7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
Хеджирование в опционных позициях в общем случае может осуществляться двумя методами. Первый из них – покрытие опционной позиции, то есть занятие позиции по базисному активу, полностью или частично соответствующей размеру опционной позиции.
Второй наиболее распространенный метод – хеджирование опционов опционами.
При этом важную роль играет оценка стоимости опционной позиции – то есть совокупной премии, которая может быть получена за опционы при их перепродаже.
Цена опциона складывается из двух составляющих:
- внутренней (действительной) стоимости;
- внешней (временной) стоимости.
Внутренняя стоимость – это сумма, которая была бы получена за опцион, если бы он завершался сегодня. Внутренняя стоимость определяется соотношением между страйковой ценой и ценой базового актива на реальном рынке.
Иными словами, внутренняя стоимость колл-опциона – это величина, на которую цена базового актива превышает страйковую цену. Внутренняя стоимость пут-опциона – это величина, на которую страйковая цена превышает цену базового актива. Очевидно, что внутренняя стоимость не может быть меньше нуля, поскольку длинная позиция по опционам не предполагает убытков.
Временная стоимость опциона зависит прежде всего от времени, остающегося до прекращения прав по опциону: чем меньше период до даты истечения, тем меньше временная стоимость опциона. Это связано с тем, что чем меньше остается времени до окончания срока действия опциона, тем менее вероятно изменение цен и больше шансов, что масштаб такого изменения будет небольшим. Для покупателя опциона с увеличением периода до даты истечения будет повышаться эффективность его использования как средства страхования от неблагоприятного изменения цен. Однако это зависимость имеет нелинейный характер: кривая идет почти параллельно, когда опцион имеет длительный период до даты истечения, и начинает быстрыми темпами увеличивать угол наклона при приближении опциона к моменту даты истечения. В момент даты истечения опцион не имеет временной стоимости, и будет отражать только внутреннюю стоимость. Сокращение времени существования опциона на один день оказывает тем меньшее влияние на его временную стоимость, чем больше период до даты истечения.
8 Перестрахование в системе МЭО
8.1 История возникновения перестрахования
С развитием страхования, берущим свое начало с морских денежных займов в конце средних веков, появилась потребность в перестраховании. Эта потребность постоянно росла с течением времени, хотя вначале перестрахование еще не касалось страхования огневых рисков, а только сферы морского страхования.
Старейший из известных нам контрактов с юридическими признаками, свойственными договору перестрахования, был заключен в Генуе в 1370 году двумя торговцами, действующими как перестраховщики, с одной стороны, и, с другой стороны, третьим торговцем, действующим как агент страховщика. Этот договор предусматривал страхование товаров, перевозимых на кораблях из Генуи в Брюгге. Это был особый случай, который с финансовой точки зрения являлся чистой спекуляцией. С развитием торговых отношений и развитием новой предпринимательской деятельности в городах – государствах Италии, во Фландрии и в Ганзейских городах, перестрахование приобрело все более важное значение.
Спекуляция и злоупотребление, в частности, в «сделках с разницей в премиях», когда страховщики предлагали перестрахование с размером премии ниже, чем сначала предлагали им, разумеется, привели к задержкам в развитии перестрахования, например к запрету морского перестрахования в Англии с 1746 по 1864 года. Этот факт покажется более примечательным, если учесть, что именно в этот период Англия превратилась в страну с ведущим рынком страхования в мире. Но если рассмотреть этот вопрос еще более подробно, то станет очевидным, что запрет на перестрахование был выгоден рынку Ллойдс, этой единственной процветающей группе отдельных страховщиков.
Именно благодаря запрету перестрахования в Англии ее система разделения оригинального риска превратилась в основной способ разделения больших рисков. Кстати говоря, сначала Ллойдс действовал, как корпорация состраховщиков, а сегодня Ллойдс, кроме того, представляет собой перестраховочный рынок.
Вскоре после образования первых страховых акционерных обществ на европейском континенте возникла потребность в перестраховании огневых рисков. До этого времени сфера действия перестрахования ограничивалась рисками, связанными с морскими перевозками грузов.
Причина, в силу которой действие перестрахования не распространилась на огневые риски, была двоякой:
- во-первых, страхование риска на случай пожара, в отличии от страхования морских рисков было затруднено, так как не было отдельных рыночных организаций, действующих по типу биржи (в то время, как морские риски распределялись непосредственно в крупных портах);
- во-вторых, постоянное увеличение страховых сумм сделало особенно важным распределение рисков.
Другой причиной явилась острая конкуренция между вновь возникающими и динамично развивающимися компаниями, каждая из которых должна была оградить себя от того, чтобы ее конкуренты на рынке не получили шанс пользоваться сострахованием крупных рисков, как возможностью открывающей окно в ее собственный бизнес.
Спрос на перестрахование возрастающий с развитием промышленности в Европе, появился впервые в начале 19 века и был удовлетворен прежде всего страховщиками, давно действующими на страховом рынке и обладающими значительными финансовыми ресурсами, при этом преимущество было отдано страховщикам, имевшим свои отделения за рубежом. В целях упрощения факультативное перестрахование единичных рисков было заменено договорами перестрахования новых типов, полностью покрывавшими портфели или их части. Старейший договор такого типа был заключен в 1812 году.
Вскоре стало очевидным, что договоры перестрахования заключаемые со страховщиками с целью получения покрытия, уже не удовлетворили возрастающую потребность в перестраховании. Вследствие этого в Кельне в 1846 году было создано независимое общество, занимающееся только перестрахованием. Преодолев ряд трудностей и политические волнения 1848-1849 годов, новая компания смогла начать свою деятельность в 1852 году с успехом работает на мировом рынке перестрахования до настоящего времени и хорошо известна на российском рынке – это Кельнское перестраховочное общество.
Впервые в истории специализированное общество стало предлагать перестрахование, что было событием огромной важности для всего дела страхования, его техники и методов. Теперь для покрытия рисков появились дополнительные ресурсы. У страховщиков не было больше причин бояться, что конкуренты с помощью страхования проникнут в их бизнес, и что переданные им перестраховочные премии послужат укреплению конкурентов на рынке страхования. Благодаря специализации в перестраховании новое перестраховочное общество обладало большей способностью удовлетворять индивидуальные требования страховщиков. Достижение лучшего баланса в разных сферах страховой деятельности и в различных географических зонах других стран, равно как и приобретенный при этом опыт, - все это служило улучшению перестраховочной защиты и благодаря этому также улучшению условий и положений договоров, которые теперь страховщики могли гарантировать своим клиентам.
В последующие десятилетия образовались другие независимые общества, специализирующиеся в перестраховании, которые в современной терминологии имеют название «профессиональных перестраховщиков». Два из них имеют сегодня огромное значение на рынке – это Мюнхенское перестраховочное общество и Швейцарское перестраховочное общество. Кроме того, страховщики создали так называемые «внутренние» перестраховочные общества, чей капитал находился либо полностью, либо большей частью в руках одного страхового общества, которое передавало свою перестраховочную деятельность полностью или частично вновь образованному «внутреннему» перестраховщику.
С развитием промышленности, более тесных экономических связей и новых типов страхования (от несчастного случая, ответственности, автомобильного и технического страхования) перестраховочные общества получили дополнительный стимул для своего развития. К началу первой мировой войны немецкие перестраховочные компании заняли ведущие позиции на мировом рынке благодаря все более совершенствующимся методам перестрахования и четко отработанному управлению.
Потеряв свои деловые связи с партнерами за рубежом и сильно пострадав из-за обесценивания своих активов после первой мировой войны, немецкие перестраховочные общества были вынуждены восстанавливать свою деятельность с очень слабых и неконкурентоспособных позиций. В то же время Швейцарское перестраховочное общество сильно укрепило свои позиции, у него появилось несколько дочерних обществ за границей, а на других рынках были также созданы профессиональные перестраховочные компании.
Иностранный валютный контроль, начавшийся после 1931 года, усиление попыток достичь самообеспеченности из-за уменьшения валютных поступлений и рост национализма в стране – все это создало серьезные препятствия на пути восстановления немецкого перестраховочного бизнеса. Тем не менее к 1935 году немецкие перестраховочные общества вновь заняли лидирующую позицию на мировом рынке.
После второй мировой войны мировой рынок перестрахования претерпел ряд серьезных изменений:
- немецкие перестраховочные общества не могли передавать часть своей ответственности за рубеж из-за полного разрыва деловых связей с зарубежными партнерами, а с 1947 года по решению Контрольного совета стран-союзников им было запрещено иметь свои активы в зарубежных странах, что оставалось в силе вплоть до 1950 года. В силу этих причин они не могли для своей ограниченной деятельности внутри страны добиться необходимого баланса, которого они могли бы достичь с помощью договоров перестрахования с зарубежными партнерами. Однако после 1950 года немецкие перестраховочные общества смогли восстановить свои связи с зарубежными партнерами;
- страны социалистического лагеря создали государственные страховые организации, которые практически полностью отказались от перестрахования. Это оказало огромное влияние на немецкие перестраховочные общества, которые раньше имели очень широкие связи со странами Восточной Европы. Следует отметить, что в последнее время объем деловых отношений немецких перестраховщиков с этими странами, в частности с Россией, снова неуклонно растет;
- государственные перестраховочные монополии были созданы в других странах (они существуют сегодня, например, в Перу, Бразилии, Уругвае, Иране), что существенно снизило деловые возможности других перестраховщиков и часто вынуждает их вести деловые операции исключительно с такими национальными монополиями;
- действуя в качестве перестраховщиков, многие страховые общества смогли завоевать значительную часть рынка. В принципе в этом не было ничего нового, но в условиях военного времени такое развитие еще более усилилось, в то время, как традиционные перестраховочные связи были временно прекращены. Поскольку результаты деятельности в сфере транспортного перестрахования и перестрахования огневых рисков были положительными, то стремление страховщиков образовывать отделы перестрахования оставалось важным фактом их развития;
- все увеличивающаяся активность перестраховочных брокеров вызывала потребность в так называемом договоре на основе взаимности, то есть в перестраховочном бизнесе, полученном в обмен обеими сторонами договора перестрахования. Хотя подобная практика имела место еще до первой мировой войны, в это время она возросла и превратилась в исключительно важный фактор, обещающий прибыль перестраховщику в любой сфере бизнеса. Часто и профессиональные перестраховщики не могли не считаться с потребностью в такой взаимности, даже если они не могли удовлетворить с ее помощью эту потребность лишь частично, поскольку с «полной взаимностью» они не смогли бы получать прибыль от своей деятельности;
- некоторые договоры перестрахования, включающие не только опасные риски и возможность наступления крупных убытков, но и сложные расчеты премий, стали более важными, чем в прошлом, и в некоторых сферах оттеснили классические формы перестрахования, которые с их более высоким объемом перестраховочных премий имели довольно сбалансированный результат;
- так как страхование автотранспортных средств росло быстрее, чем страхование во всех других сферах бизнеса, перестраховочные общества столкнулись со значительными трудностями в смешивании своих портфелей и с приведением их к оптимальному виду с целью достижения хорошего баланса в принимаемом перестраховочном бизнесе. Страхование автомобилей со своей огромной подверженностью конъюнктурными рисками значительно расширилось за счет перестрахования имущества и жизни;
- в дополнение к основной функции перестраховщика – стабилизировать портфель страховщика и увеличить его страховую емкость, позволив ему при этом принимать более крупные риски, - профессиональные перестраховщики создали новую сферу деятельности, которую, как правило, называют «сервис», или услуга.
Основной и главной целью такого сервиса является сбор и обработка информации для решения различных проблем, которые встречаются в страховом деле почти в одинаковой форме во всех странах мира, а также накопление опыта в процессе страховой деятельности. Профессиональные перестраховщики все чаще и в большем объеме предоставляют в распоряжение цедентов анализ их международного опыта, так как многие страховщики считают такой анализ очень полезным при оценках развития их собственных рынков и отсюда вытекающие последствия.
Кроме того, перестраховочные общества в растущем объеме оказывают услуги специального характера, выполняя функции, которые страховщики не могут, или не хотят выполнять по своим финансовым соображениям. В качестве типичных примеров можно привести следующие: изучение и оценка особых рисков, экспертные советы по предотвращению убытков, поддержка в урегулировании убытков, оказание статистических страховых услуг и подготовка персонала цедента по данным вопросам.
8.2 Российский перестраховочный рынок
В России первое «Русское общество перестрахования» возникло в 1895 г., занималось в основном перестрахованием огневых рисков. Перестрахованием занималось и русское страховое общество «Помощь».
Создание этих обществ преследовало цель препятствовать оттоку золота в виде страховых премий за границу.
В Советский период при государственной монополии в страховании, перестрахования как такового не существовало.
7.09.1988 г. зарегистрирована первая в России негосударственная страховая компания Москва-АСКО. Уставные капталы первых страховщиков были крайне низкими, порой исчислялись немногим более 10 тыс. р., в тоже время страхуемая ответственности по отдельным объектам достигала не одной сотней тысяч рублей, что естественно побуждало прямых страховщиков искать путь разделения рисков через перестрахование.
Формирование современного российского перестраховочного рынка началось в конце 1988 года, когда наряду с принадлежавшими государству Ингосстрахом и Госстрахом были созданы независимые страховые организации. Понятно, что появление компаний, не имевших финансовых гарантий государства и значительных собственных средств, поставило задачу приобретения перестраховочной защиты и способствовало таким образом появлению особого перестраховочного рынка.
На данный момент на отечественном страховом рынке заметно присутствие трех основных групп участников, предлагающих перестраховочную защиту;
- российские перестраховочные компании. Эта группа относительно невелика, однако темпы развития у них выше, чем у страхового рынка в целом;
Повышаемые требования по увеличению капиталоемкости страховых и перестраховочных компаний позволило поднять планку собственного удержания ответственности как прямыми страховщиками, так и перестраховщиками.
На реальном перестраховочном рынке России уверенно лидируют «Капитал Ре», «Транссиб Ре», «Москва Ре», «Мегарусс Ре», и ряд других. Многие перестраховщики значительно превысили минимальный размер уставного капитала среди них «Росно Центр», «Восточная ПК», «Ресо Ре», «Москва Ре», «Ренессанс Перестрахование», «Кама Ре».
Увеличение собственного капитала позволяет отечественным перестраховщикам оставлять на собственное удержание большие объемы ответственности не прибегая к ретроцессии с зарубежными перестраховщиками.
- «чистые» страховые компании, предлагающие перестраховочную защиту другим страховым компаниям. Косвенно, объемы такого перестрахования оцениваются в 6-12 % от собранной всеми страховщиками страховой премии;
- зарубежные страховые и перестраховочные компании. В целом им принадлежать 6-12 % рынка, что является малой долей в соотношении с их потенциальными возможностями. Основной причиной, ограничивающей перестрахование за рубежом для российских компаний явилось разное понимание условий приема и покрытия рисков, различи в правилах и обычаях страхования, и как результат – опасения получить отказ в выплате страхового возмещения.
8.3 Основные виды страхования и перестрахования, осуществляемые зарубежными страховщиками
В процессе проведения страховых операций, в том числе и за рубежом, неизбежен разрыв во времени между поступлением страховых платежей и оплатой убытков. При страховании судов и ответственности перед третьими лицами такой разрыв может достигать нескольких лет. Страховые компании при правильном ведении дела создают запасные фонды, которые ежегодно пополняются за счет части прибыли. Проводя перестраховочные операции, страховые компании, являясь передающей компанией, удерживают из перестраховочной премии, причитающийся перестраховщикам, часть такой премии, создавая резервы премий и резервы заявленных, но неоплаченных убытков, для покрытия ответственности перестраховщиков.
Все перечисленные факторы в конечном итоге способствуют образованию у страховой компании «свободных средств», которые могут быть использованы для нестраховой, коммерческой деятельности.
Главной сферой приложения таких средств является их инвестирование в акции, государственные и корпоративные ценные бумаги, в банковские депозиты. Приобретая акции других страховых компаний, банков, промышленных предприятий и т. п., в ряде случаев страховые компании обеспечивают себе контрольные пакеты акций.
В результате образуется сложная система переплетения финансовых связей страховых монополий с банковским и промышленным капиталом. Характерно, что инвестиционные операции страховых компаний выходят за национальные рамки и все больше приобретают международный характер. В этом отношении особый всплеск экспансии в послевоенные годы наблюдался со стороны страховых компаний США и Японии, которые хлынули не только на рынки европейских стран, но и инвестировали колоссальные средства в страховую индустрию стран Азии и Африки. Предпочтение отдавалось тем странам, в которых существует льготное налогообложение страховых операций. Вступление в силу Общего рынка стран Европейского экономического сообщества в 1992 году распространилось и на страхование и, следовательно, открыло новые инвестиционные возможности для страховых компаний стран - членов Сообщества. Многие страховые компании имеют специализированные инвестиционные отделы, занимающиеся новыми инвестициями и управлением уже приобретенных акций. Цель этих служб выгодно и надежно вложить средства и не допускать потери финансовой устойчивости.
В условиях жесткой конкуренции между страховыми компаниями доходы от нестраховой деятельности дают возможность с целью привлечения клиентов, снижать ставки премии по отдельным видам страхования, а возможные отрицательные результаты их происхождения покрывать доходами от инвестиций.
Проводимые в зарубежных странах виды страхования следует подразделить на три основные группы:
- имущественное страхование;
- личное страхование;
- страхование ответственности.
Доминирующим видом страхования в мире является по-прежнему личное страхование, которое получило дальнейшее развитие в США, Канаде, Европе, а в последние годы и в Японии. На долю личного страхования приходится свыше 55 % мирового сбора страховых платежей. Личное страхование принято подразделять на страхование жизни, страхование ренты, или пенсии, страхование от болезней и несчастных случаев. Страхование проводится индивидуально, а также по групповым договорам страхования .
В целом в зарубежных странах основные виды личного страхования незначительно отличаются от проводимых в нашей стране, хотя некоторые виды страхования носят специфический характер. Так, например, широкое распространение, особенно среди малоимущих слоев населения, имеет так называемое индустриальное страхование со сбором страховых платежей по месту жительства застрахованных еженедельно или раз в две недели. Таким видом страхования обычно занимаются специализированные компании. В Великобритании в настоящее время имеется 12 таких компаний. В связи с дороговизной медицинского обслуживания популярностью пользуется страхование здоровья, или медицинское страхование, назначение которого заключается в полном или частичном возмещении расходов, связанных с лечением застрахованного. В полисе обычно оговаривается, какие именно расходы и в каких случаях подлежат возмещению.
В зарубежных странах большое внимание уделяется страхованию гражданской ответственности или ответственности перед третьими лицами. Многие виды ответственности, в соответствии с законодательством, проводятся в обязательном порядке:
- страхование ответственности владельцев средств транспорта;
- страхование профессиональной ответственности (врачи, адвокаты, юристы);
- страхование ответственности работодателей;
- страхование ответственности за качество выпускаемой продукции и т.д.
Не имея страхового полиса, нельзя получить лицензию на право вождения автомашины или на занятие трудовой деятельностью, которая может быть связана с причинением материального ущерба, ущерба здоровью и жизни клиентам, пациентам и вообще любым третьим лицам.
Наряду со страхованием от огня промышленных предприятий, строений, домашнего и другого имущества широкое развитие получило страхование технических рисков, которое включает страхование строительно-монтажных рисков, страхование машин от поломок, страхование послепусковых гарантийных обязательств, страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах.
Современная внешняя торговля и морские перевозки немыслимы без страхования, которое в большинстве случаев, наряду с другими элементами в экономическом и юридическом аспектах, является неотъемлемой частью международных торговых контрактов. В понятие морского страхования входит страхование судов, грузов и фрахта. Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков (Великобритания). Английский страховой рынок традиционно является ведущим рынком в области морского страхования.
В результате научно-технического прогресса возникли и успешно развиваются следующие виды страхования: космическое страхование (коммерческие спутники связи - запуск и эксплуатация); страхование атомных рисков (электростанций, опытных установок); страхование электронно-вычислительных машин и роботов; страхование загрязнения окружающей среды (выливание нефти и нефтепродуктов в море в результате аварий танкеров); страхование бурильных платформ.
Большое внимание обращается на систему перестрахования, оценки надежности перестраховщиков, их финансового состояния и порядочности в выполнении принятых обязательств от перестрахователей. В зарубежной перестраховочной практике используются следующие основные системы контроля за финансовой устойчивостью перестрахования:
1 «Английская» система - контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика обеспечивается по тем же показателям, что и у компании прямого страхования. При этом, при расчете размеров технических резервов в качестве базового показателя используется чистая страховая премия, исчисляемая за вычетом премии, переданной в перестрахование.
2 «Германская» система - контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика не проводится. Финансовый контроль сосредоточен на обеспечении платежеспособности прямого страховщика. При определении размеров технических резервов также используется показатель чистой премии, однако в функции страхового надзора входит контроль за тем, насколько компания-перестраховщик надежна с точки зрения ее финансовой устойчивости и готовности выполнять свои обязательства, а также контроль за условиями перестрахования. В соответствии со своими полномочиями, страховой надзор имеет право потребовать изменить страховщика.
3 «Французская» система, при которой финансовый контроль сосредоточен исключительно на обеспечении платежеспособности страховщика прямого страхования, однако при определении размера страховых резервов, используется показатель брутто-страховой премии за вычетом расходов на ведение дел, в том числе и та ее часть, которая передается в перестрахование.
В последние годы крупные страховые компании, имеющие необходимый штат высококвалифицированных экспертов в самых различных сферах деятельности, оказывают новый вид платных услуг – «риск менеджмент». Данное выражение означает «управление риском», или приемлемо – «оценка риска».
Под оценкой риска понимается комплекс мероприятий, направленных на защиту финансовых интересов потенциального страхователя.
Каждый объект подвергается в конечном итоге различным опасностям: внутренним (огонь, взрыв, аварии и т.д.); внешним (природные опасности, неплатежеспособность кредиторов, политические риски); вероятность причинения ущерба третьим лицам. В этой связи необходимо оценить: воздействию каких именно опасностей может быть подвержен объект. Далее оценивается не только вероятность наступления страхового случая, но и степень ущерба. Устанавливается комплекс предупредительных мероприятий по предотвращению таких опасностей. Определяется процесс минимизации и ликвидации последствий страхового случая. Дается оценка последствий страхового случая, например, приостановление процесса производства и нарушение деловой активности, необходимость выплаты заработной платы в период простоя и т. д. Естественно, что в результате такой оценки даются рекомендации об объеме страхового покрытия, на каких именно экономически обоснованных условиях, включая ставки премии. Таким образом, логическим последствием такой оценки являются рекомендации по страховой защите.
8.4 Сущность перестрахования
Одним из способов защиты имущественных интересов выступает страхование, но оно не всегда, в силу своих финансовых возможностей, может поглотить все возрастающие по своей стоимости риски. Емкость отечественных страховых компаний и в целом российского рынка страховых услуг крайне низка и не в состоянии в полной мере обеспечить потребность отечественного страхового рынка.
Емкость страховой компании - это возможность принятия на собственное удержание определенные риски. Зависит она в первую очередь от наличия собственных активов, т.е. капиталоемкости. Собственные свободные активы страховых организаций характеризуются, главным образом, фактическим наличием уставного капитала. Чем выше собственные свободные активы, тем большую ответственность может принять на себя страховщик по риску.
Емкость страхового рынка (регионального, национального) характеризуется совокупной возможностью участников данного страхового рынка в поглощении всей, либо доли ответственности по страхуемым рискам. Если емкость одного рынка оказывается недостаточной для обеспечения страхования в полной сумме, риск через каналы перестрахования передается на другие рынки.
Достижения научно - технического прогресса ведет к созданию новых уникальных по своим величинам, значению и стоимости объектам.
Освоение и использование космического пространства с запуском космических аппаратов, авиалайнеры, морские нефтяные платформы, крупные морские суда, многоэтажные гостиницы и другие объекты общего пользования, оцениваемые сотнями миллионов долларов, пополняют, с уже существующими, отечественный и мировой страховые рынки. Растущая стоимость объектов увеличивает степень риска и возможного ущерба. При строительстве капиталоемких объектов даже самым крупным российским страховым компаниям не обойтись без помощи и емкостей международного страхового рынка. Поэтому, как правило, используется перестрахование – распределение части своих обязательств по договорам страхования среди надежных иностранных перестраховочных компаний, также специализирующихся на аналогичных проектах, включая страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. На величину ущерба влияет и кумуляция рисков, когда в короткий промежуток времени собирается значительное число небольших по величине и ущербам однородных рисков. Например, страхование престижных марок автомобилей по риску «Угон». Кумуляция риска возможна и при одном страховом событии, приводящем к ущербу по нескольким видам страхования. Например, падение авиалайнера ведет к гибели самолета, экипажа и авиапассажиров, груза и ущербу, причиненного месту падения по страхованию ответственности владельца (пользователя) воздушного судна перед третьими лицами.
Пожар и гибель либо повреждения нескольких строений, застрахованных у одного страховщика, также ведет к кумуляции риска. Примером могут служить лесные пожары лета 2003 года в Иркутской области РФ и штате Калифорния в США, в результате которых пострадали и были уничтожены ряд населенных пунктов.
Принятие на страхование крупных рисков, вероятность кумуляции риска представляют определенную опасность для финансовой устойчивости страховщика, так как покрытие убытков при многомиллионном риске, либо кумуляции риска, может потребовать полного изъятия средств страховых резервов и собственного капитала.
Страховая компания, принимая на страхование крупные риски при сравнительно невысоких собственных капиталах, либо застраховывает объект со сравнительно высокой частотой рисков, либо вынуждена прибегать к делению рисков. В этих целях каждый страховщик определяет для отдельного вида рисков высший размер страховой суммы, который он может оставить на собственное удержание. Деление рисков производится методами сострахования и перестрахования.
Если предлагаемое страхование превосходит этот максимум, то страховщик принимает на себя только часть его стоимости, предоставляя страхователю право застраховаться на недостающую сумму у других страховщиков. При этом страхователю приходится заключать договор страхования с разными страховщиками, причем по условиям и тарифам каждого из них. Такое первичное деление риска называется сострахованием. Сострахование используется, как правило, при страховании редких и значительных по объему рисков.
Сострахование может производится по одному договору. В соответствии с Законом «Об организации страхового дела в РФ» объект страхования может быть застрахован по одному договору несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.
При состраховании страхователю крупного риска приходится обращаться от одного страховщика к другому до полного размещения риска. При наступлении страхового случая он должен получить от каждого страховщика в отдельности долю страхового возмещения.
Недостатки сострахования крупного риска:
- в случае крупного убытка все страховщики высылают отдельные чеки. Это громоздкая система;
- брокер, размещая очень большой риск, вынужден будет обратиться ко многим различным страховщикам, если каждый из них готов представить только небольшое покрытие;
- выплаты по ущербу каждым страховщиком пропорциональны принятой на себя ответственности и общей ответственности к действительной стоимости страхового объекта;
- иногда страховщики, участвующие в состраховании, требуют, чтобы страхователь держал на своей ответственности определенную долю риска.
Для избежания организационных накладок при страховании крупных и уникальных объектов используют систему так называемых страховых пулов.
Согласно статье 14 Закона «Об организации страхового дела в РФ» страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ. Эти объединения не вправе заниматься непосредственно страховой деятельностью. Страховые пулы нашли широкое применение в страховании авиационной, космической техники, атомной энергетики, морском страховании, страховании гостиничных комплексов и других.
Процесс сострахования крайне неудобен и трудоемок, страхователю наиболее приемлемо иметь дело с одним страховщиком, как на момент заключения договора страхования, так и при урегулировании страхового события.
В этом случае деление риска может быть произведено и другим путем: страховщик принимает на страхование предлагаемый крупный риск, а затем от своего имени обращается к другому страховщику с предложением передать часть риска на ответственность последнего. Такая форма разделения риска носит название перестрахование.
Перестрахование появилось вместе со страхованием и является единственным способом для страховой компании увеличить свой портфель, не ставя под угрозу свою платежеспособность и рентабельность.
Перестрахование – это система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости страховых операций.
Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перестрахователем у другого страховщика (перестраховщика).
Перестрахование позволяет компенсировать колебания и сокращать потенциал ущерба.
Перестрахование призвано выполнять следующие функции:
- первая - по ограничению риска. С передачей страховщиком части риска перестраховщику уменьшается его собственный риск, это открывает перед ним дополнительные возможности, а также является гарантией выполнения собственных обязательств перед страхователем;
- другой функцией перестрахования стало увеличение объема принимаемой на себя ответственности. Даже крупные компании часто передают долю риска, с целью большей устойчивости в конкурентной борьбе. Но перестраховщик также стремится оградить себя от возможного разорения, поэтому зачастую передает излишнюю долю ответственности другим перестраховщикам.
Перестрахованием достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического случая, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одного страховщика, а осуществляется коллективно всеми участниками.
8.5 Основные методы формирования сбалансированного страхового портфеля
Условиями лицензирования определено, что максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика, поэтому, как правило, так и при перестраховании страховщик не может взять на себя ответственность выше обозначенного предела.
В этом случае страховая компания превышение собственного удержания передает в перестрахование.
В статье 967 ГК РФ предусмотрено, что при перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору. Аналогичное положение обусловлено и Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ».
Цель перестрахования - создание однородного страхового портфеля посредством деления и выравнивания рисков. Это означает, что в страховом портфеле все принятые страховщиком на собственное удержание риски не превышают величины ответственности установленной условиями лицензирования и принятой страховщиком ответственности по соответствующему виду рисков.
