logo
Bankovskoe_pravo_Bankovskaya_sistema_Rossyskoy

§ 1. Добровольная ликвидация кредитной организации

Прекращение деятельности кредитной организации, как и любого другого юридического лица, может осуществляться в форме ликвидации и реорганизации.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Как и другие юридические лица, кредитные организации могут быть ликвидированы в добровольном или принудительном порядке, т.е. по собственной инициативе либо по инициативе других органов или лиц.

Добровольной следует считать такую ликвидацию кредитной организации, которая осуществляется на основании свободного усмотрения (решения) ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом причина для такой ликвидации может быть любой: отсутствие целесообразности для продолжения деятельности, истечение срока, на который создана кредитная организация, достижение цели, ради которой она создана, и т.п. Приведенный в п. 2 ст. 61 ГК РФ перечень оснований для добровольной ликвидации не является исчерпывающим.

Законодательством урегулированы две различные процедуры добровольной ликвидации кредитной организации: 1) добровольная ликвидация без признаков банкротства; 2) добровольное банкротство.

Для добровольной ликвидации кредитной организации, не имеющей признаков банкротства, участники кредитной организации, принявшие решение о прекращении ее деятельности, должны обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии кредитной организации (ст. 23 Закона о банках). Банк России принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в порядке, установленном указанием ЦБ РФ от 1 марта 2000 г. N 749-У "О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников)" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2000. N 14.

Этим нормативным актом предусмотрено, что ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций должно быть направлено участниками кредитной организации вместе с уведомлением о ее ликвидации в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о прекращении ее деятельности. К ходатайству должны быть приложены следующие документы:

- протокол собрания участников, на котором принято решение о прекращении деятельности кредитной организации в порядке ликвидации;

- перечень участников кредитной организации, принявших решение о прекращении деятельности в порядке ликвидации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации;

- баланс кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации;

- оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов;

- перечень банков-корреспондентов кредитной организации, заверенный печатью и подписанный руководителем кредитной организации и главным бухгалтером, на дату принятия решения о прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации.

Территориальное учреждение Банка России должно рассмотреть представленные документы в течение 10 рабочих дней и сделать заключение о соответствии или о противоречии законодательству решения о ликвидации кредитной организации. В заключении дается оценка достаточности стоимости имущества кредитной организации для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов. При положительном рассмотрении ходатайства кредитной организации территориальное учреждение Банка России направляет подготовленное им заключение по ходатайству в Банк России.

Решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России. Кредитная организация обязана в течение пятнадцати рабочих дней с момента принятия Банком России решения об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций возвратить оригинал лицензии на осуществление банковских операций в территориальное учреждение Банка России.

Дальнейшая ликвидация кредитной организации осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных Законом о банках. Например, в соответствии со ст. 23 Закона о банках учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Из п. 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), сообщенного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 50, следует, что наличие решения о добровольной ликвидации кредитной организации не исключает возможность предъявления в суд иска о ее принудительной ликвидации. Для этого необходимо, чтобы решение о добровольной ликвидации кредитной организации не выполнялось и одновременно имелись основания для ее принудительной ликвидации, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Добровольное банкротство предполагает ликвидацию кредитной организации в результате признания ее банкротом по заявлению самой кредитной организации. В соответствии с п. 1 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и подп. 1 п. 1 ст. 50.4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладает кредитная организация - должник при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что она не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Добровольное банкротство допускается только при наличии признаков банкротства кредитной организации, установленных ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций. Статьей 50.4 Закона о банкротстве кредитных организаций предусмотрено, что до обращения в арбитражный суд с заявлением должника кредитная организация имеет право направить в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Процедура добровольной ликвидации кредитной организации при наличии признаков банкротства практически не отличается от ее принудительной ликвидации в рамках конкурсного производства. Поэтому механизм ликвидации кредитной организации (как добровольной, так и принудительной) в рамках конкурсного производства будет рассмотрен ниже.

Закон выделяет несколько случаев обязательной ликвидации кредитной организации. В этом случае ликвидация кредитной организации должна осуществляться хотя и на основании решения ее органов (участников), однако не вполне свободно - во исполнение императивной нормы закона. Например, обязательная ликвидация кредитной организации при отсутствии признаков банкротства предусмотрена абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ. Им установлено, что по решению учредителей (участников) юридического лица должна осуществляться ликвидация кредитной организации в случае признания судом недействительной ее регистрации в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Неустранимый характер нарушений, допущенных при создании кредитной организации, приводит к неизбежности решения суда о ликвидации этого юридического лица. Поэтому ее нельзя назвать добровольной. Ссылку на решение самого юридического лица в этом случае можно считать практически равнозначной правилу абз. 2 п. 3 ст. 61 о возложении судом обязанности по ликвидации на учредителей (участников) либо уполномоченный учредительными документами орган самого юридического лица <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. О.Н. Садикова), включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. 2-е изд. С. 161 (автор комментария к ст. 61 - В.А. Рахмилович).