§ 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
организаций и меры по охране имущества проблемных банков
Поскольку меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, применяемые Банком России, тесно связаны с охраной имущества проблемных банков, эти направления деятельности ЦБ РФ будут рассмотрены одновременно.
Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, применяемые Банком России, в настоящее время сосредоточены в двух нормативных правовых актах.
В случае возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства, перечисленных в ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций <1>, Банк России может потребовать от кредитной организации осуществления ею мер по финансовому оздоровлению, реорганизации или назначить временную администрацию (ст. 3).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.
В соответствии со ст. 7 Закона о банкротстве кредитных организаций мерами финансового оздоровления кредитной организации являются: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и пассивов кредитной организации; изменение организационной структуры кредитной организации, приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. ст. 11 и 12 Закона о банкротстве кредитных организаций и гл. 2 и 3 Инструкции ЦБ РФ от 11 ноября 2005 г. N 126-И "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" <1> применение указанных мер осуществляется кредитной организацией либо по собственной инициативе, либо по требованию Банка России. В соответствии с избранным путем выхода из финансового кризиса кредитная организация обязана разработать план мер по финансовому оздоровления либо план мероприятий по реорганизации, который подлежит представлению в Банк России для последующего контроля за ходом его выполнения.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2005. N 68.
Банк России назначает временную администрацию в качестве специального органа управления кредитной организацией, предусмотренного гл. III Закона о банкротстве кредитных организаций, ст. 20 Закона о банковской деятельности и п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России. Во-первых, Банк России вправе назначить временную администрацию в случаях, установленных п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций в качестве меры по предупреждению банкротства кредитной организации. Целью назначения такой временной администрации Банка России, как правило, является оздоровление финансового положения кредитной организации. Во-вторых, Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 17 Закона о банкротстве кредитных организаций, ст. 20 Закона о банковской деятельности). Цель деятельности такой администрации в основном носит превентивный характер и заключается в предотвращении фактов хищения имущества кредитной организации после отзыва у нее банковской лицензии.
Порядок назначения и деятельности временной администрации Банка России урегулирован Положением ЦБ РФ от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" <1>. Он может быть вкратце охарактеризован следующим образом. Временная администрация назначается Банком России на срок выполнения поставленных перед нею задач, но не более чем на шесть месяцев (п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России). Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свою деятельность с момента своего назначения до момента назначения ликвидатора или конкурсного управляющего (п. 4 ст. 18 Закона о банкротстве кредитных организаций). Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока ее действия, а также досрочно в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения, либо невозможности обеспечить личную безопасность руководителя, членов временной администрации и ее представителей.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2005. N 67.
В состав временной администрации входят руководитель, заместитель руководителя, один или несколько членов временной администрации. В состав временной администрации по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" могут включаться ее служащие. Руководитель временной администрации должен являться служащим Банка России. Заместитель руководителя временной администрации может быть служащим Банка России или Агентства по страхованию вкладов. Члены временной администрации могут не являться служащими Банка России или АСВ. Руководитель временной администрации и его заместитель должны иметь высшее экономическое или высшее юридическое образование, стаж работы в Банке России не менее одного года, а при отсутствии указанного образования - стаж работы в Банке России не менее одного года и (или) опыт руководства подразделением кредитной организации, связанной с осуществлением банковских операций, не менее двух лет. Решение о назначении временной администрации принимается Комитетом банковского надзора или Председателем Банка России и оформляется приказом.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о банкротстве кредитных организаций в период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть ограничены или приостановлены приказом Банка России. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва банковской лицензии, участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию, контролирует распоряжение имуществом кредитной организации, выполняет иные функции, установленные федеральным законодательством (ст. 21 Закона о банкротстве кредитной организации).
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации, проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение, принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации, устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам, принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией, обращается в Банк России с ходатайством в введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, выполняет иные функции в соответствии с федеральным законодательством (ст. 22 Закона о банкротстве кредитных организаций). При назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций полномочия исполнительных органов управления кредитной организацией (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными <1>. Такая временная администрация обладает полномочиями, рассмотренными выше, за исключением обязанности разработать план мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации (п. 1 ст. 22.1 Закона о банкротстве кредитных организаций).
--------------------------------
<1> См.: письмо ЦБ РФ от 17 июля 2002 г. N 98-Т "О применении Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Вестник Банка России. 2002. N 43.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о банкротстве кредитных организаций временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) совершать сделки, связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом, с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе сделки, связанные с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации вправе отказаться от исполнения договора, заключенного кредитной организацией (ст. 27 Закона о банкротстве). В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве кредитных организаций сделка кредитной организации, совершенная ею до момента назначения временной администрации, может быть признана судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации на основании общих норм о недействительных сделках. Пункт 2 указанной статьи предусматривает специальные основания. Сделка, совершенная кредитной организацией в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, может быть признана судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации в случаях, если цена указанной сделки и иные условия существенно в худшую для кредитной организации сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.
Расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации. Смета расходов утверждается Банком России.
Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации:
1) если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов;
3) в течение последнего месяца кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности более чем на 20% (ст. ст. 17, 32 Закона о банкротстве кредитных организаций).
