logo
Bankovskoe_pravo_Bankovskaya_sistema_Rossyskoy

§ 8. Административное управление проблемным банком

Перевод проблемного банка под управление АСВ возможен двумя способами: административным и экономическим. Административное управление проблемным банком осуществляется АСВ путем приобретения им статуса временной администрации. Управление проблемным банком экономическими методами может осуществляться путем приобретения АСВ контрольного пакета акций (долей) проблемного банка.

Агентство, действующее в качестве временной администрации, вправе проводить следующие мероприятия, предусмотренные ч. 3 ст. 8 Закона N 175-ФЗ. Эти мероприятия должны быть направлены на предупреждение банкротства банка.

1. АСВ вправе осуществлять полномочия, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций для временной администрации.

2. АСВ может осуществить комплекс мер, направленных на изменение уставного капитала проблемного банка, если в этом есть необходимость. Во-первых, АСВ вправе обратиться в Банк России с ходатайством о принятии решения об уменьшении размера уставного капитала проблемного банка до величины его собственных средств. В случае отрицательного капитала, его размер уменьшается до 1 руб. Одновременно АСВ принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав банка. Во-вторых, АСВ вправе осуществлять действия, направленные на увеличение размера уставного капитала. Например, Агентство вправе принять решение о выпуске дополнительных акций, о размещении акций и утвердить отчет об итогах этого выпуска. Одновременно АСВ должно принять решение о внесении изменений в устав проблемного банка. Порядок выполнения АСВ указанных действий урегулирован в Положении ЦБ РФ N 325-П.

На основании решения Банка России об уменьшении уставного капитала АСВ, действующее в качестве временной администрации, обязано принять решение о размещении акций, подготовить и утвердить решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ N 128-И и Положения N 325-П. Для регистрации выпуска акций АСВ, действующее в качестве временной администрации, должно представить в Банк России документы, перечисленные в п. 2.3 Положения N 325-П. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций.

АСВ может принять решение о размещении дополнительного выпуска акций банка и приобрести все или часть этого выпуска. Доля участия Агентства по итогам увеличения размера уставного капитала должна позволять им определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров банка, в том числе по вопросам его реорганизации или ликвидации.

В соответствии с ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ на действие по приобретению Агентством либо инвестором акций (долей) банка в соответствии с планом АСВ по предупреждению банкротства банка не распространяются следующие положения федеральных законов, регламентирующие порядок:

- получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;

- получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу);

- приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций банка, являющегося акционерным обществом;

- соблюдения минимального размера уставного капитала банка, установленного федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации банка;

- соблюдения порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности банка;

- привлечения государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций.

В соответствии с п. 3.1 Положения ЦБ РФ N 325-П в случае принятия решения о выпуске дополнительных акций банка на его акционеров не распространяется преимущественное право приобретения акций этого дополнительного выпуска. Для регистрации выпуска акций банка АСВ обязано представить в Банк России документы, указанные в п. 3.4 Положения ЦБ РФ N 325-П.

3. Агентство вправе принять решение о реорганизации банка.

4. АСВ может осуществить продажу имущества банка, включая приобретение его Агентством.

5. АСВ вправе осуществлять передачу имущества и обязательств банка или их части.

В соответствии со ст. 9 Закона N 175-ФЗ комплекс мер по передаче имущества и обязательств банка или их части банками-приобретателями АСВ вправе осуществить только в рамках реализации полномочий временной администрации. Передача имущества и обязательств проблемного банка осуществляется Агентством в ходе проведения организованного им закрытого отбора заявок банков.

Порядком проведения государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" закрытого отбора приобретателей имущества и обязательств банка или их части", утвержденным советом директоров АСВ от 17 ноября 2008 г. (протокол N 5, раздел 2) <1>, предусмотрено, что процедура закрытого отбора приобретателей имущества и обязательств включает:

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2005. N 71. Далее - Порядок проведения отбора приобретателей.

- сбор Агентством заявок о заинтересованности в приобретении имущества и обязательств;

- направление Агентством в Банк России предварительного списка потенциальных приобретателей;

- направление Агентством приглашений на закрытое совещание о приобретении имущества и обязательств;

- проведение Агентством закрытых совещаний;

- обследование имущества и обязательств потенциальными приобретателями;

- представление в Агентство коммерческих предложений о приобретении имущества и обязательств;

- принятие Агентством решения о результатах закрытого отбора;

- заключение договоров о передаче имущества и обязательств.

Участником закрытого отбора может быть банк, имеющий лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (банк-кандидат). Условием допуска банка-кандидата к участию в закрытом отборе является его финансовое положение, достаточное для исполнения банком-кандидатом получаемых обязательств, а также для выполнения им обязательных нормативов и обязательных резервов, установленных Банком России.

Заявка о заинтересованности в приобретении имущества и обязательств может быть подана банком-кандидатом в Агентство в любое время. В ней в общем виде банк сообщает Агентству о своей заинтересованности получать в будущем информацию от АСВ с предложением о возможности приобретения соответствующих заявке имущества и обязательств. Приглашение на закрытое совещание о приобретении имущества и обязательств в адрес банка-кандидата может последовать от АСВ только при возникновении у него необходимости в передаче имущества и обязательств конкретного банка. Приглашения на закрытое совещание должны быть направлены не менее чем пяти банкам-кандидатам. В соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона N 175-ФЗ информация о банках-кандидатах, участвующих в закрытом отборе, направляется АСВ в Банк России. Банк России вправе запретить приобретение в случае несоответствия банка-кандидата требованиям, установленным Законом N 175-ФЗ требованиям допуска к участию в отборе приобретателей имущества и обязательств. Приглашение на закрытое совещание такому банку-кандидату не направляется.

В ходе закрытого совещания Агентство информирует его участников о:

- наименовании и месте нахождения банка, имущество и обязательства которого предлагаются для приобретения;

- возможных составах имущества и обязательств, их стоимости и методах оценки (без раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну);

- порядке обследования имущества и обязательств банками-кандидатами;

- сроке и порядке представления банками-кандидатами коммерческих предложений о приобретении имущества и обязательств.

Закрытое совещание может также проводиться Агентством заочно путем обмена информацией с участником (участниками) при помощи средств коммуникации (почта, курьерская почта, электронная почта, телефонная связь и др.), в том числе с использованием защищенных каналов связи.

Представление в Агентство коммерческих предложений о приобретении имущества и обязательств осуществляется банком-кандидатом в соответствии с порядком и сроками, установленными Агентством на закрытом совещании.

В коммерческом предложении должно быть указано следующее:

- какой из предложенных Агентством составов имущества и обязательств готов приобрести банк-кандидат. Притом допускается указание нескольких предложенных Агентством составов имущества и обязательств в порядке убывания приоритетности для банка-кандидата;

- размер, метод оценки и порядок оплаты приобретательской премии применительно к каждому из указанных в коммерческом предложении составов имущества и обязательств.

На основании изучения и оценки коммерческих предложений и иной информации АСВ подготавливает конкретные предложения об условиях передачи банком соответствующего имущества и обязательств приобретаемого банка. Решение о результатах отбора приобретателей имущества и обязательств банка принимает правление Агентства. На основании этого решения производится заключение договоров с банками-приобретателями.

В договоре передачи имущества и обязательств должны быть согласованы условия передачи имущества и обязательств проблемного банка или их части. В составе имущества и обязательств банка может быть передана часть обязательств проблемного банка перед кредиторами первой очереди в размере суммы причитающихся им страховых выплат. В этом случае выплата кредиторам страхового возмещения в отношении непереданных обязательств при наступлении страхового случая не производится. В случае превышения размера передаваемых приобретателю застрахованных обязательств над стоимостью передаваемого ему имущества (отрицательный баланс передачи) за счет средств фонда обязательного страхования вкладов Агентство уплачивает банку-приобретателю приобретательскую премию в размере отрицательного баланса передачи. К Агентству, уплатившему приобретателю приобретательскую премию, переходит право требования к проблемному банку в рамках уплаченной приобретателю суммы. В ходе конкурсного производства банка указанное требование удовлетворяется в составе требований первой очереди.

Договор передачи приобретателю имущества и обязательств банка или их части заключается в письменной форме и не требует государственной регистрации, за исключением случаев передачи банку-приобретателю недвижимого имущества и иного имущества, для которого предусмотрена государственная регистрация перехода прав.

Имущество и обязательства передаются приобретателю на основании передаточного акта, дата совершения которого считается датой перехода прав и обязанностей от проблемного банка к банку-приобретателю. С этого же момента на приобретателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения полученного им имущества. После приобретения имущества и обязательств проблемного банка приобретатель становится обязанным исполнить полученные обязательства на условиях, которые существовали на день указанной передачи.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 175-ФЗ при передаче приобретателю имущества и обязательств банка или их части не применяются правила о получении согласия кредиторов банка на переход их прав требования на иное лицо, предварительном уведомлении кредиторов о передаче обязательств приобретателю, заявлении кредиторами требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств перед ними в связи с такой передачей, а также иные правила о порядке продажи предприятия.

6. Агентство вправе обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных банком, недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 28 Закона о банкротстве кредитных организаций.

7. АСВ может отказаться от исполнения договора банка в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о банкротстве кредитных организаций.

8. Агентство наделено полномочиями выступать организатором торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России.

9. АСВ вправе принять решение о ликвидации банка.

Указанный перечень мер, проводимых АСВ, является незамкнутым, поэтому Агентство вправе применять иные меры, предусмотренные как Законом N 175-ФЗ (ст. 2), так и Законом о банкротстве кредитных организаций.