logo search
СТРАХ-Е В МЭО 2009 НОВОЕ

10.4 Российский страховой рынок на пороге вступления в вто

Негосударственное страхование в России с использованием рыночных отношений возникло в 1988 году с созданием кооператива Москва – АСКО.

Начиная с 1990 года создание страховых организаций набирало темпы и к 1996 году число их достигло 2800.

До 1992 года страховщики работали с использованием закона и правил Госстраха с некоторой их модернизацией и приспособлением к рыночным условиям.

22.11.1992 года был принят закон «О страховании».

В дальнейшем было внесено ряд поправок и уточнений и в новой редакции он принят как закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Российский страховой рынок увеличивал число субъектов рынка, в тоже время оставался с низкой капиталоемкостью, профессионально слабо подготовленным, в практической деятельности преобладали «серые» схемы страхования, позволяющие уходить от налогов. Практически отсутствовали классические схемы долгосрочного страхования жизни.

Перечисленные проблемы являлись серьезным препятствием в развитии и совершенствовании отечественного страхового рынка и выхода его на мировой рынок.

Задачи развития страхования были определены в Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 № 1139. Однако большинство из них решить не удалось вследствие негативного влияния многих факторов на конъюнктуру страхового рынка. Новые задачи по развитию страхового дела на период с 2002 по 2007 гг. были обозначены в Концепции развития страхования в Российской федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р.

Выделим основные из них:

- развитие системы обязательного государственного и обязательного страхования;

- развитие и совершенствование системы добровольного страхования;

- повышение капитализации рынка страховых услуг;

- совершенствование налогообложения страховой деятельности;

- совершенствование инвестиционной политики;

- повышение качества функционирования национальной страховой системы при конкуренции со страховщиками, капитал которых сформирован с участием иностранных инвесторов;

- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком;

- совершенствование государственного контроля и надзора за страховой деятельностью.

Эти и многие другие задачи частично решены. Решения других -находятся лишь на стадии разработки.

Кроме того, 16 ноября 2007 года Минфин внес в правительство «Стратегию развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 годы» - документ, определяющий основные изменения в госрегулировании рынка на ближайшие годы. Следование предыдущей Концепции обернулось для отрасли сокращением числа участников в полтора раза. Ряд компаний были лишены лицензий, как неработающие, многие были поглощены более крупными (рисунок 10.1).