Требование о реорганизации кредитной организации направляется Банком России в кредитную организацию с указанием причин, вызвавших необходимость реорганизации, а также сроков и формы ее проведения (ст. ст. 12 и 32 Закона о банкротстве кредитных организаций). Реорганизация кредитной организации может осуществляться в форме слияния или присоединения.
Анализ Закона о банкротстве кредитных организаций позволяет сделать вывод, что в процессе осуществления надзора за проблемными кредитными организациями Банк России по общему правилу не вмешивается в их оперативно-хозяйственную деятельность (ст. ст. 11 - 15 Закона о банкротстве кредитных организаций). Всю работу по финансовому оздоровлению кредитной организации выполняют ее органы управления. Однако Банк России меняет подход при выявлении серьезных признаков финансового неблагополучия. При наличии необходимых оснований Банк России вмешивается в деятельность банка. Формой такого вмешательства является деятельность временной администрации. При этом временная администрация не приобретает всех прав исполнительных органов кредитной организации, так как она обязана согласовывать совершение отдельных сделок по распоряжению имуществом банка с советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием участников. Назначение временной администрации никак не сказывается на полномочиях общего собрания и совета директоров банка, не затрагиваются права его акционеров. Таким образом, при проведении мероприятий по предупреждению банкротства кредитных организаций Банк России не выходит за рамки административного надзора.
Меры по предупреждению банкротства банков, применяемые Банком России по Закону 175-ФЗ <1>, могут быть определены на основании анализа всего текста Закона в целом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4981.
1. Банку России принадлежит инициатива в принятии решения об участии АСВ в предупреждении банкротства банка. В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ Банк России вправе предложить Агентству принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
2. Банк России вправе принять решение о проведении оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка (ст. 4 Закона N 175-ФЗ).
3. Банку России принадлежит право согласования (утверждения) плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 6 Закона N 175-ФЗ).
4. Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) при наличии одновременно следующих двух условий: во-первых, когда величина собственных средств (капитала) банка оказывается меньше размера уставного капитала банка, определенного зарегистрированными в установленном порядке учредительными документами банка; и, во-вторых, когда к моменту принятия данного решения учредители (участники) банка не приняли решения об уменьшении размера уставного капитала банка (ч. 1 ст. 7 Закона N 175-ФЗ). Например, в соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ от 29 октября 2008 г. N 325-П "Об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) после направления в Агентство предложения об участии АСВ в предупреждении банкротства банка.
В соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона N 175-ФЗ при уменьшении по решению Банка России размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) не применяются положения федеральных законов:
- об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от банка прекращения или досрочного исполнения им обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
- о праве заявления кредиторами требований к банку о прекращении или досрочном исполнении им обязательств и возмещении связанных с этим убытков;
- о ликвидации банка, если величина его собственных средств (капитала) становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного федеральным законом и нормативным актом Банка России на дату государственной регистрации банка.
Кроме того, при уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) по решению Банка России не применяются положения ст. 29 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Порядок применения указанной меры определен в указании Банка России от 29 октября 2008 г. N 2108-У "О порядке принятия Банком России решения об уменьшении уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала)". Величина собственных средств (капитала) банка рассчитывается в порядке, установленном Положением Банка России от 10 февраля 2003 г. N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций". Решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) принимается Комитетом банковского надзора Банка России. При отрицательном значении величины собственных средств (капитала) банка его уставный капитал уменьшается до 1 руб. Если банк, созданный в форме акционерного общества, находится на каком-либо из этапов процедуры эмиссии акций, а банк в форме общества с ограниченной ответственностью - на каком-либо этапе увеличения уставного капитала, то Комитет банковского надзора Банка России одновременно принимает дополнительное решение:
- в отношении банка в форме акционерного общества - о признании выпуска акций несостоявшимся и об аннулировании его государственной регистрации;
- в отношении банка в форме общества с ограниченной ответственностью - об отмене решения об увеличении уставного капитала.
Собственные акции (доли) банка, находящиеся у него на балансе на момент принятия решения об уменьшении уставного капитала до 1 руб., должны быть погашены.
Решение Комитета банковского надзора Банка России об уменьшении уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) оформляется приказом Банка России. Решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) вступает в силу со дня издания приказа Банка России. Сообщение об уменьшении размера уставного капитала банка не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения публикуется в "Вестнике Банка России".
5. Банк России вправе предоставить кредит АСВ для финансирования мероприятий по предупреждению банкротства банка (ст. 10 Закона N 175-ФЗ).
6. ЦБ РФ может назначить АСВ в качестве временной администрации проблемного банка.
7. Банк России вправе принять решение о невозможности выполнения плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка (ч. 6 ст. 6 Закона N 175-ФЗ).
Меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые АСВ, содержатся в ст. ст. 2, 8 и 9 Закона N 175-ФЗ. Одни из них могут применяться АСВ только в случае приобретения Агентством полномочий по управлению проблемным банком, другие осуществляются АСВ независимо от наличия или отсутствия у него специальных управленческих полномочий.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй