении финансовой устойчивости страховщика
- 8.16 Выбор перестраховщика
- 8.17 Государственное регулирование перестраховочной деятельности
- 8.18 Роль перестрахования в функционировании международного страхового рынка
- 8.19 Перспективы развития отечественного рынка перестрахования
- 8.20 Контрольные вопросы
- 8.21 Тесты
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку
- 9.6 Страхование медицинских расходов для выезжающих за границу через международную систему бронирования «Старт-Амадеус».
- 9.7 Контрольные вопросы
- 9.8 Тесты
- 10 Всемирная торговая организация: основные аспекты
- 10.1 История создания, основные цели и принципы вто
- 10.2 Функции и структура вто
- 10.3 Процедура присоединения к вто. Значение вто в современном мире
- 10.4 Российский страховой рынок на пороге вступления в вто
- Динамика изменения численности зарегистрированных страховых организаций за 1995 – 2007 гг.
- 10.5 Проблемы отечественных страховщиков при вступлении России в вто
- Список использованных источников
- 54 Страховое дело: учеб. Пособие / м.А. Зайцева, л.Н. Литвинова, а.В. Урупин и др.; под общ. Ред. М.А. Зайцевой, л.Н. Литвиновой. - Мн.: бгэу, 2001. - 286 с. - isbn 985-426-638-9
- Предмет Договора
- Объект страхования
- Срок действия Договора
- 8. Прочие условия
- Приложение д (обязательное) Полис страхования воздушного судна
- Полис №____
- Приложение е (обязательное)
- Приложение ж
- (Обязательное)
- Заявление – анкета
- О страховании строительно-монтажных работ
- Заявление
- Местоположение ________________________________________________________________________________
- Объект страхования
- Объект страхования
- Приложение и
- (Обязательное)
- Ставки страховых платежей по страхованию
- Строительно-монтажных работ
- Приложение к (обязательное) Приложение к договору страхования строительно-монтажных работ
- Приложение л (обязательное) Заявление о страховании ответственности судовладельцев
- Приложение м (обязательное) Договор страхования ответственности судовладельцев
- 1. Предмет договора
- 2. Объект страхования
- 3. Страховой случай
- 4. Страховая сумма, страховая премия, франшиза
- 5. Порядок и сроки уплаты страховой премии
- 6. Срок действия договора
- 7. Обязанности сторон при наступлении страхового события
- 8. Порядок разрешения споров
- 9. Прочие условия
- 10. Юридические адреса и реквизиты сторон
- Приложение н (обязательное) Полис страхования ответственности судовладельцев
- 1. Общие положения
- 2. Договор страхования: понятие и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи
- 5. Территория страхования
- 6. Страховая сумма
- 7. Страховая премия , форма и порядок ее уплаты
- 8. Франшиза
- 9. Срок действия договора страхования
- 10. Изменение степени риска
- 11. Застрахованное лицо
- 12. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 13. Выплата страхового возмещения
- 14. Суброгация
- 15. Порядок разрешения споров
- 16. Определение некоторых терминов, встречающихся в тексте
- 1. Общие положения
- 2. Предмет договора страхования и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи и дополнительные условия страхования
- 5. Страховая сумма
- 6. Страховая премия: форма и порядок ее уплаты
- 7. Франшиза
- 8. Срок действия договора страхования
- 9. Изменение степени риска
- 10. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 11. Определение размера и выплата страхового возмещения
- 12. Порядок разрешения споров
- Приложение т (обязательное) Категории опасных производственных объектов, в отношении которых должно осуществляться страхование
- Приложение ф (обязательное) Примерные страховые тарифы для типовых представителей опасных веществ на опасном производственном объекте
- Приложение х (обязательное) Принципиальная схема инвестиционных и инновационных финансовых рисков
- Приложение ц (обязательное) Принципиальная схема банковских и валютных рисков
- Приложение ч (обязательное)
- Приложение ш (обязательное) Договор страхования ответственности за неисполнение обязательств
- 1. Предмет договора
- 2. Условия страхования
- 4. Обязательства сторон
- 5. Срок действия договора страхования
- 6. Порядок решения споров
- 7. Дополнительные условия договора
- 8. Адреса и банковские реквизиты сторон
- Приложение щ (обязательное) Десять крупнейших перестраховщиков в 2004 г
- Приложение э (обязательное) Структура и основные показатели крупнейших международных страховых перестраховочных брокерских компаний
- Приложение ю (справочное) Динамика российского страхового рынка в 2004-2008 гг.