16.2 Доктрины и концепции социального страхования
Особое место среди многочисленных теорий, предметом которых являются социальные, правовые и экономические аспекты страхования, занимает теория распределения и возмещения вреда. Ее автор, немецкий ученый А.Вагнер (середина XIX в.), определил цель страхования как уменьшение вредных последствий отдельных непредвиденных событий для имущества отдельного лица с помощью организации страхового учреждения.
Следует обратить внимание на принципиальные моменты данного подхода, которые в полной мере соответствуют природе социальных рисков:
страхование призвано бороться с вредными последствиями непредвиденных событий - ряд социальных рисков проявляет себя не сразу, они имеют отдаленные неблагоприятные последствия для здоровья, трудоспособности работников, а также их жизни;
необходимость организации страхового учреждения - социальные риски требуют не просто объединенных усилий работодателей и работников, но и организации специализированного, постоянно функционирующего учреждения, призванного решать комплекс задач (оценка рисков, сбор и распределение финансовых ресурсов для компенсационных выплат, а также оплаты медицинских и реабилитационных мероприятий);
важность группировки случаев для: граждан, которым угрожает одинаковая опасность, имеет существенное значение для социальных рисков, так как многообразие их видов и характеристик требует соответствующей классификации с позиции организации специализированных медицинских и реабилитационных служб, а также справедливого распределения финансового страхового бремени на страхователей.
Следует отметить широту подхода Вагнера при рассмотрении организации страхования с позиции не только коммерческого предприятия, но и «общей потребности» (что можно выразить современным правовом языком как «публичную потребность»), когда «индивидуальный момент отступает назад, социальный – вперед», и тем самым воплощает в себе идею «социальной солидарности».
Понятия «публичная потребность» и «социальная солидарность» являются краеугольными камнями основания социального страхования, так как обосновывают: «публичная потребность» - обязательный (по закону) характер участия в нем всех работодателей и самозанятых работников; «социальная солидарность» А механизмы перераспределения средств, связанных с социальными рисками, во времени (заблаговременное резервирование части заработной платы застрахованных) и между всей совокупностью застрахованных.
В данном случае такие установки в полной мере соответствуют широко известному лозунгу страхования: «все - за одного, один за всех», исполнение которого призвано реализовывать социальную функцию страхования по поддержке застрахованных лиц и недопущению бедности в случаях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Ученик А. Вагнера, Г. Пеш, рассматривал социальное страхование как форму высшей солидарности, которая только и может привести к победе над односторонним классовым эгоизмом при помощи трех средств: выравнивании интересов, любви к отечеству и религии.
Еще одна значимая теория, применимая к системе социального страхования, была предложена итальянским экономистом Гобби. В ее основе лежит категория эвентуальной потребности, которая включает в круг задач страхования, помимо необходимости возмещения прямого непосредственного имущественного вреда, покрытие других видов затрат, включая и социальные; на современном языке социального страхования - утраты дохода из-за потери нетрудоспособности вследствие болезни, несчастного случая или утраты возможности получать средства к существованию (старость, смерть кормильца).
Важным моментом теории эвентуальной потребности является идея классификации потребностей по видам (будущая, неизвестная и случайная), а также организации распределения связанных с этим затрат между множеством лиц, подверженных данным рискам.
Социально – философские доктрины солидарности, субсидиарности и доверия
Социально – философская доктрина субсидиарности (от латинского слова «субсидиум» - субсидия, помощь, поддержка), или как её ещё называют оптимальной поддержки, тесно связана с доктринами естественных прав человека и правового государства.
Предмет ее рассмотрения - распределение компетенции и властных полномочий между органами государственной власти и структурами гражданского общества. Истоки формирования данной доктрины связывают с именем Кеттелера, епископа Майнца (Германия), который в 60-е годы XIX в. разработал теоретические основы устройства федеративного государства и его взаимодействия с гражданским обществом.
Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, функций и ответственности между Отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда - основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.
В области социальной защиты этот подход реализуется в механизмах самоуправления организаций социального страхования. Привлечение основных социальных субъектов (работников и работодателей) к управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений.
В конце XIX начале XX вв. идеи субсидиарности были развиты учеными - католиками в триаде индивидуум-общество-государство, в которой высшей ценностью и самодостаточностью обладает индивидуум. Общество и государство, по их мнению, существуют только благодаря человеку и для человека. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества.
Субсидиарность означает, что каждый индивид, каждая сообщность людей должны иметь возможность осуществлять деятельность, которую они могут осуществлять.
Исходя из данных постулатов в рамках доктрины субсидиарности ставится и решается ряд взаимосвязанных вопросов по организации оптимальной поддержки членов общества:
каковы допустимые рамки вмешательства общества и государства в личную жизнь индивидуума;
каков оптимальный объем опеки государства по отношению к общественным структурам, семье и личности;
каковы механизмы обеспечения права на самоответственность личности и общественных структур, касающиеся возможности самостоятельно выполнять задачи и функции жизнеобеспечения.
Еще одной доктриной, (которая разрабатывалась О.Контом, Л.Дюги, Л.Буржуа, Э.Дюркгеймом), оказавшей существенное влияние на формирование института социального страхования, является доктрина солидарности (солидаризма). Смысловое содержание «солидарность» (от латинского «solidare»-прочно соединять, связывать) означает взаимосвязанность и взаимную ответственность индивида и общества.
Солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей.
Считается, что в любом обществе его члены взаимосвязаны, а следовательно, должны отвечать друг за друга и помогать друг другу.
Содержание и формы солидарности (семейная, профессиональная, соседская, общинная, городская, национальная) определяют внутреннюю структуру общества, то, что его несет и держит.
Социализация общества протекает в русле усиления социальных качеств человека (сострадание, сопереживание, сопричастность) как антитезы асоциальным его характеристикам (обособлению, агрессивности, враждебности). При этом солидарность в обществе в значительной степени определяется взаимосвязью различных этапов человеческого труда (О. Конт), а также разделением и кооперацией труда (Э. Дюркгейм), которые побуждают членов социальной группы в силу общественных потребностей и интересов брать на себя моральные обязательства не только не вредить другим, но и оказывать им содействие.
В одной из основных своих работ "О разделении общественного труда" Э. Дюркгейм ставит цель: доказать, что вопреки некоторым теориям разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, другими словами, выполняет интегрирующую функцию посредством социализации и объединения обществ. Для обоснования этого положения Э.Дюркгейм в своих теоретических построениях увязывает в единое целое формы организации труда, типы обществ и связующие их виды солидарности.
Общество, в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с разделением общественного труда, напоминает живой организм, и Дюркгейм называет новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, органической солидарностью. Чувство органической связи с обществом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов. При этом, если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая Солидарность»).
Одна из возможных организационных форм, которая позволяет наиболее удачно смягчать антагонистические противоречия труда и капитала, по мнению Э.Дюркгейма,- профессиональные корпорации, которые являются прообразом новых органов общественной солидарности.
Привнесение идеи солидарности в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Л. Дюги к выводам о взаимной социальной зависимости людей и вытекающей из нее социальной норме (всякий социальный акт, нарушающий социальную норму, обязательно вызывает протестную социальную реакцию), которая способствует объединению людей в общности и структуры гражданского общества.
Одной из базовых ценностей этого комплекса солидарных взаимоотношений в обществе является доверие, которое, по представлению Ф. Фукуямы, выступает в качестве ключевого понятия ("trust") и условий возможного сотрудничества между гражданами, социальными институтами и государством.
Это связано с тем, что в арсенале средств и механизмов социального страхования имеются наиболее простые и понятные формы социальной коммуникации на уровне личностных взаимоотношений (работник - работодатель - страховая организация), которые призваны защитить человека от рисков, сопряженных с рыночной экономикой, и адаптировать его к условиям организации хозяйственной жизни.
