§ 2. Организация Банка России
Под организацией Банка России следует понимать не только внутреннее устройство этого банка, структуру и компетенцию его органов, но и вертикальные отношения, в которые так или иначе вступает ЦБ РФ. Вертикальные отношения могут быть двух типов: внутренние (взаимоотношение аппарата управления Банка России со своими структурными подразделениями) и внешние (взаимоотношение Банка России с органами государственной власти).
Применительно к последней проблеме следует указать, что Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона о Банке России его подотчетность Госдуме РФ проявляется в следующих формах:
1) назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России; 2) назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации; 3) направление и отзыв представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты; 4) рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решений; 4) рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему решения; 5) решение вопроса о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений; 6) парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; 7) заслушивание докладов Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики). Кроме того, на Банк России возлагается общая обязанность представлять Государственной Думе и Президенту РФ необходимую информацию в порядке, установленном федеральными законами.
По отношению к иным органам государственной власти у ЦБ РФ не возникает каких-либо специальных обязанностей. Более того, в Законе о Банке России прямо сформулирован принцип независимости Банка России от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий (ст. 1).
Внутреннее устройство ЦБ РФ определено в гл. III и XIII Закона о Банке России. Основными организационными принципами Банка России, по мнению Я.А. Гейвандова, являются: принцип организации Банка России на основе федеральной собственности, принцип централизации системы Банка России, принцип единства системы Банка России, принцип вертикальной структуры управления и принцип коллегиальности управления <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации. Юридический статус. Организация. Функции. Полномочия. М.: МНИМП, 1997. С. 48 - 51.
Органами управления Банка России являются Совет директоров и Председатель Банка России. В качестве органа, координирующего деятельность Банка России с органами государственной власти Российской Федерации, в Законе о Банке России назван Национальный банковский совет.
Коллегиальным органом управления Банком России является Совет директоров. Он состоит из Председателя Банка России и 12 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
На членов Совета директоров Банка России распространяются ограничения, установленные ст. ст. 19 и 90 Закона о Банке России. Они не могут осуществлять депутатские полномочия, быть государственными служащими, а также членами Правительства РФ, состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Члены Совета директоров Банка России не вправе работать по совместительству, на основании договора подряда, не имеют права занимать должности в кредитных и иных организациях, обязаны в письменной форме в десятидневный срок уведомлять Совет директоров о приобретении ими акций (долей) кредитных организаций.
Компетенция Совета директоров определена разными статьями Закона о Банке России.
В соответствии со ст. 18 Закона о Банке России Совет директоров вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам. Совет директоров утверждает годовую финансовую отчетность Банка России; отчет о деятельности Банка России; смету расходов Банка России, а при необходимости - смету дополнительных расходов Банка России; устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки); о применении прямых количественных ограничений; о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет Банка России старого образца; о порядке формирования резервов кредитными организациями; об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; о размещении облигаций Банка России; утверждает решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России; утверждает порядок работы Совета директоров; утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России; определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации; утверждает перечень должностей служащих Банка России; устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России.
Статьей 18 Закона о Банке России предусмотрены следующие вопросы, по которым Совет директоров Банка России сотрудничает с другими органами, в том числе готовит проекты их решений. Во взаимодействии с Правительством РФ Совет директоров ЦБ РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу; обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение общий объем расходов на содержание служащих Банка России на очередной год, общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, общий объем капитальных вложений Банка России, общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России, а также при необходимости - предложения по изменению сумм указанных расходов; готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России, отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды; обладает полномочиями вносить в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России.
Совет директоров выполняет также иные функции, отнесенные законодательством к ведению Совета директоров Банка России.
