11.7. Международное регулирование фондовых рынков.
Регулирование инвестиционной деятельности в странах – членах Европейского Союза (ЕС; European Union, EU) осуществляется в рамках единого правового пространства и основано на следующих принципах:
Верховенства права ЕС по отношению к праву государств-членов;
Прямое действие норм права ЕС, регулирующих различные виды общественных отношений в государствах - участниках Союза;
Интеграция норм права ЕС в национальные правовые системы государств-членов;
Юридическая защита права ЕС Судом Европейских Сообществ.
Комплексность отраслевого регулирования отдельных видов общественных отношений, достигаемая путем приведения норм права ЕС и норм национального права государств -членов Союза в единую систему на основе общих принципов.
Важное значение для регулирования инвестиционной деятельности в странах ЕС имела Директива 1993 года «Об инвестиционных услугах в области сделок с ценными бумагами» (Директива об инвестиционных услугах, Investment Services Directive, ISD).
Действие Директивы 1993 года распространялось главным образом на инвестиционные фирмы, т.е. организации, деятельность которых заключается в предоставлении инвестиционных услуг, а именно:
1) брокерских услуг,
2) осуществлении сделок с ценными бумагами от своего имени (в качестве принципала по сделке),
3) активной деятельности на рынке ценных бумаг, влияющей на его формирование («market making»),
4) управлении портфелями ценных бумаг,
5) страховых услуг при сделках с некоторыми видами ценных бумаг,
6) профессиональных консультаций по вопросам инвестиций,
7) хранении и управлении пакетами ценных бумаг,
8) услуг андеррайтинга.
Директива об инвестиционных услугах начала процесс стандартизации регулирующих правил для рынков капитала в ЕС и трех государств вне ЕС, являющихся частью Европейской экономической зоны - Исландии, Лихтенштейна и Норвегии.
Директива об инвестиционных услугах не требует специального лицензирования кредитных организаций для оказания ими инвестиционных услуг. Инвестиционная деятельность кредитных организаций подпадает под действие общих мер пруденциального надзора, предусмотренных Директивой об инвестиционных услугах.
Основные результаты принятия Директивы 1993 года заключались в следующем:
Достигнут компромисс между системой универсальных банковских услуг и системой разделения банков на коммерческие и инвестиционные;
Произошло объединение регулятивных подходов различных правовых систем стран – членов ЕС в единую систему регулирования рынка финансовых услуг.
Вместо Директивы об инвестиционных услугах 1993 года в апреле 2004 года была принята Директива 2004/39/ЕС «О рынках финансовых инструментов» (Директива о финансовых рынках; The Markets in Financial Instruments Directive, MiFID)37, которая имеет обязательный характер для государств-членов ЕС.
Принятие директивы представляет собой часть плана ЕС по созданию единого панъевропейского рынка финансовых инструментов и услуг.
В соответствии с данной Директивой инвестиционными считаются следующие услуги или виды деятельности38:
1) получение и передача приказов в отношении финансовых инструментов;
2) выполнение поручений от имени клиентов; заключение сделок за свой счет;
3) управление портфелями ценных бумаг;
4) инвестиционное консультирование;
5) андеррайтинг финансовых инструментов и/или размещение финансовых инструментов с обязательством их выкупа;
6) размещение финансовых инструментов без обязательств по их выкупу;
7) управление многосторонними торговыми системами.
Директивой установлено, что инвестиционные услуги могут оказывать не только специализированные фирмы, но и банковские учреждения.
Универсализация банковской деятельности предполагает получение соответствующей лицензии и соблюдение требований к уставному капиталу; руководителям фирмы и ее акционерам (владельцам существенных долей в капитале).
Одним из важных результатов принятия Директивы о рынках финансовых инструментов стало сближение законодательства разных государств ЕС, которое существенно способствует снятию административных барьеров для движения капитала из одной страны в другую.
После принятия Директивы национальное регулирование рынков капитала в странах ЕС сохраняется лишь в части «экстренного» регулирования в случае кризисов. Упрощается и возможность работы в странах ЕС филиалов брокерских, страховых и инвестиционных компаний из других стран MiFID.
Директива устанавливает унифицированные требования к предоставлению единого для ЕС пакета информации по каждому конкретному финансовому инструменту и хранению информации о сделках, а также уточняет требования к операциям с новыми финансовыми инструментами. Существенно увеличивается степень защиты инвесторов. Пакет MiFID содержит механизм прямой компенсации инвестору со стороны инвесткомпаний в случае нарушений правил директивы.
В соответствии с требованиями Директивы ЕС о рынке финансовых инструментов инвестиционные фирмы обязаны предоставлять клиентам и потенциальным клиентам информацию об инвестиционной фирме и ее услугах, а также о кредитной организации, банке-кастодиане и аудиторе, с которыми у инвестиционной фирмы заключены соответствующие договоры.
К основным организационным требованиям, предъявляемым Директивой к инвестиционным компаниям, можно отнести:
Требования к механизмам внутреннего контроля;
Требования к процедурам оценки рисков;
Требования к процедурам контроля и защиты информационных систем;
Требования к административным процедурам.
Одно из принципиальных новшеств Директивы касается так называемых альтернативных торговых систем (alternative trading systems, ATS)39. MiFID дает зеленый свет новым альтернативным системам торгов, которые наравне с традиционными биржами предоставляют инвесторам де-юре одинаковые возможности. Считается, что АТС отличаются большей скоростью и надежностью в обработке и исполнении запросов. Де-факто Директива MiFID объявила свободную конкуренцию на финансовых рынках.
Директива регламентирует открытость биржевых сделок: о факте совершения транзакции стороны должны сообщать в течение 3 минут. Исключение составляют сделки с крупными пакетами ценных бумаг.
Среди нововведений MiFID и общие правила о защите прав потребителя. Например, брокер должен оценивать пригодность инвестиционных портфелей, предлагаемых клиенту; новый акт укрепляет позицию потребителя в случае конфликта интересов.
Кроме того, с 1 ноября 2007г. фондовые брокеры смогут претендовать на освобождение от гербового сбора (stamp duty) по сделкам с акциями на любом рынке, который регулируется MiFID, даже не являясь членами этого рынка и не отчитываясь о торговых сделках перед этим рынком.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- Глава 1. Понятие брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Организация взаимодействия с организаторами торговли и инфраструктурными институтами.
- Глава 2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- Глава 3. Фондовая биржа
- Правовые основы брокерской и дилерской деятельности. Договоры купли-продажи, поручения, комиссии, агентские договоры.
- I. Общие положения
- II. Регистрируемые документы организатора торговли
- III. Допуск к участию в торгах
- IV. Допуск ценных бумаг к торгам
- V. Порядок проведения торгов
- VI. Осуществление контроля и мониторинга
- VII. Раскрытие и предоставление информации
- VIII. Хранение и защита информации
- Глава 2. Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.
- Правила профессиональной этики
- Правила добросовестной деятельности
- Рекламная деятельность
- Глава 4. Маржинальные сделки. Сделки Репо.
- Глава 5. Организация бэк-офиса. Ведение внутренних регистров учета и виды отчетности.
- Глава 6. Внутренний контроль профессионального участника.
- I. Общие положения
- II. Организация внутреннего контроля
- III. Требования, предъявляемые к контролеру
- IV. Функции контролера
- V. Права и обязанности контролера
- VI. Отчетность контролера
- VII. Порядок рассмотрения обращений, заявлений и жалоб
- VIII. Особенности осуществления внутреннего контроля
- IX. Обязанности руководителя
- Глава 7. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов,
- Глава III. Организация деятельности
- Глава 8. Налогообложение операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами
- Глава 9. Часть 1. Основы технического и фундаментального анализа ценных бумаг Основы фундаментального анализа
- Модели и методы оценки стоимости акций
- Критерии, используемые для отбора акций
- Фундаментальный анализ облигаций
- Основы технического анализа
- Графический технический анализ
- Индикаторный технический анализ
- Сравнение фундаментального и технического анализа
- Часть 2. Финансовые вычисления и оценка доходности ценных бумаг Простые и сложные проценты. Эффективная и номинальная процентные ставки
- Современная стоимость денег, дисконтирование. Текущая стоимость аннуитета
- Финансовые вычисления по облигациям. Общие положения
- Бескупонные (дисконтные) облигации
- Облигации с выплатой процентов и номинала в конце срока
- Аннуитеты (облигации без погашения)
- Облигации с фиксированным купоном
- Реализованный процент
- Акции Дивидендная доходность акций
- Часть 3. Основы рынка производных инструментов. Общая характеристика рынка производных инструментов
- 3) Нижняя граница премии американского опциона пут. Раннее исполнение американского опциона пут
- Часть 4. Принципы управления портфелем ценных бумаг.
- Ожидаемый риск портфеля
- Оценка эффективности управления портфелем
- Глава 10. Методы оценки рисков инвестиций в ценные бумаги.
- Глава 11. Развитие международной практики компаний по ценным бумагам (брокеров-дилеров) и инвестиционных банков
- 11.1. Классификация мировых финансовых рынков.
- Развитые и формирующиеся рынки
- Рынки, основанные на банках и на ценных бумагах
- 11.2. Фондовый рынок сша.
- 11.3. Фондовый рынок Великобритании.
- 11.4. Фондовый рынок Японии.
- 11.5. Фондовый рынок Германии.
- 11.6. Фондовый рынок Франции.
- 11.7. Международное регулирование фондовых рынков.
- 11.8. Международные саморегулируемые организации.
- 11.9. Основные принципы и проблемы внедрения мсфо.