logo
Strakhovanie_lektsii_2010

Вопрос 58. Условия страхования гражданской ответственности перевозчика

Страхование гражданской ответственности перевозчика грузов включает следующие виды: страхование ответствен­ности автоперевозчика, страхование ответственности авиа­перевозчика, страхование ответственности судовладельца.

Страхование гражданской ответственности автоперевоз­чика относится к добровольным видам страхования. В дого­вор страхования обычно включаются следующие риски: от­ветственность автоперевозчика за повреждение или гибель груза при его перевозке и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств; ответственность за ошибки и упущения служащих перед клиентами за финансовые убыт­ки последних; ответственность автоперевозчика за наруше­ния таможенного законодательства; ответственность перед третьими лицами в случае причинения вреда грузам.

Величина страховой премии зависит от установленной страховой суммы и рабочего объема цилиндра двигателя внутреннего сгорания, который установлен на автомобиле, стоимости автомобиля, срока его эксплуатации, техничес­кого состояния, грузоподъемности, а также уровня профес­сионального мастерства водителя (водительского стажа, числа лет безаварийной работы) и километража пробега ав­томобиля.

Договор страхования ответственности автоперевозчика может быть заключен с обычными коммерческими страхо­выми компаниями. За рубежом распространена форма вза­имного страхования в специализированных международных ассоциациях.

Исчисление годовой ставки премии производится в про­центном отношении к объему годового сбора платежей за перевозку (фрахт). Размер ставки страховой премии учитывает сложившиеся показатели убыточности проведения та­кого страхования» объем деятельности перевозчика, направ­ление перевозок, характер грузов, состояние автомобиль­ного парка.

Договор обычно заключается на 1 год. При страховании гражданской ответственности авиа­перевозчика страховые организации принимают обязатель­ства возместить убытки, которые страхователь в силу зако­на обязан компенсировать:

Лимиты ответственности за повреждение багажа и гру­за определяются на основании договора о перевозке и регу­лируются либо национальным законодательством, либо при международных перевозках международными соглашениями.

На российском рынке страхование ответственности авиа­перевозчика за качество предоставляемых услуг при перевозках, а также за опоздания не практикуется.

Страховое возмещение выплачивается непосредственно лицам, интересам которых был причинен ущерб.

Страхование гражданской ответственности судовладельцев — система страховой защиты владельцев, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с эксплуатацией судов (судовладельцев).

Морское страхование ответственности на сегодняшний день сложилось в систему взаимного страхования ответ­ственности судовладельцев. В настоящее время в мире дей­ствует порядка 70 клубов взаимного страхования ответствен­ности. Финансовую базу клубов составляют взносы его чле­нов, из которых формируются страховые фонды, предназ­наченные для оплаты возможных претензий к судовладель­цам — членам клуба.

В клубах взаимного страхования могут быть застрахова­ны различные виды ответственности. Каждый из клубов ограничивает свой круг ответственности только рисками, оп­ределенными в правилах этих клубов.

Клубы взаимного страхования в различных сочетаниях и объемах принимают на себя ответственность по следую­щим рискам: ответственность за потерю жизни, телесные повреждения, болезни; ответственность за столкновение с другими судами; ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим объектам; ответственность по договору буксировки; ответственность за удаление ос­татков кораблекрушения и др.

Одним из основных рисков, страхуемых клубами, явля­ется ответственность за сохранность перевозимого груза.

Клуб страхует ответственность судовладельцев за гибель, повреждение и недостачу груза или иного имущества, пере­возимого страхуемым судном, при этом правила страхова­ния клубов предусматривают возможность выбора страхо­вого покрытия:

На практике обычно судовладельцы страхуют риск не­сохранности груза в полном объеме на условиях обоих ча­стей.

Судовладелец при страховании ответственности за по­вреждение груза имеет право на возмещение дополнитель­ных расходов по выгрузке, реализации поврежденных гру­зов и сбыту обесцененных товаров сверх расходов, которые судовладелец производит обычно по договору перевозки.

Произведенные судовладельцем дополнительные расходы возмещаются клубом в размере 50% при условии, что судо­владелец не может взыскать с кого-либо еще.