logo search
Bankovskoe_pravo_Bankovskaya_sistema_Rossyskoy

§ 3. Установление требований кредиторов

и ведение реестра кредиторов

После формирования конкурсной массы АСВ как конкурсный управляющий должно произвести расчеты с кредиторами кредитной организации - банкрота. Для выполнения этой задачи Агентство обязано установить требования кредиторов в порядке, предусмотренном ст. ст. 50.28 и 50.29 Закона о банкротстве кредитных организаций и вести реестр требований кредиторов.

По общему правилу ч. 6 ст. 16 общего Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом. В изъятие из этого общего правила Закон о банкротстве кредитных организаций установил, что право и обязанность устанавливать требования кредиторов принадлежат конкурсному управляющему в порядке, предусмотренном ст. ст. 50.28 и 50.29 Закона о банкротстве кредитных организаций.

В ходе этой деятельности Агентством в 2007 г. рассмотрено около 7 тыс. требований кредиторов почти 100 банков, из них более 6,5 тыс. требований установлено. Всего по состоянию на 1 января 2008 г. установлены требовании более 26,6 тыс. кредиторов банков, ликвидационные процедуры в которых не завершены, на общую сумму 13,7 млрд. руб. Одну треть признанных требований составляет задолженность перед вкладчиками. В 2008 г. Агентством рассмотрено и установлено более 9,5 тыс. требований кредиторов почти 60 банков <1>.

--------------------------------

<1> Отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2008 год. Утвержден советом директоров Агентства 17 марта 2009 г. Протокол N 1. С. 40.

Выполнение функций по ведению реестра кредиторов банков-банкротов и установлению требований кредиторов вызывает затруднения в тех кредитных организациях, в которых на момент отзыва лицензии были нарушены или отсутствовали электронные базы бухгалтерского учета, позволяющие проанализировать историю возникновения требований и оценить их обоснованность. В 2007 г. таких банков было 11. Установление требований кредиторов в этих случаях сопряжено с обработкой большого массива архивных материалов. Указанная работа предполагает дополнительный поиск информации о кредитах из различных источников, таких как Банк России, арбитражные суды и налоговые органы. Отсутствие данных о кредиторах несостоятельной кредитной организации может образоваться по разным причинам, в том числе в результате мошеннических действий. Так, по данным АСВ, руководитель АКБ "Союзобщемашбанк", совершивший сделки, предположительно ставшие причиной банкротства банка (вывод около 80% активов на покупку неликвидных векселей и выдачу заведомо безвозвратных кредитов подставным юридическим лицам), уволился из кредитной организации за два месяца до отзыва у банка лицензии. Новый председатель правления уволил из банка практически всех сотрудников банка, в том числе имеющих право подписи финансово-хозяйственных документов, а затем направил в совет директоров заявление об увольнении по собственному желанию. Совет директоров уволил председателя правления банка в тот же день без назначения нового руководителя или лица, исполняющего его обязанности. Следующие 17 дней банк находился в состоянии безвластия. В результате назначенная затем временная администрация Банка России по управлению банком выявила отсутствие кредитно-вексельных досье по всем ссудам, отраженным на балансе банка, без которых взыскание задолженности невозможно <1>. Позитивной тенденцией является тот факт, что в 2008 г. в отличие от предыдущих лет Агентство не получало в управление банки, в которых на момент отзыва лицензии были нарушены или отсутствовали электронные базы бухгалтерского учета, позволяющие проанализировать историю возникновения задолженности кредитной организации и оценить ее обоснованность. Также в 2008 г. Агентству не пришлось восстанавливать реестры требований кредиторов. Данная ситуация зачастую возникает тогда, когда необходимая информация не передается Агентству предыдущими конкурсными управляющими (ликвидаторами) <2>.

--------------------------------

<1> Доклад заместителя начальника Экспертно-аналитического управления Департамента ликвидации банков АСВ Медведевой Ю.С., произнесенный 19 сентября 2007 г. на заседании Комиссии по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России. С. 11 - 12.

<2> Отчет государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2008 год. Утвержден советом директоров Агентства 17 марта 2009 года. Протокол N 1. С. 40.