§ 8. Административное управление проблемным банком
Перевод проблемного банка под управление АСВ возможен двумя способами: административным и экономическим. Административное управление проблемным банком осуществляется АСВ путем приобретения им статуса временной администрации. Управление проблемным банком экономическими методами может осуществляться путем приобретения АСВ контрольного пакета акций (долей) проблемного банка.
Агентство, действующее в качестве временной администрации, вправе проводить следующие мероприятия, предусмотренные ч. 3 ст. 8 Закона N 175-ФЗ. Эти мероприятия должны быть направлены на предупреждение банкротства банка.
1. АСВ вправе осуществлять полномочия, предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций для временной администрации.
2. АСВ может осуществить комплекс мер, направленных на изменение уставного капитала проблемного банка, если в этом есть необходимость. Во-первых, АСВ вправе обратиться в Банк России с ходатайством о принятии решения об уменьшении размера уставного капитала проблемного банка до величины его собственных средств. В случае отрицательного капитала, его размер уменьшается до 1 руб. Одновременно АСВ принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав банка. Во-вторых, АСВ вправе осуществлять действия, направленные на увеличение размера уставного капитала. Например, Агентство вправе принять решение о выпуске дополнительных акций, о размещении акций и утвердить отчет об итогах этого выпуска. Одновременно АСВ должно принять решение о внесении изменений в устав проблемного банка. Порядок выполнения АСВ указанных действий урегулирован в Положении ЦБ РФ N 325-П.
На основании решения Банка России об уменьшении уставного капитала АСВ, действующее в качестве временной администрации, обязано принять решение о размещении акций, подготовить и утвердить решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ N 128-И и Положения N 325-П. Для регистрации выпуска акций АСВ, действующее в качестве временной администрации, должно представить в Банк России документы, перечисленные в п. 2.3 Положения N 325-П. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций.
АСВ может принять решение о размещении дополнительного выпуска акций банка и приобрести все или часть этого выпуска. Доля участия Агентства по итогам увеличения размера уставного капитала должна позволять им определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров банка, в том числе по вопросам его реорганизации или ликвидации.
В соответствии с ч. 14 ст. 7 Закона N 175-ФЗ на действие по приобретению Агентством либо инвестором акций (долей) банка в соответствии с планом АСВ по предупреждению банкротства банка не распространяются следующие положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
- получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;
- получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу);
- приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций банка, являющегося акционерным обществом;
- соблюдения минимального размера уставного капитала банка, установленного федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации банка;
- соблюдения порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности банка;
- привлечения государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций.
В соответствии с п. 3.1 Положения ЦБ РФ N 325-П в случае принятия решения о выпуске дополнительных акций банка на его акционеров не распространяется преимущественное право приобретения акций этого дополнительного выпуска. Для регистрации выпуска акций банка АСВ обязано представить в Банк России документы, указанные в п. 3.4 Положения ЦБ РФ N 325-П.
3. Агентство вправе принять решение о реорганизации банка.
4. АСВ может осуществить продажу имущества банка, включая приобретение его Агентством.
5. АСВ вправе осуществлять передачу имущества и обязательств банка или их части.
В соответствии со ст. 9 Закона N 175-ФЗ комплекс мер по передаче имущества и обязательств банка или их части банками-приобретателями АСВ вправе осуществить только в рамках реализации полномочий временной администрации. Передача имущества и обязательств проблемного банка осуществляется Агентством в ходе проведения организованного им закрытого отбора заявок банков.
Порядком проведения государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" закрытого отбора приобретателей имущества и обязательств банка или их части", утвержденным советом директоров АСВ от 17 ноября 2008 г. (протокол N 5, раздел 2) <1>, предусмотрено, что процедура закрытого отбора приобретателей имущества и обязательств включает:
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2005. N 71. Далее - Порядок проведения отбора приобретателей.
- сбор Агентством заявок о заинтересованности в приобретении имущества и обязательств;
- направление Агентством в Банк России предварительного списка потенциальных приобретателей;
- направление Агентством приглашений на закрытое совещание о приобретении имущества и обязательств;
- проведение Агентством закрытых совещаний;
- обследование имущества и обязательств потенциальными приобретателями;
- представление в Агентство коммерческих предложений о приобретении имущества и обязательств;
- принятие Агентством решения о результатах закрытого отбора;
- заключение договоров о передаче имущества и обязательств.
Участником закрытого отбора может быть банк, имеющий лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (банк-кандидат). Условием допуска банка-кандидата к участию в закрытом отборе является его финансовое положение, достаточное для исполнения банком-кандидатом получаемых обязательств, а также для выполнения им обязательных нормативов и обязательных резервов, установленных Банком России.
Заявка о заинтересованности в приобретении имущества и обязательств может быть подана банком-кандидатом в Агентство в любое время. В ней в общем виде банк сообщает Агентству о своей заинтересованности получать в будущем информацию от АСВ с предложением о возможности приобретения соответствующих заявке имущества и обязательств. Приглашение на закрытое совещание о приобретении имущества и обязательств в адрес банка-кандидата может последовать от АСВ только при возникновении у него необходимости в передаче имущества и обязательств конкретного банка. Приглашения на закрытое совещание должны быть направлены не менее чем пяти банкам-кандидатам. В соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона N 175-ФЗ информация о банках-кандидатах, участвующих в закрытом отборе, направляется АСВ в Банк России. Банк России вправе запретить приобретение в случае несоответствия банка-кандидата требованиям, установленным Законом N 175-ФЗ требованиям допуска к участию в отборе приобретателей имущества и обязательств. Приглашение на закрытое совещание такому банку-кандидату не направляется.
В ходе закрытого совещания Агентство информирует его участников о:
- наименовании и месте нахождения банка, имущество и обязательства которого предлагаются для приобретения;
- возможных составах имущества и обязательств, их стоимости и методах оценки (без раскрытия сведений, составляющих банковскую тайну);
- порядке обследования имущества и обязательств банками-кандидатами;
- сроке и порядке представления банками-кандидатами коммерческих предложений о приобретении имущества и обязательств.
Закрытое совещание может также проводиться Агентством заочно путем обмена информацией с участником (участниками) при помощи средств коммуникации (почта, курьерская почта, электронная почта, телефонная связь и др.), в том числе с использованием защищенных каналов связи.
Представление в Агентство коммерческих предложений о приобретении имущества и обязательств осуществляется банком-кандидатом в соответствии с порядком и сроками, установленными Агентством на закрытом совещании.
В коммерческом предложении должно быть указано следующее:
- какой из предложенных Агентством составов имущества и обязательств готов приобрести банк-кандидат. Притом допускается указание нескольких предложенных Агентством составов имущества и обязательств в порядке убывания приоритетности для банка-кандидата;
- размер, метод оценки и порядок оплаты приобретательской премии применительно к каждому из указанных в коммерческом предложении составов имущества и обязательств.
На основании изучения и оценки коммерческих предложений и иной информации АСВ подготавливает конкретные предложения об условиях передачи банком соответствующего имущества и обязательств приобретаемого банка. Решение о результатах отбора приобретателей имущества и обязательств банка принимает правление Агентства. На основании этого решения производится заключение договоров с банками-приобретателями.
В договоре передачи имущества и обязательств должны быть согласованы условия передачи имущества и обязательств проблемного банка или их части. В составе имущества и обязательств банка может быть передана часть обязательств проблемного банка перед кредиторами первой очереди в размере суммы причитающихся им страховых выплат. В этом случае выплата кредиторам страхового возмещения в отношении непереданных обязательств при наступлении страхового случая не производится. В случае превышения размера передаваемых приобретателю застрахованных обязательств над стоимостью передаваемого ему имущества (отрицательный баланс передачи) за счет средств фонда обязательного страхования вкладов Агентство уплачивает банку-приобретателю приобретательскую премию в размере отрицательного баланса передачи. К Агентству, уплатившему приобретателю приобретательскую премию, переходит право требования к проблемному банку в рамках уплаченной приобретателю суммы. В ходе конкурсного производства банка указанное требование удовлетворяется в составе требований первой очереди.
Договор передачи приобретателю имущества и обязательств банка или их части заключается в письменной форме и не требует государственной регистрации, за исключением случаев передачи банку-приобретателю недвижимого имущества и иного имущества, для которого предусмотрена государственная регистрация перехода прав.
Имущество и обязательства передаются приобретателю на основании передаточного акта, дата совершения которого считается датой перехода прав и обязанностей от проблемного банка к банку-приобретателю. С этого же момента на приобретателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения полученного им имущества. После приобретения имущества и обязательств проблемного банка приобретатель становится обязанным исполнить полученные обязательства на условиях, которые существовали на день указанной передачи.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 175-ФЗ при передаче приобретателю имущества и обязательств банка или их части не применяются правила о получении согласия кредиторов банка на переход их прав требования на иное лицо, предварительном уведомлении кредиторов о передаче обязательств приобретателю, заявлении кредиторами требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств перед ними в связи с такой передачей, а также иные правила о порядке продажи предприятия.
6. Агентство вправе обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных банком, недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 28 Закона о банкротстве кредитных организаций.
7. АСВ может отказаться от исполнения договора банка в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о банкротстве кредитных организаций.
8. Агентство наделено полномочиями выступать организатором торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России.
9. АСВ вправе принять решение о ликвидации банка.
Указанный перечень мер, проводимых АСВ, является незамкнутым, поэтому Агентство вправе применять иные меры, предусмотренные как Законом N 175-ФЗ (ст. 2), так и Законом о банкротстве кредитных организаций.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй