logo
СТРАХ-Е В МЭО 2009 НОВОЕ

8.19 Перспективы развития отечественного рынка перестрахования

Подлинная картина состояния дел в отечественном страховании вуалируется тем, что в последние годы наблюдался определённый рост количественных показателей российского страхового рынка. За 2004-2007 гг. общий сбор страховых премий увеличился на 32,5 %, в том числе в 2007 г. - на 25,1 %. Темп роста страховых выплат в 2007 году превысил темп роста премий почти на 10 %. При среднерыночном 34,3 %-ном росте наибольший вклад внесли выплаты по ОМС, увеличившись на 82 млрд р. или 43 %, и по страхованию имущества – прирост составил 25,9 млрд р. или 40 %. Страховые выплаты по личному страхованию (кроме страхования жизни) выросли на 6,9 млрд р. или 16,4 %, а по ОСАГО – на 6,8 млрд р. или 20,4 %.

В структуре страховой премии по отраслям страхования в 2007 году произошли изменения, подтверждающие, что обязательные виды страхования пока развиваются более успешно и быстро на российском рынке, чем добровольные. Превалирующий рост обязательных видов страхования (за счет лидера роста ОМС), над добровольными обеспечил увеличение доли первых на 2,5 процентных пункта. Обязательное страхование заняло 47,3 % совокупных страховых премий, добровольное – соответственно 52,7 %. Лидирующим видом по доле премий в структуре стало ОМС, составив 37,2 %, вместо страхования имущества годом ранее с долей 37,3% от совокупной страховой премии.

В свою очередь, рост бюджетного финансирования расходов на обязательные виды страхования и рост расходов отдельных категорий потребителей на добровольное страхование был обусловлен, главным образом, благоприятной  конъюнктурой сырьевого экспорта и особенно изменениями в политике распределения поступающих от него доходов.

Это стало особенно заметно в 2006 г., когда, по сравнению с предыдущим периодом, на 35 % (с 20 до 27 дол. США за баррель) была повышена цена отсечения доходов от нефтяного экспорта и на внутренний рынок был «вброшен» дополнительный объём нефтедолларов. Изменения в распределительных отношениях на макроуровне привели к росту бюджетных доходов и платёжеспособности ограниченной группы потребителей, повлиявших, в свою очередь, на динамику показателей страхового рынка.

На основе анализа качественных характеристик динамики страховых операций можно констатировать, что она не была в заметной степени обусловлена внутриотраслевыми факторами развития реального страхования и расширения его воспроизводственной базы. Это подтверждается и  продолжающимся снижением доли страховых взносов в ВВП: в 2004 г. она составляла 2,81 % (без учёта не рисковых операций по ОМС - 2,23 %), в 2005 г. - 2,27 % (1,62 %), в 2006 г. - 2,25 % (1,50 %), в 2007 г. – 2,31% (1,4%). Страхование в стране развивается пока инерционным путём, пассивно следуя за колебаниями макроэкономической конъюнктуры.

В целом, спонтанный рост страховых сумм на объектах СМР и в индустриальном секторе экономики, вменённое страхование, непосредственно зависящее от состояния потенциально кризисного рынка потребительского кредитования, и бюджетное финансирование расходов на обязательное страхование, которое критически зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, не могут расцениваться как факторы устойчивого роста отечественного страхового рынка. Сложность ситуации на отечественном страховом рынке обусловили проблемы развития отечественного перестрахования. При ограниченности и невысоком качестве клиентской базы отечественных страховщиков, рост капитализации отечественных поставщиков перестраховочных услуг и увеличение ёмкости  размещаемых за рубежом перестраховочных программ защиты их портфелей, приводят не столько к повышению качества предоставляемой клиентам перестраховочной защиты, сколько к обострению конкурентной борьбы за передел узкого рынка. Это ведёт к отдельным проявлениям демпинга, коррупции, к снижению эффективности  перестраховочных операций и, в конечном счёте, к подрыву доверия к отечественному перестрахованию в целом, что, в свою очередь, существенно ограничивает возможности импортозамещения в перестраховочной деятельности.

Ключевой вопрос сегодня - это качество роста операций по реальному перестрахованию, поскольку главные проблемы отечественного перестрахования связаны с недостаточной развитостью его экономических основ и, прежде всего, реального прямого страхования.

Очевидно, что отечественный страховой и, соответственно, перестраховочный рынок нуждаются в расширении своей воспроизводственной базы за счёт вовлечения в сферу своего обслуживания новых групп потребителей.

В страховой практике многих зарубежных страховых компаний используется обязательное имущественное страхование.

В Российской практике имущественное страхование носит добровольный характер. В тоже время, факты случившихся крупных пожаров, приводящих к выводу из числа действующих крупных промышленных административных и общественных объектов, жилых комплексов, приводящих к сокращению объемов ВВП и ликвидации большого числа рабочих мест м потери жилья, обостряет внимание к принятию закона об обязательном имущественном страховании.

Проект закона был подготовлен еще в 1995 году. О необходимости его принятия в одном из посланий упоминал В.В. Путин. Принятие закона значительно расширит страховое поле. Главным образом будут страховаться очень крупные объекты, что явится очередной проблемой для отечественных перестраховщиков из-за их недостаточной капиталоемкости и увеличит число и объемы рисков передаваемых в зарубежные перестраховочные компании.

Следует учитывать, что макроэкономическая конъюнктура, за которой следует отечественный страховой и перестраховочный рынок, не всегда будет такой, какой была в 2006 г., когда, по общему признанию, отечественная экономика достигла пика доходов от сырьевого экспорта, ставших, в свою очередь, основой неравномерного роста платёжеспособного спроса на страхование.

Среднесрочный прогноз МЭРТа («Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год»), одобренный правительством РФ 22 марта 2007 г. проект бюджета РФ на 2008 г. и на период до 2010 г., среднесрочный прогноз ЦСР (Центр стратегических разработок) при правительстве РФ (доклад «Анализ последствий возможного снижения мировых цен на нефть для российской экономики», подготовленный в рамках проекта «Стратегический аудит Российской Федерации»), говорят о том, что в среднесрочной перспективе отечественной экономике и, соответственно, отечественным потребителям страховых услуг придётся столкнуться с серьёзными ограничениями, которые станут следствием реализации тенденций, сформировавшихся в неравномерно развитой сырьевой экономике, в которую превратился хозяйственный комплекс РФ.

Начавшийся мировой финансовый кризис привел к серьезному экономическому спаду в мировой системе. Не обошел кризис стороной и Россию. Цены на энергоносители снизились в 2,5 раза, снизился экспорт металла, целый ряд предприятий, в первую очередь машиностроения, снизились объемы производства, осуществляется переход на сокращенную рабочую неделю, вводятся неоплачиваемые отпуска, происходит сокращение персонала и рост числа безработных. Правительством принимаются меры по смягчению влияния кризиса. Особое внимание обращается на незаконное увольнение, на создание условий по сохранению рабочих мест.

Для того чтобы избежать негативных последствий пассивного следования страхового и перестраховочного рынка за ухудшающейся макроэкономической конъюнктурой, примитивной зависимости от цен на энергоносители и сырьё должна быть противопоставлена научно обоснованная политика по реализации конкурентных преимуществ российской экономики. Соответствующие разработки имеются и в научном сообществе и на правительственном уровне и находит свое практическое применение.

Растущая экономическая стабильность страны, начавшаяся переориентация с сырьевых на перерабатывающие отрасли дают свои определенные результаты.

2007 год закончен с темпами прироста ВВП в 7 %, причем прирост обеспечен главным образом за счет перерабатывающих отраслей, в первую очередь машиностроения.

Сделан существенный крен в сторону науки и наукоемких отраслей.

Ряд серьезных программ принятых в 2007 по авиационному комплексу, судостроению, атомной энергетике и др. направлены в первую очередь на развитие машиностроения. Значительные средства из стабилизированного и резервного фондов направляются на транспортное и дорожное строительство, на создание мощностей по глубокой переработке углеводородного сырья. Выполнение принятых программ поднимут на качественно новый уровень экономику страны, что существенно оживит отечественный страховой рынок.

Создаваемые и возрождаемые крупные промышленные комплексы требуют серьезной страховой защиты с возрастающей страховой ответственностью и требующей страхования.

Рынок реального перестрахования сможет развиваться за счет возможного превращения российского перестраховочного рынка из местного (локального) в региональный. Осуществление этой идеологии развития возможно на основе государственно-частного партнёрства в сфере реализации экспортного потенциала российского перестрахования.

Основным содержанием этой работы способно стать активное включение отечественных поставщиков перестраховочных услуг в реализацию политики государства по поддержке внешнеэкономической экспансии российского капитала, получившей новый импульс в феврале 2007 г. и направленной на приоритетное развитие внешнеэкономических связей. Глобальные конкурентные преимущества России, накопленный страной с начала нынешнего века значительный экономический потенциал могут и должны быть конвертированы сегодня в политику поддержки внешнеэкономической экспансии отечественных перестраховщиков.

Зарубежные конкуренты российских поставщиков перестраховочных услуг также активно используют в рыночных отношениях свои глобальные конкурентные преимущества, заключающиеся, прежде всего, в лёгком доступе компаний, являющихся основными поставщиками капитала для международных перестраховщиков, к мировому рынку капитала, который в существенной степени поддерживается неограниченным эмиссионным возможностям Федеральной резервной системы США. В этих условиях использование накопленного потенциала российской экономики для поддержки отечественного перестраховочного бизнеса представляется вполне оправданным.

К настоящему моменту российские поставщики перестраховочных услуг достигли профессионального уровня, накопили необходимый опыт и знания, достаточные для решения задач значительного расширения перестраховочных операций и активизации присутствия российского капитала в странах ближнего зарубежья и «третьего мира». Экспорт перестраховочных услуг отечественными компаниями имеет не только значение самостоятельного и перспективного вида бизнеса, но может служить и серьёзной опорой для надёжной защиты российских инвестиционных программ за рубежом, расширения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг.

Ряд российских перестраховочных компаний существенно нарастили свой капитал и в настоящее время в состоянии брать на перестрахование не только крупные риски отечественного страхового рынка, но, соответственно, активно сотрудничать с зарубежными страховыми и перестраховочными компаниями.

Определёнными препятствиями для реализации предпринимательского потенциала российских экспортёров перестраховочных услуг является их небольшая, по мировым меркам, капитализация и отсутствие достаточно высоких международных рейтингов финансовой устойчивости. В существовании этих проблем нет вины отечественных поставщиков перестраховочных услуг. Проблемы, прежде всего, являются следствием неблагоприятных макроэкономических условий функционирования страхового рынка, сложившихся в конце прошлого века. В настоящее время, после достижения в стране макроэкономической стабилизации, сформировались предпосылки для качественного сдвига в развитии отечественного перестрахования и, в частности, для реализации его экспортного потенциала.

Для этого представляется целесообразным активно использовать возможности создаваемой в настоящее время российской государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Использование материалов создаваемого банка нашло широкий отклик на прошедшей в марте 2007 года конференции перестраховщиков, на заседании Правительства РФ, на которых было вынесено ряд конкретных предложений по использованию потенциала банка развития для поддержки экспорта перестраховочных услуг отечественными поставщиками на основе механизма государственно-частного партнерства, реализуемого через механизм предоставления гарантий банка отечественным перестраховщикам.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4