3.10.3. Государственная облигация
Государственная облигация является одним из наиболее распространенных видов ценных бумаг в Российской Федерации.
Объясняется это во многом тем, что государственные облигации являются для любого государства инструментом денежно-кредитной политики. Рынок таких бумаг выполняет множество функций в экономике: предоставляет государству возможности заимствовать свободные денежные средства у юридических лиц и населения; регулировать объем находящейся в обращении денежной массы (расширять или, напротив, сдерживать объем денежных инструментов); обеспечивать поддержку ликвидности финансово-кредитных учреждений.
Именно поэтому даже в советское время государство широко использовало данный инструмент, несмотря на практически полное отрицание советским правом ценных бумаг как таковых.
Правовое регулирование государственных облигаций значительно по объему, и прежде всего за счет подзаконных актов. К числу основных нормативных актов, регулирующих государственную облигацию, можно отнести: Гражданский кодекс (ст. ст. 143 и 817), Бюджетный кодекс (ст. ст. 98 - 115), Федеральный закон "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации".
Значительную роль в регулировании государственной облигации играют подзаконные акты. Связано это с тем, что согласно ст. 8 Федерального закона "Об особенностях эмиссии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А в соответствии со ст. 9 этого же Закона эмитент - Министерство финансов РФ утверждает условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг также в форме нормативного правового акта.
Функциональное разделение всех этих документов для регулирования следующее. Содержание государственной облигации устанавливается ГК, Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", а также подзаконными актами, которыми утверждаются генеральные условия и условия эмиссии конкретных видов государственной облигации. Порядок эмиссии устанавливается Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" через правило, содержащееся в ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (изъятие), которое прямо исключает регулирование порядка эмиссии и условий обращения государственных бумаг из сферы, на которую распространяет свое действие Закон о рынке ценных бумаг. Этой статьей установлено, что процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами. Бюджетный кодекс РФ регулирует финансово-правовые и бюджетно-правовые основания возникновения государственной облигации. Перечисленные Федеральные законы ("О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации") регулируют специфические отношения, связанные с принятием Россией на себя долгов бывшего СССР, продолжателем которого Россия выступает.
Как следует из самого названия - "государственная облигация", она является одним из видов государственных ценных бумаг, т.е. бумаг, по которым обязательства принимаются Российской Федерацией и ее субъектами. Никакие иные лица не вправе выступать эмитентами государственной облигации.
Определение государственной облигации можно дать исходя из ст. 817 ГК и ст. ст. 2 и 3 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Государственной облигацией следует признать эмиссионную ценную бумагу, которая является формой договора государственного займа и удостоверяет право заимодавца на получение от заемщика (государства) предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
В соответствии со ст. ст. 97 - 99 Бюджетного кодекса обязательства, удостоверенные государственными облигациями, являются составной частью государственного долга Российской Федерации. Под государственным долгом ст. 6 Бюджетного кодекса понимает обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными данным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации.
Государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Государственные ценные бумаги в зависимости от валюты долга могут быть как частью внешнего, так и частью внутреннего долга.
Статья 817 ГК специально подчеркивает добровольность государственных займов, которая означает, что никакой принудительной "подписки" на подобного рода бумаги происходить не должно. Включение данного положения в ГК, очевидно, означает попытку законодательным путем обеспечить невозможность повторения печального советского опыта, когда размещение различного вида государственных облигаций осуществлялось на принудительной основе <1>.
--------------------------------
<1> См.: Витрянский В.В. Договор займа: общие положения и отдельные виды договора. М.: Статут, 2004. С. 270.
В системе российских ценных бумаг государственную облигацию отличает положение, закрепленное в п. 4 ст. 817 ГК, в соответствии с которым изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается <1>. Данное положение является принципиальным (и кстати, не новым; интересно отметить, что еще в первом российском документе, полноценно регулировавшем государственные займы, - Манифесте Александра I от 27 мая 1810 г. "Об открытии срочного внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты Государственных долгов" <2> помимо прочего указывалось (§ 24): "Капиталы как российские, так и иностранные, в займы помещенные и облигациями представляемые, ни в каком случае не подвергаются казенному секвестру ни в процентах их, ни в первоначальном вкладе и составляют нерушимую собственность каждого"). Более того, его основой является определенный постулат, весьма распространенный среди экономистов, суть которого состоит в том, что государство представляет собой абсолютно надежного заемщика. Как подчеркивается в экономической литературе, "так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита, то угроза банкротства государства даже при значительной задолженности практически отсутствует" <3>.
--------------------------------
<1> Этот момент иногда комментируют таким образом, что не допускается изменение условий выпуска и обращения размещенных государственных или муниципальных ценных бумаг иначе как на основании специального федерального закона (см.: Ишутина О.В. Указ. соч. С. 7).
<2> ПСЗ. 1-е изд. Т. XXXI: 1810 - 1811. Ст. 24244.
<3> Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макро Экономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд. М.: МГУ: Дело и Сервис, 2000. С. 368.
Что ж, такая логика имеет под собой определенные основания. Государство, если, конечно, речь не идет о полном военном поражении, невозможно обанкротить не только в силу экономических причин, но и в силу норм международного права.
Однако никто не отменял того, что в экономической литературе именуют дефолтом. Дефолт - это ситуация, когда эмитент долга не осуществил выплаты по долгу (облигациям, займам, кредитам независимо от валюты долга) полностью в соответствии с оригинальным (или ранее реструктурированным) графиком платежей <1>.
--------------------------------
<1> Когда говорят о дефолте, также имеют в виду случаи, когда предложенные варианты обмена обязательств на новые содержали менее выгодные для кредитора условия по сравнению с первоначальными договоренностями; Центральный банк провел обмен старой национальной валюты на новую национальную валюту с потерей номинальной стоимости; выплаты по банковским займам не были произведены полностью в соответствии с оригинальным (или ранее реструктурированным) расписанием, или реструктуризация номинальной стоимости кредита и/или процентов по нему была вынужденной для кредиторов. В этой связи дефолт считается объявленным даже в том случае, когда под влиянием изменившихся законодательных или регуляторных требований банки-кредиторы "добровольно" соглашаются на реструктуризацию.
Российские дефолты также имеют свою историю. В истории современной России дефолт как стратегия управления долгом страны использовался дважды. Первый раз, когда 19 ноября 1991 г. был объявлен дефолт по долгам СССР (соответственно, в дефолте по ним оказалась и Россия как наследник всех активов и долгов СССР). Второй раз - в 1998 г. <1>. Пример оформления такого дефолта представляет собой Заявление Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. Этим документом в рамках принятия комплекса мер, "направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", было установлено, что "государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. включительно будут переоформлены в новые ценные бумаги... До завершения переоформления государственных ценных бумаг приостанавливаются торги на рынке ГКО - ОФЗ".
--------------------------------
<1> Несмотря на дефолт по советским долгам, Россия и после 1991 г. продолжала определенные выплаты кредиторам (по евробондам, которые выпустил ВЭБ, обязательные платежи по кредитным линиям за поставки зерна).
Государственный дефолт серьезен именно тем, что статус государства как абсолютного суверена во внутренних отношениях, равно как иммунитет государства, представляющий собой один из краеугольных институтов международного частного права, определяющих правовое положение государства в международных сделках и вообще в частноправовых отношениях международного характера <1>, приведет к тому, что сделать что-либо с таким государством - неисправным заемщиком будет просто ничего невозможно. Вот как интересно комментируют этот момент экономисты применительно к внешним долгам: "Банк не может подать в суд на Бразилию или на Мексику в случае, если эти страны окажутся не в состоянии выполнять свои обязательства по займам" <2>. П.Х. Линдерт говорит об этом еще более красочно: "...времена канонерок прошли. Если Бразилия приостановит выплаты по своим долгам, у США и других стран-кредиторов не будет возможности и послать боевые корабли к ее берегам. Не будет выходом из положения и посылка наемных головорезов для наказания бразильского министра финансов" <3>.
--------------------------------
<1> Об иммунитетах см.: Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник: В 3 т. Т. 2: Особенная часть: М.: БЕК, 2000. С. 84 - 110; Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2001. С. 318 - 320.
<2> Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов / Пер. с англ.; под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. М.: Экон. ф-т МГУ: ЮНИТИ, 1997. С. 699 - 700.
<3> Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. О.В. Ивановой. М.: Прогресс, 1992. С. 453.
Таким образом, сама по себе норма о том, что условия государственного займа не могут быть изменены, к сожалению, вряд ли может быть воспринята как серьезная отличительная черта государственной облигации. При всей положительной составляющей наличия такой нормы она реально представляет собой "мертворожденную" конструкцию, которая никогда не работала и никогда не будет работать в силу ее противоречия логике экономического развития.
В этом смысле нельзя не сказать о том, что само выделение государственной облигации как отдельного вида ценных бумаг вызывает много вопросов. Содержательно эти документы ничем не отличаются от обычных облигаций (это справедливо отмечается и в проекте Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках, рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол N 69 от 30 марта 2009 г.) <1>). Как справедливо отметила Е. Демушкина, введение в законодательство нового вида ценных бумаг может быть обоснованно только в том случае, если эти ценные бумаги удостоверяют такое имущественное право, которое не удостоверяется ни одним из существующих видов ценных бумаг <2>. Мысль представляется весьма разумной в качестве общего подхода (исключая, конечно, случаи квалификации ценных бумаг в охранительных целях). С нашей точки зрения, правовой режим облигации должен быть единым, и места государственной облигации как отдельному правовому режиму мы не находим.
--------------------------------
<1> http://www.privlaw.ru/vs_info5.html
<2> Демушкина Е. Положение о выпуске и обращении жилищных сертификатов // Экономика и жизнь. 1994. N 33. С. 10.
Государственная облигация может выдаваться как в документарной, так и в бездокументарной форме. При анализе государственной облигации, с точки зрения разделения ценных бумаг на именные, ордерные и предъявительские, следует отметить, что законодательство не содержит каких-либо специальных положений. В практике эмиссий различных государственных облигаций имеются именные и предъявительские государственные облигации. Ордерные же государственные облигации до настоящего времени не выпускались.
Государственная облигация может быть как внутренней, так и внешней ценной бумагой. Примером последней являются так называемые еврооблигации, о которых речь пойдет ниже.
Как уже отмечалось в разделе о классификации ценных бумаг, государственная облигация всегда является срочным документом, предельные сроки существования которого установлены Бюджетным кодексом РФ.
Говоря о содержании государственной облигации, следует отметить, что совокупность прав, которые она удостоверяет, весьма разнообразна. Исходя из определения ст. 817 ГК и положений о различных видах государственной облигации содержание государственной облигации могут составлять:
- право на погашение основной суммы долга (денежное требование);
- право на получение установленных процентов;
- права на получение иного имущества, кроме денежных средств, а также на получение иных имущественных прав (кроме получения процента);
- право на выкуп государственной облигации до истечения срока ее погашения;
- производные права;
- акцессорные права.
Рассмотрим содержание государственной облигации подробнее.
Определение государственной облигации построено практически аналогично с определением облигации. Статья 817 ГК указывает, что государственная облигация удостоверяет право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Это определение, как и в случае с облигацией, предоставляет эмитенту государственной облигации альтернативу. Причем право выбора, на наш взгляд, состоит в том, что эмитент такой бумаги при описании прав по ней может либо сконструировать альтернативное обязательство (ст. 320 ГК), в соответствии с которым должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора, либо выбрать один из предлагаемых законом вариантов.
Таким образом, на наш взгляд, у эмитента есть следующие возможности для определения содержания государственной облигации:
- государственная облигация будет удостоверять право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств (основного долга) и установленных процентов;
- государственная облигация будет удостоверять право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств (основного долга) и предоставлять также иные имущественные права;
- государственная облигация будет предоставлять право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств (основного долга) и установленных процентов или предоставление иных имущественных прав (альтернативность обязательства в части дополнительных прав);
- государственная облигация будет удостоверять право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств (основного долга) или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (альтернативное обязательство как по основному долгу, так и по иным правам);
- государственная облигация будет предоставлять право на получение от заемщика какого-либо имущества и установленных процентов;
- государственная облигация будет предоставлять право на получение от заемщика какого-либо имущества и каких-то имущественных прав (не процентов);
- государственная облигация будет предоставлять право на получение от заемщика какого-либо имущества и установленных процентов или предоставление иных имущественных прав (альтернативность обязательства в части дополнительных прав);
- государственная облигация будет удостоверять право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств (основного долга) или, в зависимости от условий займа, иного имущества и установленных процентов (альтернативное обязательство по основному долгу и безальтернативное - по дополнительным правам);
- государственная облигация будет удостоверять право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств (основного долга) или, в зависимости от условий займа, иного имущества и предоставление иных имущественных прав (не процентов).
Как видим, диапазон для конструирования содержания государственной облигации весьма широк, что нельзя не отметить как положительный момент. Важным моментом здесь является и возможность конструирования государственной облигации не только как денежной бумаги.
Право на получение основной суммы долга (получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств), т.е. субъективное право денежного характера, конструируется в государственных облигациях в зависимости от их вида. Может быть выплата основной суммы долга в момент погашения облигации. Есть и более сложные конструкции. Так, предусмотрена возможность существования облигаций федерального займа с амортизацией долга (Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга, утвержденные Приказом Минфина России от 27 апреля 2002 г. N 37н). Погашение номинальной стоимости по таким бумагам осуществляется частями (что и именуется амортизацией долга) в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска, совпадающие с датами выплат купонного дохода по облигациям.
Основная сумма долга по государственной облигации представлена обычно в виде ее номинальной стоимости. Общих правил установления номинальной стоимости облигаций нет. Обычно номинальная стоимость (для некоторых бумаг - облигаций Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. используется еще аналог этого понятия - нарицательная стоимость <1>) определяется в нормативных актах применительно к каждому конкретному виду государственной облигации. Наиболее распространенным вариантом является номинальная стоимость 1000 руб. Такой номинал установлен для облигаций федерального займа с амортизацией долга <2>, облигаций федерального займа с переменным купонным доходом <3>, облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом <4>, облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом <5>, государственных сберегательных облигаций <6>, государственных краткосрочных бескупонных облигаций <7>, облигаций государственных нерыночных займов <8>. Можно встретить и иные номиналы. Так, для уже упоминавшихся облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом номинальная стоимость может составлять 10 руб., а номинальная стоимость облигаций государственного сберегательного займа составляет 500 руб. <9>.
--------------------------------
<1> Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. N 1697-1 "Об Условиях выпуска Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года".
<2> Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга, утвержденные Приказом Минфина России от 27 апреля 2002 г. N 37н.
<3> Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. N 112н.
<4> Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 16 августа 2001 г. N 65н.
<5> Условия выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 18 августа 1998 г. N 37н.
<6> Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций", Приказ Минфина России от 19 августа 2004 г. N 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций".
<7> Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. N 103н.
<8> Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 316 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов", Приказ Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 86н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов".
<9> Постановление Правительства РФ от 16 мая 2001 г. N 379 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации", Приказ Минфина России от 15 июня 2001 г. N 45н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации".
Как видим, в большинстве случаев номинальная стоимость государственных облигаций выражается в рублях, хотя есть и исключения, к которым относятся облигации внутреннего валютного займа и облигации внешних займов. Особый случай представляют собой государственные облигации, погашаемые золотом <1>, и восстанавливаемые ценные бумаги. Номинальная стоимость одного золотого сертификата равняется действующей цене покупки Центральным банком РФ 1 кг химически чистого золота на дату выпуска золотого сертификата.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 861 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом", Приказ Минфина России от 28 октября 1998 г. N 48н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом".
Определение номинала восстанавливаемых ценных бумаг еще более специфично. Связано это с самой сутью таких бумаг и порядком их возникновения - это ценные бумаги бывшего СССР, переводимые в долговые обязательства Российской Федерации. Порядок установления единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации был определен Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" (1996 г.). Этим Законом было определено, что единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации имеет наименование "долговой рубль" ("дор"), являющийся условной денежной единицей, выражаемой в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства. Долговая стоимость одного долгового рубля должна определяться исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора <1>.
--------------------------------
<1> Необходимый социальный набор определялся как фиксированный набор традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. За базовую стоимость необходимого социального набора должна приниматься его стоимостная оценка (в валюте СССР), определенная исходя из цен (в государственной и кооперативной розничной торговле) и тарифов 1990 г. в целом по РСФСР. Такая стоимость должна была определяться на основании специальных правил (см., к примеру, Федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора" (1999 г.)).
Величина номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации определялась исходя из номинала переводимой в него восстанавливаемой ценной бумаги и с учетом неполученных доходов, причитающихся по данной восстанавливаемой ценной бумаге в соответствии с условиями договора займа по ней, действовавшими на 1 марта 1991 г. Величина номиналов целевых долговых обязательств Российской Федерации, в которые переводятся восстанавливаемые ценные бумаги (за исключением облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.), приобретенные в период с 1 марта по 31 декабря 1991 г., определялась с учетом изменения покупательной способности денежных средств после 1 марта 1991 г.
В соответствии с этими общими положениями:
- величина номинала целевой облигации Российской Федерации (в которую подлежали переводу облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.) устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 г. Для выигравшей облигации 1982 г. величина номинала соответствующей целевой облигации Российской Федерации устанавливалась равной произведению коэффициента 1,4 на величину выпавшего на данную облигацию 1982 г. выигрыша (включающего величину нарицательной стоимости данной облигации);
- величина номинала целевого казначейского обязательства Российской Федерации (в которое переводилось государственное казначейское обязательство СССР) устанавливалась равной произведению величины номинала переводимого в него Государственного казначейского обязательства СССР на коэффициент деноминации, установленный для периода, на который приходится дата приобретения данного Государственного казначейского обязательства СССР. Отдельные правила были установлены для определения номиналов купонов целевого казначейского обязательства Российской Федерации;
- величина номинала целевого сертификата Российской Федерации, в который переводится сертификат Сберегательного банка СССР, устанавливалась равной произведению коэффициента деноминации (установленного для периода, на который приходится дата приобретения данного сертификата Сберегательного банка СССР) на величину выплаты, предназначавшейся в соответствии с действовавшими на 1 марта 1991 г. условиями займа по данному сертификату Сберегательного банка СССР в случае его предъявления к оплате на установленную дату его перевода в целевой сертификат Российской Федерации.
Право на получение процентов по своему содержанию не сильно отличается от того, что мы анализировали применительно к облигациям. Следует обратить внимание на одно очень серьезное отличие облигации от государственной облигации в части права на получение процентов. Статья 816 ГК, определяя это право для облигации, говорит о "фиксированном проценте от номинальной стоимости", а вот применительно к государственной облигации ст. 817 Кодекса говорит только об "установленных процентах". Это позволяет не привязывать проценты, вернее, порядок их расчета к номинальной стоимости государственной облигации, а выстраивать весьма гибкое содержание бумаги. Например, такое право по облигации федерального займа с переменным купонным доходом <1> определено как право на "процент к номинальной стоимости", причем он определяется на "основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) и облигациям федеральных займов (ОФЗ) или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию". Примеров государственной облигации с таким сложным расчетом можно привести достаточно много. Конкретные примеры мы посмотрим при анализе видов государственной облигации.
