logo
учебное пос страховое 2

Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования

Статья 26. Регулирование отношений субъектов медицинского страхования

Отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, за­ключенных между субъектами медицинского страхования.

Споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.93 №4741-1).

Статья 27. Ответственность сторон в системе медицинского страхования

За отказ предприятий, учреждений, организаций и иных хо­зяйствующих субъектов независимо от форм собственности от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, за сокрытие или занижение сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам страховых взносов применяются финан­совые санкции. Уплата штрафа и (или) пени не освобождает страхователя от обязательств по медицинскому страхованию. При взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Фе­деральный и территориальные фонды обязательного медицин­ского страхования пользуются правами, предоставленными на­логовым органам Российской Федерации по взысканию не вне­сенных в срок налогов.

Медицинские учреждения в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации и условиями договора несут ответ­ственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахован­ной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию ме­дицинских услуг.

Страховая организация несет правовую и материальную от­ветственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Материальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.

Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организа­циями производится в порядке и сроки, предусмотренные дого­вором между ними, но не позднее месяца с момента представле­ния документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицин­ского страхования.

За необоснованный отказ в заключении договора обязатель­ного медицинского страхования страховая медицинская органи­зация может по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием (в ред. Закона РФ от 02.04.93 №4741-1).

Статья 28. Право страховой медицинской организации на воз­мещение расходов

Страховая медицинская организация имеет право требовать от юридических или физических лиц, ответственных за причи­ненный вред здоровью гражданина, возмещения ей расходов в пределах суммы, затраченной на оказание застрахованному ме­дицинской помощи, за исключением случаев, когда вред причи­нен страхователем.

Медицинское страхование граждан, выезжающих за рубеж.

Личное страхование туристов относится к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая.

Основными страховыми событиями, на случай которых произ­водится медицинское страхование туристов являются: от несча­стного случая, страхование от болезней, страхование на случай смерти или гибели. Личное страхование в туризме имеет опре­деленную специфику, а перечень страховых событий достаточно широк.

Что же нужно знать туристу, намеревающемуся совершить тур поездку за границу? Прежде всего не воспринимать страхо­вание как ненужный, навязываемый товар. А затем определить­ся, где страховаться, кому отдать предпочтение, на кого можно рассчитывать в трудную минуту (при страховом случае).

В настоящее время около 150 страховых компаний в Москве и около 15 в Санкт-Петербурге предлагают услуги по страхова­нию туристов, выезжающих за рубеж. Страховой взнос зависит от комплекса услуг компании, от суммы страхового покрытия, которую выбирает для себя турист, и от условий той страны, куда он направляется. Причем некоторые страховые компании начали работу по расширению диапазона своей деятельности, предлагая не только медицинские страховки, но и юридическую поддержку и защиту по гражданским делам, так как непредви­денные ситуации имеют место в ряде арабских стран, где суще­ствуют законы, традиции и обычаи, не всегда известные и по­нятные европейцу.

Существуют две принципиально разные схемы действия стра­ховщика при наступлении страхового случая:

  1. возмещение страхователю (застрахованному) расходов, по­несенных им в результате наступления страхового случая, по воз­вращении в Россию (при условии представления им соответст­вующих документов);

  2. предоставление страхователю (застрахованному) бесплат­ных (для него) услуг, оплату которых в пределах суммы страхо­вого покрытия, определенной в полисе, осуществляет зарубеж­ный страховщик в соответствии с документами, представленны­ми ему организацией, которая оказала эти услуги.

Сегодня в чистом виде ни одна из этих схем не действует. Страховщику иногда приходится возмещать стоимость расходов на медикаменты. Ни одна российская страховая компания в настоя­щий момент не может своими силами обеспечить предоставление услуг экстренной помощи российским гражданам за рубежом. По­этому сложилась практика работы российских страховщиков со­вместно с иностранными партнерами, которые и обеспечивают предоставление таких услуг. Иностранные партнеры представлены компаниями, являющимися либо страховыми, либо сервисными и страховыми, либо сервисными, страховыми и перестраховочными одновременно. Основным условием соглашений с подобными компаниями является передача им отечественным страховщиком в перестрахование определенного процента ответственности и соот­ветственно передача такого же процента страховой премии (как показывает практика, в пределах 65—95%).

