logo search
A_Gabov-_Tsennye_bumagi

3.6. Внешние и внутренние ценные бумаги

(иностранные и российские ценные бумаги)

Разделение ценных бумаг на внутренние и внешние нашло свое закрепление в ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Нельзя сказать, что до этого момента не было оснований для такого разделения, однако таких терминов предыдущая редакция Закона не устанавливала, ограничиваясь указанием на ценные бумаги в валюте Российской Федерации и ценные бумаги в иностранной валюте.

Под внутренними ценными бумагами Закон о валютном регулировании и валютном контроле понимает: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации. Под внешними ценными бумагами Закон понимает ценные бумаги, не относящиеся в соответствии с вышеуказанными критериями к внутренним ценным бумагам.

За простотой формулировок Закона между тем скрывается весьма болезненная проблема, которую до вступления в силу Закона о валютном регулировании и валютном контроле в действующей редакции решали российские правоприменительные органы. Проблема касалась в основном векселей и состояла в ответе на вопрос, признавать ли валютной ценностью вексель, который номинирован в иностранной валюте, но предполагает возможность исполнения выраженных в нем обязательств в валюте Российской Федерации (рублях). Фактически правоприменители решали вопрос о соотношении валюты долга и валюты платежа в обязательствах применительно к ценным бумагам.

Действующее гражданское законодательство четко разграничивает "валюту долга" и "валюту платежа" в денежных обязательствах. Этот вывод вытекает из анализа ст. ст. 140, 141 и 317 ГК. Так, ст. 317 ГК установлено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях (т.е. говорится о "валюте платежа") в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (т.е. подразумевается, что речь идет о "валюте долга"). Этой же статьей вводится понятие "платежный документ в иностранной валюте". Его значение по тексту статьи не раскрывается. ГК также оперирует понятием "валютная ценность" (ст. 141), указывая только на специальный порядок оборота таких ценностей, который должен быть установлен Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" <1> 1992 г. раскрывал понятие "валютная ценность". В соответствии со ст. 1 к валютным ценностям Закон относил и "платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), выраженные в иностранной валюте". Это определение создавало проблему, поскольку в ГК речь идет о "платежных документах в иностранной валюте", при этом не указывается, относится ли такой документ к категории валютных ценностей. Закон же относил "платежный документ, выраженный в иностранной валюте", к валютным ценностям. Разница между этими понятиями очевидна. Несмотря на неудачность определения, данного в ГК, понятие "платежный документ в иностранной валюте" более нейтрально. Оно позволяет следовать логике ст. 317 ГК и разграничивать "валюту долга" и "валюту платежа" в обязательстве. Термин "платежный документ, выраженный в иностранной валюте", очевидно, указывал на то, что Законом к категории валютных ценностей отнесен денежный документ, валюта долга которого выражена в иностранной валюте. В связи с указанными нормативными положениями нормативные акты также оперировали понятием "валютный вексель". Центральный банк РФ в письме от 22 августа 1995 г. N 12-1с-1/4276 указывал, что валютные векселя - это векселя, вексельная сумма которых выражена в иностранной валюте. Таким образом, законодательством валютным векселем признавался такой вексель, валюта долга которого выражена в иностранной валюте. Этот документ признавался, соответственно, и валютной ценностью. А поскольку это валютная ценность, то на ее обращение распространялись существенные ограничения, установленные валютным законодательством <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.

<2> Аналогичным образом в то время его квалифицировали и в разного рода комментариях; к примеру, см.: Шалашова Н. Практика применения валютного векселя // Экономика и жизнь. 1996. N 42. С. 42.

Проблема получила определенное развитие в судебной практике. Предметом судебного исследования стала следующая ситуация. Был выдан простой вексель на сумму, обозначенную в долларах США. По окончании срока действия векселя векселедержатель обратился с требованием об оплате векселя в рублях в сумме, эквивалентной указанной в векселе, по курсу Центрального банка РФ. Векселедатель отказался от оплаты векселя, сославшись на его недействительность. Векселедатель иск не признал и предъявил в арбитражный суд встречный иск о признании "сделки по выдаче векселя недействительной". Первая инстанция удовлетворила исковые требования, а в удовлетворении встречных исковых требований отказала. Однако уже апелляционная инстанция заняла обратную позицию. В обоснование своих выводов апелляционная инстанция сослалась на то, что "в соответствии с пунктом 4 "б" статьи 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" ценные бумаги, в том числе векселя, выраженные в иностранной валюте, относятся к валютным ценностям, а выдача векселя в иностранной валюте является валютной операцией, на совершение которой требуется специальная лицензия". У векселедателя такой лицензии не было. Высший Арбитражный Суд РФ удовлетворил протест на постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 1997 г. N 4518/97). Обосновывая свою позицию, Президиум сослался на ст. 317 ГК, а также на п. п. 41 и 77 Положения о переводном и простом векселе 1937 г. В частности, было указано, что "истцом предъявлено требование о взыскании с векселедателя вексельной суммы в рублях по официальному курсу на день платежа, оговорка эффективного платежа в иностранной валюте в спорном векселе отсутствует". Таким образом, Высший Арбитражный Суд в анализируемом деле исходил из логики разграничения "валюты долга" и "валюты платежа" в вексельном обязательстве. Суд не признал выдачу векселя, "валюта долга" которого иностранная, нарушением норм валютного законодательства. Если исходить из того, что выдача такого векселя не является валютным правонарушением, то логично предположить, что такой вексель не является валютной ценностью. Поскольку на него не распространяется правовой режим валютной ценности, все положения ст. ст. 2 - 9 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", существенно ограничивающие его обращение, на такой вексель не распространяются.