--------------------------------
<1> Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. N 112н.
Еще одним правом денежного характера, которое может включаться в содержание облигации, является право на получение дисконта. Как мы уже отмечали при анализе облигаций, дисконт как право поглощается таким правом, как получение основной суммы долга, поскольку он возникает из разницы между ценой приобретения облигации и основной суммой долга, выплачиваемой при погашении облигации. Примером таких государственных облигаций являются государственные краткосрочные бескупонные облигации <1>, которые предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при их погашении.
--------------------------------
<1> Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. N 103н.
Как уже было отмечено, в определении государственной облигации помимо прочего фиксируется одно ее важное отличие от облигации: государственная облигация может как закреплять право на получение денежных средств (носить денежный характер), так и предоставлять право на получение иного имущества и имущественных права либо представлять собой смешанный вариант (и денежные, и иные права).
Это важное преимущество государственной облигации позволяет конструировать, с точки зрения содержания и объема прав, весьма интересные документы. Так, неденежный характер носит золотой сертификат, который в соответствии с п. 2 Генеральных условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 861, предоставляет его владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат.
Отметим, что содержание государственной облигации как вида ценных бумаг таково, что ограничений на то, предоставление какого имущества при погашении облигации может быть сделано, законодательство не содержит. В случае с золотым сертификатом - это золото, однако государство в зависимости от условий эмиссии может закрепить возможность получения и иного имущества.
И здесь следует отметить еще одну разницу в определении государственной облигации и облигации. Когда ст. 816 ГК говорит об альтернативности в части основного обязательства по облигации, она использует слова "или иного имущественного эквивалента", а вот ст. 817 ГК при определении государственной облигации содержит такую конструкцию: "...на получение... денежных средств или... иного имущества". Таким образом, в определении отсутствует слово "эквивалент", т.е. можно предположить, что в государственной облигации сумма денег, отданная взаймы, может не соответствовать стоимости того имущества, которое будет передаваться при погашении облигации.
Не конкретизирует закон и того, какие имущественные права могут закрепляться содержанием государственной облигации ("установленных процентов либо иных имущественных прав"). Пока все разнообразие таких имущественных прав исчерпывалось дисконтом.
Право на выкуп государственной облигации до истечения срока ее погашения. Право на досрочный выкуп является весьма распространенным в мире государственных облигаций. Смысл этого права состоит в том, что обязанное лицо само или через агента выкупает бумаги до срока их погашения.
Такое право, к примеру, закреплено для государственных сберегательных облигаций <1>, государственных краткосрочных бескупонных облигаций <2>, облигаций государственных нерыночных займов <3>, для некоторых видов облигаций федеральных займов: с амортизацией долга <4>, с переменным купонным доходом <5>, с постоянным купонным доходом <6>.
--------------------------------
<1> Пункты 4, 30 Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций, утвержденных Приказом Минфина России от 19 августа 2004 г. N 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций".
<2> Пункт 13 Условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденных Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. N 103н.
<3> Пункт 13 Условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов, утвержденных Приказом Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 86н "Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов".
<4> Пункт 19 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга, утвержденных Приказом Минфина России от 27 апреля 2002 г. N 37н.
<5> Пункт 16 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденных Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. N 112н.
<6> Пункт 16 Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденных Приказом Минфина России от 16 августа 2001 г. N 65н.
Порядок реализации такого права для государственных облигаций обычно подробно не прописывается. Некоторые положения о порядке реализации этого права содержатся в Положении Банка России от 25 марта 2003 г. N 219-П "Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг", которое регулирует порядок размещения, обращения, обслуживания и погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, облигаций федеральных займов и государственных федеральных облигаций. В частности, этим документом установлено, что, выполняя функции генерального агента эмитента по обслуживанию выпусков государственных облигаций, Банк России осуществляет по поручению эмитента выкуп облигаций размещенных ранее выпусков.
Отдельно реализация такого права была прописана для государственных сберегательных облигаций. В частности, Условиями эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций установлено, что владелец вправе предъявить их к выкупу:
- в даты, определенные эмитентом в решении о выпуске (установленные даты);
- в даты, отличные от дат, определенных в решении о выпуске (неустановленные даты), в случае:
приостановления действия или аннулирования у владельцев облигаций соответствующих лицензий;
применения к владельцам облигаций процедуры банкротства;
принятия решения о реорганизации (в случае, если вновь созданное юридическое лицо не имеет права приобретать облигации) или ликвидации организации - владельца облигаций. В неустановленные даты облигации могут быть предъявлены к выкупу самими владельцами, организацией, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации реализацию имущества владельца облигаций; управляющей компанией при передаче ей имущества, находящегося в доверительном управлении другой управляющей компании, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выкуп облигаций, предъявленных к выкупу в неустановленные даты, осуществляется один раз в месяц в дату, определенную эмитентом.
Выкуп облигаций в установленные даты осуществляется эмитентом по номинальной стоимости. Порядок расчета цены выкупа облигаций в неустановленные даты определяется отдельно.
Производные права (конвертация, право на обмен государственных облигаций на иные государственные ценные бумаги и т.п.). Еще одним правом, которое может закреплять государственная облигация, является право на обмен на иные государственные ценные бумаги.
Следует отметить, что речь в данном случае идет не о ситуации обмена в силу невозможности эмитентом исполнить свои обязательства, а об обмене, который представляет собой отдельное субъективное право, составляющее содержание бумаги.
Например, такое право предусмотрено для тех же государственных сберегательных облигаций. В соответствии с Условиями эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций установлено, что владелец таких облигаций вправе их обменять на государственные сберегательные облигации других выпусков и облигации федеральных займов. Определено, что обмен может быть осуществлен следующими способами: конверсия облигаций на облигации других выпусков, аукцион по обмену облигаций.
Акцессорные права. О такого рода правах мы говорили в соответствующем разделе применительно к анализу ст. 14 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Как уже было показано, под единым определением "государственная облигация" скрывается целый ряд финансовых инструментов. Эти инструменты могут отличаться наличием специальных требований к владельцам (к примеру, для одних бумаг могут устанавливать ограничение на владение их физическими лицами), к форме дохода (процент или дисконт), к порядку выплаты дохода, порядку определения дохода, форме облигаций, порядку размещения облигаций <1> и т.д. Для простоты мы будем их называть видами государственной облигации.
--------------------------------
<1> Этот аспект будет рассмотрен в следующей главе.
К числу таких видов государственной облигации можно отнести:
1) облигации федеральных займов (Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458).
Облигации федеральных займов признаются федеральными государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, владелец которых имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.
По срокам обращения облигации федеральных займов могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.
Облигации федеральных займов выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, который хранится в депозитарии.
Облигации федеральных займов, в свою очередь, имеют определенную классификацию. Выделяются следующие их виды:
а) облигации федерального займа с амортизацией долга (Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга, утвержденные Приказом Минфина России от 27 апреля 2002 г. N 37н).
Данные облигации являются именными купонными ценными бумагами, предоставляющими их владельцам следующие права:
- право на получение номинальной стоимости частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска. Погашение номинальной стоимости частями (амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним. При амортизации долга размер погашаемой части номинальной стоимости определяется на каждую дату ее выплаты. Датой погашения облигаций является дата выплаты последней непогашенной части номинальной стоимости;
- право получение дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номинальной стоимости.
Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций или переменной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонного дохода по всем купонам объявляется не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения выпуска. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Величина процентной ставки купонного дохода и купонного дохода по первому купону объявляется не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения, по второму и следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций, и начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.
Проценты по первому купону начисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода (дату погашения);
б) облигации федерального займа с переменным купонным доходом (Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. N 112н).
Эти облигации являются именными купонными ценными бумагами, которые предоставляют их владельцам права:
- на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении;
- на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.
Купонный доход определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) и облигациям федеральных займов (ОФЗ) или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется: по первому купону - не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой выпуска облигаций, по дату его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода (дату погашения).
Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев;
в) облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина РФ от 16 августа 2001 г. N 65н).
Эти облигации являются именными купонными ценными бумагами, предоставляющими их владельцам права:
- на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении;
- на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.
Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска облигаций. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций. Проценты по первому купону начисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату окончания первого купонного периода. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с календарного дня, следующего за датой окончания предшествующего купонного периода, по дату окончания текущего купонного периода (дату погашения). Даты окончания купонных периодов и выплат купонного дохода фиксируются в глобальном сертификате соответствующего выпуска.
Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев;
г) облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (Условия выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 18 августа 1998 г. N 37н).
Эти облигации являются именными купонными ценными бумагами и предоставляют их владельцам права:
- на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении;
- на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигаций.
Эмитент по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций размер купонного дохода на каждый купонный период. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).
По этим облигациям могут быть установлены ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами;
2) государственные сберегательные облигации (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций", Приказ Минфина России от 19 августа 2004 г. N 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций").
Государственные сберегательные облигации признаются ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме с обязательным централизованным хранением, обязательства по которым выражены в рублях, которые удостоверяют права их владельцев на:
- получение при погашении облигаций их номинальной стоимости;
- получение дохода в виде процента, начисляемого исходя из номинальной стоимости облигаций;
- предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций;
- предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций.
Процентные ставки и величина процентного дохода определяются в решении о выпуске облигаций. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает). Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату его выплаты включительно. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего процентного дохода, по дату выплаты соответствующего процентного дохода (дату погашения) включительно.
Облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Предельно ограничен круг владельцев таких бумаг, ими могут быть юридические лица - резиденты Российской Федерации: а) страховые организации; б) негосударственные пенсионные фонды; в) акционерные инвестиционные фонды; г) Пенсионный фонд Российской Федерации и иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации - в случае, если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации; д) государственные корпорации - в случае, если размещение (инвестирование) временно свободных средств государственной корпорации в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений, вправе размещать указанные средства в облигации. Управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов, вправе приобретать облигации за счет имущества указанных фондов в случае их соответствия требованиям к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращение облигаций на вторичном рынке или их залог не допускаются, за исключением двух случаев: если созданное в результате реорганизации владельца облигаций юридическое лицо имеет право приобретать облигации, то допускается передача ему этих облигаций; в случае передачи имущества, находящегося в доверительном управлении, от одной управляющей компании другой управляющей компании передача облигаций допускается, если такая передача предусмотрена законодательством Российской Федерации;
3) государственные краткосрочные бескупонные облигации (Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. N 103н).
Эти облигации определяются как именные краткосрочные ценные бумаги, выпускаемые в документарной форме, с обязательным централизованным хранением, которые предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении. Соответственно, доходом по государственным краткосрочным облигациям считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи).
В отличие от государственных сберегательных облигаций круг владельцев этих бумаг достаточно широк - ими могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Однако для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев;
4) облигации государственного сберегательного займа (Постановление Правительства РФ от 16 мая 2001 г. N 379 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций Государственного сберегательного займа Российской Федерации", Приказ Минфина России от 15 июня 2001 г. N 45н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций Государственного сберегательного займа Российской Федерации").
Эти облигации определяются как купонные среднесрочные (от одного года до пяти лет) ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые в документарной форме без обязательного централизованного хранения, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Облигации удостоверяют право их владельца:
- на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости);
- на получение дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента (купонного дохода), начисляемого на номинальную стоимость облигации.
Выплата купонного дохода и погашение облигаций осуществляются платежным агентом за счет средств федерального бюджета при предъявлении подлинника сертификата. Купоны, отделенные от сертификатов до их оплаты платежным агентом, не дают права на получение купонного дохода.
Купонный доход определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется: по первому купону - не позднее чем за 10 дней до даты начала первого купонного периода, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до начала соответствующего купонного периода. Размер купонного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федерации.
Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой окончания периода размещения облигаций, по дату начала его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой начала выплаты предшествующего купонного дохода, по дату начала выплаты соответствующего купонного дохода (дату начала погашения).
Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица, однако для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.
Облигации свободно обращаются на вторичном рынке ценных бумаг;
5) государственные облигации, погашаемые золотом (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 861 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом", Приказ Минфина России от 28 октября 1998 г. N 48н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом").
Эти облигации, о которых мы упоминали в различных частях настоящей работы и которые еще именуются золотыми сертификатами, являются именными беспроцентными облигациями, выпускаемыми в документарной форме с обязательным централизованным хранением.
Они предоставляют их владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат. Погашение золотых сертификатов производится путем передачи Гохраном России владельцам золотых сертификатов золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 11730-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат.
Владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица.