Под медицинским страхованием туристов, выезжающих за ру­беж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхо­вание на случай внезапного заболевания или телесных поврежде­ний, полученных страхователем (застрахованным) в результате несчастного отучая, происшедшего во время пребывания за гра­ницей. Однако если человек, выезжающий за границу на относи­тельно длительный срок (более 2—3 месяцев), пытается реально оценить экстренные ситуации, в которых он или его семья могут оказаться по воле случая, то ему необходимо заранее позаботить­ся о дополнительных услугах, которые ему могут потребоваться.

За рубежом медицинское обслуживание для иностранных гра­ждан платное и дорогое. Например, самая простая операция по удалению аппендицита, включая четырехдневное пребывание в госпитале, необходимые анализы и обследования стоят, как ми­нимум, 15 000 долл. США, а если учесть расходы на внеплано­вое содержание туриста в отеле, питание, транспорт и проч., то эта сумма приблизится к стоимости недельного обслуживания всей тургруппы. У наших сограждан, как правило, нет должного количества средств для получения необходимого обеспечения при несчастном случае, что вызывает определенные коллизии.

Российский страховой рынок очень оперативно отреагировал на отмечающийся в последнее время рост спроса на страхование туристов, и в этом секторе рынка даже возникла некоторая кон­куренция.

Турист как клиент страховой организации заинтересован в том, чтобы в случае необходимости помощь была оказана ему как можно быстрее и на должном уровне. Не последнюю роль в этом играет то, с какими страховыми или сервисными органи­зациями за рубежом сотрудничает российский страховщик.

Отечественные страховые компании, продающие полисы страхования, в настоящее время прибегают к помощи систем assistance, т.е. российский страховщик напрямую или через по­средника заключает договор с фирмой, специализирующейся на организации предоставления медицинской помощи и прочих ус­луг. Перечень предоставляемых услуг очень разнообразен, вплоть до продления визы и обмена билетов. Например, крупная и ста­рейшая (работает с 1959 г.) французская компания-assistance GESA (Groupe Europen S.A.) обеспечивает предоставление клиен­ту юридической помощи и передачу сообщения родственникам. GESA может организовать возвращение и отправку багажа по другому адресу или помощь в случае потери документов, а также обеспечить возвращение детей застрахованного лица (если нужно, с сопровождающим). Полисы этой компании продают «РОСНО», «Планета-фонд», «Европолис», «МЕДАСО». GESA наиболее ак­тивно продвигает свои услуги на российском рынке. Чтобы полу­чить право пользования ее сетью и продажей соответствующих полисов, страховщику достаточно обратится к «Русскому перестраховочному обществу» — посреднику GESA в России. Терри­тория страхового покрытия — все страны мира, кроме республик бывшего СССР. Обеспечивается также продажа нескольких видов полисов с различным спектром услуг, включая «минимальные полисы» с льготными тарифами.

По договоренности с партнером российский страховщик оп­ределяет объем услуг, предоставляемых по полису. Вся ответст­венность за обеспечение заявленных услуг ложится на плечи компании-assistance, а расчеты между партнерами — аванс или плата за услуги — «по факту» производятся по соглашению.

Каждая компания-assistance располагает сетью, которая со­стоит из дежурных центров и бюро, расположенных в регионах, на которые распространяется действие полиса. При наступлении страхового случая клиент должен позвонить в один из дежурных центров, телефоны которых указаны на идентификационной карточке или полисе. Дежурный центр передает вызов в бли­жайшее к клиенту бюро, которое занимается непосредственной организацией услуги и подтверждает, что все расходы будут оп­лачены. В принципе, чем больше у компании дежурных центров и бюро, тем быстрее она сможет организовать помощь клиенту.

Все компании-assistance, предлагающие свои услуги россий­ским страховщикам (и соответственно российским клиентам), считаются солидными. Европейские страны охвачены ими в дос­таточной степени. Но если вы едете за пределы Европы, поста­райтесь выяснить в страховой компании, сколько бюро имеет ее иностранный партнер в регионе, который вы намерены посетить.

Гарантом качественного обслуживания клиентов АСК «Ивента») («Eventa») за рубежом служит одна из наиболее авторитетных в Европе компаний медассистанса — «Roland assistance» (Герма­ния). Полис АСК «Ивента» надежно перестрахован в трансна­циональном страховом пуле «И-Эс-Джи» (ESG) с капиталом свыше 100 млрд долл. США. В консорциум ESG (European Specialty Group Medical Consortium) входят такие крупные страхо­вые и перестраховочные компании, как Mercantile & General, Toronto # Union Re, Zurich # Skandia International, Stockholn # CNP Assurances и др.

Заключив договор о перестраховании со столь мощным стра­ховым пулом, АСК «Ивента» имеет возможность предложить своим клиентам полисы международного стандарта с исключи­тельно высоким страховым покрытием — от 65 тыс. до 155 тыс. долл. США, низкими суточными тарифами (от 0,5 долл.), широ­ким возрастным диапазоном (от 0 до 76 лет!), 50%-ными скидка­ми для детей (до 18 лет).

В 50 странах мира имеются бесплатные телефоны для связи с Центром поддержки ESG-Roland assistance. При наступлении страхового случая следует позвонить русскоговорящему опера­тору (телефоны указаны в полисе). При этом клиент не участвует в материальных расчетах по медицинскому обслуживанию, транс­портировке и репатриации больного туриста, эвакуации авто­транспорта и др.

Еще одним вариантом страхования медицинских расходов может быть покупка полисов с долевым участием одной из за­падных страховых компаний. Такие полисы продает московская страховая компания «Руслан», которая делит ответственность с германской «Colonia», полисы которой лучше всего приобретать выезжающим на территорию Германии.

Другой схемой пользуется московская страховая компания «Союзник». Она продает страховые полисы, дающие право на об­служивание в «Объединенной сети больниц» (GHMSI). По срав­нению со схемой assistance страхование в «Союзнике» имеет одно преимущество: желающий воспользоваться медицинской помощью может без предварительной договоренности с дежурным центром отправиться в одну из больниц, перечень которых указан на об­ратной стороне полиса. Такое страхование удобно только в том случае, если больница GHMSI будет находиться в том городе, который вы намерены посетить и если у вас будет возможность до нее добраться.

Схемы страхования, предлагаемые «Русланом» и «Союзни­ком», в отличие от страхования assistance, не предполагают обяза­тельное обращение клиента в дежурное бюро. Однако, как пока­зывает практика, при наступлении страхового случая клиенту все-таки приходится это делать (например, если врач не принимает гарантии «Colonia» или клиент потерял список больниц GHMSI).

И здесь возникает общая для всех страховщиков проблема. Чаще всего фирма все равно окажет помощь, но не исключен и отказ. Во втором случае обязательно требуйте подтвердить отказ письменно. Этот документ даст право потребовать у страховщика возвращения страхового платежа. В противном случае страховая компания не обратит никакого внимания на ваше заявление.

Полисы страхования медицинских расходов не рассчитаны на лечение клиента. Иностранцы, по крайней мере европейские гра­ждане, предпочитают лечиться дома. Вот почему все компании, занимающиеся обеспечением страхования, стремятся как можно быстрее привести клиента в транспортабельное состояние и от­править домой. Как показывает практика, эту задачу удается ре­шить за 3—4 дня, что обходится примерно в 5 тыс. долл. Поэтому полиса с таким лимитом ответственности будет вполне достаточ­но. Если лимит ответственности по репатриации, перевозке и прочим услугам отдельно не предусмотрен, то можно купить по­лис с более широким общим лимитом.

Если за границей с вами не случится ничего серьезного, но необходимость посещения врача все же возникнет, учтите: не­смотря на наличие полиса, поликлиническое лечение придется оплачивать самому туристу. Расход можно будет возместить в пред­ставительстве фирмы-партнера страховщика или уже по возвра­щении в Россию. «Союзник» и «Ингосстрах» всегда оплачивают расходы на амбулаторное обслуживание только после возвраще­ния клиента.

Некоторые российские граждане зачастую рассчитывают при­обрести полис страхования медицинских расходов, чтобы поехать за границу и полечиться. Но лечить серьезные болезни вряд ли удастся, поскольку хронические заболевания не являются стра­ховыми.