Позднее такую же логику ВАС РФ закрепил в информационном письме от 31 мая 2000 г. N 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" (п. 15): "Выдача резидентом векселя в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации при отсутствии в тексте векселя оговорки об эффективном платеже в какой-либо иностранной валюте не является нарушением валютного законодательства".

Действующее законодательство, как видим, устранило указанные неясности, и к категории валютных ценностей - внешних ценных бумаг - относится только та бумага, валюта платежа которой является иностранной. Помимо анализируемого прецедента, разделение всех ценных бумаг на внутренние и внешние имеет большое значение для правового режима обоих указанных видов ценных бумаг. Этот правовой режим установлен Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".

Внутренние ценные бумаги. Данная правовая категория используется законодательством о валютном регулировании и валютном контроле для определения возможных сделок и иных действий, которые могут совершать резиденты и нерезиденты. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", как указано в его ст. 2, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношения владения, пользования и распоряжения внутренними ценными бумагами.

Как видим, использование данной правовой категории носит специальный характер: все сделки и действия с российскими бумагами, которые подпадают под категорию внутренних, должны совершаться с учетом его положений, если субъектный состав или иные критерии таких действий (сделок) подпадают под определения Закона. Это важно подчеркнуть, поскольку категория "внутренняя ценная бумага" больше относится не к каким-то особым свойствам бумаги, а скорее к тому, кто и какие с ней совершает действия и сделки.

Еще один важный момент, который надо подчеркнуть при анализе внутренних ценных бумаг, - эта категория используется именно для регулирования валютных операций. Дело в том, что в отношении российских ценных бумаг в законодательстве существуют и иные аспекты, которые регулируют, если можно так выразиться, трансграничные операции с ними. В частности, речь идет о положениях Федерального закона "О рынке ценных бумаг" о допуске российских ценных бумаг для размещения и обращения за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов (депозитарных расписок). Статьей 16 указанного Закона прямо предусмотрено, что такое размещение и обращение могут быть осуществлены только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Эти действия не подпадают под правовой режим внутренней ценной бумаги.

Первое, что необходимо отметить, - внутренние ценные бумаги не имеют правового режима валютных ценностей, под который подпадают иностранная валюта и внешние ценные бумаги (ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"), однако это не означает, что с такими бумагами не могут совершаться валютные операции. Как раз наоборот, целый ряд операций резидентов и нерезидентов с такими бумагами отнесен к категории валютных. В частности, в соответствии с Законом правовой режим валютной операции будет иметь место в случаях:

- приобретения резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждения резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента внутренних ценных бумаг, а также использования внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретения нерезидентом у нерезидента и отчуждения нерезидентом в пользу нерезидента внутренних ценных бумаг, а также использования внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации внутренних ценных бумаг;

- перевода внутренних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

- перевода нерезидентом внутренних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Как видим, Закон при определении правового режима валютной операции использовал несколько критериев. Здесь и субъектный критерий (сделки между резидентом и нерезидентом, а также сделки между нерезидентами), и объектный критерий (ввоз бумаг), здесь и использование смешанного критерия (перевод ценных бумаг). Также важно отметить, что к числу валютных операций с внутренними ценными бумагами не относятся согласно Закону операции между резидентами (обе стороны сделки - резиденты).

Каждая из указанных валютных операций имеет свой правовой режим.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона о валютном регулировании и валютном контроле нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами, объектом которых являются внутренние ценные бумаги, в настоящее время в соответствии со ст. 6 Закона о валютном регулировании и валютном контроле осуществляются без ограничений.

Правила ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации внутренних ценных бумаг установлены ст. 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и ст. 12 Таможенного кодекса РФ.

Внешние ценные бумаги. Бумаги, подпадающие в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле под понятие "внешние", имеют иной режим правового регулирования. В соответствии со ст. 1 Закона они отнесены к категории валютных ценностей. Сделки и иные действия с такими бумагами также подпадают под критерии валютных операций, указанные для внутренних ценных бумаг (правила аналогичны). Однако имеются и некоторые особенности совершения сделок и иных действий с такими бумагами. В соответствии со ст. 9 Закона о валютном регулировании и валютном контроле валютные операции между резидентами запрещены. Однако этот запрет не распространяется на следующие действия резидентов:

- операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;

- операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей.

Отдельно Законом отмечено, что сделки между резидентами и уполномоченными банками, которые подпадают под категорию валютных операций, осуществляются без ограничений, если содержанием операции является "приобретение резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявление их к платежу, получение по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взыскание по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О переводном и простом векселе".

Отдельно регулируются некоторые особенности сделок с внешними ценными бумагами в соответствии со ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с п. 3 указанной статьи расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле: передача физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию; дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам; завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.

Порядок ввоза и вывоза внешних ценных бумаг в документарной форме аналогичен порядку совершения указанных действий с внутренними ценными бумагами.

Правовой режим иностранных ценных бумаг формировался в российском праве долго и противоречиво; более того, его формирование и в настоящее время не закончено.

Говорить о каких-то системных актах в этой области до 1991 г. вряд ли имеет смысл: они все носили в основном разрешительный и индивидуальный характер. Так, А.С. Котляревский в 1926 г. относительно иностранных ценных бумаг указывал: "У нас есть таковые, допущенные к обращению в пределах СССР, например, облигации международного займа, выпущенные Межрабкомом <1>. Но в общем иностранные бумаги могут быть допускаемы в обращение, конечно, лишь по специальным разрешениям Советского Правительства" <2>. Согласно именно такой логике принимались и некоторые нормативные акты. К примеру, Постановлением СНК СССР от 31 августа 1927 г. "О приобретении акций иностранных акционерных обществ и участии в иного рода иностранных предприятиях" <3> предусматривалось, что все государственные предприятия и учреждения, а также акционерные общества с преобладающим государственным участием "могут приобретать акции (паи) иностранных акционерных обществ, не иначе как с особого каждый раз разрешения Совета Труда и Обороны <4> (выделено нами. - А.Г.)". Впрочем, если рассматривать более ранние акты советского правительства, то можно встретить и более общие формулировки. К примеру, в соответствии с Декретом СНК от 20 октября 1922 г. "О фондовых биржевых операциях" указывалось, что "покупка и продажа иностранной валюты, банкнот, государственных ценных бумаг, акций и паев. производится на биржевых собраниях фондовых бирж или фондовых отделов" <5>. Позднее (1925 г.) было принято Постановление ЦИК и СНК о торговле фондовыми и валютными ценностями. М.М. Агарков, комментируя его положения, указывал: "Кроме выпущенных в пределах СССР, следует считать допущенными к обращению также и иностранные ценные бумаги на предъявителя. В действующем законодательстве нет запрещения обращения иностранных ценных бумаг, нет даже ограничений в праве совершения сделок с этими бумагами, кроме тех, которые установлены для сделок с иностранной валютой" <6>. Правда, далее М.М. Агарков указывал на практические сложности применения указанных общих правил (скорее даже на их практическую неприменимость) и необходимость издания более детальных положений в этой области.

--------------------------------

<1> Такое название (Межрабком) использовано в тексте работы. На самом деле автор абсолютно точно имел в виду облигации, выпущенные в 1922 г. Межрабпомом (Международная рабочая помощь) - организацией, созданной в Германии в 1921 г. В. Мюнценбергом, действовавшей под эгидой Коминтерна и, соответственно, тесно скооперированной с органами власти Советской России.

Формально заем действительно был международный, а ценные бумаги соответственно иностранными. Как указывает Б.М. Забарко, "для обеспечения юридических формальностей, связанных с выпуском займа, летом 1922 г. в Берлине было создано специальное Торгово-промышленное акционерное общество международной рабочей помощи Советской России (позднее - "Ауфбау")" (Забарко Б.М. В.И. Ленин и финансовая помощь Межрабпома Советской России. 1921 - 1923 гг. Наукова Думка, 1971. С. 25). Однако, как кажется, этот момент был формальным. Все редкие исследователи вопроса об этом займе указывают на то, что советское руководство не только знало об этом займе, но и одобряло его; более того, заем был гарантирован советским правительством (см.: Забарко Б.М. Указ. соч. С. 17 - 35; Мичев Добрин. Межрабпом - организация пролетарской солидарности. 1921 - 1935 / Авториз. пер. с болг. В.К. Волкова. М.: Мысль, 1971. С. 89 - 93). Д. Мичев также указывает на подписанное 13 сентября 1922 г. специальное соглашение между ЦК МРП и Советом Народных Комиссаров, в котором содержались все основные условия займа (Мичев Добрин. Указ. соч. С. 89). Так что считать этот заем полноценным международным вряд ли возможно. Кроме того, нет никаких данных о том, что облигации этого займа обращались на территории России, поскольку сама цель займа - привлечение финансовых ресурсов со стороны иностранных граждан и он распространялся на территории иностранных государств.

<2> Котляревский А.С. Финансовое право СССР. Л.: Госиздат, 1926. С. 106.

<3> СЗ СССР. 1927. N 56. Отд. первый. Ст. 561.

<4> Данный документ касался именно государственных предприятий и государственных акционерных обществ (см.: Жудро К. Государственные акционерные общества по Положению об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. // Еженедельник советской юстиции. 1927. N 50. С. 1555).

<5> СУ. 1922. N 65. Отд. первый. Ст. 858.

Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 (п. 7), устанавливалось, что ценные бумаги, которые выпущены в обращение государственными органами суверенных государств - бывших союзных республик в составе СССР, эмитентами, находящимися под их юрисдикцией, и иностранными эмитентами, допускаются к обращению на территории РСФСР только на основании государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. Никаких иных регулирующих положений в этой области не существовало, исключая Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который регулировал обращение таких инструментов. В первой редакции Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (1996 г.) была ст. 16, которая устанавливала, что ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг Российской Федерации после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Как видим, эта норма по своей технике весьма схожа с Постановлением N 78: она сколь лаконична, столь же и непонятна, поскольку определяла только порядок допуска, но не иные элементы правового режима. С 2003 г. Закон изменился - в нем появилась специальная ст. 51.1 <1>, в соответствии с которой ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, допускались к размещению и публичному обращению в Российской Федерации при наличии международного договора Российской Федерации или соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании решения Правительства РФ и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия. Перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых допускались к размещению и публичному обращению в Российской Федерации, утверждался Правительством РФ (к примеру, в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 426-р и от 2 июля 2004 г. N 908-р к размещению и публичному обращению в Российской Федерации были допущены ценные бумаги Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка)). Также было установлено, что в случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов учет прав на них должен осуществляться российскими депозитариями. С 2006 г. указанные положения подверглись некоторой коррекции. В частности, было указано, что ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации или при наличии соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия.

--------------------------------

<1> Агарков М.М. Ценные бумаги на предъявителя // Очерки кредитного права / Под ред. А.Э. Вормса. М.: Финиздат НКФ СССР, 1926. С. 68.

Важно также сказать, что в определенный промежуток времени, как представляется, законодатель хотел вообще отказаться от легализации иностранных ценных бумаг на российском рынке. Именно с этим связано введение с 2007 г. такого института, как российские депозитарные расписки. Такие бумаги, являясь национальными бумагами, представляют иностранные ценные бумаги в обороте, снижая трансграничные (прежде всего правовые) риски. Однако в итоге были легализованы оба правовых режима, что следует признать явлением позитивным, так как это создает большие возможности для инвесторов.

В настоящее время Закон для целей определения правового режима использует следующее выражение: "иностранные финансовые инструменты допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов". Таким образом, получается, что Закон исходит из следующего: соответствующие инструменты могут и не иметь правового режима ценных бумаг в месте их выдачи, однако они могут обрести правовой режим "иностранных ценных бумаг" в соответствии с российским правом. Такие инструменты могут быть допущены к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов при одновременном соблюдении следующих условий: 1) присвоение иностранным финансовым инструментам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг и международного кода классификации финансовых инструментов; 2) квалификация иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В свою очередь, до квалификации могут быть допущены иностранные ценные бумаги, эмитентами которых являются: 1) иностранные организации с местом учреждения в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и/или членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл) <1>; 2) иностранные организации с местом учреждения в государствах, с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия; 3) международные финансовые организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ; 4) иностранные государства, указанные в п. п. 1 и 2, или центральные банки таких иностранных государств.

--------------------------------

<1> Информацию об указанных организациях и группах см.: http:// www.kfm.ru/ worldcom.html.

Законом устанавливаются особенности допуска иностранных ценных бумаг к размещению и обращению, а также прекращения обращения. В действующем праве таким образом появляются два самостоятельных правовых режима: внешней ценной бумаги и иностранной ценной бумаги. Они не до конца совпадают, между тем, как было показано выше, правовой режим внешней бумаги включает не что иное, как правила обращения ценной бумаги. С нашей точки зрения, это недостаток действующего законодательства. Использование категорий "внутренняя ценная бумага" и "внешняя ценная бумага" должно, на наш взгляд, носить универсальный характер. Необходимо урегулировать специальный правовой режим таких бумаг как в валютном законодательстве, так и в законодательстве о рынке ценных бумаг. В противном случае получается, что оба законодательных массива используют разные категории, причем делается это явно ввиду отсутствия коррелирующих положений. Между тем понятно, что правовой режим внешней бумаги в валютном праве и правовой режим иностранной ценной бумаги в законодательстве о рынке ценных бумаг - это практически идентичные правовые режимы.