§ 1. Кредитная организация - юридическое лицо
Из ч. 1 ст. 1 Закона о банках следует, что кредитная организация является юридическим лицом. Соответственно, у кредитных организаций имеются все пять признаков юридического лица с особенностями, установленными Законом о банках. Однако правовое положение кредитных организаций существенно отличается от других видов юридических лиц. Рассмотрим общие и особенные черты правового статуса кредитных организаций.
I. Организационное единство юридического лица выражается в наличии у него системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое, внутренней структурной и функциональной дифференциации; определенной цели образования и функционирования. Организационное единство кредитных организаций отражено в их уставе (ст. 10 Закона о банках). Закон о банках устанавливает специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. Устав кредитной организации должен содержать:
1) фирменное наименование;
2) указание на организационно-правовую форму;
3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;
4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;
5) сведения о размере уставного капитала;
6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.
В соответствии со ст. 11.1 Закона о банках органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. На практике единоличный исполнительный орган банка чаще всего носит название председателя правления или президента банка, а коллегиальный исполнительный орган - правление банка.
Закон о банках устанавливает следующие специальные требования к органам управления кредитной организацией и ее руководящим должностным лицам. Во-первых, единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности <1> в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами <2> по отношению к кредитной организации, в которой они работают. Во-вторых, кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России. Указанные должностные лица должны иметь, во-первых, высшее юридическое или экономическое образование, во-вторых, опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт руководства таким подразделением не менее двух лет и, в-третьих, доказательства об отсутствии у них судимости. Такой подход в общих чертах соответствует международным стандартам. Статьей 6 Директивы 2000/12/СЕ Европейского парламента и Совета от 20 марта 2000 г. о допуске и об осуществлении деятельности кредитных учреждений предусмотрено, что компетентные власти государства - члена ЕС вправе не выдавать организации разрешение на осуществление банковской деятельности в следующих случаях. Во-первых, когда у организации отсутствуют хотя бы два лица, способных эффективным образом руководить ею и определять направления ее деятельности, во-вторых, когда эти лица не обладают достаточными знаниями или необходимым опытом, чтобы осуществлять эти функции.
--------------------------------
<1> Под должностью следует понимать выполнение на условиях заключенного трудового договора (контракта) определенной трудовой функции по соответствующей должности, предусмотренной штатным расписанием, с установлением соответствующего размера оплаты труда. Ввиду того что членство в совете директоров (наблюдательном совете) не основано на трудовом договоре (контракте), на членов совета директоров (наблюдательного совета) не распространяются положения ч. 3 ст. 11.1 Закона о банках (см.: письмо ЦБ РФ от 22 января 2002 г. N 7-Т "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона "О банках и банковской деятельности" // Вестник Банка России. 2002. N 9).
<2> Критерии признания лиц аффилированными по отношению к кредитной организации установлены в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
II. Наличие у юридического лица обособленного имущества, принадлежащего ему на соответствующем вещном праве, приводит к учету этого имущества на самостоятельном балансе. Принимая во внимание, что кредитные организации могут быть созданы только в форме соответствующего хозяйственного общества, их имущество должно принадлежать им лишь на праве собственности. Участники кредитной организации не имеют вещных прав на имущество кредитной организации. Передавая обществу свои вклады в уставный капитал в виде денег или неденежных взносов, участники утрачивают на них право собственности, которое одновременно возникает у самой кредитной организации.
Имущество кредитной организации состоит из собственных и привлеченных (в основном вклады, деньги на счетах) средств. Все они должны быть отражены на ее самостоятельном балансе. Если кредитная организация имеет филиалы, указанное имущество отражается на ее сводном балансе, который также является самостоятельным. Банковский баланс надлежит составлять ежедневно. Абсолютная величина привлеченных средств кредитной организации значительно (80 - 90%) превышает размер ее собственных средств (10 - 20%). Очевидно, что банк работает в основном с чужими деньгами.
Привлеченные средства по сути являются заемными. Это долги кредитной организации. Поэтому адекватное представление о фактическом размере имущества кредитной организации может быть получено только в результате выявления ее собственных средств. Размер собственных средств (капитала) для действующей кредитной организации может быть установлен в соответствии с Положением ЦБ РФ N 215-П. Он исчисляется как сумма основного и дополнительного капитала за вычетом определенных этим Положением показателей. В состав собственных средств (капитала) кредитной организации включаются уставный капитал, фонды кредитной организации, нераспределенная прибыль и некоторые другие активы. Следует согласиться с А.Г. Братко, что понятие "собственные средства кредитной организации" имеет не только экономическое, но и правовое значение <1>. Если величина собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера ее уставного капитала, определенного учредительными документами, то кредитная организация обязана привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала). Если собственные средства кредитной организации окажутся ниже установленного минимума, то при определенных условиях могут появиться основания для отзыва банковской лицензии (см.: ч. 2 ст. 20 Закона о банках). Абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов является одним из оснований для применения к кредитной организации мер по предупреждению ее банкротства (ст. 4 Закона банкротстве кредитных организаций).