Следует особо подчеркнуть, что при медицинском страхова­нии туристов к страховым событиям относятся кратковремен­ные, неожиданные и непреднамеренные заболевания (отравле­ния, травмирования и т.п.) и только в местах, предусмотренных турпутевкой и при проведении мероприятий, отраженных в ту­ристском маршруте. Например, отравление признается в каче­стве страхового события, если оно получено только в местах пи­тания, предусмотренных турпутевкой, а не в случайных барах, кафе и т.п.

Кроме того, страховыми событиями при медицинском стра­ховании туристов не могут считаться болезни хронического, ин­фекционного и рецидивного заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, туберкулезные и др.).

Поскольку страхование туристов в нашей стране является де­лом сугубо добровольным и потенциальный турист может приоб­рести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, зани­мающихся страхованием туристов, то он перед турпоездкой должен обязательно поинтересоваться условиями страхования, где подроб­нейшим образом изложено, по каким страховым событиям произ­водится страхование. И если турист нарушит или не выполнит хо­тя бы одно из перечисленных условий, страховщик оставляет за собой право невыплаты страховой суммы. В условиях медицин­ского страхования потенциальных туристов указываются такие санкции, на которые не распространяется страховая ответствен­ность. Например, к санкциям на случай болезни, несчастным слу­чаям и смерти (гибели) относятся умышленные действия туриста (употребление алкоголя или наркотиков, участие в драках, митин­гах, шествиях, производство самострелов, самоубийство).

Иностранные туристы из большинства стран дальнего зарубе­жья, прибывающие в Россию, как правило, имеют обязательную по законодательству страны проживания медицинскую страховку или специально приобретенный по случаю поездки туристский страховой полис. Консульства развитых стран проявляют завид­ную заботу о гражданах своей страны и принимают весьма энер­гичные действия при несчастном случае или непредвиденных об­стоятельствах.

При приеме туристов из стран ближнего зарубежья, а также Монголии, Китая, Турции вполне возможно возникновение не­доразумений, вызванных отсутствием страхового полиса. Медицинское обслуживание в нашей стране может быть оказано ино­странным туристам по программе, соответствующей бесплатно­му лечению, но репатриация незастрахованного туриста на его родину в большинстве случаев производится за их счет.

При возникновении непредвиденных обстоятельств или не­счастного случая с иностранным туристом следует вызвать вра­ча. При необходимости — доставить пострадавшего в больницу, сообщить о случившемся в милицию, обязательно составить Со­ответствующий акт, подтверждающий место, время и обстоя­тельства происшествия. Кроме того, нужно немедленно сооб­щить в консульство или посольство страны по принадлежности туриста и дать оперативное сообщение направляющей турфир­ме. При наличии страхового полиса следует информировать о случившемся аварийного комиссара страховой фирмы по теле­фону, указанному в страховом полисе, сообщив номер полиса.

Потенциальные туристы, собираясь в туры, должны знать, что хотя медицинского освидетельствования при заключении договора не требуется, однако страховые выплаты не произво­дятся при обострении хронических, инфекционных и психиче­ских заболеваний, что указывается в условиях страхования (до­говоры страхования не заключаются лишь с неработающими инвалидами 1-й группы).

Что же это за условия страхования? Стандартный договор ме­дицинского страхования предусматривает (и вы подтверждаете это личной подписью), что отправляясь в путешествие, вы нахо­дитесь в добром здравии, не имеете физических недостатков и не немощны, а также не подвержены хроническим или реци­дивным заболеваниям. Некоторые наши граждане наивно пола­гают, что имея медицинскую страховку, можно в лучших кли­никах Запада сделать себе пластическую операцию, обзавестись зубными протезами или родить ребенка — и все это за счет страховщика. Они ошибаются. Единственное исключение из перечисленных ситуаций — преждевременные роды или помощь при внезапном осложнении течения беременности. Страховая фирма оплатит вам расходы на лечение только в случае внезап­ной болезни или травмы, которые вы не спровоцировали сами.

В связи с потерей здоровья в результате несчастного случая или иных повреждений организма (отравление, простуда, «сол­нечный удар» и т.п.) застрахованному туристу выплачивается часть страховой суммы, независимо от выплат по социальному страхованию (бюллетени), пенсионному обеспечению и сумм — в порядке возмещения вреда за счет виновников потери здоро­вья. При этом размеры выплат варьируют в зависимости от сте­пени повреждения организма, количества дней нетрудоспособ­ности, а также от страховой компании, так как процентные ставки страховых выплат у разных компаний разные — от 10 до 16 долл. за 14 дней, от 20 до 34 долл. за 31 день и от 38 до 86 долл. за 59 дней, т. е. цена зависит от условий страхования и иностран­ной компании, чей полис продается. В случае гибели или смер­ти туриста выплачивается полная страховая сумма.

