logo
Bankovskoe_pravo_Bankovskaya_sistema_Rossyskoy

§ 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях государственная корпорация как разновидность некоммерческой организации является юридическим лицом. Следовательно, она должна обладать признаками юридического лица. Однако правовое положение АСВ как юридического лица имеет много особенностей, которые определяются специальным законодательством.

По общему правилу организационное единство юридического лица выражается в наличии у него системы существенных социальных взаимосвязей внутренней структурной и функциональной дифференциации, что обычно отражается в его учредительных документах. АСВ также обладает этим признаком. Однако он проявляется иначе, чем у других юридических лиц. Особенностью процедуры создания и организации государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" является, во-первых, публичный учредитель - Российская Федерация; во-вторых, возможность создания государственной корпорации только на основании федерального закона, в-третьих, отсутствие учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ, которые обычно необходимы для любого другого юридического лица. В соответствии со ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться: наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. В соответствии с указанной нормой те сведения, которые обычно содержатся в уставе юридического лица, должны быть отражены в законе о создании государственной корпорации. В Законе о страховании вкладов, в соответствии с которым образовано АСВ, определены:

1) наименование и организационно-правовая форма этого юридического лица;

2) первоначальная цель создания АСВ;

3) структура и полномочия органов управления АСВ;

4) состав и источники формирования имущества АСВ;

5) состав и порядок представления отчетности, аудит АСВ;

6) местонахождение центральных органов Агентства - город Москва;

7) сведения о наличии у него печати с изображением Государственного герба РФ.

Регулирование статуса АСВ на уровне федерального закона является особенностью правового положения АСВ и одновременно представляет собой проявление особого государственного интереса в его создании и деятельности. Государство не только создает это юридическое лицо, но также определяет все основы его внутренней организации непосредственно в акте высшей юридической силы. Таким образом, АСВ создается в распорядительном порядке, но приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования ее имущества в случае ликвидации должны определяться аналогично порядку ее создания, т.е. законом о создании государственной корпорации.

Все государственные корпорации имеют практически одинаковые органы управления. В государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" различается высший орган управления - совет директоров, коллегиальный орган управления - правление и единоличный исполнительный орган - генеральный директор. Главной особенностью организации всех государственных корпораций вообще и АСВ в частности является непосредственное участие государства в формировании их высших органов управления и назначении единоличных исполнительных органов. Так, в соответствии со ст. 18 Закона о страховании вкладов в совет директоров АСВ входят 13 членов - семь представителей Правительства РФ, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности. Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ. Таким образом, организация высшего органа АСВ находится под полным контролем государства.

Совет директоров АСВ является высшим органом управления этой государственной корпорации. В соответствии со ст. 19 Закона о страховании вкладов при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов совет директоров АСВ:

1) утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство РФ для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

2) устанавливает ставку страховых взносов;

3) определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;

4) принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство РФ не позднее пяти дней со дня получения уведомления от правления Агентства;

5) принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ полученных в соответствии с настоящим Законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;

6) утверждает порядок расчета страховых взносов;

7) утверждает годовой отчет Агентства;

8) утверждает порядок предоставления банкам отсрочки или рассрочки погашения задолженности в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

9) утверждает смету расходов Агентства;

10) утверждает организационную структуру Агентства;

11) принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;

12) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;

13) назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;

14) назначает аудитора Агентства;

15) заслушивает отчеты генерального директора Агентства по вопросам деятельности Агентства;

16) утверждает регламент работы правления Агентства;

17) осуществляет руководство деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;

18) принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

Полномочия совета директоров АСВ в рамках деятельности по реализации положений Закона о банкротстве кредитных организаций, а также по применению мер по предупреждению банкротства банков не определены ни Законом о страховании вкладов, ни Законом о банкротстве кредитных организаций, ни Законом N 175-ФЗ. Такое положение является пробелом законодательства.

Правление АСВ является коллегиальным исполнительным органом этого юридического лица. В соответствии со ст. 20 Закона о страховании вкладов численный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Члены правления Агентства, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров Агентства по предложению генерального директора Агентства. Члены правления Агентства работают в Агентстве на постоянной основе.

В соответствии со ст. 21 Закона о страховании вкладов при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов правление Агентства:

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в порядке, установленном настоящим Законом;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России;

4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;

6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с ч. 1 ст. 30 настоящего Закона;

7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства.

Полномочия правления АСВ в рамках деятельности по реализации положений Закона о банкротстве кредитных организаций, а также по применению мер по предупреждению банкротства банков не определены ни Законом о страховании вкладов, ни Законом о банкротстве кредитных организаций, ни Законом N 175-ФЗ. Такое положение является пробелом законодательства.

Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет.

В соответствии со ст. 23 Закона о страховании вкладов генеральный директор АСВ:

1) действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;

3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;

4) распределяет обязанности между своими заместителями;

5) назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;

6) принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.

Полномочия генерального директора АСВ в рамках деятельности по реализации положений Закона о банкротстве кредитных организаций, а также по применению мер по предупреждению банкротства кредитных организаций не определены ни Законом о страховании вкладов, ни Законом о банкротстве кредитных организаций, ни Законом N 175-ФЗ. Такое положение является пробелом законодательства.

Из ст. 14 Закона о страховании вкладов следует, что местонахождением центральных органов АСВ является Москва.

Выше было обосновано, что Закон о страховании вкладов определяет правовое положение АСВ крайне схематично и неполно. Его нормы определяют статус АСВ только как страховщика в системе страхования банковских вкладов и не регулируют его права и основные обязанности как конкурсного управляющего кредитных организаций и организации, осуществляющей меры по предупреждению банкротства банков. Поэтому в литературе был сделан обоснованный вывод о наличии в Законе о страховании вкладов многочисленных пробелов. Как было показано выше, цели деятельности АСВ определены не только в законе о его создании (т.е. в Законе о страховании вкладов), что соответствовало бы требованиям ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях. Соответственно Закон о страховании вкладов нуждается в дополнении. В ст. ст. 14 и 15 необходимо указать, что АСВ выполняет не только функции по организации системы страхования вкладов, но и функции корпоративного конкурсного управляющего и ликвидатора кредитных организаций. Кроме того, нуждаются в дополнении нормы о полномочии его органов управления (ст. ст. 19 и 21), а также о направлении расходования его имущества (ст. ст. 16, 40 и 50) <1>.

--------------------------------

<1> Барчуков В.П. Статус государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" как конкурсного управляющего (ликвидатора) банков и организации, осуществляющей страхование банковских вкладов // Банковское право. 2006. N 1. С. 10.

Имущественная обособленность юридического лица предполагает наличие у него некоторого имущества на праве собственности либо на каком-либо ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения или оперативного управления), определенным образом отделенного от имущества других лиц. В соответствии со ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственная корпорация создается на основе имущественного взноса Российской Федерации. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации, а не ее учредителя. Таким образом, все государственные корпорации владеют, пользуются и распоряжаются переданным им Российской Федерацией имуществом на праве собственности. В силу ст. 209 ГК РФ правомочия собственника могут быть ограничены законом. Все правомочия государственных корпораций как собственников принадлежащего им имущества ограничены законами об их создании и деятельности.

В соответствии со ст. ст. 16 и 50 Закона о страховании вкладов Российская Федерация передала АСВ при ее создании в качестве своего имущественного взноса 3 млрд. руб. - имущество, оставшееся после завершения проектов по реструктуризации кредитных организации и вырученное от продажи активов ликвидированной Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Однако этот первоначальный взнос подлежал разделению на две части. Из указанной суммы 2 млрд. руб. были направлены в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. руб. - для формирования источников расходов АСВ. Таким образом, имущество, принадлежащее АСВ на праве собственности, неоднородно. Оно включает в себя фонд обязательного страхования вкладов и иное имущество (назовем его - институциональное имущество), назначение которых различно. Правовой режим этих имущественных фондов совпадает только в части их строго целевого характера.

Фонд страхования вкладов. В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о страховании вкладов в состав фонда обязательного страхования вкладов могут входить денежные средства и иное, неденежное, имущество. В соответствии со ст. 34 Закона о страховании вкладов он формируется за счет:

1) страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов. Например, в течение 2007 г. основной рост фонда страхования вкладов (81%) происходил за счет страховых взносов банков (23,13 млрд. руб.) <1>;

--------------------------------

<1> По состоянию на 1 января 2008 г. в системе страхования вкладов зарегистрировано 934 банка. Из них 25 не действуют в связи со страховым случаем, а еще шесть действующих банков, формально оставаясь в Системе страхования вкладов (ССВ), утратили право на открытие новых счетов и прием во вклады средств физических лиц. В банках - участниках ССВ сосредоточено 97,5% всех денежных средств, размещенных гражданами во вклады и на счета в банках Российской Федерации. Здесь и далее числовые показатели взяты из материалов отчета Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2007 г.

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования АСВ, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам. Так, в 2007 г. возврат из конкурсной массы ранее выплаченного страхового возмещения составил 0,03 млрд. руб.;

4) средств федерального бюджета. В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона о страховании вкладов в случае недостаточности имущества АСВ финансирование мероприятий, связанных с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, может осуществляться по предложению совета директоров Агентства за счет резервного фонда Правительства РФ;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов. По окончании 2007 г. в фонд была зачислена прибыль в размере 2,67 млрд. руб. <1> от инвестирования его временно свободных средств;

--------------------------------

<1> Из них 0,17 млрд. руб. учтены в структуре источников фонда в составе имущественного взноса Российской Федерации.

6) первоначального имущественного взноса Российской Федерации в размере 2 млрд. руб. (ст. 50 Закона о страховании вкладов);

7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2008 г. размер фонда обязательного страхования вкладов составил 61,68 млрд. руб. <1>. За 2008 г. фонд увеличился на 17,4 млрд. руб. (28,2%) и по состоянию на 1 января 2009 г. составил 79,1 млрд. руб. В течение года его основной рост происходил за счет страховых взносов банков (27,8 млрд. руб.). Фактическое расходование средств фонда на выплаты страхового возмещения составило 10,6 млрд. руб., возврат из конкурсной массы ранее выплаченного страхового возмещения составил 0,2 млрд. руб. <2>.

--------------------------------

<1> Как показывает опыт зарубежных стран, системы страхования вкладов физических лиц "создаются не в расчете на возникновение системных кризисов; они предназначены для того, чтобы смягчить или компенсировать потери вкладчиков, иногда только отечественных, которые могут быть понесены в случае непредвиденных банкротств банков. Средств, собираемых в рамках системы страхования депозитов, практически никогда не хватает для покрытия убытков, возникающих во время системного кризиса". Виноградов А.В. Финансовое оздоровление в условиях реструктуризации банковской системы: Диссертация на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. СПб., 2001. С. 17.

<2> Отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2008 г. Утвержден советом директоров Агентства 17 марта 2009 г. Протокол. N 1. С. 16.

Как собственник АСВ владеет фондом страхования вкладов и в соответствии с п. 3 ст. 33 Закона о страховании вкладов обязано обособить эти средства от иного принадлежащего ему имущества. Денежные средства фонда обязательного страхования вкладов учитываются на специально открываемом счете АСВ в Банке России. Право пользования собственника в отношении принадлежащего ему имущества обычно определяется как право извлекать из вещи потребительную стоимость. Представляется, что такой подход неприменим к определению права пользования АСВ фондом страхования вкладов. АСВ пользуется имуществом фонда только в момент распоряжения им. При этом право распоряжения имуществом фонда носит строго целевой, ограниченный характер. Закон о страховании вкладов устанавливает три направления использования средств фонда.

Во-первых, в соответствии со ст. 39 Закона о страховании вкладов денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут направляться АСВ на финансирование выплат возмещения по вкладам;

Во-вторых, средства фонда страхования вкладов могут использоваться для финансирования иных расходов, связанных с осуществлением функций по обязательному страхованию вкладов;

В-третьих, ст. 38 Закона о страховании вкладов разрешает инвестировать временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) облигации российских эмитентов, за исключением случаев, указанных выше;

4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

7) ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;

8) депозиты и ценные бумаги Банка России.

Требования к приобретаемым АСВ ценным бумагам установлены в п. 6 ст. 38 Закона о страховании вкладов. Закон не допускает размещения временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в иные объекты инвестирования, которые прямо не предусмотрены законом.

Таким образом, Закон о страховании вкладов содержит исчерпывающий перечень направлений расходования фонда страхования вкладов, а усмотрение АСВ как собственника этого фонда очень ограниченно и заключается только в решении вопроса о том, производить конкретную выплату или нет. Однако при наличии соответствующих оснований для совершения некоторых выплат (например, наступление страхового случая) у АСВ фактически нет возможности отказать в совершении платежа, поскольку в противном случае оно будет принуждено к этому через суд.

Формирование и использование фонда страхования вкладов должно осуществляться АСВ в целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения (ст. 1 Закона о страховании вкладов). В соответствии с п. 5 ст. 33 Закона о страховании вкладов на фонд обязательного страхования вкладов не может быть обращено взыскание по обязательствам Агентства. Исключение составляют случаи, когда взыскание за счет фонда обязательного страхования вкладов осуществляется на основании судебного акта по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Таким образом, АСВ является "номинальным", фидуциарным собственником фонда страхования вкладов. Она владеет, пользуется и распоряжается имуществом фонда страхования вкладов не в своих интересах, а в интересах общества в целом. Порядок владения, пользования и распоряжения фондом жестко установлен его учредителем - Российской Федерацией.

В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона о страховании вкладов контроль над функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления АСВ. Совет директоров АСВ ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов. Контроль над расходованием средств федерального бюджета, направленных в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета. Таким образом, контроль над действиями АСВ, в том числе в отношении правильного управления им имуществом фонда страхования вкладов, осуществляется государством через деятельность его представителей - членов совета директоров, а также с помощью кадровой политики при назначении на должность или освобождении от должности генерального директора АСВ. Представляется, что это достаточно мощный рычаг воздействия на управляющего фондом страхования вкладов - АСВ. Поэтому любые рассуждения относительно полной бесконтрольности государственных корпораций <1> полагаю несерьезными.

--------------------------------

<1> Госкорпорации обвинили в стимулировании коррупции // Независимая газета. 2008. 8 апреля.

Другим критическим замечанием "противников госкорпораций" является утверждение, что создание государственных корпораций привело к "стихийной приватизации", поскольку при создании государственное имущество им передается в собственность <1>. Представляется, что применительно к Агентству по страхованию вкладов рассматриваемый аргумент вообще является несостоятельным с учетом указанного выше состава источников формирования фонда страхования вкладов. Пополнение указанного фонда осуществляется за счет разных источников, включая негосударственные - страховые взносы банков. Причем размер первоначального имущественного взноса Российской Федерации (2 млрд. руб.) на сегодняшний день составляет лишь незначительную часть общего размера фонда (т.е. 9% от общего размера в 79,1 млрд. руб.). В этих условиях формальная передача фонда страхования вкладов в фидуциарную собственность Агентства по страхованию вкладов является единственно возможным, справедливым решением.

--------------------------------

<1> Завадников В. Деньги у людей пропадут. И есть им будет нечего // Газета. 2008. 3 марта; Киселева Е. Совет Федерации изучит природу госкорпораций // Коммерсантъ. 2008. 27 марта; Дворкович А. Зачем нам госкорпорации // Аргументы и факты (бизнес). Деловая среда. 2007. 24 октября; Госкорпорации обвинили к стимулировании коррупции // Независимая газета 2008. 8 апреля.

Институциональное имущество. При создании государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" государство возложило на нее выполнение ряда общественно полезных функций и предоставило средства на покрытие текущих расходов (средства на выплату заработной платы персоналу, на приобретение оргтехники, мебели и т.п.) в размере 1 млрд. руб. В результате было образован имущественный фонд, отличный от фонда страхования вкладов (институциональное имущество АСВ). В настоящее время размер этого фонда увеличился за счет размещения АСВ временно свободных средств на фондовом рынке. За счет средств этого фонда финансируется вся текущая деятельность АСВ.

Другим источником пополнения имущества АСВ, отличного от Фонда страхования вкладов, являются средства федерального бюджета, которые, как правило, имеют целевое назначение. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона N 175-ФЗ выделение средств федерального бюджета на осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банков с участием Агентства осуществляется путем внесения имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства, не являющееся фондом обязательного страхования вкладов, для формирования источников расходов на проведение мероприятий. Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено, что в 2008 г. Правительство РФ вправе осуществить имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в размере до 200000000,0 тыс. руб. Такой взнос был внесен по распоряжению Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 1696-Р.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона о страховании вкладов расходы АСВ на проведение мероприятий, связанных с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, осуществляются за счет имущества АСВ. Пунктом 1 ст. 50.20 Закона N 40-ФЗ о банкротстве кредитных организаций предусмотрено, что за осуществление полномочий конкурсного управляющего АСВ не выплачивается вознаграждение. Таким образом, АСВ фактически находится на самоокупаемости и не получает вознаграждения за осуществление им общественно полезных функций. Его деятельность финансируется за счет доходов от размещения на рынке первоначального денежного взноса Российской Федерации.

Институциональное имущество включает денежные средства и иное имущество в неденежной форме. Оно принадлежит АСВ на праве собственности. Как собственник АСВ владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом своей волей и в своем интересе, но в пределах, установленных Законом о страховании вкладов. Закон не ограничивает источники формирования институционального имущества АСВ. Оно может пополняться за счет любых законных поступлений (п. 1 ст. 16 Закона о страховании вкладов). Закон не ограничивает конкретных направлений использования этого имущества <1>, он определяет только цели его использования. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о страховании вкладов АСВ обязано использовать свое имущество для выполнения функций, предусмотренных законом о ее создании. Руководствуясь п. 2 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, АСВ могла бы использовать свое институциональное имущество для осуществления предпринимательской деятельности, оставаясь при этом в рамках целей своего создания. Однако фактически АСВ использует временно свободные средства, предназначенные для финансирования своей основной деятельности, только для их размещения на рынке в случаях, установленных ст. 38 Закона о страховании вкладов, хотя это жесткое правило установлено лишь для средств фонда страхования вкладов. На институциональное имущество кредиторами может быть обращено взыскание по долгам АСВ в общем порядке, поскольку закон никаких ограничений, подобных правилам о фонде страхования вкладов, не устанавливает. В результате проведенного анализа допустимо сделать вывод, что АСВ является настоящим собственником институционального имущества, полномочия которого несколько ограничены целью создания этой государственной корпорации, что не противоречит ст. 209 ГК РФ.

--------------------------------

<1> В литературе имеется противоположная точка зрения, согласно которой исчерпывающий перечень направлений использования имущества Агентства установлен законом для всего имущества Агентства, а не только для фонда страхования вкладов. См.: Абрамов А.Ю. Комментарий к ст. 16 // Комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" / Отв. ред. А.В. Турбанов; рук. авт. кол. В.В. Сергеев. М.: ТИРРА, 2005. С. 89. Представляется, что она не в полной мере основана на законе.

Показателем самостоятельности юридического лица в литературе назван признак его выступления в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени <1>. Такое право закреплено за государственной корпорацией в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях. Пунктом 3 ст. 7.1 этого же Закона предусмотрено, что наименование государственной корпорации должно быть определено в законе о ее создании.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник. 2-е изд. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: БЕК, 1998. Т. 1. С. 186.

Закон о страховании вкладов содержит только единственное официальное наименование рассматриваемой государственной корпорации - Агентство по страхованию вкладов. В соответствии со ст. 14 Закона о страховании вкладов АСВ имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Одним из наиболее важных признаков юридического лица является его самостоятельная ответственность по своим долгам. Весь смысл имущественного обособления и наделения юридического лица другими свойствами и правами имеет цель обеспечить его самостоятельную имущественную ответственность, с одной стороны, и исключить ответственность каких-либо третьих лиц, например учредителей, с другой стороны. В большинстве федеральных законов о создании и деятельности государственных корпораций содержится норма о раздельной ответственности Российской Федерации и созданного ею юридического лица. Например. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о государственной корпорации "Ростехнологии" государственная корпорация "Ростехнологии" не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации "Ростехнологии". Государственная корпорация "Ростехнологии" отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

Однако некоторые законы о создании и деятельности государственных корпораций устанавливают исключения из указанного общего правила. Например, в соответствии со ст. 16 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации Агентство по страхованию вкладов не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом. Исключения из указанного правила установлены этим же Федеральным законом. В соответствии со ст. 49 Закона о страховании вкладов возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, по договорам банковского вклада или договорам банковского счета, заключенным до 1 октября 2004 г., если в указанные договоры не вносились какие-либо изменения и дополнения после 30 сентября 2004 г., обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном ст. 399 ГК РФ, до 1 января 2007 г.

Возможность привлечения государственных средств для выполнения обязательств АСВ перед вкладчиками следует также из п. 2 ст. 40 Закона о страховании вкладов. Им предусмотрено, что в случае недостаточности имущества АСВ финансирование мероприятий, связанных с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, может осуществляться по предложению совета директоров Агентства за счет резервного фонда Правительства РФ. Очевидно, что и в этом случае речь не может идти о какой-либо принудительной ответственности по долгам АСВ. Российская Федерация вправе участвовать в пополнении средств фонда исключительно добровольно.