--------------------------------
<1> Братко А.Г. Банковское право России: Учеб. пособие. М.: Юрид. лит., 2003. С. 265 и сл.
Уставный капитал кредитной организации определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Он образуется за счет имущества участников, которое передается ими кредитной организации с целью оплаты ее долей или акций. Статьей 11 Закона о банках установлены специальные правила формирования уставного капитала кредитной организации.
1. Законодательство устанавливает минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемых кредитных организаций. Минимальный уставный капитал для вновь регистрируемых кредитных организаций можно определить как наименьшую величину начального капитала, т.е. такого имущества, которым учредители должны наделить вновь создаваемую ими кредитную организацию. Минимальный уставный капитал исчисляется в денежном выражении. Его внесение является одним из условий регистрации вновь создаваемых кредитных организаций. Ранее указанный показатель считался экономическим нормативом и утверждался Банком России в соответствии с прежней редакцией ст. ст. 62 и 63 Закона о Банке России. В настоящее время минимальный размер уставного капитала определен Законом о банках для вновь регистрируемых кредитных организаций. В соответствии со ст. 11 Закона о банках минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 млн. руб. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 млн. руб. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 млн. руб.
Для действующих кредитных организаций установлены иные требования.
Так, в соответствии со ст. 11.2 Закона о банках минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка по общему правилу установлен в сумме 180 млн. руб. Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 180 млн. руб. Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн. руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.
Банк, имеющий на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) менее 180 млн. руб., вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 г. При этом Закон о банках предъявил к таким банкам требования об увеличении размера собственных средств (капитала). Так, в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 11.2 Закона о банках банк, имеющий на 1 января 2007 г. собственные средства (капитал) менее 180 млн. руб., обязан с 1 января 2010 г. их увеличить до суммы не менее 90 млн. руб., а с 1 января 2012 г. - не менее 180 млн. руб.
Указанные нормы в общих чертах соответствуют условиям лицензирования банков - членов ЕЭС. В соответствии со ст. 4 Второй директивы Совета ЕС 89/646/EEC от 15 декабря 1989 г. компетентные органы страны - члена ЕЭС не вправе выдать кредитному учреждению лицензию на право осуществления банковской деятельности, если его начальный капитал менее 5 млн. ЭКЮ. Однако в порядке исключения такие лицензии могут быть выданы отдельным категориям кредитных институтов при условии, что: 1) их начальный капитал не менее 1 млн. ЭКЮ; 2) государство уведомило Европейскую комиссию о причинах исключения; 3) информация об этом опубликована в официальном журнале Европейского сообщества <1>. Причем любое государство - член ЕЭС может предусмотреть более жесткие требования к банкам, учреждаемым на своей территории, которые, однако, не будут применяться к филиалам других государств - членов ЕЭС, открываемым на его территории <2>. Указанные требования подтверждены Директивой Европейского парламента и Совета 2000/12CE от 20 марта 2000 г., касающейся допуска и осуществления деятельности кредитных организаций.
--------------------------------
<1> http:// europa.eu.int/ eur-lex/ fr/ lif/ dat/ 1989/ fr_389L0646.html; Blanche Sousi-Roubi. Droit bancaire europeen. Paris Dalloz, 1995. P. 107; Вишневский А.А. Банковское право Европейского союза. С. 39.
<2> Blanche Sousi-Roubi. Op. at. P. 108.
2. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. В целях контроля за соблюдением данного правила ЦБ РФ предоставлено право определять порядок и критерии оценки финансового положения участников кредитной организации. Например, Банк России установил специальные требования к физическим лицам, приобретающим доли участия (акции) кредитных организаций в целях проверки:
а) достаточности собственных средств (имущества) физического лица для приобретения акций (долей) кредитной организации в целях контроля за отсутствием фактов приобретения акций (долей) кредитной организации за счет привлеченных средств;
б) отсутствия оснований для отказа в приобретении акций (долей) кредитной организации в связи с неудовлетворительным финансовым положением физического лица.
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 19 июня 2009 г. N 338-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" <1> указанные лица должны представить Банку России документы, подтверждающие, что величина их собственных средств (имущества) может быть признана достаточной для приобретения акций (долей участия) кредитной организации на вторичном рынке. Для этого стоимость их имущества должна оказаться не меньше величины (части) собственных средств (капитала) кредитной организации на последнюю отчетную месячную дату, предшествующую дате представления документов в Банк России, пропорциональной размеру доли, которую приобретаемые акции (доли) составляют в уставном капитале кредитной организации.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2009. N 45.
Финансовое положение участников кредитных организаций - юридических лиц определяется в соответствии с Положением ЦБ РФ от 19 июня 2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" <1>.
--------------------------------
<1> Там же.
3. Имущество Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (средства бюджетов, иные объекты собственности), а также средства государственных внебюджетных фондов не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, специально предусмотренных законами соответствующего государственного образования <1>. Например, Российская Федерация вправе участвовать в уставных капиталах кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" <2>. Такое участие осуществляется путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банков, являющихся акционерными обществами, в порядке и на условиях, предусмотренных указанным Законом.
--------------------------------
<1> См.: ст. 128 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", где было предусмотрено создание Российского банка развития и определен порядок формирования его уставного капитала за счет средств федерального бюджета (СЗ РФ. 1999. Ст. 1093).
<2> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3618.
4. Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России. В Инструкции ЦБ РФ от 21 февраля 2007 г. N 130-И "О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации" (далее - Инструкция ЦБ РФ N 130-И) установлена процедура получения предварительного согласия Банка России в случае приобретения участниками кредитной организации более 20% долей (акций) кредитной организации. В рассматриваемой Инструкции Банком России установлены лимиты (пределы) приобретения долей (акций) кредитной организации, превышающие 20% ее уставного капитала, превышение которых обязывает приобретателя вновь обращаться в Банк России за новым разрешением.
Инструкцией установлено, что Банк России выдает приобретателю предварительное согласие, на основании которого приобретатель вправе приобретать акции (доли) кредитной организации в следующих размерах:
1) свыше 20% акций, но не более 25% акций кредитной организации включительно;
2) свыше 20% долей, но не более одной трети долей кредитной организации включительно;
3) свыше 25% акций кредитной организации, но не более 50% акций включительно;
4) свыше одной трети долей кредитной организации, но не более 50% долей включительно;
5) свыше 50% акций кредитной организации, но не более 75% акций включительно;
6) свыше 50% долей кредитной организации, но не более двух третей долей включительно;
7) свыше 75% акций кредитной организации, но менее 100% акций;
8) свыше двух третей долей кредитной организации, но менее 100% долей;
9) 100% акций (долей) кредитной организации.
Юридическое или физическое лицо (группа лиц) обязано получить предварительное согласие Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации (с учетом ранее приобретенных) в следующих случаях:
- при превышении одного из пределов приобретения, указанных выше;
- при превышении предела приобретения, установленного в ранее полученном предварительном согласии Банка России;
- по истечении одного года с даты принятия решения Банка России о предварительном согласии, если данное согласование не было реализовано или реализовано частично.
В качестве приобретателей долей (акций) кредитных организаций могут быть юридические или физические лица, группа юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу. Понятие "группа лиц" определяется в соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
Определенные трудности на практике были вызваны случаями применения Инструкции ЦБ РФ N 130-И к группе приобретателей акций (долей) кредитных организаций, которые в результате различных обстоятельств меняли соотношение принадлежащих каждому из них акций (долей) в пределах общего предела приобретения, разрешенного группе. Например, группе лиц в составе двух юридических лиц - участников кредитной организации в 2003 г. было выдано предварительное согласие Банка России на приобретение 38,047% уставного капитала кредитной организации, которое было полностью реализовано. В связи с предстоящим увеличением уставного капитала кредитной организации одним из участников группы лиц было принято решение участвовать в этом увеличении путем внесения дополнительных вкладов, в результате размер его доли в уставном капитале этой кредитной организации увеличился с 19,0237 до 24%. Доля второго участника кредитной организации, который отказался участвовать в увеличении уставного капитала кредитной организации, снизилась с 19,0237 до 8%. С учетом увеличения уставного капитала кредитной организации данной группе будет в совокупности принадлежать 32% долей в ее уставном капитале. В рассматриваемой ситуации группа лиц должна получить предварительное согласие на приобретение в составе группы дополнительных долей одним из ее участников, изъявившим желание участвовать в увеличении уставного капитала кредитной организации, в порядке, установленном Инструкцией ЦБ РФ N 130-И. В этом случае данной группе лиц будет выдано предварительное согласие Банка России на приобретение 32% долей уставного капитала кредитной организации и будут установлены следующие ограничения: по первому участнику кредитной организации, доля участия которого в уставном капитале составит 24% (с учетом ранее приобретенных), - не более одной трети долей данной кредитной организации включительно, по второму участнику кредитной организации - не более 20% включительно и по группе лиц в целом - не более одной трети долей включительно.
В дальнейшем, на основании положений подп. 1.5.1 Инструкции ЦБ РФ N 130-И в течение срока действия решения (один год) группе лиц в этом составе не потребуется получать новое предварительное согласие Банка России при условии приобретения первым участником не более одной трети включительно уставного капитала кредитной организации и внесения в их оплату денежных средств в размере не более указанного в решении. При этом данными участниками группы лиц при приобретении долей уставного капитала этой кредитной организации одновременно должно соблюдаться указанное выше ограничение, установленное в решении по группе в целом <1>.
--------------------------------
<1> Материал получен из письма Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ от 9 июля 2007 г. N 33-2-14/3182, адресованного Ассоциации российских банков.
Для получения предварительного согласия Банка России приобретатель должен подать в соответствующее подразделение Банка России свое ходатайство, к которому должны быть приложены перечисленные в Инструкции ЦБ РФ N 130-И документы. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, когда Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным.
Банк России вправе не дать согласие на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации:
- при неудовлетворительном финансовом положении приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил;
- при наличии вступившего в силу решения суда, установившего факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства;
- в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России отказывает в согласии на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина приобретателя акций (долей) кредитной организации в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им ранее обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).
Инструкция ЦБ РФ N 130-И устанавливает специальные случаи, когда, несмотря на фактическое приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации или превышение предела приобретения акций (долей) кредитной организации, установленного в ранее полученном разрешении, приобретатель не должен получать еще одно предварительное разрешение Банка России.
5. Доли (акции) кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в валюте Российской Федерации, денежными средствами в иностранной валюте, а также путем передачи кредитной организации имущества в неденежной форме, предельный размер и состав которого устанавливаются Банком России в соответствии с п. 2 ст. 62 Закона о Банке России.
Пунктом 4.3 Инструкции ЦБ РФ N 109-И определено, что вклады в уставный капитал кредитной организации в неденежной форме могут состоять из принадлежащего учредителю на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация; принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.
Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.
Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в уставный капитал, создаваемой путем учреждения кредитной организации, не может превышать 20% уставного капитала кредитной организации (п. 4.9 Инструкции ЦБ РФ N 109-И).
6. Статья 11 Закона о банках запретила учредителям банка выходить из состав участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации с целью минимизации оттока средств из уставного капитала вновь созданной организации.
В ст. 24 Закона о банках предусмотрена обязанность кредитной организации формировать резервы (фонды) в целях обеспечения финансовой надежности кредитной организации. Перечень фондов кредитной организации и порядок их формирования определяются ее учредительными документами. Обычно кредитные организации имеют фонд основных средств, резервный и другие фонды.
III. Юридическое лицо обладает способностью от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Из ст. 5 Закона о банках вытекает, что кредитные организации вправе совершать перечисленные в ней операции и другие сделки. Эти действия совершаются кредитной организацией от своего имени. Самостоятельное участие кредитных организаций в гражданском обороте можно проиллюстрировать на примере разрешения судами споров с участием филиалов банков. Договор, заключенный филиалом банка, всегда рассматривается как заключенный от имени самого банка (см., например, п. 2 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с ответственностью коммерческих банков и их клиентуры за нарушение правил совершения расчетных операций, сообщенного письмом ВАС РФ от 11 апреля 1994 г. N С1-7/ОП-234 <1>). В этом случае в преамбуле договора в качестве стороны указывается соответствующий банк, в качестве полномочия руководителя филиала - доверенность банка - юридического лица. Иногда такие договоры оформляются неправильно. Например, в 1993 - 1994 гг. распространилась негативная практика заключения кредитных договоров от имени филиалов банков, которые, как известно, юридическими лицами не являются (ст. 55 ГК РФ). При рассмотрении споров с заемщиками эти договоры подверглись анализу арбитражными судами различных инстанций. Суды первых инстанций, как правило, признавали такие договоры незаключенными. Высший Арбитражный Суд РФ также рассмотрел возникшую проблему. Его мнение отражено в письме ВАС РФ от 2 ноября 1994 г. N С1-7/ОП-742 "О заключении договоров обособленными подразделениями" <2>. В нем указано, что при наличии надлежаще оформленных полномочий отсутствие в тексте договора указания, что договор оформлен от имени юридического лица, не может служить основанием для признания такого договора недействительным. В этом случае договор следует считать заключенным от имени юридического лица. Таким образом, банк как юридическое лицо всегда должен считаться стороной в договоре, заключенном его филиалом. При этом неважно, банк или его филиал фактически обозначен в преамбуле этого договора как сторона.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 1994. N 6.
<2> Хозяйство и право. 1994. N 12.
Право кредитной организации иметь личные неимущественные права и, в частности, фирменное наименование вытекает из ст. 7 Закона о банках.
IV. Юридическое лицо обладает способностью быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском судах. Самостоятельная процессуальная дееспособность кредитных организаций так или иначе вытекает из разных статей Закона о банках. Например, в соответствии со ст. 21 Закона о банках решения и действия (бездействие) Банка России или его должностных лиц могут быть обжалованы кредитной организацией в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами. Реализация указанного права превратит кредитную организацию в истца по делу.
V. Юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Статьей 9 Закона о банках предусмотрена самостоятельная имущественная ответственность кредитных организаций. По общему правилу кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Кредитная организация не отвечает также по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства. Вместе с тем ответственность Банка России по долгам некоторых кредитных организаций установлена Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <1>. Однако данная норма является скорее исключением, чем правилом.
--------------------------------
<1> СЗ ЦБ РФ. 2004. N 31. Ст. 3232.
Таким образом, все традиционные признаки юридического лица у кредитных организаций имеются. Однако по действующему законодательству наличия их недостаточно для того, чтобы эта организация возникла как юридическое лицо. Помимо указанных признаков необходимо присутствие еще одного, формального, факта регистрации кредитной организации в установленном порядке. Для такого вывода имеются следующие основания. В соответствии со ст. 12 Закона о банках кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным только с момента его государственной регистрации. Таким образом, без государственной регистрации организация не может приобрести статус юридического лица.
- Часть I. Формирование банковской системы современного типа
- Глава 1. Исторические основы возникновения банков
- § 1. Зарождение и развитие банковского дела
- § 2. Появление центральных банков
- Глава 2. Понятие и структура банковской системы
- § 1. Философское понятие системы и легальное определение
- § 2. Структура банковской системы Российской Федерации
- Часть II. Центральный банк российской федерации
- Глава 3. Центральный банк российской федерации
- § 1. Правовые основы деятельности Банка России
- § 2. Организация Банка России
- § 3. Место Банка России в системе органов
- Глава 4. Организаторская функция центрального банка
- § 1. Организация единой денежно-кредитной политики
- § 2. Организация налично-денежного обращения
- § 3. Организация банковской системы
- § 4. Организация системы безналичных расчетов
- § 5. Организация валютного контроля на территории
- Глава 5. Нормотворческая функция центрального банка
- § 1. Нормативные акты Банка России
- § 2. Акты Банка России ненормативного характера
- Глава 6. Функция защиты гражданского оборота
- § 1. Цели и задачи функции защиты гражданского оборота
- § 2. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- § 3. Утверждение экономических нормативов
- 10. Помимо указанных обязательных экономических нормативов Инструкция цб рф n 110-и устанавливает дополнительный экономический норматив в виде совокупной величины риска по инсайдерам банка.
- Глава 7. Банковский надзор
- § 1. Понятие и природа банковского надзора
- § 2. Субъекты и объекты банковского надзора
- § 3. Основные направления банковского надзора
- § 4. Формы банковского надзора
- Глава 8. Меры воздействия, применяемые центральным банком
- § 1. Виды и правовая природа мер воздействия,
- § 2. Штраф
- § 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных
- § 4. Ограничение на проведение кредитными организациями
- § 5. Запрет на осуществление кредитной организацией
- § 6. Запрет на открытие филиалов
- § 7. Предъявление Банком России требования
- § 8. Отзыв лицензии
- Глава 9. Центральный банк российской федерации
- § 1. Операции и иные сделки Банка России
- § 2. Банк России как юридическое лицо
- 1. Банк России - предприятие и учреждение одновременно.
- 2. Банк России - унитарное предприятие.
- 3. Банк России - некоммерческая организация, юридическое лицо особого рода.
- 4. Банк России - учреждение.
- 5. Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права.
