1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
Наиболее древним из всех видов страховой деятельности является морское страхования. И это естественно, поскольку в древности наиболее широкая и оживленная торговля происходила по морским путям и потому в большей мере была подвержена стихии и тем бедствиям, которые та могла принести. Рождение страхования теряется в глубокой древности. Полагают, что страхование от морских опасностей было известно городам Леванта уже в 900-700-х годах нашей эры. В средние века в Ломбардии и Франции морское страхование существовало уже как развитий институт. Один из законов города Пизы, изданный в 1378 г., ссылается на практику морских портов Флоренции и Генуи. Самый старый известный нам страховой полис был выдан в Генуе 23 октября 1347 г. Этот полис был оформлен в форме заемного письма на сумму 107 фунтов серебра, которую получатель займа обязался возвратить, если корабль «Санта Клара» не прибудет в течение 6 месяцев из Генуи на Майорку. Из текста заемного письма видно, что получатель займа, то есть страховщик, принял на себя определенный риск: «Я лично беру на себя риск и ответственность за вышеуказанную сумму денег, пока названное судно не прибудет на Майорку».
С перенесением в начале XVII столетия центра международной торговли из Средиземноморья в Англию и Голландию морское страхование получило там широкое развитие. Из оригинала одного из сохранившихся до наших времен страховых полисов, датированного 20 января 1660 г., видно, что страхованием в те времена покрывались не только грузы, перевозимые из одного порта в другой, но и сами суда, на которых они следовали. В частности, в указанном полисе несколько лондонских купцов приняли на себя в сумме 900 фунтов стерлингов риск гибели судна и перевозимого им различного товара в количестве 250 т от Лиссабона до Венеции по ставке 0,4 % страховой премии. Страхованием в отношении судна покрывался риск с момента прибытия судна в Лиссабон, во время стоянки в этом порту, погрузки на него груза, плавания судна до Венеции и стоянки его на якоре в течение 24 ч, а в отношении грузов – до тех пор, пока они не будут выгружены на берег в Венеции.
Полис предусматривал различные морские и неморские опасности: нападение пиратов, войны, арест и конфискацию какими-либо кораблями, принцами или народами, к какой бы национальности те ни принадлежали, злоумышленные действия капитана и команды, а также все другие потери, убытки и несчастья, которые могли произойти с грузом или их частью.
В составленном в Руане и опубликованном в 1761 г. сборнике установлений, относящихся к мореплаванию и морской торговле, приведен текст французского страхового полиса 1630 г.
Первая весьма удачная попытка систематизировать разрозненные страховые законы была сделана в 1681 г. во Франции в известном морском ордонансе Людовика XIV. Она знаменательна тем, что на основе ее развивалось в дальнейшем морское страховое право главнейших европейских государств. При Наполеоне I часть ордонансов, касавшихся страхового дела, вошла в известный Торговый кодекс 1807 г., принятый рядом европейских государств как образец страхового права.
В 1847 г. были разработаны Гамбургские условия морского страхования, пересмотренные затем в 1867 г.
Особый интерес представляет история морского страхования в Англии, где большую роль в его развитии сыграла своеобразная организация, известная под названием «Английский Ллойд».
История возникновения «Ллойда» очень характерна. После перемещения центра морской торговли из Италии в Лондон ломбардские купцы перенесли в северную столицу и привычный для них ритуал заключать морские и торговые сделки в уличных кафе. Одно из таких кафе близ Тауэры в Лондоне, посещаемое преимущественно моряками, принадлежало некоему Эдуарду Ллойду. Пользуясь сведениями, полученными от посетителей, Ллойд в 1696 г. начал выпускать три раза в неделю специальный листок под названием «Новости Ллойда», в котором помещал сведения о приходе и уходе морских судов, цены на колониальные товары, котировку страховых ставок и другую полезную для моряков и страховщиков информацию. Издание под названием «Lloyd’s List» с 1734 г. выходит по сей день ежедневно.
Со временем завсегдатаи кафе объединились в своеобразную организацию и стали совместно участвовать в покрытии морских рисков, подписывая под полисом ту сумму, в размере которой каждый из них нес ответственность. После смерти Ллойда организацию возглавил Юлиус Ангерштейн, ставший, по существу, истинным создателем теперешнего «Ллойда» и известный под именем «отца Ллойда».
В 1871 г. специальным актом парламента «Ллойд»был преобразован. В него вошли как страховщики, так называемые подписчики (андеррайтеры0 «Ллойда», так и нестраховщики – брокеры. С этого времени «Ллойд» стал выступать в качестве страховой корпорации. Через 40 лет в 1911 г. парламент разрешил «Ллойду», помимо морского страхования, заниматься всеми другими видами страхования. Корпорация функционирует так и в наши дни.
До недавнего времени в корпорации «Ллойд» насчитывалось более 32 тыс. индивидуальных страховщиков, среди которых десятую часть составили иностранцы. Все они объединены в 430 синдикатов, во главе каждого их которых стоял андеррайтер, подписывающий (берущий0 риск от имени синдиката. В дальнейшем риск распределялся между членами синдиката.
Членом синдиката «Ллойд» мог стать лишь тот, кто обладал определенным собственным состоянием (имуществом), оцениваемым до последнего временив сумме не менее 100 тыс. английских фунтов (иностранных членов – не менее 135 тыс. фунтов), которое могло быть обращено в оплату возможного убытка по принятому риску. Более того, член синдиката, принимая на себя риск, должен был внести ¼ принятой ответственности в банк в качестве депозита.
С 1987 по 1993 гг. «Ллойд» и весь лондонский рынок переживали тяжелые убытки, которые привели к кардинальным изменениям в капитале и организационной системе «Ллойда». Сотни индивидуальных страховщиков, не выдержав убытков, покинули корпорацию. В 1994 г. принципы «Ллойд» были существенно пересмотрены: теперь его членами могли стать (и стали) компании «с ограниченной ответственностью» - так называемые корпоративные члены.
По данным на конец 1994 г. «Ллойд» насчитывал 17624 индивидуальных и 95 корпоративных членов, объединенных в 179 синдикатов. В настоящее время синдикат объединяется на один страховой год, затем полностью разъединяется и объединяется во вновь создаваемый синдикат. Страховой год в синдикате равен трем календарным года. При разъединении прибыли и убытки полностью распределяются между членами синдиката, понятие несправедливой прибыли отсутствует. Заявленные, но не оплаченные до конца срока действия синдиката убытки переходят к синдикату – преемнику через систему перестрахования.
Страховые возмещения «Ллойд» выплачивает из специального фонда, формируемого из страховой и перестраховочной премии и полученного на них инвестиционного дохода. Кроме того, фонд может пополняться за счет целевых взносов членов «Ллойда». В 1993 г. размер фонда составил 19,7 млрд. фунтов стерлингов. В случае недостаточности средств в фонде «Ллойд» может обратиться в резервный фонд, образуемый за счет обязательных депозитов, вносимых членами синдикатов с собираемых ими страховых премий. Внешние члены (лично не участвующие в операциях «Ллойда») должны теперь иметь состояние не менее 250 тыс. фунтов. В 1994 г. минимальный депозит был равен 50 % собираемой брутто-премии, но не менее 1,5 млн. фунтов. А в целом депозиты и резервы составили в 1993 г. 4,7 млрд. фунтов.
В системе «Ллойда» существуют и иные активы – центральный фонд, собственные средства, «стоп-лосс» фонд и другие, которые, не будучи формально гарантированными фондами, по сути являются таковыми и гарантируют клиентов от несостоятельности членов «Ллойда».
Следует отметить, что корпорация «Ллойд» через своих агентов и сюрвейеров, работающих во всех значительных портах мира, оказывает страховщикам, страхователям и всем заинтересованным в морском предприятии услуги информационного, консультативного и практического характера, ведет регрессивные дела против лиц, виновных в повреждениях груза или судна во время перевозок. Сертификат агента «Ллойда», выданный в любом уголке света, повсеместно принимается как солидный и квалифицированно составленный документ.
Наряду с «Ллойдом» важную роль в деле морского страхования, установления условий ответственности страховщиков и ответственности тарификации рисков играет «Институт Лондонских страховщиков» - основанная в 1884 г. организация морских страховых обществ. Главная задача этого института заключается в унификации и установлении стандартных «оговорок» и условий страхования. «Институт Лондонских страховщиков» устанавливает ставки военного риска, которые применяют практически все страховщики мира.
- Оренбург 2009
- Содержание
- Введение
- 1 Место и роль страхования в системе мэо
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 1.6 Экономическое значение международной торговли
- 1.7 Страхование экспортных кредитов
- 1.8 Другие виды страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.9 Контрольные вопросы
- 1.10 Тесты
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.4.7 Клубы взаимного страхования
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.1 История авиационного страхования
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6 Страхование космических рисков
- 2.6.1 История создания космического страхования
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 2.8 Контрольные вопросы
- 2.9 Тесты
- 3 Страхование грузов
- 3.1 Место грузов в международном разделении труда
- 3.2 Классификация страхования грузов
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.8 Виды и условия международных торговых договоров
- 3.9 Договор страхования груза
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 3.11 Страхование контейнерных перевозок
- 3.12 Контрольные вопросы
- 3.13 Тесты
- 4 Страхование технических рисков
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 4.2.5 Страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах
- 4.3. Страхование электронного оборудования
- 4.4. Страхование рисков новой техники и технологии
- 4.5 Страхование строительных машин, механизмов и временных сооружений
- 4.6 Контрольные вопросы
- 4.7 Тесты
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.1 История страхования ответственности
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.7 Страхование ответственности операторов портов и терминалов, стивидорских компаний
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 5.11 Страхование ответственности за качество продукции
- 5.12 Страхование профессиональной ответственности
- 5.13 Страхование ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среде
- 5.14 Контрольные вопросы
- 5.15 Тесты
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков в системе страховых услуг
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.9 Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 6.13 Контрольные вопросы
- 6.14 Тесты
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.6 Законодательная база перестрахования
- 8.7 Организация перестрахования в страховых компаниях
- 8.8 Система передачи риска
- 8.9 Структура договора перестрахования
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 8.14 Страховой и перестраховочный пул
- 8.15 Роль перестрахования в повышении финансовой устойчивости страховщика
- 8.16 Выбор перестраховщика
- 8.17 Государственное регулирование перестраховочной деятельности
- 8.18 Роль перестрахования в функционировании международного страхового рынка
- 8.19 Перспективы развития отечественного рынка перестрахования
- 8.20 Контрольные вопросы
- 8.21 Тесты
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку
- 9.6 Страхование медицинских расходов для выезжающих за границу через международную систему бронирования «Старт-Амадеус».
- 9.7 Контрольные вопросы
- 9.8 Тесты
- 10 Всемирная торговая организация: основные аспекты
- 10.1 История создания, основные цели и принципы вто
- 10.2 Функции и структура вто
- 10.3 Процедура присоединения к вто. Значение вто в современном мире
- 10.4 Российский страховой рынок на пороге вступления в вто
- Динамика изменения численности зарегистрированных страховых организаций за 1995 – 2007 гг.
- 10.5 Проблемы отечественных страховщиков при вступлении России в вто
- Список использованных источников
- 54 Страховое дело: учеб. Пособие / м.А. Зайцева, л.Н. Литвинова, а.В. Урупин и др.; под общ. Ред. М.А. Зайцевой, л.Н. Литвиновой. - Мн.: бгэу, 2001. - 286 с. - isbn 985-426-638-9
- Предмет Договора
- Объект страхования
- Срок действия Договора
- 8. Прочие условия
- Приложение д (обязательное) Полис страхования воздушного судна
- Полис №____
- Приложение е (обязательное)
- Приложение ж
- (Обязательное)
- Заявление – анкета
- О страховании строительно-монтажных работ
- Заявление
- Местоположение ________________________________________________________________________________
- Объект страхования
- Объект страхования
- Приложение и
- (Обязательное)
- Ставки страховых платежей по страхованию
- Строительно-монтажных работ
- Приложение к (обязательное) Приложение к договору страхования строительно-монтажных работ
- Приложение л (обязательное) Заявление о страховании ответственности судовладельцев
- Приложение м (обязательное) Договор страхования ответственности судовладельцев
- 1. Предмет договора
- 2. Объект страхования
- 3. Страховой случай
- 4. Страховая сумма, страховая премия, франшиза
- 5. Порядок и сроки уплаты страховой премии
- 6. Срок действия договора
- 7. Обязанности сторон при наступлении страхового события
- 8. Порядок разрешения споров
- 9. Прочие условия
- 10. Юридические адреса и реквизиты сторон
- Приложение н (обязательное) Полис страхования ответственности судовладельцев
- 1. Общие положения
- 2. Договор страхования: понятие и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи
- 5. Территория страхования
- 6. Страховая сумма
- 7. Страховая премия , форма и порядок ее уплаты
- 8. Франшиза
- 9. Срок действия договора страхования
- 10. Изменение степени риска
- 11. Застрахованное лицо
- 12. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 13. Выплата страхового возмещения
- 14. Суброгация
- 15. Порядок разрешения споров
- 16. Определение некоторых терминов, встречающихся в тексте
- 1. Общие положения
- 2. Предмет договора страхования и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи и дополнительные условия страхования
- 5. Страховая сумма
- 6. Страховая премия: форма и порядок ее уплаты
- 7. Франшиза
- 8. Срок действия договора страхования
- 9. Изменение степени риска
- 10. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 11. Определение размера и выплата страхового возмещения
- 12. Порядок разрешения споров
- Приложение т (обязательное) Категории опасных производственных объектов, в отношении которых должно осуществляться страхование
- Приложение ф (обязательное) Примерные страховые тарифы для типовых представителей опасных веществ на опасном производственном объекте
- Приложение х (обязательное) Принципиальная схема инвестиционных и инновационных финансовых рисков
- Приложение ц (обязательное) Принципиальная схема банковских и валютных рисков
- Приложение ч (обязательное)
- Приложение ш (обязательное) Договор страхования ответственности за неисполнение обязательств
- 1. Предмет договора
- 2. Условия страхования
- 4. Обязательства сторон
- 5. Срок действия договора страхования
- 6. Порядок решения споров
- 7. Дополнительные условия договора
- 8. Адреса и банковские реквизиты сторон
- Приложение щ (обязательное) Десять крупнейших перестраховщиков в 2004 г
- Приложение э (обязательное) Структура и основные показатели крупнейших международных страховых перестраховочных брокерских компаний
- Приложение ю (справочное) Динамика российского страхового рынка в 2004-2008 гг.