§ 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
Меры, применяемые Банком России и Агентством, могут осуществляться одновременно в любом допустимом сочетании, которое признается необходимым для вывода банка из финансового кризиса. Однако степень сочетаемости отдельных мер не всегда очевидна из текста Закона N 175-ФЗ, который требует дополнительного толкования.
В частности, на практике возник вопрос о соотношении норм ст. 7 и ст. 2 Закона N 175-ФЗ.
Так, ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ предусмотрено, что на приобретение Агентством либо инвестором акций (долей) банка, которое осуществляется в соответствии с планом участия Агентства в предупреждении банкротства этого банка, не распространяются отдельные ограничения, установленные некоторыми федеральными законами. Причем из контекста ст. 7 Закона N 175-ФЗ возможен вывод, что действие нормы ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ распространяется только на те случаи, когда меры по предупреждению банкротства банков осуществляются после уменьшения их уставного капитала.
На практике выяснилось, что меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Агентством, не всегда сопровождаются изменением их уставного капитала. Например, инвестор заинтересован приобрести пакет акций проблемного банка на вторичном рынке. При этом основания для уменьшения уставного капитала этого банка отсутствуют. Покупка акций на вторичном рынке осуществляется инвестором в соответствии с планом Агентства. Для совершения такой сделки инвестору выделяются соответствующие средства АСВ. Между тем норма ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ о неприменении, например, антимонопольных правил расположена именно в ст. 7 Закона N 175-ФЗ, которая имеет название "Изменение размера уставного капитала банка". Поэтому на практике появились разнообразные суждения о том, допустимо ли применение этой нормы в случаях, когда проведение мер по предупреждению банкротства не сопровождается изменением уставного капитала проблемного банка. В частности, речь идет о случаях, предусмотренных п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 175-ФЗ, а именно:
- при оказании Агентством финансовой помощи лицам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в соответствии с планом участия Агентства в предупреждении банкротства этого банка, если такое приобретение не сопровождается изменением его уставного капитала;
- при оказании Агентством финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством или инвесторами акций (долей в уставном капитале) банка в соответствии с планом участия Агентства в предупреждении банкротства этого банка, если такое приобретение не сопровождается изменением его уставного капитала.
Для уяснения воли законодателя необходимо сначала произвести буквальное грамматическое толкование этой нормы. В этом случае следует обратить внимание как на способ выражения законодателя, так и даже на его грамматические ошибки <1>. Из редакции ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ следует, что предусмотренное ею ограничение действий некоторых федеральных законов должно применяться, если доли (акции) кредитных организаций приобретаются Агентством или инвестором в соответствии с мерами по предупреждению банкротства банка. Меры по предупреждению банкротства банка, осуществляемые Агентством, перечислены в ст. 2 Закона N 175-ФЗ. При этом норма ст. 2 этого Закона не связывает применение указанных мероприятий с обязательным уменьшением и последующим увеличением уставного капитала банка, которые могут не осуществляться. Таким образом, содержание нормы ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ оказалось значительно шире темы ст. 7 этого же Закона. Предусмотренное ею правило выходит далеко за рамки ст. 7 Закона N 175-ФЗ и не ограничивается случаем приобретения акций (долей) банка в рамках увеличения его уставного капитала.
--------------------------------
<1> Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909. http:// www.allpravo.ru/ library/ doc108p0/ item4466.html.
Законом N 175-ФЗ предусмотрено два условия применения правила ч. 14 ст. 7.
Первое условие сформулировано в этой же норме, т.е. в ч. 14 ст. 7 рассматриваемого Закона. Совершение Агентством или инвестором действий по приобретению акций (долей) проблемного банка должно осуществляться исключительно в соответствии с мерами по предупреждению банкротства банка. Иными словами, речь идет об исполнении плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка (ч. 3 ст. 2, ст. 6 Закона N 175-ФЗ). Таким образом, покупка акций (долей) проблемного банка должна быть предусмотрена планом Агентства.
Другим условием применения ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ является размер приобретаемых долей или акций банка. Из п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 175-ФЗ следует, что акции (доли) проблемного банка, приобретаемые Агентством или инвестором в рамках плана мероприятий, должны позволить приобретателю определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников).
При выполнении двух указанных условий нормы некоторых федеральных законов, перечисленных в ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ, не должны применяться.
Таким образом, узкое толкование ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ, которое ограничивает сферу ее действия только процедурой изменения уставного капитала банка, представляется неправильным, поскольку в самой норме прямо написано иное.
Выше было указано, что механизм изменения уставного капитала проблемного банка с его последующим увеличением давно и хорошо известен. В свое время он широко использовался Агентством по реструктуризации кредитных организаций.
Принимая Закон N 175-ФЗ, законодатель учел этот исторический опыт и поместил норму, ограничивающую действие некоторых федеральных законов, в статью об изменении уставного капитала проблемного банка (ст. 7), имея в виду, что меры по предупреждению банкротства банка, скорее всего, (но не всегда) будут сопровождаться изменением уставного капитала банка. Речь идет о банках, испытывающих финансовые трудности. Следовательно, их собственные средства в подавляющем большинстве случаев окажутся значительно меньше объявленного уставного капитала.
Однако на этом историческое сходство рассматриваемых Законов заканчивается. Действующий Закон N 175-ФЗ оказался гораздо шире Закона о реструктуризации, изменился и механизм антикризисного управления.
Во-первых, перевод проблемного банка под управление АСВ по Закону N 175-ФЗ осуществляется по решению Банка России, в соответствии с которым АСВ получает полномочия временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов банка. Таким образом, необходимость в получении контрольного пакета акций (путем уменьшения уставного капитала и последующей дополнительной эмиссии) только для целей осуществления антикризисного управления окончательно отпала. АСВ может получить права временной администрации и без изменения уставного капитала банка, если в этом нет никакой необходимости.
Во-вторых, Закон N 175-ФЗ разрешает приобретение акций (долей) проблемного банка не только специализированному антикризисному органу, которым по действующему законодательству является Агентство по страхованию вкладов, но также обычному инвестору. При этом Агентство осуществляет контроль над обоснованностью таких приобретений в рамках утвержденного им плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка.
В-третьих, меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, предусмотренные Законом N 175-ФЗ, не ограничиваются только антикризисным управлением (деятельность временной администрации). Агентство может применить и другие меры (ч. 1 ст. 2 Закона N 175-ФЗ). Например, в зависимости от экономического положения банка они могут заключаться только в оказании финансовой помощи со стороны Агентства или иного инвестора.
Таким образом, нахождение общей нормы об ограничении действия некоторых федеральных законов в специальной статье об изменении уставного капитала банка можно объяснить только причинами исторического характера. К содержанию ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ эти причины не имеют никакого отношения и не могут изменить ее общего значения.
Применение логического толкования позволяет убедиться в непоследовательности узкого толкования ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ.
Как следует из п. 1 ст. 2 Закона N 175-ФЗ, приобретение акций (долей участия) банка Агентством или инвестором не обусловлено изменением уставного капитала банка. Эти меры могут осуществляться совершенно независимо друг от друга.
Между тем норма ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ обеспечивает упрощенный порядок приобретения акций (долей участия) проблемного банка. Предполагается, что приобретение акций (долей) банков, которое осуществляется в целях предупреждения их банкротства, может производиться Агентством или инвестором без соблюдения ограничений, установленных антимонопольным законодательством, законодательством о защите прав миноритарных акционеров и законодательством о банках и банковской деятельности.
Если придерживаться узкой концепции применения ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ одновременно с изменением уставного капитала банка, получается, что законодатель предусмотрел льготный порядок финансового оздоровления только для тех банков, чье финансовое положение оказалось совершенно безнадежным, например для банков с отрицательным капиталом. При этом проблемные банки, которые сохранили свой уставный капитал и поэтому не нуждаются в его изменении, не могут рассчитывать на получение быстрой финансовой помощи, учитывая необходимость многочисленных согласований. При этом недобросовестные миноритарные акционеры почти всегда имеют возможность полностью заблокировать получение таким банком финансовой помощи. Следовательно, АСВ и иные инвесторы смогут вмешаться и оказать ему необходимую финансовую поддержку только тогда, когда его дела окончательно придут в упадок. Абсурдность указанной правовой позиции в этом случае абсолютно очевидна. Представляется, что у законодателя имеется больше оснований для спасения банков, сохранивших собственные средства, чем банков с отрицательным капиталом.
На основании изложенного представляется более обоснованной точка зрения о том, что норма ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ имеет общий характер и должна применяться не только в случае изменения уставного капитала проблемного банка, но и в других случаях приобретения Агентством или инвестором акций (долей) банка при соблюдении условий, установленных законодательством. Иными словами, ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ распространяется на все меры по предупреждению банкротства банков, осуществляемые Агентством по страхованию вкладов (п. 1 ст. 2 Закона N 175-ФЗ), в частности на меры, предусмотренные п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 2 указанного Закона. Точка зрения о том, что действие ч. 14 ст. 7 указанного Закона имеет характер, ограниченный рамками ст. 7 Закона N 175-ФЗ, не может быть признана обоснованной с учетом проведенного выше буквального, исторического и логического толкования.
Таким образом, изменение уставного капитала банка является самостоятельной мерой по предупреждению банкротства банка.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй