§ 5. Механизм взаимодействия Банка России
и Агентства по страхованию вкладов
В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ Банк России вправе предложить Агентству принять участие в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. Процедура принятия такого решения урегулирована указанием ЦБ РФ от 29 октября 2008 г. N 2106-У "О порядке принятия Банком России решений о направлении государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" предложения об участии в предупреждении банкротства банка и о согласовании (утверждении) плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в предупреждении банкротства банка" <1>.
--------------------------------
<1> Далее - указание ЦБ РФ N 2106-У. Вестник Банка России. 2008. N 62.
В соответствии с п. 1.2 указания ЦБ РФ N 2106-У основанием для направления в Агентство предложения об участии АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка могут являться, например, обнаруженные признаки неустойчивого финансового положения банка, реальная угроза интересам его вкладчиков и кредиторов. Кроме того, причиной обращения в АСВ может послужить следующая информация:
- об угрозе существенного изъятия вкладов и депозитов из других кредитных организаций;
- об угрозе функционированию финансового рынка или его отдельных сегментов либо об угрозе отраслям экономики или предприятиям и организациям, формирующим занятость или доходную часть бюджета регионов;
- о необходимости произвести существенные для текущего состояния фонда обязательного страхования вкладов выплаты;
- о прекращении исполнения обязательств бюджетов перед населением и (или) широким кругом предприятий и организаций.
При решении вопроса о выборе банков для проведения мероприятий по предупреждению банкротства Банк России предполагает рассматривать в приоритетном порядке те банки, которые:
- имеют существенное значение для Российской Федерации и (или) экономического и социального развития региона;
- ориентированы на преимущественное финансирование реального сектора экономики или имеют значительный объем вкладов физических лиц, а также те банки, которые имеют подтверждение от других инвесторов (кроме АСВ) о возможности их участия в процедуре предупреждения банкротства.
В соответствии со ст. 4 Закона N 175-ФЗ Банк России вправе принять решение о проведении оценки финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению его банкротства. Порядок проведения такой оценки установлен указанием ЦБ РФ от 29 октября 2008 г. N 2107-У "Об оценке финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению его банкротства" <1>.
--------------------------------
<1> Далее - указание ЦБ РФ N 2107-У. Вестник Банка России. 2008. N 62.
В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ решение о направлении в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка принимается Комитетом банковского надзора Банка России. Со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка в соответствии с настоящим Законом Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России;
2) не вводить предусмотренный ст. 48 Закона о страховании вкладов запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Закона о банках;
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка. В этом случае банк обязан ежемесячно составлять расчет обязательных резервов, подлежащих депонированию, и представлять его в Банк России в порядке, установленном Банком России.
В соответствии со ст. 5 Закона N 175-ФЗ не позднее 10 дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в предупреждении банкротства банка АСВ уведомляет Банк России о принятии решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от такого участия. В случае принятия Агентством решения об участии в предупреждении банкротства банка АСВ обязано одновременно с уведомлением представить в Банк России план участия АСВ, разработанный Агентством в соответствии с требованиями Закона N 175-ФЗ и указания ЦБ РФ N 2106-У. План участия Агентства должен содержать перечень мер, осуществляемых банком и Агентством совместно с инвесторами или иными лицами, достаточный для устранения признаков неустойчивого финансового положения банка (ст. 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о банках и ст. 48 Закона о страховании вкладов).
При необходимости план должен включать мероприятия по организации торгов по продаже имущества, а также ходатайство о предоставлении банку отсрочки (рассрочки) погашения недовзноса в обязательные резервы и уплаты штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов и разработанный план-график погашения банком недовзноса в обязательные резервы и уплаты штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов. Одновременно с планом участия Агентства АСВ может быть представлено ходатайство о возложении на Агентство функций временной администрации.
Решение о согласовании плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка либо об отказе в согласовании этого плана принимает Комитет банковского надзора Банка России.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона N 175-ФЗ в период со дня согласования (утверждения) плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка и до дня окончания срока его реализации (завершения проведения мер по предупреждению банкротства банка) Агентство ежемесячно представляет в Банк России отчет о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных указанным планом. Состав отчета и порядок его представления определяются указанием ЦБ РФ N 2106-У. По результатам анализа отчетности банка или представленного отчета Агентства Банк России вправе принять решение о невозможности выполнения указанного плана или об исполнении Агентством функций временной администрации. В этом случае Банк России направляет информацию о принятом решении в Агентство, а также письменно информирует территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банка.
После окончания срока реализации плана участия Агентства и представления отчета Агентства Банк России направляет в Агентство информацию о принятии отчета Агентства к сведению и письменно информирует о завершении проведения мер по предупреждению банкротства территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банка.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй