logo search
СТРАХ-Е В МЭО 2009 НОВОЕ

2.4.1 Понятие морского страхования

Международные инвестиционно – коммерческие и торговые контракты сопряжены со значительными объемами грузоперевозок. Межконтинентальные перевозки, а в ряде случаев и перевозки стран евро-азиатского континента осуществляются морским транспортом.

Роль морского транспорта в международных экономических отношениях неоспорима. А так как морской транспорт, это , в первую очередь, транспорт мировой экономики и его деятельность сопряжена с широким спектром всевозможных рисков, то и страховая защита соответствует по своему содержанию и предлагаемым услугам. По целому ряду страхуемых рисков, сопровождению договоров и урегулированию убытков страховщики мирового страхового рынка придерживаются мировых норм и правил, выработанных соответствующими мировыми соглашениями, в то же время не исключается использование правил и норм, действующих в стране страховщика.

Морское страхование - это крупнейшая отрасль, которая составляет основу транспортного страхования и охватывает сферы деятельности, выходящие за пределы морских перевозок, и в целом ряде случаев, обеспечивает покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов как по морю, так и но воздуху и суше.

Морское страхование включает в себя страхование судов, грузов и фрахта, а также ответственности судовладельцев перед третьими лицами.

Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков. Вопрос о том, какая из сторон согласно условиям соответствующих торговых сделок обязывается провести страхование, рассматривается и решается во время заключения этих сделок.

Страхование судов - страхование «каско» - относится только к самим транспортным средствам.

Сложилось так, что из всех видов перевозок грузов самой распространенной является перевозка морем, поэтому практически все торговые контракты содержат пункт о перевозке товаров морем. В этом случае страхуется не только груз, но и транспортное средство (карго), перевозящее груз. Предназначение морского страхования состоит в обеспечении защиты от морских рисков.

Участниками морского предприятия являются: грузовладелец, судовладелец, перевозчик. Все они подвержены риску понести убытки. Убытки могут достигать миллиардов долларов. Так как все участники осознают опасность крупных потерь, они передают риск страховщикам. Страхование позволяет сократить число аварий, так как страховщики стимулируют проведение превентивных мер. Несмотря на добровольный характер договоров морского страхования, они несут в себе элемент обязательности. Торговые контракты, включающие пункты транспортировки товара, как правило, предусматривают наличие страхового покрытия. Финансовую поддержку морского предприятия могут осуществлять акционеры, которые заинтересованы в благоприятном исходе.

Морское плавание всегда считалось одним из самых опасных занятий, потому что риски такого предприятия связаны с непредсказуемостью моря. Выделяют риски, подлежащие страховой защите, и нестрахуемые риски. Критерием при этом делении является неопределенность события. Например, груз, размещенный на палубе корабля, не страхуется, поскольку он находится в зоне воздействия воды.

Случайный характер опасности дополняется характеристикой других воздействий. Ущерб не должен быть вызван естественными свойствами товара, в противном случае он расценивается страховщиком как «неустранимый дефект» и не обеспечивается страховым покрытием. С учетом этого морские риски можно условно разделить на обычные и военные риски.

К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки. Военные риски - это риски, лежащие вне условия перевозки.