Следует отметить некоторую неясность с содержанием этого документа. Когда мы говорили о содержании государственной облигации как вида ценных бумаг, мы указывали на возможные комбинации права. Но, как думается, при любой комбинации государственная облигация должна удостоверять право на получение основной суммы долга (или иного имущества) и право на процент (или иные имущественные права). Заметим, что закон не использует разделительного союза "или", когда говорит, к примеру, об основном долге и проценте, т.е. предполагается, что если есть право на получение основной суммы долга, то должно быть и право на получение процента или иных имущественных прав. Между тем в золотом сертификате мы видим только право на получение имущества (основное право), но мы не усматриваем в его содержании никаких иных прав, что кажется не совсем правильным и противоречащим определению государственной облигации.
Можно, конечно, сослаться на специфику этого инструмента и на то, что он также регулируется Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", однако ст. 22 этого Закона указывает только то, что: а) обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с законодательством; б) обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом, этот Закон никакого изъятия в части прав не содержит;
6) облигации государственных нерыночных займов (Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 316 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов", Приказ Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 86н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов").
Эти облигации определяются как документарные ценные бумаги, предоставляющие их владельцу:
- право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости);
- право на получение дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций;
- право на предъявление облигаций к досрочному выкупу.
Доход по облигациям государственных нерыночных займов устанавливается Министерством финансов РФ при их выпуске и выплачивается не реже одного раза в год. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонного дохода для каждого периода купонных выплат зафиксирована в решении о выпуске, но не совпадает. По облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода для всех купонных периодов величина процентной ставки совпадает и определена в решении о выпуске. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из установленной в решении о выпуске процентной ставки. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.
В решении о выпуске устанавливается величина процентной ставки и купонного дохода только по первому купону. По последующим купонам размер купонного дохода сообщается эмитентом не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату его выплаты включительно. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего процентного дохода, по дату выплаты соответствующего процентного дохода (дату погашения) включительно.
Обязательного централизованного хранения для этих бумаг не предусмотрено, установлено, что выпуск облигаций оформляется глобальным сертификатом, при этом эмитент при принятии решения о выпуске может определить, что глобальные сертификаты могут выдаваться на руки владельцам. В случае выдачи глобального сертификата на руки владельцу для осуществления прав владелец обязан предъявить глобальный сертификат эмитенту.
По срокам обращения облигации государственных нерыночных займов могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными.
Владельцами облигаций государственных нерыночных займов могут быть юридические лица, являющиеся по законодательству Российской Федерации резидентами и нерезидентами.
Облигации государственных нерыночных займов не обращаются на вторичном рынке;
7) облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. N 1697-1 "Об условиях выпуска Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года").
Эти облигации выпускались сроком на 30 лет - с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. 16 отдельными разрядами по 5 млрд. руб., состоящими из 10 серий по 500 тыс. руб., номинальной стоимостью облигаций 10 тыс. руб.
Держателям облигаций выплачивается годовой доход по плавающей процентной ставке. По облигациям займа, вышедшим в тираж погашения, оплачивались их номинальная (в документе она названа нарицательной) стоимость, рыночная надбавка к цене и годовой доход того периода, в котором облигации подлежат выкупу.
По первым двум разрядам выплачивается годовой доход в размере 15% номинальной стоимости облигации. Облигации, срок оплаты которых наступил, могут быть предъявлены к оплате до 30 июня 2021 г. включительно. По истечении этого срока облигации, не предъявленные к оплате, утрачивают силу и оплате не подлежат.
Облигации предназначались для их реализации среди юридических лиц, было установлено, что их владельцы могли перепродавать их через учреждения банков юридическим лицам, а также кредитным учреждениям, т.е. круг владельцев также был ограничен юридическими лицами;
8) облигации государственного внутреннего валютного займа.
Эти облигации появились в 1993 г. в связи с тем, что в результате банкротства Внешэкономбанка на его счетах оказались замороженными большие средства юридических и физических лиц. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 января 1992 г. было гарантировано возвращение валютных средств резидентам в соответствии с законодательством России. В декабре 1992 г. появился Указ Президента России N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга СССР", в котором признавалось правопреемство Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед российскими лицами по их валютным счетам во Внешэкономбанке СССР. В том же Указе Министерству финансов РФ совместно с Банком России и Внешэкономбанком предлагалось переоформить эти обязательства в государственные ценные бумаги путем выпуска облигационного займа.
В Указе были определены основные условия выпуска облигаций: эмитент - Министерство финансов РФ; валюта займа - доллары США; процентная ставка - 3% годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет. Была определена схема распределения облигаций разной срочности среди их первоначальных владельцев (владельцев валютных счетов во Внешэкономбанке СССР). Логическим продолжением Указа стало Постановление Совета Министров РФ от 15 марта 1992 г. N 222 "Об утверждении Условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа". Дата выпуска займа - 14 мая 1993 г. Всего было оформлено 5 серий (траншей). Оплата как купонов, так и облигаций происходит в долларах США. Период их предъявления к оплате определен в течение 10 лет, начиная с конца календарного года, в течение которого подошел срок оплаты соответствующих облигаций и купонов. Начало предъявления купонов к оплате и облигаций к погашению определено в 30 дней до даты выплаты или погашения. Центральный банк РФ своим письмом от 13 апреля 1994 г. N 87 установил условия обращения облигаций на территории Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций, могут быть оплачены как в рублях, так и в иностранной валюте, в том числе между резидентами. Уполномоченные банки могут выступать в качестве депозитариев облигаций, но нерезиденты не могут выполнять эти функции. Приобретение облигаций нерезидентами за рубли разрешается только за счет средств на специальных рублевых счетах в уполномоченных российских банках.
Выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа РФ 1996 г. производился на основании Постановления Правительства РФ от 4 марта 1996 г. N 229 "О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа", изданного во исполнение Указа Президента РФ от 31 января 1996 г. N 126 "О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации".
Этим Постановлением было признано необходимым произвести выпуск облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа на сумму 350 млн. долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 15 марта 1993 г. N 222. Дата выпуска облигаций - 14 мая 1996 г. Облигации являются процентными, по ним начисляются проценты годовых начиная с 14 мая 1996 г. Проценты уплачиваются один раз в год, 14 мая, держателям облигаций после предъявления ими соответствующих купонов. Начисление процентов прекращается в день погашения облигации. Владелец облигаций получает причитающиеся на даты платежа суммы основного долга и процентов в долларах США;
9) облигации внешних займов (еврооблигации). Существует несколько разных определений еврооблигаций. В самом общем виде это облигации внешнего займа, предназначенные для размещения и обращения на внешних рынках. Существуют и официальные определения, которые даются в соответствующих международных документах, прежде всего европейских.
Так, ОЭСР определяет их как облигации, которые размещаются одновременно на рынках по крайней мере двух стран и выражаются в валюте, которая необязательно является валютой одной или другой из этих стран, при этом размещение обычно осуществляется международными финансовыми синдикатами, состоящими из финансовых учреждений нескольких стран <1>.
--------------------------------
<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фр. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. М.: Междунар. отношения, 2001. С. 525.
По сути такое же и официальное определение статуса еврооблигаций, данное в Директиве Комиссии Европейских Сообществ от 17 марта 1989 г. N 89/298/ЕЕС. В этом документе они определяются как бумаги, которые: 1) проходят андеррайтинг и размещаются через посредство синдиката, по меньшей мере два участника которого зарегистрированы в разных государствах; 2) предлагаются в значительных объемах в одном или более государствах, кроме стран регистрации эмитента; 3) могут быть первоначально приобретены (в том числе по подписке) только при посредстве кредитной организации или другого финансового института <1>.
--------------------------------
<1> См.: Буклемишев О.В. Указ. соч. С. 13 - 14.
Эмитентом облигаций внешнего займа от имени Российской Федерации является Министерство финансов РФ. Выпуск внешнего облигационного займа, а также погашение основного долга и выплата процентов по нему осуществляются в долларах США. Дебютная эмиссия еврооблигаций была осуществлена Министерством финансов в 1996 г. В настоящее время осуществлено размещение нескольких серий российских бондов. Кроме еврооблигаций, с помощью которых с международных рынков капиталов осуществляются внешние заимствования, можно выделить и облигации внешних облигационных займов, посредством которых была реструктурирована часть внешней задолженности России, которая перешла от бывшего СССР. В частности, в облигации внешних облигационных займов Российской Федерации должна быть переоформлена коммерческая задолженность бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами.
Облигации выпускаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2000 г. N 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов" <1>. В указанном документе было дано поручение Министерству финансов РФ для проведения обмена выверенной задолженности осуществить от имени Российской Федерации эмиссию облигаций внешних облигационных займов в общем объеме не более 2 млрд. долл. США. Бюджетным законодательством России также предусмотрена дополнительная эмиссия облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в рамках урегулирования обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед МВЭС и МИБ в сумме 1500 млн. долл. США.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 28. Ст. 2976.
Облигации внешних займов являются частью внешних заимствований России. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений от имени Российской Федерации или Правительства РФ. Такие договоры и соглашения могут также заключаться от имени федеральных органов исполнительной власти или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде его постановления. Предельным размером государственных внешних заимствований Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов (займов) на предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга Российской Федерации.
Еврооблигации выпускаются также и субъектами Российской Федерации, с учетом ограничений, установленных Бюджетным кодексом (ст. 104);
10) восстанавливаемые ценные бумаги ("целевые долговые обязательства Российской Федерации": целевые облигации, целевые казначейские обязательства, целевые сертификаты).
Эти государственные облигации представляют особую категорию ценных бумаг. История их появления связана с урегулированием внутреннего долга бывшего СССР Россией как продолжателем СССР. На законодательном уровне этот вопрос впервые был урегулирован Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (1995 г.). Этот Закон устанавливал "обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации".
Было отмечено (ст. 1), что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации (гарантированные сбережения граждан), путем помещения денежных средств:
- на вклады в Сберегательный банк РФ (ранее - Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.;
- на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее - организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.;
- в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Все эти обязательства были признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации (ст. 2). В соответствии с Законом (ст. 5) восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производились путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, "являющиеся государственными ценными бумагами". Устанавливалось, что целевые долговые обязательства Российской Федерации могут служить платежным средством при осуществлении всех мероприятий по продаже (приватизации) объектов государственной собственности, акций государственных предприятий, а также находящихся во владении государства акций приватизированных предприятий. При осуществлении указанных мероприятий целевые долговые обязательства Российской Федерации являются законным платежным средством, обязательным к приему, и приравниваются к количеству валюты Российской Федерации, определяемому исходя из величины номинала предъявленных целевых долговых обязательств Российской Федерации и долговой стоимости на момент их использования в качестве платежного средства.
Ценностью гарантированных сбережений граждан признавалась покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения (ст. 4). Покупательная способность денежных средств рассчитывалась исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека. Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 1 марта 1991 г., покупательная способность денежных средств считалась постоянной и определялась покупательной способностью валюты СССР в 1990 г. При переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств приравнивалась к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств, с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада. Для гарантированных сбережений граждан, созданных после 1 марта 1991 г., номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определялся с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты (ст. 6).
Порядок перевода ценных бумаг бывшего СССР был установлен двумя специальными нормативными актами - Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (1999 г.) и Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 г. N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (действие этого документа приостановлено).
К числу восстанавливаемых ценных бумаг, т.е. бумаг, которые в соответствии с этим Законом могли быть переведены в целевые долговые обязательства Российской Федерации, были отнесены имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.; Государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 г.; сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 г., размещение которых производилось на территории РСФСР.
Указанные целевые долговые обязательства Российской Федерации признавались государственными ценными бумагами на предъявителя. Порядок начисления доходов по ним и порядок их обслуживания должны были устанавливаться отдельными федеральными законами (ст. ст. 9 и 10).
Этим же Законом относительно целевых облигаций, в которые переводились облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., было установлено, что на них с 1 января 1996 г. начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях. До даты введения свободного обращения целевых облигаций Российской Федерации в валюту Российской Федерации по долговой стоимости начисляемые на них доходы (в год) не могут быть меньше 9% от номиналов целевых облигаций Российской Федерации. Доходы, причитающиеся по целевому казначейскому обязательству Российской Федерации, в которые переводились Государственные казначейские обязательства СССР, определялись суммой номиналов его действующих купонов. Для целевых сертификатов, в которые переводились сертификаты Сберегательного банка СССР, с даты перевода начислялись доходы, выражаемые в долговых рублях. Было установлено, что до даты введения свободного обращения целевых сертификатов Российской Федерации в валюту Российской Федерации по долговой стоимости начисляемые на них доходы (в год) не могут быть меньше 10% от номиналов целевых сертификатов Российской Федерации.
Для восстанавливаемых ценных бумаг, не переведенных в целевые долговые обязательства Российской Федерации, гарантии государства по восстановлению и обеспечению сохранности их ценности, установленные Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", сохранялись. Было определено, что на требования как по восстанавливаемым ценным бумагам, так и по бумагам бывшего СССР, не переведенным в целевые долговые обязательства, исковая давность не распространяется.
Облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. подлежали переводу в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые облигации Российской Федерации. Датой перевода облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г. (далее - облигация 1982 г.) в целевую облигацию Российской Федерации считалось 1 января 1996 г. независимо от фактической даты ее перевода.
Государственные казначейские обязательства СССР переводились в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые казначейские обязательства Российской Федерации. При этом неотделенные купоны Государственных казначейских обязательств СССР признаются купонами данных целевых казначейских обязательств Российской Федерации.
Сертификаты Сберегательного банка СССР переводились в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сертификаты Российской Федерации. Датой перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации (независимо от даты его фактического перевода) считалась дата, приходящаяся на 1996 г. и отстоящая от даты приобретения данного сертификата на целое число лет.
- Рецензенты:
- Глава 1. Предмет, структура и источники правового 15
- Глава 2. Сущность ценной бумаги 77
- Глава 3. Классификации и виды ценных бумаг 383
- Глава 4. Правовое регулирование возникновения ценных бумаг 967
- Глава 5. Правовое регулирование инвестиционной 1188
- Глава 6. Правовое регулирование профессиональной 1332
- Глава 7. Особенности защиты прав и законных 1610
- Глава 8. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 1820
- Предисловие
- Вступительное слово
- Глава 1. Предмет, структура и источники правового регулирования рынка ценных бумаг
- 1.1. Предмет правового регулирования
- 1.2. Структура правового регулирования рынка ценных бумаг
- 1.3. Законодательство, регулирующее отношения
- 1.4. Подзаконные акты
- 1.5. Судебная практика,
- Глава 2. Сущность ценной бумаги
- 2.1. Правовой режим ценной бумаги
- 2.2. Признаки ценной бумаги
- 2.2.1. Содержательные признаки ценной бумаги
- 2.2.2. Формальные признаки
- Глава 3. Классификации и виды ценных бумаг
- 3.1. Именные, ордерные и предъявительские ценные бумаги
- 3.2. Эмиссионные ценные бумаги и ценные бумаги,
- 3.3. Документарные и бездокументарные ценные бумаги
- 3.4. Классификация ценных бумаг в зависимости
- 3.5. Классификация ценных бумаг в
- 3.6. Внешние и внутренние ценные бумаги
- 3.7. Производные и базовые ценные бумаги
- 3.8. Классификация ценных бумаг в зависимости от сроков
- 3.9. "Ликвидные" и "неликвидные" ценные бумаги
- 3.10. Виды ценных бумаг, признаваемые российским
- 3.10.1. Общий порядок распространения
- 3.10.2. Облигация
- 3.10.3. Государственная облигация
- 3.10.4. Акция
- 3.10.5. Вексель
- 3.10.7. Коносамент
- 3.10.8. Закладная
- 3.10.9. Депозитный (сберегательный) сертификат
- 3.10.10. Банковская сберегательная книжка на предъявителя
- 3.10.11. Опцион
- 3.10.12. Российская депозитарная расписка
- 3.10.13. Складское свидетельство (двойное складское
- 3.10.14. Инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда
- 3.10.15. Ипотечный сертификат участия
- 3.10.16. Жилищный сертификат
- 3.10.17. Приватизационные ценные бумаги
- Глава 4. Правовое регулирование возникновения ценных бумаг
- 4.1. Постановка проблемы: возникновение
- 4.1.1. Эмиссия
- 4.1.1.1. Общие правила эмиссии ценных бумаг
- 4.1.1.2. Регулирование особенностей процедуры эмиссии
- 4.1.1.3. Эмиссии, правовое регулирование
- 4.1.2. Иные юридические составы
- 4.1.2.1. Процедура выдачи инвестиционных
- 4.1.2.2. Процедура выдачи ипотечного сертификата участия
- 4.1.2.3. Процедура принятия обязательств
- 4.1.2.4. Процедура возникновения государственного
- 4.1.2.5. Процедура выдачи коносамента
- 4.1.2.6. Процедура выдачи сберегательного
- 4.1.2.7. Процедура принятия обязательств
- 4.1.2.8. Процедура возникновения складских свидетельств
- 4.1.2.9. Процедура легализации
- 4.1.2.10. Процедура легализации ранее не
- 4.1.2.11. Процедура допуска
- 4.2. Случайные составы и односторонние сделки
- Глава 5. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг
- 5.1. Инвестиции на рынке ценных бумаг: общее понятие
- 5.2. Виды инвесторов на рынке ценных бумаг
- 5.2.1. Индивидуальные инвесторы
- 5.2.2. Финансовые посредники - институциональные инвесторы
- 5.2.3. Инвесторы в силу закона
- 5.2.4. Квалифицированные инвесторы
- 5.2.5. Иностранные инвесторы
- Глава 6. Правовое регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- 6.1. Понятие профессиональной деятельности
- 6.2. Виды профессиональной деятельности на рынке
- 6.2.1. Брокерская деятельность
- 6.2.2. Дилерская деятельность
- 6.2.3. Деятельность по управлению ценными бумагами
- 6.2.4. Клиринговая деятельность
- 6.2.5. Деятельность по организации
- 6.2.6. Деятельность по ведению реестра
- 6.2.7. Депозитарная деятельность
- 6.3. Профессиональная деятельность
- 6.3.1. Деятельность специализированных депозитариев
- 6.3.2. Деятельность финансового консультанта
- 6.3.3. Деятельность трансфер-агента и попечителя
- 6.3.4. Деятельность эмитента по ведению реестра
- Глава 7. Особенности защиты прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг
- 7.1. Общие положения о защите прав и законных
- 7.2. Защита нарушенных и оспариваемых гражданских
- 7.3. Особенности судебной формы
- 7.4. Восстановление утраченных ценных бумаг
- 7.4.1. Вызывное производство (восстановление прав по
- 7.4.2. Восстановление именных ценных бумаг
- 7.4.3. Виндикация ценных бумаг
- 7.5. Компенсационные схемы (программы, фонды)
- 7.5.1. Государственная компенсационная программа
- 7.5.2. Компенсационные, гарантийные и иные фонды
- 7.6. Защита нарушенных и оспариваемых гражданских
- 7.7. Уголовно-правовая ответственность как
- Глава 8. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- 8.1. Понятие государственного регулирования
- 8.2. Субъекты государственного регулирования
- 8.3. Саморегулирование
- Список использованной литературы
- Электронные ресурсы