- 6. Банк России - коммерческая организация с особым правовым статусом, совмещающая предпринимательскую деятельность с функциями органа государственной власти.
- Часть III. Государственная корпорация
- Глава 10. Правовое положение государственной корпорации
- § 1. Организационно-правовая форма Агентства
- § 2. Компетенция Агентства по страхованию вкладов
- § 3. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо
- § 4. Правовая природа Агентства по страхованию вкладов
- Глава 11. Государственная корпорация "агентство
- § 1. Цели и задачи Агентства по страхованию вкладов
- § 2. Формирование конкурсной массы
- § 3. Установление требований кредиторов
- § 4. Удовлетворение требований кредиторов
- § 5. Привлечение к ответственности лиц, виновных
- § 6. Оспаривание сомнительных сделок
- Глава 12. Государственная корпорация
- § 1. Организаторская функция
- 2. Организация информационного обслуживания вкладчиков по вопросам страхования вкладов.
- § 2. Нормотворческая функция
- § 3. Надзорная функция Агентства по страхованию вкладов
- Глава 13. Государственная корпорация
- § 1. Источники финансирования мероприятий
- § 2. Организаторская функция
- § 3. Контрольно-управленческая функция
- § 4. Нормотворческая функция
- § 5. Механизм взаимодействия Банка России
- § 6. Виды мер по предупреждению банкротства банков
- § 7. Меры по предупреждению банкротства банка,
- § 8. Административное управление проблемным банком
- § 9. Перевод проблемного банка под управление
- § 10. Соотношение мер по предупреждению банкротства банков
- Часть IV. Кредитные организации
- Глава 14. Понятие кредитной организации
- § 1. Теоретико-правовые проблемы определения термина
- § 2. Экономическое понятие кредитной организации
- § 3. Легальное определение кредитной организации (банка)
- § 4. Легальное определение кредитной организации и банка
- § 5. Понятие и виды банковских операций
- § 6. Понятие и виды иных сделок кредитных организаций
- Глава 15. Правовое положение кредитных организаций,
- § 1. Кредитная организация - юридическое лицо
- § 2. Кредитная организация - коммерческая организация
- § 3. Правоспособность кредитных организаций
- § 4. Организационно-правовая форма кредитных организаций
- § 5. Независимость кредитных организаций
- § 6. Банковский монополизм
- § 7. Наименование кредитной организации
- § 8. Публичная отчетность кредитных организаций
- § 9. Лицензирование банковской деятельности
- 1. Первичные лицензии.
- 2. Вновь созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- 3. Вторичные лицензии.
- Глава 16. Виды кредитных организаций,
- § 1. Виды банков
- § 2. Виды небанковских кредитных организаций
- Глава 17. Понятие и виды кредитных организаций,
- § 1. Понятие и виды микрофинансовых организаций
- § 2. Кредитные потребительские кооперативы
- § 3. Сельскохозяйственные потребительские
- § 4. Иные микрофинансовые организации
- § 5. Операторы перевода средств
- Глава 18. Порядок создания кредитных организаций
- § 1. Правовые основы создания кредитных организаций
- § 2. Стадия согласования фирменного наименования
- § 3. Стадия представления документов о создании
- § 4. Стадия государственной регистрации
- § 5. Стадия формирования уставного капитала
- § 6. Стадия получения первичной лицензии
- § 7. Особенности получения вторичных лицензий
- Глава 19. Прекращение деятельности кредитных организаций
- § 1. Добровольная ликвидация кредитной организации
- § 2. Принудительная ликвидация кредитных организаций
- Глава 20. Особенности несостоятельности (банкротства)
- § 1. Исторические причины появления
- § 2. Правовые основы несостоятельности
- § 3. Понятие несостоятельности кредитной организации
- § 4. Особенности процедуры несостоятельности (банкротства)
- § 5. Изменение правового положения кредитной организации
- § 6. Процедура конкурсного производства
- Часть V. Бюро кредитных историй
- Глава 21. Формирование и использование
- § 1. Предпосылки появления бюро кредитных историй
- § 2. Понятие и состав кредитных историй заемщиков
- § 3. Порядок формирования кредитных историй
- § 4. Порядок представления информации из кредитных историй
- Глава 22. Особенности правового положения
- § 1. Организационно-правовая форма бюро кредитных историй
- § 2. Предмет деятельности бюро кредитных историй
- § 3. Правоспособность бюро кредитных историй
- § 4. Создание, ликвидация и реорганизация
- § 5. Надзор за деятельностью бюро кредитных историй