3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
Эта точка зрения частично нашла отражение в законопроекте, внесенном несколько лет назад депутатами Государственной Думы РФ Г.В. Куликом, Ю.М. Ворониным и А.М. Макаровым (далее - законопроект Г.В. Кулика). В редакции ст. 2 Закона о Банке России, предложенной законопроектом, указано, что "Банк России является юридическим лицом с особым статусом, определяемым настоящим Федеральным законом". Некоммерческий характер Банка России в законопроекте Г.В. Кулика прямо не отражен. Однако об истинных взглядах авторов проекта по указанному вопросу остается только догадываться, так как в нем отсутствовала необходимая определенность. С одной стороны, некоммерческий характер ЦБ РФ может быть усмотрен из нормы ст. 45 законопроекта, согласно которой все банковские операции (включая кредитование!?) Банк России должен осуществлять бесплатно. Однако указанное правило противоречило ст. 2 и ст. 26 Закона о Банке России в редакции этого же законопроекта. Согласно ст. 2 Банк России должен был осуществлять свои расходы за счет собственных доходов в соответствии с федеральным законом о бюджете Банка России, а в соответствии со ст. 26 Банк России обязан отчислять часть своей прибыли в доход федерального бюджета. Представляется, что авторы законопроекта не учли, что иных источников доходов, кроме получения платы за оказанные им банковские услуги, у ЦБ РФ просто нет. В связи с этим выполнение Банком России тех задач, которые возложены на него в ст. ст. 2 и 26 рассматриваемого законопроекта, становится заведомо невыполнимым, а некоммерческий характер Банка России - спорным. По сути дела законопроект Г.В. Кулика попытался, но не сумел исправить то противоречие, которое содержится в действующей редакции Закона о Банке России.
Точку зрения об особом статусе Банка России, который является некоммерческой организацией, в научной литературе поддерживают Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин. Однако, чтобы обоснованно отстаивать некоммерческую природу Банка России, они должны были как-то объяснить, каким образом некоммерческий характер деятельности ЦБ РФ сочетается с его обязанностью зарабатывать средства для финансирования своих затрат.
По мнению Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина, изложенному в статье "К вопросу о статусе Банка России", ЦБ РФ нельзя назвать коммерческой организацией, так как получение им прибыли не является целью его деятельности. Они полагают, что выполнение основных функций ЦБ РФ невозможно без коммерческой деятельности, но она должна осуществляться не с целью получения прибыли, а в интересах государства и общества <1>. В другой статье "О понятии "банковское правоотношение" эти же авторы высказали прямо противоположное суждение о том, что Банк России осуществляет банковскую деятельность с целью систематического извлечения прибыли, самостоятельно и на свой риск <2>. Учитывая, что указанные работы вышли с интервалом всего в три месяца, вряд ли можно предположить, что авторы изменили свою позицию по указанному вопросу. Скорее всего, приведенный факт доказывает, что вывод о некоммерческом характере Банка России имеет скорее политический характер, чем реально вытекает из экономической природы ЦБ РФ. Политический, или декларативный характер имеет и сама норма ст. 2 действующего Закона о Банке России. Один известный классик в свое время сказал, что, если кто-нибудь в вашем присутствии начнет говорить о bien public <3>, - ищите разговор о бифштексах. То есть когда речь идет о получении денег, возникает вполне конкретный коммерческий интерес, который либо из политических, либо из ханжеских соображений может быть лишь отчасти прикрыт общественными интересами. Сделанный вывод вовсе не означает, что на Банк России не возложено никаких общественно значимых функций либо что он их не выполняет. Однако задача, поставленная перед ЦБ РФ, - зарабатывать средства для финансирования своих расходов (и, в частности, заработной платы и премий для сотрудников ЦБ РФ), не может не повлиять на характер отдельных решений Банка России по управлению кредитной системой России в пользу создания более льготных условий для собственной коммерческой деятельности. Учитывая, что государство изымает часть прибыли ЦБ РФ, вполне определенный коммерческий интерес возникает и у государства, которое может установить более льготные условия для Банка России, по сравнению с другими банками. Причем эти льготы никак не будут связаны с административной (т.е. общественно значимой) деятельностью Банка России. В ранее действовавшей редакции Закона о Банке России такая норма действительно была. В соответствии со ст. 2 Закона о Банке России в прежней редакции ЦБ РФ не должен был регистрироваться в налоговых органах. Кроме того, ст. 26 этого же Закона предусматривала, что Банк России и его учреждения должны освобождаться от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах <4>. В действующей редакции Закона о Банке России эти нормы отсутствуют, однако нельзя полностью исключить возможность появления в последующем законодательстве аналогичных льгот.
--------------------------------
<1> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К вопросу о статусе Банка России // Деньги и кредит. 1998. N 9. 10 - 11.
<2> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. О понятии "банковское правоотношение // Банковское дело. 1998. N 5. С. 27.
<3> Общественное благо (фр. яз.).
<4> Суды крайне осторожно применяли указанную норму на практике. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31 июля 2001 г. N 899/01 сделан вывод, что ст. 26 Закона о Банке России отсылает к налоговому законодательству. На момент рассмотрения дела оно не предусматривало никаких льгот по налогообложению прибыли Банка России. Налоговая инспекция поставила вопрос об уплате налога на прибыль, полученную от сдачи в аренду нежилого помещения Банка России. Эта деятельность была признана в Постановлении предпринимательской, и суд не нашел оснований для освобождения ЦБ РФ от уплаты налога. Однако дело было направлено на новое рассмотрение, так как судебными инстанциями не было проверено соблюдение налоговым органом срока давности на обращение в арбитражный суд с иском о взыскании сумм недоимки по налогам и сборам.
Вероятно, нет оснований стыдливо замалчивать коммерческий характер Банка России. Избавить его от этой особенности можно, на наш взгляд, лишь одним способом - отделить деятельность по управлению кредитной системы России от чисто банковской деятельности и создать для выполнения указанных функций разные ведомства. Реальность такого предложения уже подтверждена практикой. Именно так построена система управления кредитными организациями во Франции.
Анализируя имущественные права Банка России, Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин пришли к выводу, что они не отвечают признакам права оперативного управления, права хозяйственного ведения и права собственности. В результате ими был сделан вывод, что Банк России "является титульным владельцем принадлежащей ему собственности(!?), который владеет, пользуется и распоряжается имуществом не в своих интересах, а общества в целом" <1>. Объявив Банк России "титульным владельцем" принадлежащего ему имущества, Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин фактически не ответили на вопрос, на каком титуле (т.е. основании) Центральный банк Российской Федерации владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Однако из контекста работы можно сделать вывод, что речь идет, скорее всего, об особом вещном праве, не урегулированном ГК РФ.
--------------------------------
<1> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К вопросу о статусе Банка России // Деньги и кредит. 1998. N 9.
Если же мы правильно поняли авторов указанной выше работы, то с таким выводом можно было бы согласиться. Но в этом случае следовало бы более определенно сделать следующий вывод, основанный на первом умозаключении: Банк России является юридическим лицом особого рода, неизвестным ГК РФ. Аналогичная точка зрения была высказана еще рядом авторов <1>.
--------------------------------
<1> Ефимова Л.Г. Еще раз о юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1999. N 3; Постников В.Е. Правовые тенденции развития Центрального банка Российской Федерации // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / Отв. ред. П.Д. Баренбойм. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2000. С. 54 - 55.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй