8.17 Государственное регулирование перестраховочной деятельности
В течение многих десятилетий, особенно в странах с развитой экономикой, превалировало мнение, что перестраховочные операции должны быть максимально свободными от государственного регулирования. Главный довод в поддержку такого подхода состоит в том, что сторонами перестраховочного договора являются субъекты компетентные и квалифицированные в данной области, а значит не нуждающиеся в защите со стороны государства (в отличие от страхователей или застрахованных по прямому договору страхования).
К тому же регулирование на уровне отдельного государства может препятствовать осуществлению перестраховочных операций на международном уровне, здоровой конкуренции между перестраховщиками, доступу к ноу-хау международных перестраховщиков.
Тем не менее, во многих странах свобода страховщика при формулировании его программы перестрахования и размещении договоров перестрахования ограничивается целым рядом норм, устанавливаемых государством. Вопрос государственного регулирования перестраховочной деятельности особенно актуален для стран с недостаточно развитым рынком страхования, в том числе и России. Это вызвано тем, что при недостатке свободных средств и опыта работы отечественные страховые компании испытывают особенно высокую потребность в перестраховочной защите. Но при этом страховые компании, их финансовая устойчивость могут попасть в своеобразную зависимость от перестраховщиков, их финансовой надежности.
Поэтому задачей органов страхового надзора этих стран является обеспечение ситуации, когда интересы страхователей не ущемляются из-за некачественного перестрахования. Предметом государственного контроля перестраховочной деятельности должен быть, главным образом, вопрос платежеспособности и надежности перестраховщика. Хотя проверка надежности является непосредственной задачей страховщика, но и государственные органы надзора должны участвовать в этом процессе. Кроме того, многие развивающиеся страны путем проведения жесткого государственного регулирования перестраховочной деятельности стремятся пресечь отток из страны валютных средств по каналам перестрахования.
В различных странах могут использоваться различные подходы к регулированию перестраховочной деятельности. Воздействие регулирующих норм может быть направлено непосредственно на деятельность самих перестраховщиков, либо предметом контроля становится деятельность цедентов, вступающих в перестраховочные отношения (второй блок регулирующих норм является косвенным методом воздействия на перестраховщиков).
Основу непосредственного контроля за деятельностью перестраховщиков обычно составляет регулирование:
- лицензирования;
- предоставления в органы надзора отчетности и другой информации;
- финансовые требования (размер собственных средств, маржа платежеспособности);
- формирования и размещения средств страховых резервов;
- требований к профессиональной квалификации руководства компании перестраховщика.
Так свободный доступ к отчетности перестраховщика может оказать огромную помощь прямым страховщикам, так как это значительно облегчает и повышает качество проводимого цедентом самостоятельного анализа надежности перестраховщика.
В государственном регулировании непосредственно деятельности перестраховщиков выделяют два направления:
- регулирование деятельности отечественных перестраховщиков;
- регулирование деятельности иностранных перестраховщиков.
Государственное регулирование иностранных перестраховщиков неоднозначно. В каждой стране просматриваются свои подходы к контролю за деятельностью перестраховочных компаний. Например:
- страховой надзор вообще на распространяется на деятельность перестраховщиков (Бельгия, Франция, Греция);
- нормы надзора за деятельностью перестраховщиков соответствуют нормам надзора за деятельностью прямых страховщиков (Швейцария, Великобритания, США, Португалия, Дания, Финляндия, Италия);
- нормы контроля за деятельностью прямых страховщиков только частично распространяются на деятельность перестраховщиков (Германия, Австрия, Нидерланды). Так, в Австрии перестраховочные компании, также как и прямые перестраховщики, попадают под обязательное лицензирование, существуют требования к размеру капитала, марже платежеспособности, но на них не распространяются правила размещения средств страховых резервов.
В целом в развитых странах наблюдается следующая тенденция: сконцентрировать усилие на контроле за перестраховочными программами прямых страховщиков при установлении минимальных требований к деятельности профессиональных перестраховщиков. По Российскому законодательству на деятельность отечественных перестраховщиков распространяется в полном объеме страховой надзор.
Вопрос регулирования деятельности иностранных перестраховщиков состоит в их доступе на национальный рынок и в том, на каких условиях осуществляется этот допуск. Можно сформулировать четыре подхода:
1) полная свобода иностранных перестраховщиков. Этот принцип утвердился в большинстве развитых странах;
2) к иностранным перестраховщикам применяются нормы надзора, введенные для местных перестраховщиков. В том числе, предоставление отчетности, соответствии финансовым требованиям и т.д. обычно это сопряжено с созданием дочерних компаний и представительств иностранных перестраховщиков;
3) введение особых норм, регулирующих деятельность иностранных перестраховщиков. Примером может служить специальное законодательство Алжира. На иностранного перестраховщика, желающего принимать риски от национальных страховых компаний, может возлагаться обязанность получения специальной лицензии или прохождения регистрации; регистрации форм перестраховочных договоров; предоставление в органы надзора составляемых по соответствующим правилам баланса и другой отчетности. Устанавливаются требования к размеру собственных средств; обязательное депонирование в компании-цеденте средств резервов убытков и незаработанной премии; внесение залога, высоколиквидных ценных бумаг, валютных ценностей и т.п.;
4) полный запрет деятельности иностранных перестраховщиков характерен для стран со слабо развитым страховым рынком. Введение различных форм ограничений, как правило, связано со стремлением государства снизить отрицательные последствия широкого проведения иностранного перестрахования.
К таким отрицательным последствиям обычно относят:
- отток за рубеж средств отечественно страхового рынка в виде перестраховочной премии;
- увеличение спроса на иностранную валюту, в которой обычно происходят платежи по договорам иностранного перестрахования;
- введение может быть продиктовано стремлением государства пресечь незаконный вывоз каптала из страны в оффшорные зоны по каналам псевдоперестрахования.
Однако при введении различных ограничений деятельности иностранных перестраховщиков следует учитывать, что существуют объективные потребности в иностранном перестраховании. Для России такая потребность определяется в первую очередь недокапитализированностью местных как страховых, так и перестраховочных компаний. В этих условиях емкость всего национального рынка недостаточна для размещения на ней крупных рисков полностью.
В связи с этим в российском законодательстве и практике действует положение о свободе трансграничной торговли услугами, полностью отсутствует прямое регулирование деятельности иностранных перестраховщиков. Но по той же самой причине – слабости российского страхового рынка – нельзя полностью исключать государственное регулирование этой сферы с целью соблюдения национальных интересов. Недостаток еще у многих отечественных страховщиков опыта и знаний по оценке финансового состояния перестраховщиков приводит иногда к отсутствию гарантий выполнения своих обязательств иностранными перестраховщиками. Поэтому может принести пользу расширение косвенного регулирования этой сферы деятельности, что и будет рассмотрено далее.
Нормы, регулирующие деятельность цедентов, вступающих в перестраховочные отношения, можно подразделить на две группы:
- те, которые непосредственно влияют на страховую компанию, предписывая вид перестрахования и (или) устанавливая контрагента по перестрахованию;
- те, которые косвенно влияют на организацию страховщиком перестраховочной программы.
Обязательная цессия обычно используется в развивающихся странах и значительно различается по форме и размеру.
Контрагентом по обязательной цессии чаще всего выступает национальная (государственная) перестраховочная компания – такие компании были созданы во Франции, Японии, Марокко, Италии, многих странах Латинской Америки и др. странах. Все прямые страховщики (национальные и иностранные) обязаны перестраховать в такой компании установленную долю по каждому договору прямого перестрахования или избыток по каждому риску.
В некоторых странах может вводится монополия государственной перестраховочной компанией на операции по перестрахованию на национальном рынке (Иран, Бразилия и некоторые другие страны Латинской Америки), а в других странах – только на операции на внешнем рынке (то есть хотя существует местные перестраховочные компании, но им, как и национальным прямым страховщикам, запрещено перестраховывать за границей).
Другой подход у обязательной цессии связан с тем, что на прямых страховщиков может быть возложена обязанность перестраховывать часть бизнеса на внутреннем рынке страны, прежде, чем прибегать к перестрахованию за границей, но без указания обязательных контрагентов по этой цессии. В Мексике, например, требуется, чтобы прямые страховщики перестраховывали по крайне мере 50 % избытка на местном рынке.
В некоторых странах государство может установить, что у одного перестраховщика и в одной стране не может быть перестраховано больше определенной доли обязательств цедента. В Англии, например, эти доли составляют 10 % и 25 % соответственно.
Требования могут также меняться в зависимости от вида страхования; например, по огневому страхованию и другим видам обязательная цессия может предусматриваться только сверх обычного собственного удержания. Кроме того, требование об обязательной цессии может распространятся только на определенный вид страхования (обычно, когда предусматривается покрытие стихийных бедствий или других катастрофических событий). Необходимо также отметить, что отдельные виды страхования в некоторых странах вообще запрещается перестраховывать (например, страхование жизни).
Создание федеральной перестраховочной компании в России, думается, послужило бы укреплению отечественного перестраховочного рынка. Однако в современных экономических условиях это трудновыполнимо (особенно, создание компании, принимающей обязательную цессию по всем видам страхования).
Главная проблема состоит в изыскании отечественных источников формирования капитала такой компании в достаточном размере в условиях ограниченности свободных средств у отечественных страховых компаний. Кроме того, введение обязательной цессии у одной федеральной перестраховочной компании идет в разрез с рыночными принципами и ограничивает свободу конкуренции между перестраховщиками.
Валютное регулирование является одним из инструментов, применяемых правительствами различных стран для корректировки в экспорте и импорте.
Вводимые в рамках валютного регулирования ограничения на приобретение, удержание части вырученной иностранной валюты или на переводы в иностранной валюте могут привести к задержкам поступления страховой премии и урегулирования претензий, что в результате может повлечь за собой трудности своевременного исполнения страховщиком-цедентом своих обязательств перед страхователями и привести к снижению круга потенциальных контрагентов-перестраховщиков при выборе лучших условий перестрахования.
Российские цеденты имеют возможность своевременно приобретать иностранную валюту с целью выполнения обязательств по договорам с иностранными перестраховщиками. В менее благоприятных условиях оказываются российские перестраховщики, желающие принять риски в перестрахование из-за рубежа, так как обязаны продавать часть валютной выручки.
Вторая категория ограничений включает методы регулирования относительно обязательного депонирования резерва премии и убытков по договорам перестрахования и норм платежеспособности. Перестраховщик должен депонировать эти резервы у цедирующей компании, что повышает платежеспособность цедента. Вообще практика депозитов затрагивает больше пропорциональное перестрахование, чем непропорциональное.
Кроме того, две директивы ЕЭС, принятые в 1973 и 1979 г.г., предусматривают, что любой страховщик должен представлять в органы надзора программы по перестрахованию принятых рисков, а органы надзора могут требовать предоставления всех перестраховочных договоров. Более широко (в том числе и в настоящее время) используется последующий контроль за проведением перестраховочных операций.
Необходимо также отметить, что перестраховочные операции могут по-разному учитываться в положении о формировании страховых резервов страховщиков различных стран. Существуют «брутто» и «нетто» системы определения размеров страховых резервов. В России используется первая из них.
B целях правильного ведения дела и достижения финансовой устойчивости нельзя допускать резких колебаний конечных результатов между годами.
Перестрахованием рисков достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического случая, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одно страховое общество, а осуществляется коллективно всеми участниками в перестраховании соответствующего объекта.
Если бы любая страховая компания была поставлена перед необходимостью полностью держать только на своей ответственности все принимаемые на страхование риски, среди которых могут быть и крупные объекты страхования, она не смогла бы в этом случае образовывать за счет поступлений премии страховые фонды, соответствующие степени риска, и постоянно подвергалась бы опасностям невыполнения своих финансовых обязательств перед страхователями, что противоречило бы назначению и экономической сущности страхования.
B эпоху нayчнo-технического прогресса происходит колоссальная концентрация материальных ценностей и, следовательно, рост страховых сумм по большому количеству объектов страхования: растет грузоподъемность судов и, как результат этого, стоимость самих судов и перевозимых на них грузов и т. д.
Ни одна страховая компания не может принять на страхование подобные риски, не имея твердого перестраховочного обеспечения, сверх сумм, которые она может держать на своей ответственности. Bo многих случаях страховые стоимости подлежащих страхованию рисков настолько велики, что емкость отдельных страховых рынков оказывается недостаточной, чтобы обеспечить их страхование в полной сумме, и в этом случае риск через каналы перестрахования передается на другие страховые рынки, в том числе в зарубежные страны, с целью достижения необходимого перераспределения потенциального ущерба между многими страховщиками.
- Оренбург 2009
- Содержание
- Введение
- 1 Место и роль страхования в системе мэо
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 1.6 Экономическое значение международной торговли
- 1.7 Страхование экспортных кредитов
- 1.8 Другие виды страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.9 Контрольные вопросы
- 1.10 Тесты
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.4.7 Клубы взаимного страхования
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.1 История авиационного страхования
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6 Страхование космических рисков
- 2.6.1 История создания космического страхования
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 2.8 Контрольные вопросы
- 2.9 Тесты
- 3 Страхование грузов
- 3.1 Место грузов в международном разделении труда
- 3.2 Классификация страхования грузов
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.8 Виды и условия международных торговых договоров
- 3.9 Договор страхования груза
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 3.11 Страхование контейнерных перевозок
- 3.12 Контрольные вопросы
- 3.13 Тесты
- 4 Страхование технических рисков
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 4.2.5 Страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах
- 4.3. Страхование электронного оборудования
- 4.4. Страхование рисков новой техники и технологии
- 4.5 Страхование строительных машин, механизмов и временных сооружений
- 4.6 Контрольные вопросы
- 4.7 Тесты
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.1 История страхования ответственности
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.7 Страхование ответственности операторов портов и терминалов, стивидорских компаний
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 5.11 Страхование ответственности за качество продукции
- 5.12 Страхование профессиональной ответственности
- 5.13 Страхование ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среде
- 5.14 Контрольные вопросы
- 5.15 Тесты
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков в системе страховых услуг
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.9 Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 6.13 Контрольные вопросы
- 6.14 Тесты
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.6 Законодательная база перестрахования
- 8.7 Организация перестрахования в страховых компаниях
- 8.8 Система передачи риска
- 8.9 Структура договора перестрахования
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 8.14 Страховой и перестраховочный пул
- 8.15 Роль перестрахования в повышении финансовой устойчивости страховщика
- 8.16 Выбор перестраховщика
- 8.17 Государственное регулирование перестраховочной деятельности
- 8.18 Роль перестрахования в функционировании международного страхового рынка
- 8.19 Перспективы развития отечественного рынка перестрахования
- 8.20 Контрольные вопросы
- 8.21 Тесты
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку
- 9.6 Страхование медицинских расходов для выезжающих за границу через международную систему бронирования «Старт-Амадеус».
- 9.7 Контрольные вопросы
- 9.8 Тесты
- 10 Всемирная торговая организация: основные аспекты
- 10.1 История создания, основные цели и принципы вто
- 10.2 Функции и структура вто
- 10.3 Процедура присоединения к вто. Значение вто в современном мире
- 10.4 Российский страховой рынок на пороге вступления в вто
- Динамика изменения численности зарегистрированных страховых организаций за 1995 – 2007 гг.
- 10.5 Проблемы отечественных страховщиков при вступлении России в вто
- Список использованных источников
- 54 Страховое дело: учеб. Пособие / м.А. Зайцева, л.Н. Литвинова, а.В. Урупин и др.; под общ. Ред. М.А. Зайцевой, л.Н. Литвиновой. - Мн.: бгэу, 2001. - 286 с. - isbn 985-426-638-9
- Предмет Договора
- Объект страхования
- Срок действия Договора
- 8. Прочие условия
- Приложение д (обязательное) Полис страхования воздушного судна
- Полис №____
- Приложение е (обязательное)
- Приложение ж
- (Обязательное)
- Заявление – анкета
- О страховании строительно-монтажных работ
- Заявление
- Местоположение ________________________________________________________________________________
- Объект страхования
- Объект страхования
- Приложение и
- (Обязательное)
- Ставки страховых платежей по страхованию
- Строительно-монтажных работ
- Приложение к (обязательное) Приложение к договору страхования строительно-монтажных работ
- Приложение л (обязательное) Заявление о страховании ответственности судовладельцев
- Приложение м (обязательное) Договор страхования ответственности судовладельцев
- 1. Предмет договора
- 2. Объект страхования
- 3. Страховой случай
- 4. Страховая сумма, страховая премия, франшиза
- 5. Порядок и сроки уплаты страховой премии
- 6. Срок действия договора
- 7. Обязанности сторон при наступлении страхового события
- 8. Порядок разрешения споров
- 9. Прочие условия
- 10. Юридические адреса и реквизиты сторон
- Приложение н (обязательное) Полис страхования ответственности судовладельцев
- 1. Общие положения
- 2. Договор страхования: понятие и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи
- 5. Территория страхования
- 6. Страховая сумма
- 7. Страховая премия , форма и порядок ее уплаты
- 8. Франшиза
- 9. Срок действия договора страхования
- 10. Изменение степени риска
- 11. Застрахованное лицо
- 12. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 13. Выплата страхового возмещения
- 14. Суброгация
- 15. Порядок разрешения споров
- 16. Определение некоторых терминов, встречающихся в тексте
- 1. Общие положения
- 2. Предмет договора страхования и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи и дополнительные условия страхования
- 5. Страховая сумма
- 6. Страховая премия: форма и порядок ее уплаты
- 7. Франшиза
- 8. Срок действия договора страхования
- 9. Изменение степени риска
- 10. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 11. Определение размера и выплата страхового возмещения
- 12. Порядок разрешения споров
- Приложение т (обязательное) Категории опасных производственных объектов, в отношении которых должно осуществляться страхование
- Приложение ф (обязательное) Примерные страховые тарифы для типовых представителей опасных веществ на опасном производственном объекте
- Приложение х (обязательное) Принципиальная схема инвестиционных и инновационных финансовых рисков
- Приложение ц (обязательное) Принципиальная схема банковских и валютных рисков
- Приложение ч (обязательное)
- Приложение ш (обязательное) Договор страхования ответственности за неисполнение обязательств
- 1. Предмет договора
- 2. Условия страхования
- 4. Обязательства сторон
- 5. Срок действия договора страхования
- 6. Порядок решения споров
- 7. Дополнительные условия договора
- 8. Адреса и банковские реквизиты сторон
- Приложение щ (обязательное) Десять крупнейших перестраховщиков в 2004 г
- Приложение э (обязательное) Структура и основные показатели крупнейших международных страховых перестраховочных брокерских компаний
- Приложение ю (справочное) Динамика российского страхового рынка в 2004-2008 гг.