Наибольшие трудности при выполнении обязательств стра­хования туристов возникают из-за того, что потерпевший не ос­ведомлен заранее о необходимых мерах, которые он должен предпринять в данных обстоятельствах. Направляющие фирмы СНГ обычно избегают оговаривать вопросы страхования в дого­ворах с интурфирмами, заведомо обрекая своих туристов на не­разрешимые проблемы в случае серьезных ситуаций. Поэтому наиболее разумным является приобретение самими гражданами страховки соответствующей страховой компании, предостав­ляющей услуги в данной стране.

При оформлении приглашений на деловые поездки или ин­дивидуальный туризм следует точно указывать, кто из сторон несет расходы по страхованию. Если страховку оформляет интурфирма, необходимо предъявлять договор или гарантию фир­мы. Обычно эти документы требуются при оформлении виз консульскими отделами посольств.

Туристы, направляющиеся в зарубежные турпоездки через сис­тему ВАО «Интурист», в соответствии с генеральным соглашени­ем между акционерными обществами «Интурист» и «Ингосстрах» считаются застрахованными от несчастного случая с покрытием медицинских и иных расходов; расходов, связанных с аннулиро­ванием туристской поездки перед выездом за границу, а также с преждевременным возвращением из-за границы по причинам: смерти, болезни или травмы страхователя, а также членов его се­мьи (застрахованных); чрезвычайных мер администрации по мес­ту работы туристов, подтвержденных документально; получения вызова для выполнения воинской обязанности; форс— мажорных обстоятельств; выдачи неверно оформленных документов. Такое страхование близко по содержанию к типовому туристскому стра­ховому полису, предлагаемому туристу за рубежом.

Первые возможные неожиданности ждут туристов в некоторых посольствах при получении въездной визы в ряд западных стран (Германия и Франция), где их попросят, например, предъявить медицинский страховой полис. Так, для поездки в Германию придется приобрести полис с лимитом ответственности не менее 25 000 долл. В случае приобретения полиса с большим лимитом покрытия имеет смысл обратить внимание не только на его стои­мость, но и на перечень услуг, предоставляемых при возникнове­нии страхового случая.

Правоотношения туристов со страховыми организациями (стра­ховщиками) оговариваются конкретно в условиях страхования на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией индивидуально по согласова­нию с Росстрахнадзором в рамках общих правил страхования и действующего законодательства.

  1. Страховыми событиями являются: несчастный случай, бо­лезнь, смерть или гибель туриста, обращение туриста в медицин­ское учреждение с целью оказания ему медпомощи в связи с не­счастным случаем или заболеванием в течение действия договора.

  2. Страховая сумма (страховое покрытие) и страховые взносы страхователей определяются страхователем и страховщиком по обоюдному согласованию.

  3. Исковая давность для обращения страхователя по вопросу болезни или травмы к страховщику ограничивается сроками дей­ствия турпутевки, но не более действия заключенного договора.

  4. Оплате подлежат: лечение в стационаре, кроме расходов на дополнительные удобства (телевизор, телефон и т.д.); услуги, предоставляемые медицинским персоналом, включая услуги хи­рурга и анестезиолога; диагностические услуги; перевозка скорой помощи; приобретение выписанных врачом лекарств; перевозка пациента в Российскую Федерацию или репатриация останков.

  5. Страховая сумма выплачивается страхователю или по его распоряжению — любому юридическому или физическому лицу.

Методические указания по изучению обязательного и добровольного медицинского страхования

Изучение студентами данной темы необходимо начать с вопросов, касающихся основных понятий, видов и задач медицинского страхования.

Студент должен дать понятие страхования, которое он сможет найти в ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 г. № 1499-1.

Необходимо выделить виды страхования, указать их особенности, отличия, указать их особенности, отличия, выделить субъектов страхования каждого вида.

После этого студент должен обозначить основные права и обязанности граждан в системе медицинского страхования, а также права и обязанности страхователя в системе медицинского страхования.

При раскрытии данного вопроса нужно обозначить место медицинских учреждений в системе медицинского страхования, а также их права и обязанности.

Студент при изучении данного вопроса должен определить и запомнить термины и определения:

- медицинское страхование;

- доходы по обязательному медицинскому страхованию;

- расходы по обязательному медицинскому страхованию.

При затрагивании студентом вопроса, касающегося того, кто может быть страховыми медицинскими организациями, нужно обратить внимание на следующий моменты:

- формы собственности и организационно-правовые нормы для деятельности страховых медицинских организаций;

- получение лицензии на право заниматься данным видом деятельности;

- на основании какого документа, и в каком порядке заключается договор МС.

Следующим вопросом следует рассматривать обязательное медицинское страхование. Вначале следует определиться с понятием ОМС, затем указать субъектный состав. При изучении данного вопроса студенту необходимо ознакомиться с положениями ФЗ «О страховании граждан в РФ».

Также необходимо иметь представление о том, что представляет собой программа ОМС, нужно ознакомиться с современным положением ОМС в РФ, основными направлениями и тенденциями его развития.

Далее в изучении данной темы раскрывается вопрос о добровольном медицинском страховании (ДМС). Здесь также необходимо выделить вопросы, касающиеся самого понятия ДМС, его положение в РФ, выделить субъектов ДМС.

Необходимо затронуть вопросы, касающиеся программы ДМС.

Заключительным вопросом, подлежащим изучению в данной теме, является вопрос о федеральном фонде ОМС, в котором следует дать определение федерального фонда ОМС, выделить его основные задачи. Студент указывает источники финансовых средств фонда ОМС, основные направления расходов средств из фондов ОМС.

В итоге изучения темы студент должен уяснить для себя следующие вопросы:

- система медицинского страхования;

- обязательное медицинское страхование;

- добровольное медицинское страхование;

- федеральный фонд ОМС.

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Что такое медицинское страхование, и какие виды его выделяют?

  2. Что в медицинском страховании является «интересом» страхователя?

  3. Какие нормативные акты регулируют вопросы медицинского страхования?

  4. На основы чего осуществляется медицинское страхование?

  5. Какие задачи стоят перед медицинским страхованием?

  6. Согласно какому Закону РФ обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью Росгосстраха?

  7. Какой характер имеет обязательное медицинское страхование?

  8. Что предусматривает программа обязательного медицинского страхования?

  9. Каковы основные причины введения и внедрения ОМС?

  10. За счет чего (каких взносов) образуются фонды ОМС?

  11. Что такое добровольное медицинское страхование (ДМС), что оно обеспечивает гражданам и на какие виды делится?

  12. Какой вид ДМС преобладает в РФ?

  13. Кто такие страховые медицинские организации, и какова их цель?

  14. На чем строится деятельность страховых медицинских организаций?

  15. Какими правами и обязанностями наделена СМО для осуществления своих задач?

  16. Что такое медицинское учреждение и каковы основания их существования?

  17. Как устанавливаются тарифы на медицинские и другие услуги и размеры страховых взносов по ДМС?

  18. Каковы общие задачи ОМС и ДМС?

  19. Что является объектом ДМС?

  20. Чем является федеральный фонд ОМС, и какие основные задачи он выполняет?

  21. Как определяется ответственность сторон в системе медицинского страхования?

Тесты контроля качества знаний студентов

Тест 1

Согласно ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», обязательное медицинское страхование – это часть:

а) Государственного социального страхования;

б) Государственного страхования;

в) Государственного добровольного страхования.

Тест 2

Страхователями, которые оплачивают страховые услуги, являются:

а) неработающие граждане;

б) только работающие граждане;

в) оба варианты верны.

Тест 3

Программа ОМС предусматривает:

а) минимально необходимый перечень медицинских услуг;

б) максимально необходимый перечень медицинских услуг;

в) возможный перечень услуг.

Тест 4

Внедрение ОМС дает возможность пациенту:

а) выбрать медицинское учреждение и врача;

б) получить бесплатную медицинскую помощь;

в) оба варианта верны.

Тест 5

Фонды ДМС образуются за счет:

а) добровольных страховых взносов предприятий и организаций;

б) добровольных страховых взносов индивидуальных лиц;

в) оба варианты верны.