Эти функции определены в следующих статьях Закона о Банке России. Совету директоров предоставлено право устанавливать исключения из общего правила о порядке вступления в силу нормативных актов Банка России (абз. 3 ст. 7 Закона); направлять часть прибыли Банка России в резервы и фонды различного назначения (ст. 26); принимать решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждать номиналы и образцы новых денежных знаков (ст. 33); устанавливать размер обязательных резервов кредитных организаций, а также порядок их депонирования в Банке России (ст. 38); принимать решения о выпуске облигаций Банка России (ст. 44); определять списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, а также случаи, когда обеспечением могут быть другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии (ст. 47); от имени Банка России пролонгировать предоставленные кредиты (п. 5 ст. 49); утверждать структуру Комитета банковского надзора (ст. 56); устанавливать перечень информации о деятельности кредитных организаций, которую Банк России имеет право у них запрашивать, а также требовать разъяснений по полученной информации (ст. 57); определять порядок проведения проверок кредитных организаций (представителями) служащими Банка России, поручать аудиторским организациям проведение таких проверок, а также определять обязанности кредитных организаций по содействию в проведении проверок; принимать решение о проведении повторной проверки кредитной организации (ее филиала) (ст. 73); принимать решения об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций (ст. 75); утверждать Положение о территориальных учреждениях Банка России, создавать указанные подразделения по регионам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также разрешать им выдавать от имени Банка России гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства (ст. ст. 84, 85); определять условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий служащих Банка России (ст. 88); создавать пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих банка России, а также организовать страхование жизни и медицинское страхование служащих (ст. 89), утверждать перечень должностей служащих Банка России, которые не имеют права работать по совместительству, занимать должности в кредитных и иных организациях, а также получать кредиты в иных, кроме Банка России, кредитных организациях (ст. ст. 90 и 91); предоставлять разрешения служащим Банка России на разглашение в некоторых случаях служебной информации о деятельности Банка России (ст. 92).
Председатель Банка России является единоличным исполнительным органом управления Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Закона о Банке России Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях, специально перечисленных в законодательстве: истечение срока полномочий; невозможность исполнения служебных обязанностей, подтвержденная заключением государственной медицинской комиссии; личное заявление об отставке; совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Председатель Банка России реализует компетенцию ЦБ РФ в двух случаях: когда решение тех или иных вопросов прямо отнесено к его ведению самим законом и когда полномочия Банка России прямо не закреплены ни за одним из его органов. Такой вывод вытекает из редакции п. п. 1, 7 и 8 ст. 20 Закона о Банке России, которые определяют компетенцию Председателя Банка России самым общим образом. Ими установлено, что Председатель Банка России действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями, подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций, несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России и обеспечивает реализацию функций Банка России в соответствии с Законом о Банке России. Помимо указанных функций Председатель Банка России председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим. Он подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности.
Статья 12 Закона о Банке России предусматривает создание координационного органа - Национального банковского совета. Он является коллегиальным органом Банка России. Примечательно, что законодатель не относит его к органам управления ЦБ РФ (см. название гл. III Закона о Банке России) <1>. По мнению А.Г. Братко, Национальный банковский совет фактически играет роль связующего звена между Федеральным Собранием РФ, Правительском РФ, Президентом РФ и Банком России в проведении единой государственной денежно-кредитной политики <2>.
--------------------------------
<1> В связи с этим следует согласиться с авторами учебного пособия "Банковское право" (с. 66). Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. полагают, что Национальный банковский совет не входит в систему органов управления Банка России.
<2> См.: Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003. С. 395.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета. Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.
Компетенция Национального банковского совета определена ст. 13 Закона о Банке России. В отличие от ранее действовавшей редакции Закона о Банке России, которая сводила компетенцию Национального банковского совета к функциям совещательного характера, действующая редакция Закона предоставила ему право решать многие вопросы организации и деятельности Центрального банка РФ. В компетенцию Национального банковского совета входит:
1) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение и изменение общего объема расходов на содержание служащих Банка России; общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России; общего объема капитальных вложений; общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
3) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
4) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
5) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
6) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
7) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России: реализация основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; банковское регулирование и банковский надзор; реализация политики валютного регулирования и валютного контроля; организация системы расчетов в Российской Федерации; исполнение сметы расходов Банка России; подготовка проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
8) определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
9) утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
10) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
11) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;
12) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.
Определяя внутреннюю организацию ЦБ РФ, в Законе употребляются два термина: "структура Банка России" и "система Банка России", но не разъясняется их содержание. В связи с этим в литературе высказывались справедливые нарекания по поводу затруднений при разграничении этих понятий <1>. В рамках настоящей работы под системой Банка России предлагается понимать внутреннюю организацию самого Центрального банка РФ как единого целого, состоящего из различных звеньев, административно подчиненных центральному аппарату. Соответственно под структурой Банка России следует понимать внутреннюю организацию центрального аппарата Банка России или его подразделений.
--------------------------------
<1> См.: Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001. С. 182 - 184.
В этом смысле Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России (ст. 83 Закона о Банке России).