Экономические и социальные успехи стран с «высоким уровнем доверия» (Япония, Германия, США и ряда других), по мнению Ф. Фукуямы, были достигнуты в условиях, когда действия государства лишь дополняли и координировали развитие структур гражданского общества, основывавшихся на принципах доверия, например, обществ взаимного страхования, кооперации и т.д. Для стран с низким уровнем доверия, к которым многие отечественные и зарубежные исследователи (Н. Карамзин, И. Ильин, Ф. Фукуяма) относят и Россию, характерными являются внутренняя «десоциализация общества» - неуважение к жизни и личности человека, недостаток ответственности на всех уровнях, эгоистическая клановость и корпоративизм с криминальным оттенком. Преодолеть деконструктивные черты и свойства характера «закрытого общества» (выражаясь словами К. Поппера) можно с помощью взращивания элементов сотрудничества и взаимодействия, например, применяя технологии социального страхования.
По мере усвоения и развития культуры социального страхования (самоответственности и солидарной взаимопомощи) достигаются и цели более высокого уровня: снижение давления материальной нужды, повышение качества трудовой жизни, трансформация рутинной трудовой жизни в содержательные, творческие и социально защищенные ее формы.
Доктрины и концепции Международной организации труда
В своих базовых документах - Уставе, декларациях, конвенциях, рекомендациях - МОТ создала стройную систему рекомендаций по организации национальных систем социальной защиты. В их числе: определение целей и принципов социальной защиты; ролевые функции государства и социальных субъектов; определение уровней социальных гарантий; организационные, финансовые и правовые механизмы.
В круг важнейших целей социального обеспечения, и в частности социального страхования, МОТ относит:
гарантированную и адекватную замену утраченного дохода, реализацию права на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономическую устойчивость и равные возможности;
гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания;
наличие гарантированных основных финансовых ресурсов.
Позиция МОТ по системе социального страхования состоит в том, что по сравнению с другими методами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты имеет ряд важных преимуществ:
вовлечение трудящихся (от которых требуется внесение взносов) - материально и морально - в процесс защиты их здоровья и трудоспособности;
создание специализированных (а потому и высокоэффективных) страховых учреждений, занимающихся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием, предоставлением денежных выплат, которые обеспечиваются одной и той же организацией;
гарантия определенных прав (и, соответственно, сохранение самоуважения у делающих взносы), что защищает от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;
гарантия выплат путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода сообразно страховым (актуарным) расчетам.
Высокий и надежный уровень социальной защиты, который достигается в социальном страховании, обеспечивается гарантиями основных финансовых ресурсов. Это подразумевает наличие усилий основных социальных субъектов (работодателей и работников) по повседневному проведению в жизнь комплекса мер, включающих обязательное сочетание механизмов обеспечения минимального уровня пособий и механизмов возмещения утраченного заработка.
- Содержание
- 19.3 Специальные нормативные акты, регулирующие обязательное
- 1 Понятие, предмет и метод страхового права
- 1.1 Страховые и иные отношения в сфере страхования
- 1.2 Понятие и предмет страхового права
- 1.3 Метод страхового права
- 2 Страхование: сущность и характер страховых отношений
- 2.1 Понятие и сущность страхования. Функции и принципы страхования. Характер страховых отношений
- 2.2 Реальные страховые отношения и их отличия от сходных с ними отношений
- 2.3 Классификация страхования
- 3 Социально- экономическое значение страхования
- 3.1 Страхование - как экономическая категория страховой защиты общественного производства
- 3.2 Экономическая категория страхования как способ страховой защиты
- 3.3 Экономическое содержание и взаимодействие личного и социального страхования
- 3.4 Значение инвестиционной деятельности в страховании
- 4 Система страхового права. Источники страхового права, их классификация
- 4.1 Понятие системы страхового права и ее структурные элементы
- 4.2 Источники страхового права и их классификация
- 4.3 Специфика действующего страхового законодательства
- 5 Страховые правоотношения
- 5.1 Действие норм страхового права, условия их реализации
- 5.2 Понятие страхового правоотношения
- 5.3 Классификация страховых правоотношений
- 6 Договор страхования – основа возникновения и реализации страховых правоотношений
- 6.1 Понятие договора страхования, основные черты и связь с правилами страхования
- 6.2 Основное содержание договора страхования
- 6.3 Случаи и условия изменения или расторжения договора страхования
- 7 Организация страхового дела
- 7.1 Цель и задачи организации страхового дела в Российской Федерации
- 7.2 Понятие и разновидности страхового рынка
- 7.3 Организационно-правовые формы страхования в разновидности страховых организаций
- 7.4 Финансовые основы страховой деятельности страховых компаний
- 7.5 Цель и основные функции государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела
- 7.6 Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
- 8 Имущественное страхование
- 8.1 Необходимость страхования имущества граждан в условиях рыночных отношений
- 8.2 Понятие имущественного страхования
- 8.3 Добровольное страхование домашнего имущества граждан
- 8.4 Взаимные обязательства сторон и порядок выплаты страхового возмещения
- 8.5 Страхование строений
- 8.6 Страхование транспортных средств
- 9 Страхование ответственности: сущность и виды
- 9.1 Понятие и сущность страхования ответственности
- 9.2 Страхование ответственности в России
- 9.3 Виды страхования ответственности
- 10 Личное страхование
- 10.1 Понятие, особенности и правовое обеспечение личного страхования
- 10.2 Страхование жизни
- 10.3 Страхование на случай смерти
- 10.4 Смешанное страхование жизни
- 10.5 Страхование от несчастных случаев
- 10.6 Страхование детей от несчастных случаев
- 10.7 Страхование пассажиров
- 11 Страхование предпринимательской деятельности
- 11.1 Понятие предпринимательской деятельности, особенности предпринимательства. Объекты риска предпринимательской деятельности
- 11.2 Предпринимательский риск и виды страхования предпринимательских рисков, применяемых на практике
- 11.3 Понятие, сущность и назначение страхования коммерческих рисков
- 11.4 Страхование ответственности предприятия
- 11.5 Особенности страхования от убытков вследствие перерывов в производстве
- 11.6 Условия страхования финансовых рисков
- 11.7 Страхование кредитных рисков
- 11.8 Страхование банковских рисков
- 12 Страхование профессиональной ответственности в сфере оказания медицинских услуг
- 12.1 Понятие, сущность и значение медицинской услуги
- 12.2 Особенности состава правонарушения как основания ответственности за вред, причиненный медицинской услугой
- 12.3 Особенности страхования профессиональной ответственности
- 12.4 Содержание и проблемы реализации правил страхования профессиональной ответственности за вред, причиненный при оказании медицинских услуг
- 13 Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 13.1 Основные понятия, виды и задачи медицинского страхования
- 13.2 Обязательное медицинское страхование
- 13.3 Добровольное медицинское страхование
- 13.4 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Система медицинского страхования
- Часть 3 утратила силу (в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации) — Указ Президента рф от 24.12.93 №2288.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
- Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
- 14 Сущность и принципы организации обязательного и добровольного страхования
- 14.1 Понятие, сущность и принципы организации обязательного страхования
- 14.2 Понятие, сущность и принципы организации добровольного страхования
- 14.3 Субъекты, объекты и обязательства сторон страховых отношений
- 14.4 Процесс развития страхового рынка
- 15 Перестрахование. Виды договоров перестрахования
- 15.1 Сущность и основные функции перестрахования
- 15.2 Понятие и содержание договора перестрахования
- 15.3 Виды договоров перестрахования
- 15.4 Пропорциональное, непропорциональное перестрахование. Ретроцессия. Активное и пассивное перестрахование
- 15.5 Направления дальнейшего развития перестрахования. Сострахование
- 16 Социальное страхование
- 16.1 Понятие и система социального страхования. Сущность социального страхования
- 16.2 Доктрины и концепции социального страхования
- 16.3 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
- 17 Итоговый тест по дисциплине «Страховое право»
- 18 Список основных терминов
- 19 Правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере страхования
- 19.1 Нормативные акты общего действия
- 19.2 Специальные нормативные акты, регулирующие обязательное страхование (негосударственное)
- 19.3 Специальные нормативные акты, регулирующие обязательное государственное страхование
- 20 Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины
- 20.1 Обязательная литература
- 20.2 Дополнительная литература
- 21 Методические указания по написанию контрольной работы по дисциплине «Страховое право»
- 1 Сроки исковой давности в перестраховании
- 2 Задача