На величину собственного удержания влияет:
- частота событий по данному виду страхования. Чем выше частота событий, тем вероятнее кумуляция риска и увеличение суммарной величины ущерба. Например, страхование автомобилей по риску «угон»;
- вероятность риска. Чем вероятнее риск при достаточно высокой страховой сумме, тем меньше сумма собственного удержания риска. Например, страхование от несчастного случая предпринимателей, банкиров и других профессий повышенного риска. С целью избежания кумуляции риска, при этом значительных выплат, и принятия на себя рисков с повышенной вероятностью их наступления, страховые компании прибегают к квотированию рисков.
Анализируя собственные и привлеченные данные по состоянию застрахованных объектов, их особенностям и подверженности рискам, страховые компании по каждому рассматриваемому виду страхования оставляют на собственное удержание так называемую «квоту» ответственности. В этом случае при страховом событии страховщик, выплачивая ущерб, сохраняет свою финансовую устойчивость.
Перестрахование решающим образом влияет на обеспечение финансовой устойчивости страховщика. Во-первых, в каждом отдельном виде страхования неизбежно существует большое количество очень крупных или особо крупных рисков, которые одна страховая компания не может взять целиком на себя. В случае особо крупных рисков она может либо ограничить их принятие с учетом своих финансовых возможностей и пойти путем сострахования с другими страховыми компаниями, действующими на том же рынке или даже на различных рынках, либо принять большую долю риска с расчетом передачи его части другой страховой компании или компании, занимающейся перестрахованием. Каким именно путем пойдет страховая компания, зависит от выбранного вида страхования. Страховая компания лучше защитит себя в случае наступления особо крупных рисков, сократив уровень ответственности по сравнению со взятыми обязательствами. Другими словами, «крупные риски» в ее портфеле сводятся до уровня, который позволяет страховой компании без опасности для себя принять их.
Во-вторых, с помощью перестрахования можно выравнивать колебания в результатах деятельности страховой компании на протяжении ряда лет. В перестраховании действует тот же принцип распределения риска, что и в состраховании. На результатах деятельности страховой компании в течение одного года могут неблагоприятно сказаться либо существующие потери от большого числа страховых выплат, вызванных наступлением одного страхового случая, либо очень плохие результаты по всему страховому портфелю в течение года. Перестрахование выравнивает такие колебания. Тем самым достигается стабильность результатов деятельности страховой компании на протяжении ряда лет, и это крайне важно для обеспечения финансовой устойчивости страховщика.
Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что страховая компания нуждается в перестраховании, чтобы иметь возможность покрывать потери по единичным крупным рискам. Потери в результате наступления катастрофических случаев, либо потери по рискам в случае наступления более высокого, чем в среднем, количества страховых случаев. Практически она делает это, принимая на страхование риски частично за счет средств своих перестраховщиков. Иначе говоря, перестраховщик оказывает финансовую поддержку страховой компании, чтобы она могла расширить свою деятельность. Это крайне важно для страховщика, заинтересованного в проникновении на рынок и расширении возможностей своей компании. Он не может сделать этого, если существуют угрозы для его финансовой устойчивости и будет принимать лишь незначительную часть крупных рисков. Благодаря перестрахованию страховщик в состоянии принимать в страхование большое количество рисков, чем без перестрахования. Это дает страховой компании возможность применять закон больших чисел и основной принцип страхования, согласно которому многие должны покрывать убытки нескольких. Чем больше договоров заключено страховой компанией, тем более сбалансированным становится ее страховой портфель и тем меньше колебаний в предъявляемых ей претензиях по страховым выплатам. Перестрахование позволяет страховщику расширить перечень рисков, принимаемых в страхование, охватить большее количество видов страхования, дает возможность страховщику защитить активы компании в случае неблагоприятных результатов в одном из конкретных видов страхования.
Таким образом, перестрахование – необходимое условие обеспечения финансовой устойчивости и нормальной деятельности любого страховщика вне зависимости от размера его собственного капитала и страховых резервов. Согласно закону больших чисел, на котором базируется страхование, совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от отдельного случая. Чем большее количество объектов страхования с приблизительно равной стоимостью и вероятностью наступления случая застраховано страховой компанией, тем устойчивее страховой портфель (совокупность застрахованных объектов), и результаты страховых операций могут быть исчислены заранее с достаточно высокой степенью точности.
Однако в большинстве случаев страховые общества не имеют возможности создавать идеально сбалансированный портфель, поскольку количество объектов страхования небольшое или в портфеле содержатся крупные и опасные риски. Для выравнивания страховых сумм, принятых на страхование объектов, приведения потенциальной ответственности по совокупной сумме в соответствие с финансовыми возможностями страховой компании и, следовательно, для обеспечения финансовой устойчивости страховщика используют перестрахование.
Перестрахование с точки зрения его сущности является не чем иным, как тем же страхованием, но несколько другого порядка. Оно предопределено наличием договора прямого, страхования и основано на нем. Несомненно, что без страхования перестрахования существовать бы не могло. Таким образом, самое простое определение перестрахования это «страхование страховщиков», из чего следует, что:
- происходит осуществление деятельности, предотвращающей для страховых компаний наступление слишком большого ущерба, могущего существенно повлиять на осуществление компаний страховых операций. Следовательно, перестрахование является эффективным инструментом обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний;
- для страховой компании появляется возможность переложить часть ответственности по оригинальному риску на другого страховщика или профессионального перестраховщика.
Эти две функции перестрахования: уровневое распределение ответственности и обеспечение финансовой устойчивости перестраховщика видоизменяются, приобретают различные черты и новые особенности, но были и остаются основополагающими и определяют назначение перестрахования в целом.
Перестрахование может быть количественным и качественным. Под первым понимаема деление одного и того же риска на части. Качественным перестрахование бывает тогда, когда первый страховщик передает перестраховщику риски, неподходящие для него по своему характеру. Потребность в таком качественном перестраховании возникает потому, что страховщик вынужден расширить свою деятельность в области неподходящих для него страхователей (расширение страхования на нежелательные виды опасностей). Подобные побочные виды страхования он принимает от страхователя и оставляет на своем риске очень малую, практически незначительную, часть риска, а все остальное передается перестраховщикам.
Например, при огневом страховании, страхование от взрывов, при морском страховании, военные риски, при страховании от градобития, страхование виноградников и т д. Первый страховщик принимает на себя ответственность застрахованного объекта, при этом на собственное удержание оставляет незначительную долю, учитывая специальные виды опасностей, находя неудобным или невыгодным отклонение всего объекта предлагаемого страхователем.
Страховщик при посредстве перестрахования передает специальный риск другому страховщику, занимающемуся несением таких рисков.
Принципиальным является то, что хотя в перестраховании объект страхования делится дважды, трижды и больше, тем не менее, страхователю противостоит только один страховщик, именуемый прямым, или первым, страховщиком, который и отвечает перед страхователем в полном объеме обязательств по договору страхования.
- Оренбург 2009
- Содержание
- Введение
- 1 Место и роль страхования в системе мэо
- 1.1 История возникновения страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.2 Участие российских страховщиков на международном страховом рынке
- 1.3 Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.4 Страхование и нормы международного частного права
- 1.5 Международная торговля. Процесс управления рисками в международной торговле
- 1.6 Экономическое значение международной торговли
- 1.7 Страхование экспортных кредитов
- 1.8 Другие виды страхования внешнеэкономической деятельности
- 1.9 Контрольные вопросы
- 1.10 Тесты
- 2 Транспортное страхование в системе международно-экономических отношениях
- 2.1 История транспортного страхования
- 2.2 Понятие и виды транспортных средств используемых в системе мэо
- 2.3 Страхование наземного транспорта
- 2.3.1 Страхование автотранспортных средств
- 2.3.2 Зелёная карта
- 2.3.3 Страхование железнодорожного подвижного состава
- 2.4 Морское страхование
- 2.4.1 Понятие морского страхования
- 2.4.2 Страхование судов
- 2.4.3 Страхование ответственности судовладельцев
- 2.4.4 Аварийный комиссар
- 2.4.5 Авария на морском транспорте
- 2.4.6 Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков
- 2.4.7 Клубы взаимного страхования
- 2.5 Авиационное страхование
- 2.5.1 История авиационного страхования
- 2.5.2 Объекты и субъекты авиационного страхования
- 2.5.3 Правовые аспекты страхования авиационных рисков
- 2.6 Страхование космических рисков
- 2.6.1 История создания космического страхования
- 2.6.2 Виды страхования космической деятельности
- 2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
- 2.7 Порядок осуществления проекта страхования космических рисков
- 2.8 Контрольные вопросы
- 2.9 Тесты
- 3 Страхование грузов
- 3.1 Место грузов в международном разделении труда
- 3.2 Классификация страхования грузов
- 3.3 Международные нормы и правила, регулирующие перевозочную деятельность
- 3.4 Условия транспортировки и страхования грузов
- 3.5 Классификация по сложности перевозки грузов
- 3.6 Тарифы по страхованию грузов, используемые в отечественной и зарубежной практике
- 3.7 Морская перевозка
- 3.8 Виды и условия международных торговых договоров
- 3.9 Договор страхования груза
- 3.10 Минимизация убытков при транспортировке застрахованных грузов
- 3.11 Страхование контейнерных перевозок
- 3.12 Контрольные вопросы
- 3.13 Тесты
- 4 Страхование технических рисков
- 4.1 Объекты страхования, относящиеся к внешнеэкономической деятельности
- 4.2 Страхование строительно-монтажных рисков
- 4.2.1 Причины и необходимость страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.2 Особенности страхования строительно-монтажных рисков
- 4.2.3 Объекты страхования и их оценка. Страховые суммы и лимиты ответственности
- 4.2.4 Страхование после пусковых гарантий
- 4.2.5 Страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах
- 4.3. Страхование электронного оборудования
- 4.4. Страхование рисков новой техники и технологии
- 4.5 Страхование строительных машин, механизмов и временных сооружений
- 4.6 Контрольные вопросы
- 4.7 Тесты
- 5 Страхование ответственности в системе мэо
- 5.1 История страхования ответственности
- 5.2 Сущность и назначение страхования ответственности
- 5.3 Классификация видов страхования ответственности
- 5.4 Договор страхования ответственности
- 5.5 Порядок предоставления иска на возмещение ущерба
- 5.6 Ответственность, страхуемая судовладельцем
- 5.6.1 Ответственность перед третьими лицами
- 5.6.2 Ответственность за столкновения с другими судами
- 5.6.3 Ответственность за утрату и повреждение имущества
- 5.6.4 Ответственность за загрязнение нефтью и другими веществами
- 5.6.5 Ответственность по грузу
- 5.6.6 Ответственность по договорам буксировки
- 5.6.7 Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
- 5.6.8 Ответственность за штрафы
- 5.7 Страхование ответственности операторов портов и терминалов, стивидорских компаний
- 5.8 Страхование ответственности таможенного перевозчика
- 5.9 Страхование ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами
- 5.10 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 5.11 Страхование ответственности за качество продукции
- 5.12 Страхование профессиональной ответственности
- 5.13 Страхование ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среде
- 5.14 Контрольные вопросы
- 5.15 Тесты
- 6 Страхование коммерческих, финансовых рисков и рисков неисполнения обязательств в системе мэо
- 6.1 Страхование коммерческих и финансовых рисков в системе страховых услуг
- 6.2 Финансовые и коммерческие риски
- 6.3 Управление финансовым риском – одна из функций страхования
- 6.4 Общая характеристика и порядок страхования риска неплатежа
- 6.5 Страхование кредита в системе международных торговых, коммерческих и инвестиционных сделок
- 6.6 Страхование внешнеэкономических инвестиционных проектов
- 6.7 Мировая практика страхования финансовых инвестиций
- 6.8 Страхование ответственности за неисполнение обязательств
- 6.9 Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве
- 6.10 Страхование финансовых рисков, связанных с потерей работы
- 6.11 Страхование от политических и экономических рисков
- 6.12 Страхование лизинговых операций
- 6.13 Контрольные вопросы
- 6.14 Тесты
- 7 Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков
- 7.1 Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок
- 7.2 История хеджа
- 7.3 Хеджирование
- 7.4 Хеджирование продажей
- 7.5 Хеджирование покупкой
- 7.6 Использование хеджирования на международных торговых площадках
- 7.7 Что дает хеджирование
- 7.8 Опционы как один из инструментов хеджирования
- 7.9 Хеджирование ценовых и курсовых рисков
- 7.10 Хеджирование процентных рисков
- 7.11 Хеджирование рисков по опционным позициям
- 8.6 Законодательная база перестрахования
- 8.7 Организация перестрахования в страховых компаниях
- 8.8 Система передачи риска
- 8.9 Структура договора перестрахования
- 8.10 Содержание договора перестрахования и виды договоров
- 8.10.1 Договор перестрахования принцип возмездности
- 8.10.2 Сущность договоров факультативного и облигаторного перестрахования
- 8.11 Активное и пассивное перестрахование
- 8.13 Непропорциональное перестрахование
- 8.14 Страховой и перестраховочный пул
- 8.15 Роль перестрахования в повышении финансовой устойчивости страховщика
- 8.16 Выбор перестраховщика
- 8.17 Государственное регулирование перестраховочной деятельности
- 8.18 Роль перестрахования в функционировании международного страхового рынка
- 8.19 Перспективы развития отечественного рынка перестрахования
- 8.20 Контрольные вопросы
- 8.21 Тесты
- 9 Страхование выезжающих за границу
- 9.1 Необходимость и виды страховых услуг для выезжающих за границу
- 9.2 Страхование медицинских расходов при выезде за границу
- 9.3 Страхование от несчастных случаев.
- 9.4 Страхование багажа
- 9.5 Страхование расходов, связанных с невозможностью совершить поездку
- 9.6 Страхование медицинских расходов для выезжающих за границу через международную систему бронирования «Старт-Амадеус».
- 9.7 Контрольные вопросы
- 9.8 Тесты
- 10 Всемирная торговая организация: основные аспекты
- 10.1 История создания, основные цели и принципы вто
- 10.2 Функции и структура вто
- 10.3 Процедура присоединения к вто. Значение вто в современном мире
- 10.4 Российский страховой рынок на пороге вступления в вто
- Динамика изменения численности зарегистрированных страховых организаций за 1995 – 2007 гг.
- 10.5 Проблемы отечественных страховщиков при вступлении России в вто
- Список использованных источников
- 54 Страховое дело: учеб. Пособие / м.А. Зайцева, л.Н. Литвинова, а.В. Урупин и др.; под общ. Ред. М.А. Зайцевой, л.Н. Литвиновой. - Мн.: бгэу, 2001. - 286 с. - isbn 985-426-638-9
- Предмет Договора
- Объект страхования
- Срок действия Договора
- 8. Прочие условия
- Приложение д (обязательное) Полис страхования воздушного судна
- Полис №____
- Приложение е (обязательное)
- Приложение ж
- (Обязательное)
- Заявление – анкета
- О страховании строительно-монтажных работ
- Заявление
- Местоположение ________________________________________________________________________________
- Объект страхования
- Объект страхования
- Приложение и
- (Обязательное)
- Ставки страховых платежей по страхованию
- Строительно-монтажных работ
- Приложение к (обязательное) Приложение к договору страхования строительно-монтажных работ
- Приложение л (обязательное) Заявление о страховании ответственности судовладельцев
- Приложение м (обязательное) Договор страхования ответственности судовладельцев
- 1. Предмет договора
- 2. Объект страхования
- 3. Страховой случай
- 4. Страховая сумма, страховая премия, франшиза
- 5. Порядок и сроки уплаты страховой премии
- 6. Срок действия договора
- 7. Обязанности сторон при наступлении страхового события
- 8. Порядок разрешения споров
- 9. Прочие условия
- 10. Юридические адреса и реквизиты сторон
- Приложение н (обязательное) Полис страхования ответственности судовладельцев
- 1. Общие положения
- 2. Договор страхования: понятие и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи
- 5. Территория страхования
- 6. Страховая сумма
- 7. Страховая премия , форма и порядок ее уплаты
- 8. Франшиза
- 9. Срок действия договора страхования
- 10. Изменение степени риска
- 11. Застрахованное лицо
- 12. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 13. Выплата страхового возмещения
- 14. Суброгация
- 15. Порядок разрешения споров
- 16. Определение некоторых терминов, встречающихся в тексте
- 1. Общие положения
- 2. Предмет договора страхования и порядок заключения
- 3. Объект страхования
- 4. Страховые случаи и дополнительные условия страхования
- 5. Страховая сумма
- 6. Страховая премия: форма и порядок ее уплаты
- 7. Франшиза
- 8. Срок действия договора страхования
- 9. Изменение степени риска
- 10. Обязанности сторон при наступлении страхового случая
- 11. Определение размера и выплата страхового возмещения
- 12. Порядок разрешения споров
- Приложение т (обязательное) Категории опасных производственных объектов, в отношении которых должно осуществляться страхование
- Приложение ф (обязательное) Примерные страховые тарифы для типовых представителей опасных веществ на опасном производственном объекте
- Приложение х (обязательное) Принципиальная схема инвестиционных и инновационных финансовых рисков
- Приложение ц (обязательное) Принципиальная схема банковских и валютных рисков
- Приложение ч (обязательное)
- Приложение ш (обязательное) Договор страхования ответственности за неисполнение обязательств
- 1. Предмет договора
- 2. Условия страхования
- 4. Обязательства сторон
- 5. Срок действия договора страхования
- 6. Порядок решения споров
- 7. Дополнительные условия договора
- 8. Адреса и банковские реквизиты сторон
- Приложение щ (обязательное) Десять крупнейших перестраховщиков в 2004 г
- Приложение э (обязательное) Структура и основные показатели крупнейших международных страховых перестраховочных брокерских компаний
- Приложение ю (справочное) Динамика российского страхового рынка в 2004-2008 гг.