Правовое положение территориального учреждения Банка России и его компетенция регулируются Законом о Банке России в самом общем виде и конкретизируются в Положении ЦБ РФ от 29 июля 1998 г. N 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" <1> (далее - Положение). В соответствии со ст. 1 указанного Положения территориальным учреждением ЦБ РФ следует считать его обособленное подразделение, осуществляющее на определенной территории часть функций Банка России. Объем полномочий территориального учреждения определен в ст. ст. 10 - 21 Положения. Банк России наделяет свое подразделение имуществом, стоимость которого отражается на его балансе, входящим составной частью в общий баланс Банка России. Территориальное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в порядке, определяемом Банком России (ст. 5 Положения). Статьей 4 Положения определено, что территориальное учреждение Банка России не наделено правами юридического лица. Его возглавляет начальник (в национальных банках - председатель), который действует от имени Банка России на основании доверенности. В отличие от ранее действовавшего Типового положения "О территориальном главном управлении Центрального банка РСФСР (Банка России)" 1991 г. действующее Положение не называет территориальные учреждения филиалами Банка России.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
В литературе был сделан вывод об обоснованности такой позиции. Возможно, это объясняется тем, считает А.Г. Братко, что не все территориальные учреждения обладают полным набором признаков филиала. Как известно, по гражданскому праву филиалом считается обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица. Но местом нахождения Банка России является г. Москва. Поэтому если все территориальные учреждения - филиалы, то Главное управление Банка России по г. Москве, строго говоря, филиалом не является. Соответственно не относятся к филиалам и отделения ГУ Банка России по г. Москве. Они тоже расположены в месте нахождения Банка России - в г. Москве <1>. Представляется возможным не согласиться с приведенной точкой зрения в части ГУ ЦБ РФ по г. Москве. Отделения ГУ ЦБ РФ по г. Москве являются структурными подразделениями этого Главного управления. Они не названы территориальными учреждениями Банка России в смысле ст. 1 Положения. К числу последних отнесены Главные управления Банка России по соответствующей территории и национальные банки республик в составе Российской Федерации. Отделения главными управлениями не являются. Таким образом, отделения ГУ ЦБ РФ по г. Москве - неудачный пример. Из приведенного выше толкования п. 2 ст. 55 ГК РФ о филиалах юридических лиц следует, что только ГУ ЦБ РФ по г. Москве не является филиалом Банка России.
--------------------------------
<1> См.: Братко А.Г. Указ. соч. С. 195.
Представляется возможным не согласиться с изложенной выше позицией. Во-первых, понятие территориальной удаленности в пределах г. Москвы достаточно расплывчато. Известна практика некоторых банков, которые открывают свои филиалы, расположенные в других (по отношению к головному офису) районах г. Москвы. Признак территориальной удаленности в данном случае никто, как правило, не оспаривает. Во-вторых, следует учитывать функциональную обособленность ГУ ЦБ РФ по г. Москве от центрального аппарата Банка России. Сфера деятельности последнего - вся Россия, Главного управления - только г. Москва. В этом смысле территориальная обособленность налицо.
В связи с изложенным представляется правильным признать территориальные учреждения Банка России его филиалами.
Поскольку территориальные учреждения Банка России могут создаваться не только в административно-территориальных единицах Российской Федерации, но и по экономическим районам, следует согласиться с мнением тех исследователей, которые полагают, что организационное построение Банка России не связано с административным устройством в целом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Братко А.Г. Указ. соч. С. 188.
В составе территориальных учреждений Банка России действуют расчетно-кассовые центры (головные, межрайонные, районные расчетно-кассовые центры), или сокращенно - РКЦ. В соответствии с Типовым положением ЦБ РФ от 7 октября 1996 г. N 336 "О расчетно-кассовом центре Банка России" <1> РКЦ является структурным подразделением ГУ ЦБ РФ или Национального банка и не обладает правами юридического лица. РКЦ возглавляет начальник, который действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России. РКЦ непосредственно занимается осуществлением некоторых банковских операций (расчетно-кассовое обслуживание, предоставление кредитов, хранение наличных денег и т.п.), а также выполняет ограниченные контрольные функции: проверяет работу кредитных организаций по осуществлению ими контроля за соблюдением их клиентами установленного порядка ведения кассовых операций, контролирует своевременность и полноту перечисления обязательных резервов, контролирует соблюдение клиентами Банка России правил и сроков совершения расчетных операций и т.п.
--------------------------------
<1> Банковский бюллетень. 1996. N 44.
Центральный аппарат Банка России состоит из департаментов по основным направлениям его деятельности. Они не обладают правами юридического лица и являются структурными подразделениями этого банка.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй