§ 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
без признаков банкротства
Принудительная ликвидация кредитной организации осуществляется на основании решения суда по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом (п. п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ).
Законодательство устанавливает две процедуры принудительной ликвидации кредитной организации: 1) принудительная ликвидация кредитной организации без признаков банкротства; 2) принудительная ликвидация в результате банкротства кредитной организации. Последний вопрос будет рассмотрен в рамках гл. 20 настоящей работы.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ принудительная ликвидация кредитной организации без признаков банкротства осуществляется по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий. Примером грубого нарушения закона, которое может послужить основанием для принудительной ликвидации любого юридического лица, включая кредитную организацию, является невыполнение требований законодательства о приведении обществом с ограниченной ответственностью или акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с законом. Однако данное нарушение может оказаться устранимым. Поэтому в соответствии с п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50, суд, вправе отложить рассмотрение дела о ликвидации юридического лица и предложить ему принять меры по устранению этих нарушений. Если в срок, установленный судом, учредительные документы кредитной организации будут приведены в соответствие с требованиями законодательства, суд отказывает в иске.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении п. п. 2 и 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" право обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица предоставлено регистрирующему органу. Такое требование может быть заявлено в случае выявления допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов при государственной регистрации юридических лиц. По одному из рассматриваемой категории дел суд удовлетворил иск налоговой инспекции о ликвидации юридического лица, возложив на истца непосредственное осуществление ликвидационных процедур. Такое решение противоречит абз. 2 ч. 3 ст. 61 ГК РФ. Поэтому в п. 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50, указано, что обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица.
Чаще всего принудительная ликвидация кредитных организаций осуществляется по инициативе Банка России на основании ст. 23.1 Закона о банках.
До 1998 г. законодательство Российской Федерации содержало нормы, согласно которым после отзыва у кредитной организации лицензии суды могли принимать решение о ликвидации кредитной организации без назначения ликвидатора либо возлагали обязанность по осуществлению процедуры ликвидации на участников (учредителей) кредитной организации. Участники (учредители) кредитной организации могли самостоятельно принять решение о ее добровольной ликвидации либо объявить о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации. Нередко после отзыва лицензии на осуществление банковских операций такие кредитные организации подолгу оставались вне ликвидационных процедур, несмотря на принятые судами решения об их ликвидации. Это практически всегда приводило к "растаскиванию" имущества кредитной организации.
Ныне действующий Закон о банках исправил указанный недостаток. Статья 23.1 Закона о банках возлагает на Банк России обязанность в течение 15 дней с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обратиться в арбитражный суд с требованием о принудительной ликвидации кредитной организации. Заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.
Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и аккредитованного при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций. Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.
Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций, Банк России должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном законодательством о банкротстве. Во всех указанных случаях ликвидационные процедуры будут осуществляться под контролем арбитражного суда, принявшего решение о ликвидации.
В соответствии со ст. 23.4 Закона о банках ликвидация кредитной организации должна осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для конкурсного производства, с особенностями, установленными Законом о банках. Можно назвать несколько таких особенностей. Так, в случае принудительной ликвидации кредитной организации без признаков банкротства назначается ликвидатор, а после признания кредитной организации банкротом - конкурсный управляющий. Ликвидатор кредитной организации обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Первое собрание кредиторов кредитной организации - банкрота проводится раньше этого срока. Срок ликвидации кредитной организации без признаков банкротства не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Сроки конкурсного производства, в результате которого осуществляется принудительная ликвидация кредитной организации, могут оказаться более продолжительными (до полутора лет). Однако в целом процедура принудительной ликвидации кредитной организации как при наличии, так и при отсутствии признаков банкротства обладает большим сходством.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй