12.1 Понятие, сущность и значение медицинской услуги
Среди всех видов страхования в России одним из самых разработанных в законодательстве является страхование гражданской ответственности различных категорий лиц, которые в силу специфики своей профессиональной деятельности могут причинить вред третьим лицам. К одной из таких категорий относятся физические и юридические лица, оказывающие медицинские услуги.
Проблемы страхования, возникающие в указанной сфере, вызваны несовершенством правового регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного в результате оказания медицинских услуг. Эта проблема становится более актуальной и в связи с тем, что в последние годы наряду с государственными медицинскими организациями все больше стало появляться различных частных клиник и частнопрактикующих врачей. Новейшие исследования в области медицины привели к применению новых методов, способов и средств в лечении различных заболеваний (например, лазерная хирургия глаза, безоперационное лечение геморроя, мануальная терапия, лапароскопия, гомеопатия и т.п.), в косметологии лица и тела (избавление от лишних жировых отложений путем вакуумного отсоса, коррекция форм тела, устранение целлюлита путем термитной обработки частей тела и т.п.), в других сферах здравоохранения.
В связи с тем что данные методы и средства не получили достаточно широкого распространения, в нашей стране сдерживается развитие практической базы для подготовки специалистов, обладающих достаточной квалификацией для применения этих способов лечения. В условиях нехватки специалистов новые методы применяются и осуществляются недостаточно квалифицированными врачами, что нередко влечет причинение вреда пациентам. Поэтому все более острым становится вопрос о возмещении причиненного вреда в данной сфере деятельности и об ответственности за его причинение.
Внимание к рассматриваемой проблеме вызвано тем, что, с одной стороны, лица, причиняющие вред в данной сфере, нередко оказываются не в состоянии исполнить возникшие деликтные обязательства из-за отсутствия финансовых возможностей, а с другой — исполнение этих обязательств значительно уменьшает их доходную базу и, следовательно, сужает сферу оказания медицинских услуг.
В условиях формирования рыночных отношений и развития частного сектора экономики, ухудшения здоровья населения и возрастания потребности в оказании медицинских услуг проблема зашиты интересов участников этих отношений может быть решена посредством совершенствования правового регулирования отношений в сфере страхования профессиональной ответственности, в том числе ответственности за вред, причиненный в результате оказания медицинских услуг.
В соответствии с ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779). Таким образом, под услугой понимается совершение не каких-нибудь, а определенных действий (деятельности), удовлетворяющих потребности заказчика. Эти потребности выражаются, как правило, в конкретном результате (получение знаний, информации, посредничество и т.п.).
Особого рода услугу представляет собой медицинская услуга. Специфика состоит в том, что ее реализация связана с воздействием на органы (на их функциональную способность) человека, части его тела, на состояние здоровья. В большинстве случаев физические лица, пациенты обращаются за медицинской услугой (помощью), когда уже причинен вред здоровью или функциональные изменения в организме привели к нездоровью. При подобных обстоятельствах определенность действий по оказанию услуги для пациента состоит в восстановлении его здоровья (приведении его в нормальное биофизиологическое состояние). Для услугодателя медицинская услуга состоит в совершении таких определенных действий, выполнение которых должно привести к желаемому пациентом результату.
Однако такого рода услуга обладает особой социальной ценностью, поскольку и действия по ее предоставлению, и результат являются не только средством удовлетворения интересов человека, но связаны с его жизнью и здоровьем. При этом ценность услуги определяется не только тем, что каждый человек является личностью, частью социального образования, но и тем, что он представляет собой часть производительных сил общества.
Медицинская услуга — это разновидность профессиональных услуг, которые может предоставить и оказать не каждый; Многообразие видов заболеваний и отклонений здоровья от нормы, а также забота государства и общества о человеке с давних времен требовали специализации и профилизации в оказании медицинских услуг, в связи с чем к их оказанию законом предъявляются особые, повышенные профессиональные требования. Законодатель устанавливает специальную правоспособность юридических и физических лиц, предоставляющих и (или) оказывающих медицинскую услугу. Для осуществления профессиональной деятельности в сфере оказания услуг юридические лица обязаны получить лицензию, а физические лица для осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица кроме лицензии должны иметь соответствующий диплом о наличии специального образования, сертификат специалиста и определенный стаж работы по указанной специальности.
Несмотря на то что услуга носит нематериальный характер и осуществляется не в сфере материального производства, она имеет особую потребительскую стоимость как и всякий другой товар. Из-за потребительской стоимости этот труд получил специфическое название «услуга».
Специфика медицинской услуги, отличающая ее от любого другого товара, заключается в том, что ее результат не имеет натурально-вещественной формы (как правило, он неосязаем, невидим, его невозможно создать впрок, он не подлежит ни хранению, ни перемещению, им нельзя распорядиться). Затруднена и оценка качества услуги, которое зависит не только от профессионализма услугодателя, но и от индивидуальных особенностей пациента. В связи с этим довольно сложно дать какие-либо гарантии пациенту. Эти особенности не всегда позволяют не только специалисту, но и самому клиенту оценить по достоинству качество услуги.
Специфика оказания услуг в отличие от купли-продажи товаров или подряда на выполнение работ значительно увеличивает взаимные риски участников указанных отношении и усложняет оценку услуг.
Медицинские услуги ввиду своей чрезвычайной неоднородности не могут быть абсолютно унифицированы. Вместе с тем общие признаки, объединяющие отдельные виды медицинских услуг, поддаются выделению. Так, выделяются диагностические, лечебные, смешанные мероприятия. Они различаются по объему: манипуляции, процедуры (сеансы), вмешательства. Эти мероприятия различаются по методам проведения, объему лечебного воздействия, содержанию, степени соответствия содержания и объема, по другим параметрам.
Учитывая особую ценность объекта услуги — здоровье, законодатель устанавливает обязательность ее соответствия требованиям государственных стандартов, санитарных норм и правил, других нормативных актов, положения которых предусматривают режим безопасности медицинской услуги. При этом имеется в виду, что данные требования адресованы не к субъекту, осуществляющему конкретные действия, а к содержанию самих действий.
Режим безопасности медицинской услуги — это перечень того, от чего следует воздерживаться при совершении действий и осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья. С развитием науки и практики этот перечень постоянно дополняется новыми обязательными для выполнения требованиями.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», обязывающим сертифицировать потенциально опасные для жизни и здоровья граждан услуги, Госстандартом РФ разработана система сертификации услуг, которая постоянно развивается и совершенствуется. Особую сложность для сертификации представляет разработка технологии осуществления медицинских услуг. Несмотря на то, что эта деятельность представляет собой повышенную опасность, унификация ее технологии недоступна.
При рассмотрении содержания медицинской услуги нельзя не уделить внимания вопросам ее результата и качества. Под результатом обычно понимается итог работы, деятельности, каких-либо действий. Результатом медицинской услуги является то, что достижимо при надлежащем ее исполнении, а также то, на что вправе рассчитывать потребитель-пациент. Профессиональная услуга обеспечивается соответствующими знаниями, навыками и умениями исполнителя. При этом ожидается, что согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ при той степени заботливости и осмотрительности какая от него требуется по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Надлежащий результат медицинской услуги трудно поддается формализации, а иногда — в зависимости от состояния пациента — вовсе не подлежит формализации. Поэтому, оценивая медицинскую услугу, следует говорить не о надлежащем результате, а о надлежащем ее исполнении (осуществлении). Кроме того, сам по себе результат услуги может быть значительно отдален от момента ее завершения.
Фактически наступивший результат в сравнении с ожидаемым может быть удовлетворительным идя неудовлетворительным, полным или неполным. Он может быть недостижимым в связи с особенностями индивидуальной реакции организма, Будучи при этом надлежащим итогом. Нельзя признать услугу ненадлежащей, если исполнителем выполнены все те действия, которые могли быть и должны были быть выполнены, но ожидаемый пациентом результат не был достигнут.
Услуга может не принести пользы или быть низкого качества и, следовательно, ненадлежащей, если: исполнитель предпринял не те действия или не предпринял должных при данных обстоятельствах действий; действия осуществлены не должным образом или не в должном объеме; действия совершены не в тот срок, который для этого может и должен быть предусмотрен обстоятельствами конкретной ситуации; действия совершены в отношении не того лица, которому они должны быть адресованы.
Не может быть признана ненадлежащей услуга, если причиненный ею вред возник вследствие действий, соответствующих специальным требованиям и нормам нравственности, а вероятность его наступления была объективно неустранима: Однако при неизбежности подобного риска требуется согласие пациента, которое может быть получено при его обязательной и соответствующей информированности.
Таким образом, медицинская услуга состоит в совершении совокупности должных действий и, следовательно, представляет собой меру должного поведения, а результатом медицинской услуги является возможное и достижимое состояние здоровья пациента.
Рассматриваемые особенности медицинской услуги, возможность ее вредоносного результата для жизни и здоровья пациента порождают необходимость разработки особых требований к исполнителям этой услуги (знания, мастерство, квалификация) и технологии её осуществления.
Медицинская услуга в отличие от других видов профессиональной деятельности ориентирована на особое благо — здоровье человека. Восстановление здоровья осуществляется различными способами воздействия на организм, в том числе инвазивными (с нарушением целостности, покровов, проникающими) и неинвазивными (непроникающими).
Сущность «профессиональной» услуги при оказании медицинской помощи заключается в соответствии лечебно-диагностического процесса объективным потребностям состояния здоровья пациента, а также требованиям врачебного искусства и профессионального мастерства врача. При этом неотъемлемой частью медицинской услуги является использование диагностических или лечебных средств (аппаратуры, оборудования, инструментария, лекарственных средств, расходных материалов и т.п.). Учитывая, что медицинская услуга может иметь потенциально вредоносные последствия, законодатель устанавливает особые требования к лицензированию медицинской деятельности. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. №350, требования адресованы юридическим и физическим "лицам независимо от организационно-правовой формы их деятельности и формы собственности соответствующих образований. Наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации юридического лица, регистрационный орган должны быть представлены ведения о профессиональной подготовке специалистов, осуществляющих лицензируемую; медицинскую деятельность, данные о нормативно-техническом оснащении для выполнения соответствующих видов данной деятельности. Выдаче лицензии предшествует рассмотрение представленных документов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности требованиям, установленным нормативными документами.
Особые требования предъявляются к непосредственному исполнителю медицинской услуги. Разрешение на профессиональную медицинскую деятельность могут получить лишь лица, окончившие медицинские и фармацевтические учебные заведения и имеющие соответствующий диплом о профессиональном образовании, квалификации и специальности./Для того чтобы заниматься деятельностью, требующей дополнительной подготовки, надо пройти курсы специализации и получить сертификат специалиста (Положение «О порядке допуска к осуществлению профессиональной деятельности» — приложение к приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19 декабря 1994 г.).
Обеспечивая защиту граждан, законодатель устанавливает обязательность соответствия услуги требованиям государственных стандартов, СНиП, других нормативных актов (в частности, Закону РФ «О сертификации продукции и услуг»). Потенциальная опасность причинения вреда при оказании медицинских услуг требует установления режима их безопасности, который состоит в совокупности бесспорных требований к совершению профессиональных действий. Причем имеются в виду требования не к субъекту исполнения услуги, а к ее объекту, т.е. к самим действиям по оказанию услуги. Это означает, что режим безопасности медицинской услуги должен определяться перечнем того, от чего следует воздерживаться при совершении действий и осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья. Данный перечень устанавливается нормативными актами. В части, не урегулированной правовыми нормами, должны действовать профессиональные медицинские правила, которые содержат непреложные истины. Их нарушение в процессе оказания медицинской услуги как следствие неизбежно ведет к нанесению вреда здоровью.
Рассмотренные особенности объекта правоотношения по оказанию медицинской услуги, ее субъектного состава, возможная неопределенность и негарантированность ожидаемого результата, потенциальная вредоносность услуги неизбежно должны учитываться и при установлении правового режима ответственности за вред, возникший в результате оказания медицинских услуг, а также при определении условий и порядка защиты участников рассматриваемых правоотношений.
- Содержание
- 19.3 Специальные нормативные акты, регулирующие обязательное
- 1 Понятие, предмет и метод страхового права
- 1.1 Страховые и иные отношения в сфере страхования
- 1.2 Понятие и предмет страхового права
- 1.3 Метод страхового права
- 2 Страхование: сущность и характер страховых отношений
- 2.1 Понятие и сущность страхования. Функции и принципы страхования. Характер страховых отношений
- 2.2 Реальные страховые отношения и их отличия от сходных с ними отношений
- 2.3 Классификация страхования
- 3 Социально- экономическое значение страхования
- 3.1 Страхование - как экономическая категория страховой защиты общественного производства
- 3.2 Экономическая категория страхования как способ страховой защиты
- 3.3 Экономическое содержание и взаимодействие личного и социального страхования
- 3.4 Значение инвестиционной деятельности в страховании
- 4 Система страхового права. Источники страхового права, их классификация
- 4.1 Понятие системы страхового права и ее структурные элементы
- 4.2 Источники страхового права и их классификация
- 4.3 Специфика действующего страхового законодательства
- 5 Страховые правоотношения
- 5.1 Действие норм страхового права, условия их реализации
- 5.2 Понятие страхового правоотношения
- 5.3 Классификация страховых правоотношений
- 6 Договор страхования – основа возникновения и реализации страховых правоотношений
- 6.1 Понятие договора страхования, основные черты и связь с правилами страхования
- 6.2 Основное содержание договора страхования
- 6.3 Случаи и условия изменения или расторжения договора страхования
- 7 Организация страхового дела
- 7.1 Цель и задачи организации страхового дела в Российской Федерации
- 7.2 Понятие и разновидности страхового рынка
- 7.3 Организационно-правовые формы страхования в разновидности страховых организаций
- 7.4 Финансовые основы страховой деятельности страховых компаний
- 7.5 Цель и основные функции государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела
- 7.6 Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
- 8 Имущественное страхование
- 8.1 Необходимость страхования имущества граждан в условиях рыночных отношений
- 8.2 Понятие имущественного страхования
- 8.3 Добровольное страхование домашнего имущества граждан
- 8.4 Взаимные обязательства сторон и порядок выплаты страхового возмещения
- 8.5 Страхование строений
- 8.6 Страхование транспортных средств
- 9 Страхование ответственности: сущность и виды
- 9.1 Понятие и сущность страхования ответственности
- 9.2 Страхование ответственности в России
- 9.3 Виды страхования ответственности
- 10 Личное страхование
- 10.1 Понятие, особенности и правовое обеспечение личного страхования
- 10.2 Страхование жизни
- 10.3 Страхование на случай смерти
- 10.4 Смешанное страхование жизни
- 10.5 Страхование от несчастных случаев
- 10.6 Страхование детей от несчастных случаев
- 10.7 Страхование пассажиров
- 11 Страхование предпринимательской деятельности
- 11.1 Понятие предпринимательской деятельности, особенности предпринимательства. Объекты риска предпринимательской деятельности
- 11.2 Предпринимательский риск и виды страхования предпринимательских рисков, применяемых на практике
- 11.3 Понятие, сущность и назначение страхования коммерческих рисков
- 11.4 Страхование ответственности предприятия
- 11.5 Особенности страхования от убытков вследствие перерывов в производстве
- 11.6 Условия страхования финансовых рисков
- 11.7 Страхование кредитных рисков
- 11.8 Страхование банковских рисков
- 12 Страхование профессиональной ответственности в сфере оказания медицинских услуг
- 12.1 Понятие, сущность и значение медицинской услуги
- 12.2 Особенности состава правонарушения как основания ответственности за вред, причиненный медицинской услугой
- 12.3 Особенности страхования профессиональной ответственности
- 12.4 Содержание и проблемы реализации правил страхования профессиональной ответственности за вред, причиненный при оказании медицинских услуг
- 13 Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 13.1 Основные понятия, виды и задачи медицинского страхования
- 13.2 Обязательное медицинское страхование
- 13.3 Добровольное медицинское страхование
- 13.4 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Система медицинского страхования
- Часть 3 утратила силу (в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации) — Указ Президента рф от 24.12.93 №2288.
- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
- Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
- Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
- 14 Сущность и принципы организации обязательного и добровольного страхования
- 14.1 Понятие, сущность и принципы организации обязательного страхования
- 14.2 Понятие, сущность и принципы организации добровольного страхования
- 14.3 Субъекты, объекты и обязательства сторон страховых отношений
- 14.4 Процесс развития страхового рынка
- 15 Перестрахование. Виды договоров перестрахования
- 15.1 Сущность и основные функции перестрахования
- 15.2 Понятие и содержание договора перестрахования
- 15.3 Виды договоров перестрахования
- 15.4 Пропорциональное, непропорциональное перестрахование. Ретроцессия. Активное и пассивное перестрахование
- 15.5 Направления дальнейшего развития перестрахования. Сострахование
- 16 Социальное страхование
- 16.1 Понятие и система социального страхования. Сущность социального страхования
- 16.2 Доктрины и концепции социального страхования
- 16.3 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
- 17 Итоговый тест по дисциплине «Страховое право»
- 18 Список основных терминов
- 19 Правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере страхования
- 19.1 Нормативные акты общего действия
- 19.2 Специальные нормативные акты, регулирующие обязательное страхование (негосударственное)
- 19.3 Специальные нормативные акты, регулирующие обязательное государственное страхование
- 20 Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины
- 20.1 Обязательная литература
- 20.2 Дополнительная литература
- 21 Методические указания по написанию контрольной работы по дисциплине «Страховое право»
- 1 Сроки исковой давности в перестраховании
- 2 Задача